Союз онлайн: Честное мнение

20 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

В эфире программа "Честное мнение", в студии Светлана Ладина и Андрей Цыплов, член братства во имя святого благоверного князя Александра Невского города Новосибирска.

Андрей прибыл в Екатеринбург, конечно, не для того, чтобы участвовать в программе "Честное мнение" на острую тему – но, раз уж он пришел к нам на телеканал "Союз", невозможно было не обратиться к проблеме, которая вот уже почти месяц волнует многих и многих православных. Я понимаю, что далеко не все наши зрители в курсе дела, и тем, кто не хочет портить сосредоточенный великопостный настрой, может быть, лучше программу не смотреть. А тех, кто уже знает про оперу "Тангейзер" в новосибирском ее варианте, мы приглашаем к обсуждению этой темы.

Итак, что же произошло? Произошло следующее: режиссер Тимофей Кулябин в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета поставил свой вариант оперы Вагнера "Тангейзер". Вариант получился кощунственным до такой степени, что митрополит Тихон Новосибирский подал в суд за оскорбление чувств верующих. Суд первой инстанции вынес вердикт – кощунства не было. Прокуратура этот вердикт обжаловала и будет новое рассмотрение этого дела. Православные новосибирцы протестовали против кощунственной постановки, но, как водится, их обозвали мракобесами и как только не заклеймили. В связи с этим, поскольку и в православной среде реакция на эти протесты была неоднозначной, у нас вопрос. Cтоит ли христианам обращать внимание на искажение образа Иисуса Христа, на кощунственное обращение с крестом (а и то, и другое было на сцене) в театральных постановках, фильмах, книгах и так далее, и бороться с этим? Или же надо предоставить отмщение Богу, Который поругаем не бывает? Как вы считаете? Если надо бороться, то каким образом, и что готовы делать лично вы? Мы принимаем все точки зрения, наш телефон 379-65-70, код города 343. Пишите нам Вконтакте, на фейсбуке и на форуме телеканала "Союз".

- Андрей, скажите, пожалуйста, Вы спектакль видели? Этот вопрос задавали светские журналисты всем православным активистам, которые попадали в поле зрения. Когда я готовилась к программе, то поняла, что это был просто главный вопрос.

- Спектакль я не видел…

- Ага! После этого сразу начинают цитировать из советских времен: "Книгу я не читал, но осуждаю!"

- Достаточно было увидеть афиши (они были расклеены по городу и размещены возле здания театра), где Иисус Христос…

- Актер, играющий Христа, в образе?

- Нет, там Иисус Христос был изображён между ног голой женщины. Именно с этого и началось. На это было обращено внимание общественности, и был митинг в защиту прав верующих, который проходил в Новосибирске, в центре города – прямо перед оперным театром. Митинг собрал более двух тысяч человек, и там были не только православные. Я сам был на этом митинге и видел, что там были и светские люди, и сотрудники силовых структур, и представители разных партий, и участники общественно-политических движений, лояльно относящиеся к Православной Церкви.

- Были ли мусульмане?

- Были и мусульмане, и иудеи. Митрополитом Тихоном совместно с имам-хатыбом соборной мечети Новосибирска и главным раввином города и области было подписано заявление о защите прав верующих.

- Для мусульман Христос – это пророк Иса, то есть, для них это тоже дорого и свято. Спасибо, Андрей! У нас звонок! Здравствуйте, пожалуйста, говорите, вы в эфире. Давайте знакомиться, как вас зовут, откуда вы звоните?

- г.Москва, православная христианка Галина. Я хочу защитить наше Православие, нашего Спасителя, Который изображен в безобразном виде. Нельзя допускать такое кощунство, любое искусство должно знать свой предел!

Андрей Цыплов: - В центральном духовном управлении мусульман России раскритиковали постановку оперы "Тангейзер"в Новосибирском театре оперы и балета. Управление сообщает, что "с осуждением выступает против любых форм дискредитации религиозных ценностей верующих, какую бы веру они ни исповедовали", – и далее отмечает: "Мы, мусульмане России, также находим неправомерным и богопротивным всякое произвольное трактование событий жизни и деяний Святых Посланников Божьих."

- Это, конечно, делает честь мусульманам. Я думаю, что и мы в подобной ситуации, которая касалось бы того, что дорого им, должны были бы повести себя так же. Андрей, я буду задавать каверзные вопросы, но нам обязательно нужны на них правдивые ответы. Была разница в оценке численности людей, пришедших на митинг? Как правило, сторонники эти цифры завышают, противники занижают...

- Я слышал разные оценки численности, в том числе от политических партий – до 2,5 тысяч человек. Я указал минимальную цифру – 2 тысячи.

- Теперь о тех, кто пришел. Были ли какие-то особые благословения, разнарядки по храмам? Как собирали народ?

