Сомнительные практики

16 января 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Георгий Иоффе, председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской митрополии. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир от 16 января 2014 года.

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители. В эфире телеканала «Союз» передача «Беседы с батюшкой». Ведущий – Михаил Кудрявцев.

Сегодня у нас в гостях председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской митрополии, протоиерей Георгий Иоффе.

Здравствуйте, батюшка.

 

- Здравствуйте, Михаил. Здравствуйте, дорогие телезрители. Господь да благословит вас в эти Святые дни между Рождеством и Крещением и даст всем все необходимое для спасения.

 

- Тема нашей сегодняшней передачи «Сомнительные практики». Это касается и разделов психологии, и, может быть, эзотерики и оккультизма. Звоните и задавайте ваши вопросы в прямом эфире.

Сейчас все популярнее становятся разнообразные тренинги, обычно они проходят в светской среде, нужны ли они?

 

- Само явление тренингов, объявления о которых размещаются где угодно, обещают быстрые успехи в бизнесе, счастье в личной жизни, обучение манипуляции людьми и тому подобное – все это, думаю, явления постмодернистского потребительского сознания. Они внедряются как некие услуги, продукт, но можно ли за три дня обучиться успешному ведению бизнеса или счастью в личной жизни? Если подойти трезво, то зачастую все такие тренинги – это то, что в сектоведении принято называть психокультами, то есть обработка людей и манипуляция ими,  убеждение, что, поучаствовав в этих тренингах, они уже всего достигли. И принимая желаемое за действительное, люди так и считают и начинают советовать их своим знакомым. Как правило, такие тренинги процветают до определенного этапа, когда одни люди, понимая, что не получают того, на что их приглашали, уходят, но взамен приходят другие. Точно так же, как это происходит в финансовых пирамидах.

 

- Как я понимаю, православным лучше держаться подальше от подобных образований?

 

- Здесь необходимо целеполагание, для чего мы чем-то занимаемся, и соответствуют ли цели нашим христианским идеалам. Нужно ли быть преуспевающим бизнесменом? Может быть, и нужно, есть люди с определенным талантом, есть благотворители, за счет которых существуют целые приходы. Правда, вряд ли они обучались этому на тренингах, скорее всего, в вузах и на практических реальных работах. Хотеть богатства ради богатства – вот это уже не евангельский идеал.

Часто тренинги направлены на обучение манипуляции людьми. Еще с девяностых годов получило распространение нейролингвистическое программирование, инструменты психотехники влияния. Нужно ли это православному? Думаю, что это совсем не православный подход, поскольку  Православие считает человека свободным и в своем выборе, и в своих предпочтениях. Навязать человеку собственную волю – значит, ограничить его свободную волю. Всякое правильное и выверенное решение должно быть принято абсолютно сознательно, добровольно, без каких-либо манипуляций извне.

 

- Какова разница между кратковременными тренингами и групповой психотерапией, потому что часто они проходят похожим образом?

 

- Психотерапия должна быть, прежде всего, предписана тем, кто страдает от различных зависимостей, скажем, от алкоголя, наркотиков. Это практика, поддерживающая деятельность врача, психиатра или психотерапевта, и, в отличие от тренингов, она действует постепенно, оздоравливая на протяжении достаточно долгого времени.

Тренинги – это быстро нахвататься каких-то принципов и стараться их сразу же применять. Тренинг, прежде всего, рассчитан на человека гордого, не смиренного, который хочет, чтобы было так, как хочет он сам, а не Бог.

Часто психотренинги ведут к психокультам. Не так давно в Уфе была проведена научная, светская конференция по поводу различных тренингов, и не церковными, а светскими учеными было признано, что такого рода практики по большей части опасны и представляют собой элементы психокультов.

 

- Однако ряд православных священников, в том числе имеющих психологическое образование, пытаются внедрять практику тренингов в своих приходах, возможно ли это?

 

- Я не уверен, что такие практики совместимы с нашей верой. Если у православного священника есть психологическое образование, это замечательно, он понимает ряд психологических проблем, которые существуют у его паствы и тех, кто к нему обращаются. Даже желательно, чтобы каждый священник имел хотя бы начальные психологические понятия. Этому частично учат в санкт-петербургских духовных школах (возможно, и в других), но навыки приходят с практикой, и такого рода знания могут быть употреблены и во благо, и нет. Смотря по тому, как ими пользоваться – для помощи или манипуляции.

 

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о роли тренера.

 

- Тренер – человек, который знает определенную область психологии и пытается этому научить. Например, первое, с чего мы начинаем занятия на миссионерских курсах – проводим коммуникативный тренинг. Мы приглашаем специалиста с психологического факультета Санкт-Петербургского университета, и он показывает, какие проблемы у человека с общением, ведь миссионер – человек общающийся. Но мы изначально оговариваем, что такого рода тренинги не будут обучать влиянию одного человека на другого. Тренинги будут учить слышанию и пониманию другого, но ни в коем случае не будут обучением манипуляции.

 

- Значит, возможны тренинги и в рамках Православия с оговоркой по данным деликатным пунктам?

 

- Они - не деликатные, а принципиальные. Когда заявленные цели и задачи действительно соответствуют тому, чему на деле обучают людей, они возможны. В тренингах, о которых мы говорили в начале передачи, это нарушается: заявляется одно, а учат другому.

 

- Расскажите о возможности совмещения роли тренера и священника.

- В психологии коммуникаций есть термин «комплементарные отношения»: учитель-ученик, родитель-ребенок, друг-друг. Подобного рода пары можно множить и множить. Отношения священник-прихожанин очень многогранны. Священник может быть духовником или не быть им. Может быть тем, кто помогает человеку решить какие-то психологические проблемы.

Если мы претендуем на такое влезание внутрь человека, мы должны быть очень бдительны. А тренер это делает, перед ним  человек раскрывает, и порой прилюдно, очень  интимные, глубинные стороны своего бытия, и тренер этим может манипулировать, имеет такую возможность, но не всегда имеет на это полномочия. Священник должен быть всегда этически связан своими правами и обязанностями, под которыми мы расписываемся, принимая священнический сан.

 

- Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Долгое время я была связана с разными эзотерическими практиками, поскольку сначала была атеисткой, а после выбиралась из безбожия не всегда правильными путями. Второй год, как я воцерковляюсь, но мне кажется, сознание мое сильно повреждено. Существуют ли у нас люди, с которыми можно поговорить об этом?»

 

- Вопрос очень серьезный. Во-первых, что такое эзотерика? Это некоторые неизвестные для непосвященных знания, которые передаются только от учителя к ученику, иногда совершенно тайным образом. В христианстве нет никакой эзотерики – тайных знаний, учений. Христос говорит: все, что вы слышали на ухо внутри дома, проповедуйте на кровлях. Для нас очень важно, что христианство открыто для всех. В нем есть разные ступени, когда мы больше и больше раскрываем Христа в своей жизни, но нет тайных знаний.

Приходите, пожалуйста, к нам, в Миссионерский отдел, предварительно позвонив во вторник или четверг по телефону 710-36-27, и мы будем решать ваш вопрос индивидуально.

 

- Вопрос телезрительницы из Волгограда: « Я православная христианка и хожу в православный храм, но у меня есть родственница из «Свидетелей Иеговы», с которой мы часто полемизируем. «Свидетели Иеговы» не отмечают ни именины, ни дни рождений, а родственница говорит о том, что нигде в Евангелии не указан день рождения Иисуса Христа. Скажите, пожалуйста, откуда появилась конкретная дата празднования Рождества?»

 

- Многогранный вопрос. «Свидетели Иеговы» - секта-долгожитель, крупная организация, которая зиждется на нескольких, совсем не православных принципах, мы не будем сейчас вдаваться в эти подробности. В Библии, действительно, нет даты Рождества Христова, более того, ведь в ней даже нет указания на то, что надо молиться Господу Иисусу Христу, и, тем не менее, мы это прекрасно знаем из Священного Предания, потому что мы живем в Церкви, о которой Спаситель сказал: «Я с вами до скончания века». И вот об этом в Писании сказано. Также Господь сказал, что когда уйдет Он, то даст нам Духа Святаго, «Который научит вас всему». Если мы проследим писания апостольских и ранних отцов Церкви, то увидим, что продолжаем жить по преданию, данному через них.

 

- Имеет ли принципиальное значение дата, когда есть старый и новый стиль, или важнее сам факт Рождества?

 

- Безусловно, факт важнее всего. Но само установление этой даты неслучайно. Языческий праздник Непобедимого солнца, который отмечали после зимнего солнцестояния, христиане наполнили новым содержанием: солнце – это сам Христос.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Волгограда: «Можно ли после отпевания умершего прикасаться к нему. Наш сельский батюшка говорил, чтобы при прощании целовать только крест и венчик, но никак не прикасаться к самому усопшему».

 

- Думаю, это никак не мотивировано. Видимо, подобное мнение батюшки основано на фразе из Ветхого Завета «прикасающийся к умершему нечист будет до вечера». Это ветхозаветное предписание, не действующее во время новозаветное. Мы относимся к усопшему, как к мощам. В Требнике тело человека, которого отпевают, называют «мощи», и мы поем о нем «со святыми упокой». Поэтому думаю, что это отголоски ветхозаветного понимания или наслоения сомнительных практик.

 

- Вопрос от постоянного телезрителя из Испании дьякона Владимира: «Относите ли Вы свои слова о недопустимости православным участвовать в тренингах к онлайн- компаниям и компаниям, основанным на принципе «пирамиды»?

 

- Безусловно. Все организации, основанные на так называемом многоуровневом маркетинге, по большей части являются коммерческими культами. Поэтому участие в них православных не рекомендовано. По официальным подсчетам компании «Amway»: менее 0,1% процента людей, являющихся участниками этой компании, получили ту прибыль, на которую рассчитывали, это никак не соответствует тому, что обещает реклама.

Коммерческий культ – когда служение организации возводится почти на религиозные позиции, и рекламируется уже не продукция, а сама организация.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Самары: «Каково мнение Церкви о науке биолокации, начало которой относится к временам лозоходцев?»

 

- Такой науки я не знаю, есть так называемые лозоходцы, но я очень в этом сомневаюсь, думаю, что это сродни знахарству или «науке» заговоров и приворотов. Науки биолокации не существует.

 

- Вопрос из группы ВКонтакте: «Лечение гомеопатией – сомнительная ли это практика?

 

- На этот вопрос нет однозначного ответа. Обычно люди, которые серьезно занимаются гомеопатией, а таких много, приводят в пример, что лечение гомеопатией одобряли наши святые: и святой праведный Феофан Затворник, и отец Иоанн Кронштадтский, и священномученик Серафим Чичагов. Но святитель Феофан Затворник и святой праведный Иоанн Кронштадтский видели в этом, прежде всего, абсолютно дешевый и доступный для каждого способ лечения.

О том, что представляет собой эта медицинская область сейчас, сказать очень трудно. Никаких научных – а я интересовался этим вопросом – подтверждений существования физических носителей гомеопатических препаратов не существует. Все разговоры о так называемой памяти воды, с точки зрения физики, абсолютно несерьезны, как и теория кластеров, которые абсолютно нежизнеспособны. Тем не менее, каким-то образом гомеопатия действует. Наука этому пока никакого подтверждения не нашла. Я пытался пользоваться гомеопатией, мне она не помогла. Поэтому отношение к ней двойственное. С одной стороны, есть мнения святых, но если мы посмотрим, сколько стоят современные гомеопатические препараты, понимаем, насколько это огромная индустрия, сравнимая по доходам с фармакологическими гигантами. Не берусь судить о гомеопатии, моих знаний для этого не хватает.

 

- Вопрос телезрителя: «Как узнать, в каких случаях при психических расстройствах человеку должен помогать психиатр, а в каких – священник?»

 

- Вопрос по адресу, так как храм, где я служу, находится в клинике психиатрии Военно-медицинской академии, поэтому с такими вопросами к нам обращаются довольно часто.

Если есть клинический диагноз, лечением должен заниматься психиатр или психотерапевт. Если диагноз не установлен или сомнителен, необходимо проконсультироваться, так как очень много пограничных заболеваний, когда человек находится на грани болезни.

В нашем храме хорошая практика взаимодействия с врачами, каждый из нас понимает пределы своей компетенции. Достаточно большая часть мотивированных душевнобольных приходит в наш храм на службы, получает помощь от Бога, исповедуется, причащается, и это очень помогает лечению человека. Это вещи, не противоречащие друг другу.

Единственное, что мы не рекомендуем наших прихожанам, это лечение средствами гипноза и различных суггестивных практик.

 

- Часто смешивают понятия эзотерики и оккультизма, как распознать эти деструктивные явления?

 

- Часто они сплавлены в область, которую мы называем церковными суевериями. Мы дважды проводили в Санкт-Петербурге конференции, посвященные так называемым церковным суевериям, и выделили ряд факторов. Когда вера в Бога подменяется верой в нечто суетное, стихии мира сего, влияние звезд, магов, экстрасенсов, то мы можем «диагностировать», что человек подвержен суетной вере и его легко сбить с правильного пути.

 

- Вопрос телезрительницы из Московской области: «Когда я не была воцерковлена, то по незнанию посещала женщину, которая, как выяснилось, использует именно такие практики. Сама я перестала к ней ходить, но мои родственники продолжают, и когда я пытаюсь отговорить их, ведут себя даже агрессивно. Как мне быть? продолжать молиться за них и пытаться ли отговаривать?»

 

- Достаточно много людей еще с девяностых годов начали посещать школы экстрасенсов, а сейчас это общее место эфирного, медийного пространства.

Конечно, молитесь за родных и, конечно, свидетельствуйте: делитесь своим отрицательным опытом. Но делать это надо аргументированно. Даже если экстрасенс обвешан иконами и крестами, это вовсе не значит, что он имеет отношение к Церкви. Он действует против Божиих заповедей, поскольку подменяет собой Бога: когда он как бы возвещает волю Божию, на самом деле, возвещает от себя.

Господь говорит, что мы можем узреть Его, если будем иметь чистое сердце. А путь к очищению сердца лежит через молитву, исполнение заповедей Божиих, добрые дела. Путь христианский радостный и благодатный, он приближает нас к Богу. Мы можем слышать слова самого Господа через Святое Писание, проповедь, основанную на Евангелии и церковном Предании, качественную духовную литературу.

 

- Вопрос телезрительницы из Воронежа: «В книге отца Иоанна Крестьянкина написано: «свои сны никому не рассказывай». Почему?»

 

- Думаю, что приснопамятный отец Иоанн строго следует святоотеческой заповеди о том, что сны наши бывают от трех причин: от нашего естества (пищеварения, стрессов, переживаний), от духов нечистых, которые смущают человека сонными видениями, и третий род снов - сны от Бога, но это случается крайне редко. Если это сон от Бога, то Он каким-то образом даст об этом знать. Но даже если это так, то не надо открывать другим, потому что Господь хочет сказать что-то лично Вам.

Есть целая область суеверий, построенная на толковании снов, и участвовать в этом православным христианам не рекомендуется.

 

- Почему люди гораздо легче верят гороскопам и сомнительным брошюрам, нежели Священному Писанию?

 

- Священное Писание требует труда при чтении и толковании, надо пользоваться толкованиями учителей Церкви и обширной справочной литературой. В то время, как брошюрки быстро объясняют все в двух словах, их популярность в том, что они не требуют от человека никакого труда, это потребительская литература, а точнее, макулатура, пользоваться которой не стоит.

Что такое гороскоп? Почему звезды, которые сотворил Бог, должны на нас влиять? Мы находимся в руке Божией, и путь, который указан Христом, начертан в Евангелии, в церковном пути, и приведет нас к Нему, на этой дороге нам помогает сам Господь. Если же мы пытаемся заглянуть в будущее, пусть даже в шутку прочитаем, что обещает гороскоп, то будем сами настраивать себя на это, и это тоже своего рода манипуляция. Если же поразмыслить с богословской точки зрения, мы увидим, что это ложный путь, отвлекающий нас от Бога.

 

- Мы встретили Рождество, скоро Крещение и крещенский сочельник, почему наши православные традиции так плотно срослись с гаданием?

 

- Церковь выделила два периода в году – Святки и Масленица – когда эти языческие формы стали допустимы. Наш известный культуролог Лосев пишет о смеховой культуре, культуре карнавала, перевертышей. Когда можно было одевать шкуру наизнанку, ходить ряженым для того, чтобы снять накопившееся напряжение, и даже немного профанируя чрезмерную серьезность. Но это не было самоцелью, а народной самоиронией. Было связано с языческими обычаями, которые христианство освятило и приподняло над чисто утилитарной стороной язычества. Шутейные хождения и угрозы никогда не переходят грань между карнавалом и реальностью. Возможно, эта карнавальность оставлена для того, чтобы мы имели возможность посмеяться над своими грехами, потому что смешон грех, а святость не смешна. Поэтому умение посмеяться над грехом в такие особые периоды не воспрещалась.

 

- А когда шутка воспринимается всерьез, как, например, в гадании?

 

- Эту грань может определить только верующее сердце, и я, конечно, всячески предупреждаю от уклонения в эти гадания.

 

- Каков основной критерий, чтобы христианин мог уберечься от всех уклонений?

 

- Изучать нашу веру, она настолько прекрасна и многогранна. Даже если мы возьмем какую-то отдельную область и начнем из нее развивать свой интерес, мы увидим, насколько это глубоко, насколько касается лично нас, делает лучше, приближает к Богу, дает пищу для ума и сердца. Поэтому то, к чему призывал своего ученика апостол Павел - следуй здравому учению, чадо Тимофей и избегай бабьих басен - адресовано и нам с вами.

 

- Наверное, человеку тяжело разобраться во всем этом в одиночку?

 

- Для этого у нас и есть Церковь. Когда мы можем задавать вопросы. И когда у нас нет  готовых ответов, а есть личность конкретного человека, которая требует внимания, и которой мы можем уделить время. Любой человек раскрывается в общении, а христианам дана радость общения со Христом и прерывать это общение нельзя никогда. «Непрестанно молитесь»,  - призывает нас апостол. Памятование о Боге – наша постоянная и абсолютная задача.

 

- Можно ли назвать жизнь в Церкви воцерковленного христианина своеобразным тренингом?

 

- Путь и Истина – Христос. Он дает нам испытания каждой ситуацией, в которую мы попадаем. Если мы будем воспринимать нашу жизнь, как череду испытаний и поощрений от Бога, то у нас всегда будет повод и для молитвы, и для благодарения. Это и есть путь вхождения в Церковь, и это должно быть для нас той радостью, которая нас постоянно сопровождает.

 

- Спасибо, батюшка. Стремительно пролетело время нашего эфира, прошу Вас на прощание благословить наших телезрителей.

 

- Господь благословит всех нас Своей благодатью и человеколюбием, и даст радость общения с Ним, чтобы мы все возрастали на этом пути. Храни всех Господь.

 

 

Гость передачи: протоиерей Георгий Иоффе.

        Ведущий: Михаил  Кудрявцев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать