Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Юлия Александровна, сегодня тема нашей передачи – «Привычки». Как они складываются, и что такое вообще детские привычки?
– Привычка – это способ поведения, который становится очень потребностным. Это модель поведения, возникающая при определенных условиях или в определенной ситуации. Привычка рождается и формируется в результате испытываемой потребности. Эта потребность может быть как у самого человека, так и у того, кто призывает к каким-то действиям. Например, если мы говорим о ребенке младшего школьного возраста, то самой популярной привычкой, которая вырабатывается или ее пытаются выработать, – привычка учиться и заниматься. Конечно, у ребенка такой самостоятельной потребности нет, но у него есть потребность в новых знаниях, и на основе этой потребности у него вырабатывается привычка делать уроки, выполнять задания и т.д.
Но качественно ли будет осуществляться эта привычка, зависит от условий ее формирования. Например, у родителей есть привычка, чтобы в доме был порядок, и эта привычка и потребность в порядке объясняется ребенку.Может быть, со временем она тоже станет его привычкой через потребность в порядке. То есть привычка формируется на основании испытываемой потребности.
– Когда мы говорим о привычках, то вспоминается словосочетание «вредные привычки». Если говорить о взрослых, то это курение, употребление алкоголя и т.д. А какие привычки бывают у детей? Ведь они бывают как вредные, так и полезные?
– Тимофей, предлагаю посвятить о привычках не в одной передаче, потому что они действительно бывают вредные и полезные. Иногда за борьбой с вредными привычками мы совсем забываем о том, что нам надо выработать такую полезную привычку, которая может встать на место вредной.
Вредные привычки имеют такой же механизм формирования, как полезные, то есть в результате многократного повторения. Например, к вредным привычкам мы относим: кусание ногтей, щек, губ, сосание пальцев, которое потом переходит в грызение или сосание ручки. Есть дети, у которых все изгрызано: и ручки и карандаши, практически нет целых предметов. Следующие вредные привычки – это шаркание ногами, скручивание волос, ковыряние в носу, произношение слов паразитов, которые замещают что-то, когда ребенок не знает, что сказать,и вместо того, чтобы промолчать, говорит эти слова и т.д.
– Юлия Александровна, давайте тогда поговорим о вредных привычках, как они формируются и что с ними делать?
– Как я уже сказала, привычка формируется в результате какой-то потребности. Возьмем такую патологическую вредную привычку, как кусание ногтей, которой страдают не только дети, но потом и взрослые, потому что они так и не отказались от нее. Она возникает, как правило, в результате потребности безопасности, то есть человек в определенный момент испытывал какое-то напряжение и не знал каким образом его снять,а помещение своих пальцев в рот позволило ему чувствовать себя гораздо спокойнее, потому что есть связь с сосательным рефлексом, успокоением, и вроде ему стало легче. Таким образом, когда человек попадает в ситуацию напряжения, он вспоминает о том, что у него есть ногти, которые можно погрызть и успокоиться. Когда у человека очень небольшой зазор времени, чтобы решить, что ему сейчас нужно сделать и если у него есть привычный способ, который работает, например кусание, он будет снова кусать ногти, нежели размышлять, как снять его иначе. Привычка вырабатывается как способ поведения в ситуации, когда человек не знает, как поступить.
– Если у взрослых есть вредная привычка, послужит ли она толчком к тому, чтобы у ребенка появилась такая же?
– Чаще всего, к сожалению, так и случается, что вредные привычки родителей переходят из поколения в поколение. Например, если ребенок наблюдает за родителем, который кусает ногти, у него появляется потребность узнать, что за эффект стоит за кусанием ногтей? Из-за этой потребности в узнавании, он будет кусать ногти до тех пор, пока это не будет им понято или не станет привычкой. Точно также с такой вредной привычкой как разбрасывание вещей. Если в семье родители не обращают внимания на то, что они сами разбрасывают вещи, и это у них уже вошло в привычку (прийти и раскидать, а потом, может быть, на другом этапе собрать), то, конечно, глядя на своих родителей, ребенок будет вести себя аналогично.
Многие родители жалуются на то, что ребенок приходит, разувается и бросает свою обувь как попало. Потом невозможно пройти, потому что если в семье еще несколько детей, включая взрослых, то там вообще беспорядок. На самом деле уже от того, как родитель сам показывает свое привычное поведение в данном случае, это усваивает ребенок. Если бы родитель зашел и поставил свою обувь в сторонку, ребенок, глядя на родителя, видя удобство: все могут спокойно пройти и никто не ругается,конечно, поступит аналогично.
Другой момент связан с тем, что вредные привычки или привычки делать что-то плохо возникают у ребенка по недосмотру родителей. Например, возьмем такую привычку, как делать что-то неаккуратно, ведь это тоже вредная привычка – отсутствие хорошей привычки делать аккуратно. Допустим, взрослый говорит: «Заправь за собой постель». Ребенок заправил плохо, родитель увидел, что заправлено неаккуратно, но ничего не сказал. В таком случае вы уже вносите вклад в выработку вредной привычки не быть аккуратным. Или, например, ребенка попросили нарезать хлеб, ребенок нарезал, и после этого весь стол и пол в крошках. Если родитель посмотрел на такое безобразие и ничего не сказал, то взрослый опять внес вклад во вредную привычку делать что-то неаккуратно. Если ребенок почистил зубы и обрызгал пастой все зеркало, и родитель видит, что у ребенка есть хорошая привычка чистить зубы, но делает он это неаккуратно, то есть необходимость обратить внимание на качество выполнения каких-то дел. По крайней мере, нужно, чтобы ребенок видел какой-то идеальный формат того, что он только что выполнял. Можно сказать ребенку: «Да, ты поступил хорошо, но посмотри, что нам теперь приходится констатировать».
– Вы рассказали о примерах вредных привычек, и мы даже не затрагивали курение, алкоголь или что-то еще. Могу сказать из личной жизни, что это переход и во взрослые привычки, даже начиная с того, как почистить картошку. Можно ее так почистить, что потом приходится чистить ее заново. Что Вы могли бы порекомендовать?
– Во-первых, обращусь к родителям с тем, чтобы они отказывались от своих вредных привычек, не видели в них свою харизму или свою особенность. Имейте в виду, что это может отзеркалить ребенок, и когда в течение жизни он поймет, что это не делает его лучше, отказаться ему будет очень трудно. Вредная привычка, как и любая привычка, формируется очень серьезно. Отвыкать от нее и ломать ее во взрослом состоянии гораздо труднее. Поэтому важно формировать хорошие привычки в раннем возрасте.
Следующий момент – обращайте внимание ребенка на выполняемые им задачи, чтобы он делал их привычно хорошо, качественно и старательно. Пусть у него будет очень важная привычка – делать все хорошо, без фанатизма и идеализирования, но тем не менее для своего возраста и возможностей действительно делать что-то хорошо. Обязательно хвалите ребенка в тех случаях, когда он не проявляет вредную привычку, обращайте внимание на аккуратность сделанной им работы и на те исправления, которые уже есть.
Если ребенок постарше, например ему восемь-девять лет, у него сформировалась какая-то вредная привычка, и он ее осознает и говорит, что она ему мешает, тогда можно завести дневник и каждый день записывать, проявлялась ли эта привычка или нет, удавалось ли ее чем-то заменить или исправить, и как. И я уверена, что практически недели через две привычки не будет: ребенок выразит ее на бумаге, откажется от нее в письменном виде и не будет совершать ее в жизни.
– Юлия Александровна, помимо Ваших конкретных рекомендаций, я вижу Ваше внимание, заботу о детях и проявления ежечасного участия в их жизни, но опять же без лишней опеки, о чем мы говорили.
Мы поговорили о тех решениях и рекомендациях, которые можно выработать, чтобы вредные привычки из младшего возраста не переходили в старший. В начале передачи Вы сказали, что есть полезные привычки, и мы договорились посвятить этой теме целую передачу. Но если с вредными привычками нужно бороться, то полезные нужно наоборот воспитывать?
– Абсолютно верно. Разница между вредными и полезными привычками заключается в том, что вредная привычка формирует отрицательные черты (есть такая фраза «посеешь привычку – пожнешь характер»), а полезные привычки помогают в жизни, делают человека важным для кого-то и для самого себя, а его деятельность значимой и высоко оцениваемой. Поэтому эти две категории привычек и их проявления в жизни человека отличаются кардинальным образом.
– Дорогие друзья, напоминаю, что вы можете задать свои вопросы Юлии Александровне по телефону +7(982)628-16-14. Если у вас есть вопросы, конечно, звоните, задавайте их, и Юлия Александровна с удовольствием на них ответит.
Ведущий: Тимофей Обухов
Расшифровка: Людмила Моисеева
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 29 апреля. Претерпевший же до конца спасется
Церковный календарь 29 апреля. Начало Страстной седмицы. Великий Понедельник. Мученицы Агапия, Ирина и Хиония
Читаем Апостол. 29 апреля 2024
День ангела. 29 апреля
Этот день в истории. 29 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!