Союз онлайн: Четверть часа

21 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ: домашнее образование. Гость студии: доктор психологических наук Юлия Токарева. Ведущий Тимофей Обухов.

– Юлия Александровна, мы продолжаем говорить на тему дошкольного и школьного образования. Сегодня наша передача коснется темы домашнего образования. После предыдущих выпусков поступило очень много вопросов, касающихся именно домашнего образования. В связи с чем возникла такая ситуация? Расскажите, пожалуйста.

– Действительно, тема домашнего обучения детей на сегодняшний день стала очень популярной. С одной стороны, это связано с тем, что сейчас домашнее обучение разрешено родителям, и они видят в нем возможность индивидуального подхода к ребенку, возможность организовать обучение в соответствии с его способностями. Многие родители считают ребенка талантливым, иногда даже гениальным и благодаря домашнему, индивидуальному подходу видят возможность развития всех его способностей.

С другой стороны, домашнее обучение очень давняя традиция. На Руси было престижно иметь какого-то человека или нескольких, которые бы приходили и занимались с ребенком. И ребенок действительно имел возможность развиваться всесторонне. Есть еще такой момент, когда современные родители не могут выполнить требования школы, когда ребенок неуправляемый, а родители устают слушать жалобы и замечания на него и говорят о том, чтобы перевести ребенка на домашнее обучение, раз школа справиться не может, то есть попробовать его обучать немного в другом режиме.

Собственно говоря, предоставление таких возможностей и предоставление родителям выбора обучать ребенка в массовой школе или дома привело к тому, что современные родители начинают выбирать домашнее обучение. Но здесь на сегодняшний день столько вопросов и столько плюсов и минусов, что очень важно об этом рассказать родителям, которые задумываются о домашнем обучении или уже приняли решение обучать ребенка на дому.

– Юлия Александровна, если родители задумываются о том, чтобы ребенка перевести на домашнее обучение, наверное, стоит выяснить вопрос, а какие показания должны быть для обучения? Ведь одного желания недостаточно?

– Абсолютно верно. Для начала скажу, что в Российской Федерации каждый ребенок имеет право на обучение, и, руководствуясь буквой закона, мы понимаем, что самое главное, чтобы ребенок обучался. Соответственно, наше Министерство образования разработало закон, в котором четко прописано, при каких условиях ребенок может быть рекомендован для домашнего обучения. Самое первое условие – состояние здоровья, то есть если ребенок по состоянию здоровья не может посещать общеобразовательную школу. Именно формат того, что он не может посещать школу, является ключевым. Хотя и сейчас наши школы в целях инклюзивного образования пытаются оснастить классы специальными лестницами и оборудованием, чтобы ребенок мог в любом состоянии попасть в школу, но не каждая школа имеет эти возможности.

Если ребенок особенный, ему нужны особенные условия, а в школе по месту жительства этого нет, тогда готовят документы (перечень документов есть в Интернете на сайте Министерства образования), собирают показания от врачей, то есть справки специалистов о том, что ребенку нужны специальные условия, с просьбой разрешить домашнее обучение. Это самый первый пункт и, на мой взгляд, практически единственный, за который родитель может зацепиться, потому что в других обстоятельствах нужно смотреть на то, чтобы массовая школа помогала ребенку раскрыться, а не воспринимать это как мешающий фактор.

Второй момент, который тоже присутствует, когда родители пишут заявление на домашнее обучение, тот, если видны неординарные способности ребенка. Например, он заметно опережает сверстников по уровню своего восприятия и понимания материала, и это настолько очевидно, что педагоги школы, которые уже начали его обучать (соответственно, домашнее обучение мы не рассматриваем, пока ребенок не пошел в школу вообще), замечают, что действительно ребенок опережает сверстников, что ему важно развивать свои способности, не останавливаться на достигнутом, и дают такое разрешение. Но здесь нужно, чтобы ребенок прошел ряд испытаний, они называются «тесты достижений», которые показывают, что действительно уровень ребенка заметно выше. Мы не можем в силу возраста посадить его в другой класс, соответственно, приходят педагоги, которые работают с ним индивидуально и идут вслед за его развитием, помогая ему с опережением, может быть экстерном, окончить школу.

Третий момент – когда ребенок асоциальный, неуправляемый и доставляет массу трудностей педагогу и одноклассникам. В таких случаях школа и родители говорят: «А может быть, выбрать какой-то другой формат обучения, чтобы изолировать такого ребенка от класса?» И школа подписывает документы на домашнее обучение. Здесь у родителей огромная задача: обучая ребенка на дому, не упустить и вопрос его дисциплины, научить его вести себя в обществе.

Это три момента, на которые следует обратить внимание, ключевой из них – состояние здоровья ребенка.

Юлия Александровна, если ребенок не подходит под эти три варианта, но родители задумываются о переводе его на домашнее образование, что Вы можете сказать по этому поводу?

– Я бы сказала, что такие родители просто расписываются в своей беспомощности, вероятно, у них есть проблемы в том, чтобы адекватно воспринимать школу, то есть видеть ее плюсы и минусы. Мы не можем сказать, что современная школа универсальна и оптимальна для каждого ребенка, в ней есть шероховатости. Но это первая адаптационная среда, которая показывает перспективу жизни человека в обществе. Дальше на работе ты можешь столкнуться с тем, что тебя кто-то может не воспринимать, тебя могут обижать, а школа – это первый этап представления того, что тебя ждет дальше.

Конечно, человек может выбрать себе по жизни условия тепличного варианта и организует свой быт, пространство и работу так, что будет минимально сталкиваться с определенными трудностями, но ведь это специальный подход. Ты должен понимать, от чего ты уходишь, а сейчас ребенок еще не понимает, чего боится родитель. Сейчас ни один ребенок не знает, что есть такой вариант, как домашнее обучение, и ни одному ребенку не придет в голову обучаться дома. В любом случае этот вариант ему сказал кто-то из взрослых; и сказал по какой-то причине. Я думаю, у того взрослого, который это предложил, есть какая-то психологическая проблема или взгляд на школу как на то, с чем он не справляется, и он понимает, что его ребенок тоже не справится.

Мне кажется, прежде чем что-то предлагать ребенку, родителю нужно подойти к психологу и сказать: «Вы знаете, мне жаль моего ребенка, я боюсь за него, мне страшно, что будет с ним в школе. Давайте мой страх, боязнь и опасения относительно собственного ребенка обсудим и решим, почему я так себя веду, потому что с ребенком пока все в порядке».

– Ведь можно понять тех родителей, которые искренне считают, что ребенок в школе научится всему плохому. Потому что в школе сосредотачивается большое количество детей, зачастую без присмотра и должного внимания, и соответственно начинаются какие-то темные стороны жизни, пусть и детской.

– Я согласна, но дело в том, что именно такие родители забывают про самих себя, потому что сейчас с той огромной положительной и отрицательной информацией, с которой ребенок приходит из школы, должны работать они. Именно родители начинают группировать, структурировать и помогать ребенку понять эту информацию так, чтобы она стала для него максимально полезной. Даже если произошло что-то плохое, задача родителей – помочь посмотреть ребенку на эту ситуацию так, чтобы он извлек из нее какой-то очень важный урок. В стремлении к домашнему обучению, когда нет показаний, я вижу только то, что родителю не хочется вкладываться в ребенка и после школы заниматься тем, чтобы начинать фильтровать все его знания и пытаться преобразовать их в какую-то полезную форму. Это элементарная родительская лень.

Юлия Александровна, тема обширная, мы планировали с Вами поговорить о минусах и плюсах домашнего образования, о том, что может дать или забрать домашнее образование, как отразиться на будущем ребенка. Мы продолжим эту тему в следующей передаче. Сейчас подскажите несколько рекомендаций по поводу домашнего образования.

– Исходя из того, о чем мы сейчас говорили, хотелось бы обратить внимание родителей на то, что все-таки домашнее обучение – это форма обучения, которая показана специальной группе детей. Для ребенка, наверное, будет большой вопрос: «Мама, а почему я отношусь к этой специальной группе? С чем я не справляюсь?» Поэтому, уважаемые родители, предлагая ребенку специальное обучение, готовьтесь ответить на его вопросы: что же с ним не так и почему он попадает в эту специальную категорию.

 

Ведущий Тимофей Обухов
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать