Смех

24 января 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает иерей Димитрий Дмитриев, клирик Храма Богоявления на Гутуевском острове. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 24 января 2014 года.

 

 - Добрый вечер, дорогие телезрители. В эфире телеканала Союз  программа «Беседы с батюшкой», ведущий Михаил Кудрявцев. Сегодня у нас в гостях клирик храма Богоявления на Гутуевском острове, иерей Димитрий Дмитриев. Здравствуйте, батюшка.

 -  Здравствуйте, Михаил. Господь благословит всех вас, дорогие телезрители

 - Спаси Господи, батюшка!

 - Дорогие друзья, наша сегодняшняя тема очень легкая – смех. Просим вас  звонить к нам в прямой эфир по телефону (812) 677-62-44 и задавать свои вопросы на  тему смеха и  всего юморного. Батюшка, грешно ли смеяться?

- Это вопрос? Смотрите, Михаил, как мы понимаем вообще смех. Смех мы представляем как некую реакцию, когда мы видим смеющегося человека, то есть видим у него какие-то определенные колебания его грудной  клетки, видим его слегка приоткрытый рот, и таких людей мы время от времени  встречаем в нашем обществе. Соответственно, мы видим некую реакцию. Но на что бывает реакция? Мотивы этой реакции мы не знаем.

На  самом деле, действительно, человек может смеяться совершенно над разными вещами. Он может смеяться и над хорошим, он может смеяться и над плохим,  на самом деле. Если мы видим смех - мы видим просто какое-то проявление этой реакции, но мотивов зачастую мы не знаем. Поэтому на вопрос «грешно ли смеяться» я бы ответил так: все зависит от ситуации,  в которой мы видим эту реакцию смеющегося человека. То есть если какое-то кощунство или скабрезность -  то мы, как православные  христиане, должны понимать, что такой смех греховен. Если же есть такие добрые шутки и действительно, такие достойные, действительно хорошие,  как  бывают в наше время православные анекдоты – такие тоже есть,  или какая-то бывает добрая шутка в кругу семьи или в кругу коллег -  над такой шуткой можно вполне смеяться - почему нет? - и такой смех не будет считаться греховным.

 - Отец Димитрий, расскажите, откуда вы вообще столько знаете о смехе?

 - Ну, это целая история. Если очень кратко, то получилось так. Когда я учился в Российской Христианской Гуманитарной академии  на теологическом  факультете, мне нужно было выбирать тему для своей выпускной работы и я, честно говоря, не знал, какая будет эта тема, а сроки поджимали. Я уже тогда был дьяконом и вот, в определенный момент, находясь в храме, размышляя о том и о сем, я, как сейчас говорят, засмеялся невпопад.  Стоящий рядом священник сделал мне замечание. Я, конечно, смиренно его принял, но в  моей голове произошел такой диссонанс. Я все время  воспринимал смех, как исключительно позитивную ценность. И если смех позитивная ценность, то почему же мне сделали замечание, что я смеюсь? Это же хорошо – смеяться. Думаю: дай-ка я это изучу, посмотрю. И вот, написал дипломную работу, исследовал различные труды - в том числе и православных богословов  и  инославных богословов, также и  отличных  культурологов, философов, как они пытались на  эту вечную проблему смеющегося человека ответить,  сделал для себя определенные выводы,  во многом разобрался и понял, что на самом деле смеяться можно не всегда.

 - А как звучала тема?

 - У темы было такое мудреное очень название: «Смех как культурная философская и богословская реальность».

 - Замечательно. Батюшка, но насколько я  знаю то, что я  встречал -  по крайней мере, в аскетике -  многие монахи-подвижники смех рассматривали как явление негативное. Но с другой стороны, когда мы видим образы тех или иных святых – это часто такие добродушные,  улыбающиеся, смеющиеся старцы. Вот как  сочетать эти два явления?

 - Смотрите, в чем проблема. Мотивы смеха бывают разные. И бывает так, что зачастую мы видим какое-то проявление смеющегося человека, не зная мотива, начинаем его как-то осуждать и ссылаемся на определенное какое-то Святоотеческое мнение, в котором, если мы посмотрим объективно, на самом деле гораздо больше  Святые отцы говорили о значении скорее плача для души, чем смеха. Почему это происходило? Для этого были определенные культурные  предпосылки тоже.