- Лично я узнал о митинге в защиту православных ценностей из интернета, как и многие другие. Люди, которые увидели это кощунственное изображение, стали искать информацию.

- Смотрите, какая история. Всё время говорят: “А вы не видели спектакль!”. Но люди, которые это делали, самый скандальный момент вынесли на афишу – и, чтобы это увидеть, совсем не обязательно было сидеть в зале. Чистой воды провокация…

- Конечно. Причем, такая провокация создает основу для разобщенности гражданского общества, т.е. общество разделилось на два лагеря. Режиссер захотел этой реакции – и он ее получил. Я даже думаю, что он отчасти был удивлён столь бурной реакцией, потому что на митинге собралась не только «кучка православных людей», как они говорят, «мракобесов» – собралась разносторонняя общественность, которая это действо осудила. И слава Богу, что у нас в России еще немало таких неравнодушных граждан, которые, действуя в рамках закона, пытаются кощунству противодействовать.

- Я c Вами абсолютно согласна. Дело в том, что, когда говорят: “Пусть это останется в стенах театра”, – лукавят. Во-первых, за стены театра это было сразу вынесено, и очень важно, что вы об этом рассказали. Во-вторых, каждый может себе представить испохабленную фотографию своей мамы, например – даже тот, кому Христос не дорог, может это понять, а ведь Господь верующим людям дорог столько же или даже больше, чем родная мама. И вот и думайте, будете ли вы протестовать в этом случае или будете толерантно говорить: “У режиссёра такое видение”.

Из сообщения зрителя: “Когда мне встречается объявление колдуна или приглашение на собрание секты, или проспектик сектантов в почтовом ящике, то я, при наличии возможности, просто обдираю объявления, рву проспектики и отправляю всю эту печатную продукцию в урну. Если бы мне встретилась афиша, оскорбляющая Христа, то я, опять же при наличии возможности, сделала бы все, чтобы она стала нечитабельной. Чем развлекаются театралы, это их дело. Уныние сначала требует княгиню чардаша, потом желает пощекотать душу матюгами в подвальном театре, а потом и над Христом поиздеваться и их не остановишь частным порядком. Если бы я жила в Новосибирске, то боролась бы именно частным порядком: срывала бы афиши и поясняла свой поступок ребенку. Не умею я быть организатором митингов. Но если бы таковой собрался, то приняла бы участие и в нем. Это не дискредитация веры, это выражение позиции - с таким настроем я бы пошла на митинг”.

- Мне хотелось бы добавить, что у большинства из нас есть дети, которые могут это видеть…

- Если ребенок вырос в Церкви, ему будет очень больно от увиденного, и он не будет понимать, почему мама и папа, такие сильные и всемогущие, не могут ничего сделать или не пытаются ничего сделать.

- Конечно. Поэтому надо высказывать свою гражданскую позицию и делать.

- При этом, заметьте, мы ни разу не призвали сделать ничего противозаконного, а только действовать в рамках закона. Такие уж мы мракобесы. У нас звонок.

- Московская область, Светлана. Хочу сказать, что на эту тему надо обязательно вести беседы и поднимать голос, но только умно. Когда я общаюсь с людьми, обо мне создается хорошее впечатление, но как только каким-то образом я даю понять, что являюсь православной христианкой, верующим человеком, реакция меняется настолько значительно, что просто диву даешься. Видишь человека умного, а он тебя не понимает и сразу заносит в разряд мракобесов. Я не могу посоветовать, что надо делать, но делать что-то надо – надо говорить об этом, надо какие-то правовые моменты разрешать, это важно будет в будущем!

- Есть тезис «Бог поругаем не бывает» – значит, Он сам разберется…

- Надо, чтобы каждый на своем месте что-то делал, естественно, в рамках закона, чтобы люди понимали и защищали свои права! Использование церковной символики должно быть по назначению. А если человек не разбирается в этом, то он должен подойти к батюшке или к митрополиту Тихону и спросить, можно ли создавать такой спектакль, не будет ли он оскорбителен для чувств верующих.

- Я, честно говоря, сомневаюсь, что режиссер делал это только от себя, потому что такие вещи в одиночку не делаются. Кроме персонажей с рогами и копытами, как правило, есть группа товарищей, которые говорят: “Давай, парень, мы тебя поддержим, защитим!”.

Закончу мнением нашей зрительницы. Когда она в нашей группе Вконтакте как раз отвечала на наш вопрос, ей пришла SMS-рассылка со следующей цитатой: "Господь Бог заповедует не умолчать, когда вера в опасности. Когда дело касается веры, никто не может сказать: а я кто такой, чтобы говорить?… Увы, камни вопиют, а ты молчишь и останешься беспечным. Преподобный Феодор Студит”.

Спасибо, друзья, за участие в этом обсуждении.

 

Расшифровка: Светлана Домрачева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать