Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Юлия Александровна, давайте поговорим сегодня о дружеских отношениях. Что важно знать родителям о дружбе детей в школе? Предлагаю начать с начальных классов.
– Очень интересная тема, потому что современные дети нуждаются в том, чтобы их учили дружить. Не так давно мы с дочкой проводили небольшое исследование, идея его проведения возникла в связи с тем, что дети первого и второго классов практически не общались друг с другом на темы, не связанные с уроками. Учитель обратила внимание, что дети неинтересны друг другу, и они ждут, когда можно уйти из школы, чтобы посещать какие-то другие кружки и занятия, где вроде бы начнется их дружба. Когда мы закончили наше исследование, то оказалось, что дети никого в классе не считали своим другом. Мы проделали работу, связанную с тем, чтобы научить детей дружить. Прежде всего такая работа была проведена с родителями. Мы организовывали в классе игры и мероприятия, где детям приходилось взаимодействовать, узнавать таланты и способности друг друга. Конечно, это скрепило их и сделало отношения более разнообразными и яркими. Теперь дети общаются не только в школе, но и в выходные дни, а игры на переменах проходят более дружно и интересно.
– А почему Вы озаботились этой проблемой, неужели так важно дружить? Может быть, ничего страшного, если ребенок приходит в школу, учится и уходит домой?
– Вообще, очень важно дружить. Я думаю, что поколение людей, которое на себе почувствовало, что такое дружба, может подтвердить: именно в этом взаимодействии мы чувствуем поддержку, возможность обратиться за помощью, безопасность и принадлежность. А в школе, где может возникнуть очень много стрессовых непредвиденных ситуаций, быть рядом с другом, в кругу людей, которые готовы оказать тебе помощь, очень здорово.
– Если дети в первом и втором классах не дружат, значит, на генетическом уровне это свойство у ребенка не заложено?
– Действительно, несмотря на то, что потребность в общении является очень важной социальной потребностью и ребенок с рождения испытывает ее, нуждается в общении, потребность в дружбе не возникает на каком-то генетическом или спонтанном уровне. Ребенок начинает понимать, что дружить – это выгодно, потому что можно у кого-то попросить списать домашнее задание, кому-то можно позвонить и уточнить,когда прийти на урок, может быть, пригласить сходить в школьные кружки, куда одному ходить не очень комфортно. Получается, что дружба – это процесс взаимодействия чуть более сложный, чем просто общение. За дружбой стоят обязательства: сегодня – ты со мной, завтра – я с тобой. Дружба – более длительный процесс взаимодействия, чем просто общение, которое может прекратиться в любой момент. Мы замечаем, что именно в дружбе возникают своего рода претензии: ты меня променял на кого-то, ты стал дружить с тем, с кем я бы не хотел, чтобы ты дружил. То есть в дружбе выделяется ряд более сложных аспектов, нежели в общении как таковом.
– Значит, учиться дружить нужно. А как это делать? На каких примерах? Кто учителя? В школе есть учитель, который покажет, как писать, считать и рисовать, а кто же научит детей дружить?
– Первые учителя, конечно, родители. Исследователями замечено, что если в семье родители не приветствуют дружбу, у них мало друзей, они мало общаются, то чаще всего этот процесс взаимодействия для ребенка становится очень трудным, и ребенок не умеет дружить. В школе такие дети чувствуют себя очень изолированно и одиноко. Часто они не понимают, почему им так плохо и что нужно для этого сделать.Родители не страдают оттого, что они ни с кем не общаются. Тогда родителям детей, которые не имеют друзей, нужно специально обратить внимание на то, как дружит ребенок. Может быть, организовать для него общение в домашних условиях с его одноклассниками. Например, пригласить их на день рождения ребенка и посмотреть, что это за ребята, как ребенок с ними взаимодействует и, может быть, подсказать, как лучше взаимодействовать, с кем общаться, как подбирать интересные занятия и т.д.
Если у родителей есть друзья, то ребенок смотрит на то, как родители общаются со своими друзьями и, перенимая и копируя этот опыт, привносит в общение со своими друзьями. Другой путь – это чтение литературы о дружбе, о друзьях, о том, как дружба помогает справиться с какими-то трудными обстоятельствами. Еще можно использовать разного рода мероприятия, где ребенок будет взаимодействовать с большим кругом сверстников или детей разного возраста, и подсказать ребенку: «Познакомься с мальчиком. Спроси, как его зовут? Спроси: он пришел сюда с родителями? Что ему интересно?» Можно помочь ребенку начать общение, заинтересоваться другим человеком, увидеть в нем какой-то непохожий для себя вариант, новизну и «добавить»в свою копилочку знакомых и интересных людей.
– Вы сказали про непохожесть и новизну, а если ребенок-тихоня начнет дружить с активным ребенком, может быть, даже проказником? Как относится к этому?
– Чаще всего так и случается. Как ни странно, и это удивляет родителей в первую очередь, ребенок выбирает себе друга, который не похож на него самого. Здесь психология видит определенный момент компенсации, то есть ребенок берет себе в друзья человека, способности которого позволяют приобрести для себя что-то полезное. Поэтому я смотрю на это спокойно. Тот друг, который сейчас есть у ребенка, дает ему то, чего ему недостает, то, что является значимым, важным. Может быть, где-то этот ребенок-тихоня за руку с бойким другом преодолеет какие-то препятствия, добьется того, чего он сам ни за что бы не совершил. Это здорово! И наоборот, друг-проказник, у которого есть друг-тихоня, может остановить себя в каких-то действиях и не совершить их, потому что его осторожный друг не позволил это сделать. Поэтому дружба между непохожими детьми – это действительность, и я считаю, что родителям нужно смотреть на нее без волнения, необходимо понять, почему же ребенок выбрал именно такого друга?
– Какие рекомендации Вы бы дали нашим уважаемым зрителям по поводу того, как правильно учить дружить ребенка?
– Все идет из семьи, поэтому первое, с чего я хочу начать, это рекомендация родителям дружить с кем-то, видеть интерес в других семьях, людях и понимать, что дружба – это необходимое состояние безопасности и нужности. Второе – дружить со своим ребенком, быть с ним на одной волне, в диалоге, стараться понимать его, пытаться в семье организовывать пространство для того, чтобы ребенок мог дружить с кем-то. Приглашайте детей к себе домой, наблюдайте за их играми, взаимодействием. Может быть, вы специально организуете быт ребенка так, чтобы находилось время для общения со сверстником. Если у ребенка возникли трудности, например, с ним никто не дружит, или он не хочет дружить, то обязательно обсуждайте это с ним. Если самим не удалось ответить на волнующий вопрос относительно дружбы, то можно обращаться к психологу.
– Юлия Александровна,а кого можно считать другом?
– Друг – это в первую очередь человек, который независимо от времени и обстоятельств будет реагировать на твою проблему или успех. Это человек, которому хочется доверять какие-то тайны или сложные случаи. Друг – это носитель какой-то информации и определенного знания, умеющий себя вести со своим товарищем, потому что он настроен на него. Это человек, который способен ради другого на какие-то подвиги и поступки, он терпелив, участлив, умеет переживать и действовать не в своих интересах, а в интересах другого, близкого человека.
Ведущий: Тимофей Обухов
Расшифровка: Людмила Моисеева
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Православный словарь. Нравственный идеал
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 10 мая 2024
Благая часть. 10 мая 2024
Читаем Добротолюбие
Читаем Добротолюбие
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!