Во-первых, если мы говорим  о  Святоотеческих творениях  в статической нашей богословской традиции, то  так или иначе она берет свое начало из греко-римской культуры тоже. А, как  известно, в то время  в эллинистическом мире существовала  такая позиция по отношению к различным проявлениям смеха. Главным  считалась все-таки трагедия. Трагедия, если мы знаем историю античности, то, прежде всего античный мир прославился  именно своим театром, в котором в основном ставились, прежде всего, трагедии. И эти трагедии должны были вызывать определённый, как тогда считалось в греческом обществе катарсис, то есть определенное очищение души. Комедия же считалась второразрядным, второсортным таким явлением для простолюдинов и известен такой тезис, такая фраза Аристотеля: «смешное - это часть безобразного». И эта парадигму культуры Святые отцы, которые, как мы знаем, были замечательными носителями, владельцами этой культуры, которые у нас  считались  оплотом христианской  веры и  через призму этих определенных понятий своего времени  воплотили в истории человечества в христианское вероучение.

 Второй момент, который мы не можем не учитывать. В то время были очень популярны различные восточные культы, и эти культы были так или иначе связаны с определенными действиями, которые христианин сделать бы не мог. В чем они состоят? Я не буду говорить много о каких-то конкретных божествах, просто общая такая парадигма. Были определенные божества у восточного пантеона, различные те или иные культы. И их жрецы в определенный момент при совершении какого-то праздника приглашали тех людей, которые в эти культы верили. Все это сопровождалось большим употреблением различных средств, изменяющих сознание и, соответственно, эти средства вызывали у людей приходящих  повышение эндоморфинов в крови - таких гормонов  радости. Эти люди начинали смеяться очень много, и со стороны это представлялось какой-то смеющейся оргией. Соответственно, к этому было такое отношение. Вот этот факт  культурный мы тоже  не имеем права сбрасывать со счетов. Если мы посмотрим конкретное Святоотеческое мнение, то действительно – да, большинство их них пишет о том, что и плач полезен для духовно-нравственного самосовершенствования. В то же время, они не отказываются полностью от смеха тоже.

Я не буду приводить все эти многочисленные цитаты, но самый яркий пример-  это эпизод из Жития основателя восточного монашества Антония Великого. Известен случай из его жития, что один охотник, охотясь, оказался в пустыне,  вдруг забрел как раз к нему в его келью и увидел его  сидящим,  смеющимся с  различной своей братией, какие-то шутки отпускающим. Он смутился, потому что считал, что монахи-аскеты должны пребывать в таком духовно-нравственном плачущем состоянии. А тут он увидел такое застолье,  как-то смутился, и как свойственно всем неофитам, осудил, конечно, будущего святого и его сподвижников. На что тогда его Антоний позвал для личного разговора и предложил такой пример-сравнение: «Вот ты охотник, у тебя есть лук -  натяни его». Тот натянул. Антоний говорит: «Еще натяни». Тот еще раз натянул. «Еще раз натяни». «Я не могу его натянуть, потому что если я слишком сильно натяну тетиву, то она просто лопнет». «Так и в жизни тоже, в нашем делании аскетическом. Иногда нужно давать отдых для братии».

Соответственно, здесь как раз смех полезен для того,  чтобы сделать паузу, для того, чтобы не было такого перенапряжения излишнего. Но опять-таки, у него есть определенное место,  среди этих примеров мы видим, что определенное место он  занимает,  но не главное. Потому что  на самом деле, прежде всего для  нашего духовно-нравственного возрождения, возрастания, совершенствования, нам  более полезно смиряться в своих грехах, но смех тоже мы не должны сбрасывать со счетов.

 - Отец Димитрий, Господь говорит: «Будьте как дети».  Когда видим детей, мы чаще всего их видим либо плачущими, либо смеющимися. Получается, что если  смех рассматривать, как  грех, то  дети грешат?

 - В том то и дело, что мы  не должны рассматривать смех, как грех. Как я говорил, смех это определенная реакция, как есть реакция на разное – на плохое, на хорошее. И действительно, смех младенцев или детей маленьких еще -  он очень-очень радостный, он даже как-то окрыляет. Если мы посмотрим на Святоотеческую традицию - у архиепископа отца Иоанна Шаховского в его книге «Апокалипсис мелкого греха» - он рассматривает различные эмоции человеческие, в том числе и смех. И он говорит, что высшая похвала сказать человеку, что у него детский смех. До детского смеха надо вырасти на  самом деле обычному человеку. Потому что  дети все воспринимают  с непосредственной простотой, а человек, уже взрослея, воспринимает все с какими-то там  полутонами, с каким-то подтекстом, с каким-то зачастую двойным смыслом, всякие там фрейдистские мотивы вспоминает. К такому смеху уже возникают вопросы.

 - Я тоже нашел как раз сегодня эту книгу архиепископа Иоанна. Наш телезритель дьякон Владимир из Испании задает вопрос на эту тему: согласны ли вы со словами архиепископа Иоанна, что есть два смеха -  светлый и темный, и к какому смеху ведут такие передачи по ТВ, как «Смехопанорама», «Городок», «КВН» и подобные им?

 - Действительно, в труде архиепископ Иоанн пишет о двух видах смеха, и он говорит, что смех бывает светлый и темный. Светлый – от доброй шутки, от  встречи радостной, а  плохой смех бывает  от  какой-то скабрезности, от какого-то такого анекдота нехорошего, противонравственного – такой тоже есть.

 Что касается этих передач -  то  мы же понимаем, что наше время – об этом писал отец Александр Шмеман – время такой гуманистической культуры, гуманистической секулярной культуры, общества потребления и потребителя в том числе, и потребителя не только товаров, но и потребителя определенных человеческих эмоций. То есть  люди, которые потребляют эмоции и радостные, в том числе и позитивные. А есть люди, которые предоставляют нечто подобное или какие-то суррогаты, которые относятся к этому. И соответственно, как любая такая деятельность, поставленная на поток, она вызывает появление определенных людей, которые  умеют так или иначе шутить в такого рода ключе. Если мы смотрим подобные передачи, то зачастую (когда я писал эту дипломную,  тоже  посмотрел специально несколько выпусков каждой из них),  в принципе зачастую большинство из этих шуток, которые мы видим на телевидении, все  они, как сейчас принято говорить, ниже пояса. То есть так или иначе сводятся к фрейдистским вариантам, это все представляет собой  скабрезности, которые, разумеется, нельзя рекомендовать православному христианину. Вот что касается подобного рода передач.

Конечно, не нужно все  полностью отвергать подобные каналы. Потому что -  замечательная фраза из Экклезиаста «время плакать и время смеяться»,  которая сказана премудрым Соломоном, и это для нас, христиан, как раз так замечательная позиция,  которая держит нас на той золотой середине, когда с одной стороны, мы впадаем в некий обскурантизм или излишнюю суровость, с другой стороны -  в какое-то безудержное, бесконечное, совершенно беспричинное веселье без религиозного нехристианского гуманизма.

 - Отец Димитрий, вы только что привели слова из книги Экклезиаста. Где-нибудь еще в Священном Писании мы можем узнать о смехе?

 - Да, конечно. В Ветхом Завете, когда я писал диплом, там делал подробную подборку. Сейчас остановлюсь на нескольких моментах. Смех там встречается в разных контекстах, например в Псалтири трижды говорится о смехе Бога -  не буду сейчас конкретные цитаты давать, но это точно есть.

Так вот этот смех отображает радость Бога о своем богоизбранном народе, который обратился от политеизма или пришел из плена – такая радость выражается. Потому что это важный момент - смех очень часто сопровождает радость и является выражением радости, но не всегда. И в том же самом Ветхом Завете мы видим и другую реакцию, на  самом деле – смех - насмешка. Когда, например - самый такой известный случай, - пророк Елисей  за то, что он был лысым, был осмеян детьми,  когда выходил из города, причем это был такой злой смех, и он просил Бога покарать этих детей.

А у самого Экклезиаста тоже мы встречаем полярные высказывания о смехе, потому что сказано в одном месте Экклезиаста, что «нет ничего лучше, чем жить под солнцем, есть, пить и веселиться». А с другой стороны, у него есть другая фраза, где он  говорит о пользе плача. То есть это  чувство меры.

В Новом Завете, если мы говорим о смехе, то так или иначе мы должны  вспомнить фигуру Господа нашего Иисуса Христа. Самого Его смеющегося в канонических писаниях мы не находим, но тем не менее мы видим, что Христос зачастую использует различные шутки, сарказм, гротескные преувеличения, различные такие, образы, которые так или иначе  вызывают определенную смеховую реакцию у его слушателей, то есть Он использует эти методы тоже.

 - Господь говорит, что «блаженны плачущие, потому что будут смеяться в будущем».   Что это за  будущее и почему там  смеяться?

 - Будущее - потому что в этой жизни ты страдаешь. И там же есть такое упоминание -  вы, Михаил, правильно отметили, что «горе вам, смеющиеся ныне» – вот такой есть момент. Почему? Потому что здесь какой момент смеха отмечается – тем, что зачастую, когда  чаще всего человек смеется: когда он самоуверен, то есть когда он уверен, что он так автономен, что все получилось и он смеется  потому, что уверен,  что ему ничего не будет, что он как-то обошел все препятствия, и у него все получилось.  И  если мы видим как раз в Ветхом Завете, то зачастую такую позицию отстаивали представители той религиозной элиты,  которая была - фарисеи, которые занимали такие лидирующие позиции. А Христос  говорит: кто сейчас смеется, то потом будет, соответственно, в другом состоянии.

 - Потому что и над Ним, наверное, смеялись.

 - Конечно. И Он  даже говорит в момент, когда Его спрашивает один из апостолов: «Господи, идти нам в Иерусалим»? Он говорит: «Конечно, идти, разве ты не знаешь, что все пророки погибают в Иерусалиме». То есть это как бы норма. Норма-то норма, но это о чем говорит - что периодически Господь посылает определенных людей к этому народу, который находится в таком духовном заблуждении, и даже сам Богочеловек не может их вразумить, тогда что же их ждет? А те, кто страдает, те потом получают радость. И ведь действительно, выражением радости является смех, поэтому и сказано, что это, конечно, аллегория, что в лучшем мире люди  действительно уже будут находить состояние рая, и будут смеяться.

 - Отец Димитрий, о чем говорят святые? Может быть, что-то из руководства,  именно из  тех побудительных  моментов, о  которых говорят святые, о том, что нужно смеяться?

 - Многочисленные элементы смеховой культуры как раз я встречал в Патериках различных, когда действительно какие-то встречаются решения или какие-то советы, которые дает определенный подвижник своему ученику, и какие-то фразы произносит, которые на самом деле, на первый взгляд не совсем понятны. Но они           для чего делаются – для того, чтобы с помощью этой возникшей смеховой реакции смирить на самом деле того или иного своего ученика, или  даже самого себя смирить. Потому что очень важный момент смеха  для человека, и это высшая форма смеха  христианского – это самоосмеяние. Самоосмеяние – но до этого  нужно, действительно вырасти, потому что самоосмеяние -  это умение смеяться  над собой.  Вот Святые отцы умели так делать.

Допустим, пара примеров. К одному святому (в Патериках все обезличено) подвижнику приходят два человека, которые хотели стать его учениками. Прошло определенное время,  и после откровений духовных они выяснили между собой, в чем, собственно, причина их прихода. И один каялся в одном очень большом грехе – убийстве, а другой во множестве маленьких грехов. Ну и тогда подвижник дал ему дал ему нелепый совет: «возьми один камень, что там лежит и принеси его мне сюда» Тот принес. «Выброси его». Тот взял и выбросил. «Теперь опять его принеси». Тот принес. «Вот видишь, вот так вот и грех. Ты его видишь – видишь. Ты над ним работаешь – работаешь,  ну вот и продолжай работать».

 А второй пришел - он ему говорит: «Вот  набери  много маленьких камешков».        Тот набрал. «Иди, разбросай теперь».  Тот разбросал. «Теперь иди, собери их и мне принеси». Тот говорит: «А я не могу их все найти». «Так вот и бывает, что мелкие грехи  твою душу потихонечку засасывают и засасывают». То есть какая-то такая нелепость. Он-то сам стоял, смотрел, как   этот человек бегал за этими камешками. А на самом деле, это оказалось очень полезно, а со стороны казалось даже  смешно.

- Вопрос от раба Божьего Алексея по поводу сатиры. А. П. Чехов писал много  таких сатирических рассказов – они смешные. Современные рассказики -  рассказики глупенькие, пользы не несут, а вот такая, серьезная сатира  - она  может быть в стороне или нет?

 - Классическую сатиру, конечно, можно использовать. Ее можно читать. как разновидность такой сатиры, я вспомнил  замечательное произведение священника Михаила Ардова «Мелочи прото-, архи- и просто иерейской жизни» где он как раз вспоминает различные комические ситуации, какие-то конкретные варианты смеховой культуры, которые были в истории Церкви, такие, на самом деле, добрые моменты. Смех-то на самом деле бывает (редко, но бывает) имеет назидательное значение, педагогическое. Можно и научить этому. То есть, смеясь и размышляя  потом, над чем ты смеешься, ты начинаешь задумываться: а почему я смеюсь, а может, я действительно что-то не так сделал. Ты начинаешь как-то изменять жизнь.

 - Отец Димитрий, что пост, что и смех -  они проверяются тем, приносят  ли они пользу. Расскажите, с чем помогает справиться смех.

 - Смех, прежде всего, противопоставляется унынию и отчаянию. Такие грехи бывают, конечно, в жизни христиан того или иного возраста, так или иначе. Бывает особенно, когда человек верующий - а вера, как известно, проверяется периодически, проверяется различными искушениями, и бывает, что руки опускаются и   думаешь – ну как же все сложно, как же все это можно преодолеть. И вдруг какая-то компания, старые друзья, встреча с родственниками,  и ты сидишь, смеёшься над какой-то шуткой,  развеивается печаль и уходит. И думаешь -  да на самом деле все не так уж и плохо…  И как-то удается с помощью смеха развеять скуку, развеять уныние, печаль, и это хороший способ побороться  с такими страстями. Но если, конечно, смех – очень важно! – не должен быть самоцелью. Потому что, когда если встречаются люди и  хотят лишь бы только пошутить – я пошучу больше чем ты, ты пошутишь больше, чем я – это уже вопрос гордыни.

 - Вопрос от  рабы Божьей Галины из Нижнекамска. У нее маленький ребенок, который периодически в ходе дня может вспомнить какую-то шутку и начинает смеяться. Ее это смущает. Снова повторяется вопрос о детском смехе. Как быть родителям? Пресекать это в постное время или в обычное время?

 -Я бы не стал маленьких детей совсем так пресекать, тем более, чем взрослее мы становимся, тем, на самом деле, реже мы смеемся, потому что  причин для смеха возникает очень мало, да и социально-экономические условия все меньше и меньше позволяют подобного рода реакции. Я бы не стал пресекать. Но нужно знать конкретный случай. Если он долго-долго смеется, то это надо как-то прекращать, потому что смех может быть и опасен, на самом деле. Я вспомнил сюжет в мировой сети о смехе, который сопровождал  одно из собраний неохаризматиков. Так называемый феномен «святого смеха», когда люди начинали по непонятным причине истерить, смеяться бесконечно. Показывали девочку, которая махала  руками  и не могла остановиться. Здесь уже другой вопрос,  здесь вопрос – того ли духа этот смех? Поэтому, конечно, по конкретной ситуации нужно смотреть. Детей я бы стал уж так пресекать, если, конечно, это не истерика.

 - Вопрос  от раба  Божьего Александра. Помимо смеха, отношения к манерам поведения, нужно воспитывать  применение улыбки и в каком месте эта улыбка должна на лице -  быть может, даже после  службы  в храме, чтобы люди не вели себя  несколько скованно и сдержанно, а умели улыбаться. Может, это детям надо прививать и взрослым тоже, потому что  улыбка располагает?

 - Действительно, и улыбка, и смех должны обязательно, мне кажется, быть в жизни православного христианина. Потому что жизнь христианина должна выражать радость, искренность, и смех зачастую -  это показатель определенной свободы. Потому что когда ты смеёшься? Когда ты свободен, когда ты искренен. Зачастую когда люди смеялись – когда  пускай все жмут,   мы в подполье - но мы смеемся, потому что мы свободны на самом деле, этим маленьким кругом сидим и нам хорошо. Почему это возникает? Потому что возникает искренность. И христиане  наши  современные должны быть такими, на самом деле должны были такими быть всегда. Потому что, как сказал  (не помню что сказал, врать не буду - батюшке не по сану), вспоминаются такие слова, что если бы  христиане всегда вели бы себя, как христиане, тогда бы не было тех катаклизмов, которые в нашем мире произошли. Поэтому нужно радоваться, нужно людей встречать действительно, с радостью.

 - Да, Антоний Сурожский говорил, что если каждый христианин станет настоящим христианином, то весь мир моментально преобразится.

 - Да. Он еще такие слова хорошие сказал: «Никто не пойдет на небо, если не увидит в глазах ближнего сияние вечной жизни». Как они пойдут, если не увидят это сияние, если не увидят этой радости. Ведь христианство это же радость. Как сказал сам Господь: «Иго Мое легко есть». Так это и есть на самом деле.

 - Вопрос от раба Божьего Михаила из Подмосковья. Не лучше ли посмотреть вместо новостей и передач, вгоняющих в уныние, какую-то юмористическую передачу?

 - Здесь, как и в любом вопросе, который касается духовно-нравственного возрастания, важно чувство меры, оно должно быть. Новости тоже надо иногда смотреть, потому что это реальность нашей жизни, никуда мы от нее не уйдем, и спрятаться от нее за какие-то  виртуальные рамки  мы не сможем, и не надо этого делать.  С другой стороны, какую-то ту или иную передачу можно посмотреть. Но если меры нет, если ты целыми днями сидишь и смотришь какие-то юмористические передачи, то соответственно, ты впадаешь либо в одну, либо в другую крайность.  Очень важно чувство меры. Конечно, иногда можно. Я-то сторонник больше книжной культуры, хотя  уже все больше этот  формат устаревает, но гораздо полезнее лучше что-нибудь из таких книг прочитать, и это гораздо больше радости доставит.

   - Хотелось как раз спросить о лице нашего современного православия. К сожалению, очень многие отмечают, что когда заходят в храм, встречают достаточно такую угрюмую атмосферу, нет никакой радости, ни улыбки,  ни смеха не встречают. Может быть, каким-то образом нам прививать эту культуру?

 - «Прививать» – какие-то ботанические ассоциации возникли. Мне кажется, ничего искусственно сделать нельзя. Это должно исходить из самого человека, из самих людей. Вопрос  к нашему православию – почему оно такое. У меня знакомые ездят в православную церковь в США на молодежные  конгрессы, ездили на встречу христиан во Францию, в Грецию, я сам видел, когда был в паломничестве в Иерусалиме или в Стамбуле, когда патриарх Варфоломей приезжал – я вижу зачастую совершенно другую реакцию. Хотя нельзя сказать, что люди страдали меньше – конечно мы можем себя утешать, что меньше, но сейчас-то  у нас такой оккупации нет, а в других странах мы видим то, что видим  -  что не все так просто. Но, тем не менее, что греческое православие,  что американское - оно какое-то действительно более веселое, хотя у них повторяюсь, исторически  нельзя никак объяснить.

У меня есть мое личное предположение, что наверно, не прошли бесследно времена Советского Союза, потому все-таки что ментальность человека сделала другим. Многие меня могут осудить, потому что я  в то время не жил и не знаю, как это было. Но читая воспоминания    каких-то известных людей, или смотря соответственные передачи у меня, по крайней мере (это мое субъективное мнение) сложилось такое впечатление, что, несмотря на радость, конечно, которая определенно была, все-таки зачастую приходилось смеяться, как говорится в таких случаях,  с «фигой в кармане», или с «кукишем в кармане». Когда не над всем можно было посмеяться, хотя народ смеялся все равно.  Известны анекдоты про Леонида Ильича, до сих пор живущие.

Но в православной сфере мы еще  наследники такого советского  периода, когда нам нужно, действительно, как-то в  свободе встать - во внутренней свободе, надо вырасти.   Ведь смех, как я уже сказал, это показатель  определенной внутренней свободы,  значит, это вопрос -  насколько мы внутренне свободны.

 - Вопрос от рабы Божьей Валентины. Бывает смех без причины, но скажут иногда какую-нибудь глупость, или даже не глупость, и начинаешь смеяться с кем-то вместе, даже до слез.  Смех без причины – признак дурачины, но к хорошему он не приводит.

 - Это что касается наших многочисленных поговорок народных – «смех без причины признак дурачины». Не стал бы на них полностью ориентироваться, потому что есть, например и другие: «работа не волк, в лес не убежит» -  и можно таким образом любую лень оправдать. Так и здесь. Бывает действительно, что человек смеется, и ты тоже заражаешься. Это свойственно человеку –  что-то повторять. Например, видишь плачущего человека - тоже начинаешь плакать, потому что ты проникаешься, происходит эмпатия внутренняя, ты тоже включаешься в этот процесс, и ты ему сочувствуешь. А здесь тоже сопереживаешь, но вот таким способом. Здесь опять вопрос времени – когда это бесконечно, то есть вопрос.

 - На исповеди стоит  ли человеку упоминать смех? Если действительно человек увлекся.

 - Смотря как увлекся. Если он очень надолго увлекся, то в этом случае смех неподобный. Все-таки важно, над чем он смеялся, важна причина смеха. Разные философы пытались понять смех, и например, Эммануил Кант писал в одной из своих работ, что смех это (не помню дословно) «внезапно разряжающееся ничто». Или Шопенгауэр писал, что смех -  «это абсурдный проект смешного», на самом деле не всякое абсурдное смешно.  Анри Бергсон писал в своем эссе о том, что   смех - это «когда происходит внедрение в нечто органическое чего-то механического и наоборот». Это как представить себя каким-то огурцом и становится смешно. Или нарушение какого-то обычного порядка  вещей, от этого тоже бывает смешно. Вот шел человек, упал, и зачастую люди смеются. А на самом деле вопрос. Бывает, действительно по наблюдениям людей, такая смеховая  реакция возникает.

 - Вопрос из Свердловской области: Хочу сердечно поблагодарить за передачу, такая необычная тема сегодня, такая светлая, интересная. Оказывается, так можно много говорить о смехе, такая тема бесконечная, что прямо слушаешь с удовольствием.

  - Спасибо. Это лишний раз подтверждает слова отца Александра Шмемана, который однажды сказал, что смех спасителен и нужен сейчас как воздух, ни что другое не нужно, как смех.

 - Вопрос из группы «В Контакте» от рабы Божьей Катерины:  Как бороться  со смехом. Смеюсь, понимая, что часто выгляжу нелепо, но непроизвольно получается. Есть часть людей, которые воспринимают  смех, как грех.

 - Не согласен я с такой позицией. Мне кажется, что тот разговор, который мы с вами ведем, настраивает тоже на соответственный лад. Смеяться можно, но в меру, желательно по каким-то конкретным поводам. Но чтобы уж совсем не смеяться – мне кажется, это уже приводит к тому, что человек себя чем-то обделяет, от чего-то отказывается. Ведь  смех, плач -  это же часть наших эмоций часть нашей души и, наверное, человек, действительно, от чего-то отказывается. Мне кажется, это даже такая опасность духовная. Смеяться нужно и можно, но иногда и в меру. Дифференцированное отношение к смеху в православии, дифференцированное.

 - Смех, насколько я понимаю - это разновидность эмоций. Существуют разные эмоции – страх, удивление. По телевидению есть, например фильмы, которые вызывают чувство страха, и некоторым это нравится. Некоторые, допустим, любят какое-то удивление и смотрят какие-то познавательные передачи, в которых постоянно удивляются. Смех как-то выходит за рамки прочих эмоций, или он  на уровне их?

 - Смех, конечно, как эмоция находится в этом ряду. Определенные люди могут определённым способом его вызывать. Иногда бывает, что если человек перестает контролировать свой смех, то смех начинает его контролировать. Может кто-то и замечал, что сидишь в какой-нибудь аудитории студенческой, смеешься и не можешь уже остановиться. Вот здесь уже вопрос – эмоция тобой владеет или ты  владеешь эмоцией? Эта ситуация уже немного другая.

Смех, действительно, находится   в ряду человеческих эмоций. Но эмоции бывают разные. Важен мотив. Мы можем смеяться над доброй шуткой, но с другой стороны, если мы смеемся над несчастьем человека -  тогда уже вопрос,  какие же  мы христиане после этого? И даже было такое апостольское правило - номер не помню, но оно точно есть: «Аще клирик посмеется хромому или калеке какому - нибудь, то да будет извержен из сана». А мирянин тоже  будет наказан отлучением  определенным. То есть, если мы смеемся над страданием другого человека, то тогда уже вопрос вот  к  этому нашему смеху. Но здесь мы все равно видим, что смех -  некая интеллектуальная причина. А бывает  смех чисто физиологический – смех от щекотки. То есть, смех от анекдота, смех от шутки и смех  от щекотки - это же разный смех на самом деле. А внешне выглядит как одно и то же – человек смеется. Поэтому соответственно и смех-то бывает разный.

 - Вопрос от рабы Божьей Анастасии  из Санкт-Петербурга. У нас  в классе есть мальчик, и над ним все смеются. Как поступить?

 - Зачем они смеются-то над ним? Это как раз такая насмешка связана с тем,  о чем мы сегодня говорили - с самоуверенностью. Зачастую в школе, даже и в университете, в разных учреждениях подобного рода бывает так, что возникает у людей  определенное комбинирование, когда они вместе между собой общаются по какому-то признаку. То есть сильные -  сильнее, а слабые -  слабее, в хвосте, а есть какая-то группа, в  которой хотят к сильным пристать, и соответственно, какой способ  пристать к сильным, если ты не можешь сильным? Да посмеяться над кем – нибудь, или подсмеяться, подражать. Как та гиена в мультфильме про Шерхана и Маугли. Здесь осмеивания над человеком, безусловно, нельзя допускать. Да, бывает человек несуразен, особенно в школе это бывает. Ведь все мы растем и сначала мы  смотрим свои старые фотографии -  у каждого свой образ, какие-то мы бываем смешные и нелепые. Но каждый человек  - это тайна и поэтому к нему нужно относиться соответственным образом. Да, пускай он не такой, пусть он даже белая ворона.

 - Ведь если с ним вместе посмеяться над чем- то это будет…

  -Вот, а с другой стороны это будет определенный вызов другой группе. Здесь уже вопрос – по совести поступить или … Но христианин должен, конечно, поступить по совести, соответственно.  Нельзя такому греху потакать. И если мы говорим о возрастной психологии, то если  сейчас в таком возрасте не закладывать  такое понимание,  то тогда что же говорить потом? Если над слабым смеяться -  над слабым легко смеяться. Но, между прочим, опять -  в чем такая живительная сила смеха? Что смех может, кстати, и сильного победить. Почему? Потому что смех бывает  разновидностью такой тонкой интеллектуальной игры, и ведь ирония  на самом деле ранит человека другого значительно сильнее, чем  удар кулака или еще чего посильнее. Так что жонглирование смыслом и жонглирование словом,  в том числе и шуткой в данный момент, может быть гораздо более дорогого стоить. А если еще защитишь с помощью иронии кого-нибудь,  то тогда уже появляется такое хорошее чувство, что ты помог с помощью такой смеховой реакции.

 - Новое оружие  смеховое…

 - Ну, это не новое. Все новое -  хорошо забытое старое.

 - Отец Дмитрий, стремительно время летит, у нас буквально пара минут осталась. Хотелось бы последний вопрос задать: стоит ли тренировать чувство юмора и поддается ли оно вообще тренировке?

 - Знаете, научить можно всему. Если мы говорим о смехе как о реакции, то допустим, нет ничего проще. Вы можете сейчас снять свои ботинки, я вас пощекочу по пяткам, и вы увидите, как смеховая культура действует. Но это такой физиологический момент. Есть момент, связанный с чтением определенного рода литературы. Да, действительно бывает, что  ты читаешь какие-то анекдоты, все они  однообразные, и  ты в результате находишь этот самый механизм,  который «раз» -  и все получается смешно. Некоторые люди так и делают. Но специально бы этим заниматься, я бы, наверно, не стал, потому что образ современной  культуры человеку - потребителю он навязан - такая «американская» улыбка (не в обиду американцам). Но именно это стало таким своего рода общим местом – смех за экраном, когда смех только как позитивная ценность рассматривается, только исключительно, как позитивная ценность. Но на самом - то деле мы видим,  что  он  имеет такое дифференцированное значение, смеяться можно не всегда и не везде. Тогда, конечно, лучше все-таки не заниматься поиском различной смеховой литературы, а просто заниматься более полезным  для души. Ну, а смех - он на самом деле и сам возникнет у тебя в той или иной ситуации, в конкретном действии, в конкретной встрече. Каждая ситуация, как мы верим, посылается нам Господом. Будем  с верой и надеждой в Него жить дальше.

   - Спасибо, батюшка. Прошу вас по традиции благословить наших телезрителей на прощание.

 - Да благословит Вас Господь своей благодатью и человеколюбием! С Богом!

 

Ведущий: Михаил Кудрявцев

Расшифровка: Галина Парамошина

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать