Союз онлайн: Четверть часа

17 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ: полезные привычки и их формирование. Гость студии: доктор психологических наук Юлия Токарева. Ведущий Тимофей Обухов.

– Юлия Александровна, в предыдущей программе мы говорили о вредных привычках, а сегодня поговорим о полезных. Также поговорим об их формировании, о том, как необходимо их прививать и какие для этого существуют способы. Давайте сначала разберемся, что же такое полезная привычка и какие привычки можно отнести к полезным?

– Полезная привычка – это модель поведения, которая становится для человека очень значимой, и эту модель поведения он выполняет автоматически, то есть совершает практически не задумываясь. И, конечно же, здорово, если такая модель поведения, совершаемая автоматически, была связана с тем, чтобы это работало на здоровье человека, на его хорошее настроение. Представьте, как было бы замечательно, если бы человек обладал привычкой создавать себе хорошее настроение и заботиться о своем здоровье автоматически, то есть, не задумываясь, совершал полезные для себя действия.

Это на самом деле возможно, потому что ребенок очень пластичен, он усваивает все и, как губка, впитывает в себя очень много информации. Чем раньше родители начнут формировать такие полезные привычки, тем скорее они станут для него автоматическими, выполняемыми абсолютно без напряжения. На определенном жизненном этапе он поймет, что многие действия совершает,не задумываясь, но они очень полезные и правильные.

К таким полезным привычкам не только я, но и большинство психологов относят: гигиенические навыки: умение ухаживать за собой: умываться, чистить зубы, а также одеваться, готовить себе завтрак, завтракать, выходить вовремя, в одно и то же время и т.д.

– Можно даже начать с привычки пораньше вставать, чтобы успевать сделать все, что Вы перечислили.

– Конечно, это привычка вставать так, чтобы все успевать. Вообще все то, что я сейчас перечислила, формируется в семье благодаря родителям. Крайне нежелательным примером для формирования хороших привычек является родитель, который сам ложится поздно ночью. Ребенок не может уснуть из-за того, что родитель ходит, наливает чай, включает компьютер, и у ребенка происходит сбой собственного режима и программы выработки хорошей привычки вовремя ложиться спасть и вовремя вставать.

Бывает, например, что родитель говорит о том, что он не хочет рано вставать и идти на работу, что он не может встать. В этом случае у ребенка не будет вырабатываться полезная привычка вставать с хорошим настроением, быстро, совершать те действия, которые вполне уместны для утреннего времени.

– То есть одно из первых правил – это образец. А еще какие-то правила есть?

– Конечно. Вообще, многократное повторение является залогом выработки привычки. Как любая привычка, она имеет в своем основании реализацию какой-то потребности. Я думаю, что у каждого человека с утра есть такая потребность, как проснуться и в бодром состоянии приступить к каким-то делам. Если ребенок с утра встает вялым, но родители его встречают бодро и говорят: «Ты сейчас умоешься, и у тебя будет хорошее настроение и прилив сил!» – то мы прибавляем к многократному повторению упражнения еще своего рода внушение. Даже можно, если ребенок младшего школьного возраста, привнести какой-то игровой момент, чтобы закрепить привычку в положительном контексте. Например, после того, как ребенок умылся, отметить изменения и сказать: «Твой взгляд стал бодрее, ты стал гораздо живее» и т.д.

Если взять более серьезные привычки, например, такую актуальную привычку, как учить уроки, то, приходя со школы, ребенок старается отвлечь себя от этого занятия, и эта привычка никак не формируется. Крайне важно, чтобы у ребенка была потребность выучить уроки, и здесь на помощь родителю может прийти масса пословиц и поговорок. Например: «сделал дело– гуляй смело», «делу время, а потехе час», то есть какие-то пословицы, которые позволят убедить ребенка в том, что просьба родителя не его личная просьба, а общественно одобряемый процесс, и то, к чему его приучает родитель, действительно социально значимо. Можно проговаривать и дополнять выработку привычек стишками, поговорками и потешками, тогда этот процесс становится еще интереснее, и ребенок, выполняя какое-то действие, приучая себя к чему-то, запоминает пословицы и поговорки. К примеру, поговорку «у нас порядок такой: поел – убери за собой», ребенок может проговаривать, убирая за собой.

Желательно, чтобы любая хорошая привычка вырабатывалась в позитивном контексте, при хорошем настроении, хороших установках родителя, с привлечением каких-то других условий и факторов, чтобы она закрепилась быстро и ненавязчиво. Большую ошибку совершают родители, когда формируют привычку наказанием, например, если нужно приучить ребенка прибирать за собой. К примеру, если ребенок не убрал и его наказывают, тогда у него создается впечатление, что родитель против него, что он его не понимает. Ребенок делает вывод, что это дело родителя, чтобы был порядок в его доме, и если родителю это надо, то пусть сам все делает. То есть действие не становится привычкой и задачей ребенка.

– Вы сказали, что привычки идут по жизни с человеком, они могут формироваться и переходить из возраста в возраст. С вредными привычками надо бороться, а полезные–взращивать в себе. Я где-то слышал фразу о том, что чем дольше ты идешь по жизненному пути, тем больше его определяет то, что уже пройдено. То есть если применить это выражение к нашей теме, можно сказать, что чем больше у тебя полезных привычек, тем больше они определяют правильность твоего поведения в дальнейшем.

– Я согласна с Вами.

– Юлия Александровна, если у ребенка еще не сформировалось достаточно полезных привычек, как требовать, контролировать и помогать ему взращивать их?

– Действительно, полезная привычка вырабатывается благодаря определенным чертам, которые есть у ребенка. Есть детки, которые очень рано начинают стремиться к аккуратности, самостоятельности, и это очень хороший залог того, что дальше у этой полезной привычки будут качественные результаты, то есть ребенок действительно будет прибираться очень старательно. Есть детки темпераментные, быстрые, импульсивные, которые вроде бы делают, но делают это быстро, в этом случае я предлагаю родителям посмотреть на выработку привычки дифференцированно.

То есть если мы возьмем ребенка аккуратного и старательного и привычку чистить зубы, он сам аккуратно их почистит и т.д. Похвалите его, что он молодец и справляется сам без напоминаний. Если ребенок темпераментный, который соскочил с постели, подбежал к раковине, начал чистить зубы и забрызгал все зеркало зубной пастой, тогда следующий этап выработки этой привычки будет убрать за собой. То есть его привычка чистить зубы, складывается из двух: почистить зубы и прибрать за собой. Если ребенок темпераментный, неаккуратный, то привычка покушать будет складываться из следующих действий: покушать, убрать посуду, помыть ее и убрать за собой после мыться посуды. И это нормально, когда ребенок поел, а потом прибрал за собой. Если у ребенка возникает вопрос: «Почему я за собой убираю, а остальные члены семьи – нет», особенно если в семье несколько детей, тогда надо показать ему разницу и сказать: «Смотри, если ты сможешь есть аккуратно, как твоя сестренка, то не будешь за собой убирать, потому что убирать будет нечего. Но пока ты оставляешь грязь, то имей привычку за собой убрать». Рабочее место ребенок тоже должен убрать, после того, как приготовил уроки.

– В предыдущей программе, когда мы говорили о вредных привычках, Вы сказали, что вредная привычка взрослого может послужить примером для возникновения детской вредной привычки. А действует ли это правило, когда мы говорим о полезных привычках?

– Да, Тимофей, оно действует, но только с некоторой оговоркой. Родителю нужно комментировать эффект от этой привычки. То есть он должен проговаривать свои ощущения или мнение о той полезной привычке, которая у него есть: «Как здорово, что я привык спать по режиму и мне легко вставать» или: «Делай зарядку, как я. Знаешь, какой прилив бодрости и сил после нее?» То есть родители комментируют или поясняют эффект от своей полезной привычки. Эффект от вредной привычки ребенок быстро понимает, а полезная привычка связана с дополнительным усилием и трудом, поэтому ребенку нужно показать в чем «фишка» этого труда, какой мы получаем от него эмоциональный комфорт и замечательное настроение.

Если родитель действительно видит плюсы от того, что он делает зарядку или выполняет пробежку перед сном, тогда пусть он возьмет ребенка с собой и попробует с ним совершить это действие, сказать: «Замечаешь как хорошо? Мы с тобой пробежались, пообщались, подышали свежим воздухом, теперь нам гораздо спокойнее будет спать», и т.д. То есть можно очень подробно пояснить, чтобы ребенок потом смог использовать эти слова в качестве мотивации и сказать себе: «Я снова хочу пойти». Занятия спортом или занятия в каких-то регулярных полезных процессах станут потом привычными для ребенка.

– Например, элементарная помощь пожилым людям и внимание к ним.

– Абсолютно верно.

– Дорогие друзья, напоминаю, что свои вопросы вы можете задать Юлии Александровне лично по телефону +7(982)628-16-14.

 

Ведущий: Тимофей Обухов
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать