Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Наша очередная программа посвящена обучаемости детей начальной школы. Это очень актуальный и достаточно острый вопрос. Сейчас в школах стараются оценивать обучаемость детей, от этого зависит в каком классе и по какой программе будет учиться ребенок, что так или иначе повлияет на всю его дальнейшую жизнь. Что же такое обучаемость?
– Действительно, тема очень важна и актуальна,а разнообразие программ и школ ставит вопрос, способен ли ребенок обучаться по той или иной программе. Начнем с того, что обучаемость – это очень динамичное психологическое образование,которое связано с разными сторонами развития психики человека и в зависимости от возраста и периода жизни может быть разного уровня. У обучаемости есть три уровня: высокий, средний и низкий. В зависимости от этапа или состояния, в котором находится человек, обучаемость его будет различна.
Если мы говорим о детях начальной школы, то предлагаю не рассматривать какие-то клинические случаи, то есть мы не будем говорить о детях с поражениями головного мозга и тех, у кого есть поставленные диагнозы. Мы будем говорить о тех детях, которые в общей картине класса смотрятся примерно одинаково, но по результатам обучения их показатели разные. Это действительно интересно, потому что педагогическая психология давно занимается вопросом о причинах разной обучаемости детей.
– А как понять, обучаем ребенок или нет? Существуют какие-то признаки, качественные или количественные?
– Обязательно. Есть признакии качественные, и количественные. Начнем с того, что ребенка, относящегося к категории обучаемых, характеризует внимательность, гибкость мышления, то есть он может быстро перестроиться с одного вопроса и предмета на другой, достаточно лоялен к помощи: ему помогают, и он реагирует, исправляется в зависимости от оказываемой помощи. Он стремится к проявлению аккуратности, выполнение им заданий связаны с результатом, который от него требуется, и в групповом процессе работы он занимает достаточно инициативную роль, то есть он ведущий, а не ведомый. Он может предложить свои условия, свои варианты и при выполнении какой-то задачи вполне настроен на то, чтобы выполнять ее в различных вариантах. И наоборот, ребенок необучаемый на фоне класса расторможен: его внимание сосредотачивается то на одном объекте, то на другом, чаще всего не связанном с предметом научения. Он может практически вообще не смотреть на педагога, заниматься какими-то другими, более интересными для него заданиями, и на задачу взрослого выполнить что-то он реагирует несобранностью, то есть ему приходится повторять несколько раз, чтобы он понял, что от него требуется. Это лишь отдельные внешние признаки, их, конечно, гораздо больше.
Следующий момент – это, конечно, результат. Чаще всего к слабообучающимся мы относим детей, у которых по результату обучения имеются двойки. С одной стороны, действительно, двойка уже может быть показателем необучаемости, но, с другой стороны,она может быть связана и с темпом деятельности ребенка. Например, темп деятельности в классе достаточно высок, и обучаемый, но медлительный ребенок не успевает выполнить задание. И поэтому за диктанты, классные и контрольные работы у него двойки, в то время как за домашние работы – пятерки и четверки. Здесь важна дифференциация, везде ли двойка у ребенка, в том числе и за домашние задания, когда взрослый видит, что ребенок и дома не понимает, что от него требуется.Либо все-таки дома, когда ему предоставлена свобода времени, он все выполняет правильно, а в школе не успевает, и его оценки, в силу того, что он не укладывается, неудовлетворительные. Здесь очень много нюансов, и на них нужно обязательно своевременно обратить внимание, потому что если мы пропустим необучающегося ребенка в начальной школе, он накопит огромный пробел, который в среднем звене наверстать будет очень трудно. Лучше своевременно определить какие-то проблемы и устранить их, чтобы ребенку было легче учиться.
– А как устранять проблемы, то есть что необходимо делать? Какие есть рекомендации?
– Конечно, рекомендации здесь связаны с причиной необучаемости. Причин много, одна из них – это неподготовленность ребенка к усвоению учебного материала. На сегодняшний день очень большое количество детей находится на домашнем обучении, и когда они приходят в первый класс, то щадящий режим еще не создает достаточно строгую систему обучения: оценок, критериев и т.д. Во втором и даже в третьем классе ребенку кажется, что он может эту систему под себя как-то изменить. Он не подстраивается под нее, а пытается подстроить ее под себя, говорит: «Я не успеваю. Я устал. У меня болит голова. Можно, я отдохну» и т.д. То есть надо определить: либо ребенок психологически не готов к обучению в школе и такой режим работы для него не является привычным, либо он пытается привнести в школу какие-то свои критерии, как ему легче учиться.
Следующий момент– это серьезное отставание в развитии памяти, понимания и мышления, это своего рода педагогическая запущенность, когда ребенок дошкольного обучения не занимался какой-то деятельностью, требующей развития данных процессов. Или наоборот, ребенок был очень рано отдан в школу развития, например,сейчас детей с полутора лет водят на разные развивающие занятия, и система школы для него – это уже то, от чего он порядком устал, и что вызывает в ребенке определенную заторможенность, то есть блокировку. Он уже насытился этим режимным процессом с полутора лет, и школа вызывает у него ощущение отвержения. Родителям важно не переборщить с количеством каких-то развивающих мероприятий, потому что ребенок, лишенный детства и игры, в любом случае будет искать возможность для восполнения данного аспекта жизни.
Следующая причина – отсутствие у ребенка необходимых волевых качеств, которые могут развиваться, но при правильном сопровождении взрослого, инструктировании, как нужно себя вести, сидеть и т.д., когда ребенок учится себя контролировать.
Также причиной плохой обучаемости может явиться сам процесс обучения, то есть ребенок не попадает в тот обучающий формат, который дает педагог. И если у данного педагога большинство детей учатся нехорошо, то вопрос не к детям, а к педагогу. Насколько стиль преподнесения материала, общения с детьми соответствует тому нормативному уровню восприятия, который способствовал бы усвоению знаний? Здесь родителю нужно, может быть, задаться вопросом: только ли мой ребенок учится так плохо или весь класс относится к категории неуспевающих? Это общие моменты в обучаемости.
– Мы поговорили о некоторых причинах необучаемости, которых, как Вы отметили, гораздо больше. А как же поступать, есть ли какие-то общие рекомендации?
– Самая первая рекомендация – это самому попробовать научить ребенка. То есть если родителю кажется, что ребенок, возможно, необучаем, попробовать самому научить его чему-то. Может быть, это будет программа класса, в котором учится ребенок или какого-то отдельного урока. Представьте себя в роли учителя и попробуйте научить своего ребенка тому, что предлагает школа или учитель. Если вы видите, что ребенок даже рядом с Вами не проявляет внимание, сосредоточенность на предмете, ему очень трудно сконцентрироваться, собрать свою волю, а Вам приходится по несколько раз повторять, что ему нужно сделать, если ребенок не предлагает свои варианты, тогда Ваша задача –отвести его к психологу и продиагностировать на предмет обучаемости. Если же Вы легко обучаете своего ребенка, он вас понимает, правильно выполняет все предлагаемые вами задачи, то, скорее всего, проблема в системе обучения в школе.
– Дорогие друзья, напоминаю, что у вас есть возможность задать вопрос лично Юлии Александровне по телефону +7 (982) 628-16-14. Юлия Александровна всегда отвечает на вопросы, которые задают наши зрители. Мы стараемся в наших программах эти вопросы обобщать и задавать один вопрос, тем более что время эфира не позволяет затрагивать несколько вопросов в одной программе.
Ведущий: Тимофей Обухов
Расшифровка: Людмила Моисеева
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Добротолюбие. «Память Божья». Священник Константин Корепанов
Литературный квартал. Пасхальные рассказы. Людмила Васильевна Камедина
Православная азбука. Что такое Церковь. Беседа с протоиереем Владимиром Пархоменко. Часть 1
О земном и о небесном. Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Хлеб жизни. 13 мая 2024. Новости Ейской епархии
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!