Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Вечером 7 января 2018 года, в праздник Рождества Христова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.
Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Дорогая молодежь!
Я всех вас сердечно благодарю за участие в этом торжественном богослужении, за возможность вместе с вами помолиться и прославить Христа, рожденного в Вифлееме, в первый день праздника Рождества. Сложилась замечательная традиция церковной Москвы — собираться в Храме Христа Спасителя и вместе торжествовать этот день, вспоминать велию благочестия тайну — Бога явившегося во плоти (см. 1 Тим. 3:16).
Сегодня верующего человека ожидает множество разного рода испытаний, и все они так или иначе касаются ответа на главный вопрос «Что такое вера и почему я верю? Что является основой моих религиозных убеждений?» Этот вопрос редко формулируется так, как я его сейчас сформулировал, но в различных вариациях и в различных жизненных контекстах верующий человек, особенно молодой, так или иначе с этой темой сталкивается и должен быть способен — в первую очередь самому себе, а если потребуется, то и другим — ответить о своем уповании. И, наверное, самым сильным аргументом, заставляющим нас говорить о своей вере, являются не умные слова и мысли, почерпнутые из литературы от весьма просвещенных авторов, но собственная жизнь и собственный опыт.
В этом опыте есть нечто очень хрупкое и одновременно невероятно важное — это способность слышать ответ Бога на наши молитвы. Собственно говоря, именно на этом ответе всё и основывается. Если человек не слышит и в обстоятельствах жизни не видит Божественный ответ, то его вера ослабляется. А что же это за ответ? Как Господь говорит с нами? Примером является сам факт рождения Спасителя. Господь пришел в мир, когда мир ждал пришествия Спасителя. Об этом свидетельствуют языческие философы, историки, поэты — и Светоний, и Тацит, и Вергилий. Последний написал целое стихотворение, посвященное пришествию в мир Отрока, почти пересказывая пророчество Исайи. Эти заявления тогдашних мудрецов, философов основывались на общем ожидании того, что что-то должно произойти. Мир дошел до такого состояния, когда требовалось радикальное изменение человеческого умонастроения, а вслед за ним — изменение течения истории. Люди ожидали, что придет Некто. Языческие авторы говорили почему-то о великом, могущественном Царе — так в их представлении запечатлевалась идея о пришествии Того, Кто может изменить жизнь людей. Кто-то говорил об Отроке. А что же произошло на самом деле? Христос, Которого ждали, родился так, что свидетелей практически не было — Мать, Обручник Иосиф, несколько пастушков и пришедшие с Востока волхвы. И всё! Конечно, мир не знал об этом событии. Как же так? Мир ждет, всё напряжено — сознание, нервы. Люди понимают: что-то должно произойти в ближайшее время. Действительно, происходит то, что ожидали, но как происходит? Так тихо, так незаметно, что проходит мимо сознания абсолютного большинства людей.
Что это такое? А это голос Божий. Голос, который мы должны уметь различать в своей собственной жизни. Не гром, не молния, не чудеса, не мгновенное изменение нашего собственного сознания или внутреннего состояния. Господь прикасается к нам так, как Он прикоснулся ко всему человеческому роду, придя в мир через рождение в вифлеемском вертепе. И для того чтобы слышать Божий ответ, который люди, даже именующие себя верующими, часто не слышат, а потому и впадают в сомнения, мы должны быть способны улавливать такой сигнал, для восприятия которого нужен особый настрой нашего внутреннего приемника. Сила нашей религиозности во многом зависит от состояния нашей души. В злохудожную душу не внидет премудрость и не обитает в телеси, повиннем греху (см. Прем. 1:4), учит нас Слово Божие. А потому, если мы хотим услышать сигнал свыше, если мы хотим услышать ответ на свои молитвы, мы должны настраивать свой внутренний приемник. Это и есть главная задача на пути принятия Господа сердцем, разумом и верой своей.
Поэтому все, что связано с работой человека над самим собой, имеет прямое отношение и к тому, какого уровня религиозности тот или иной человек достигает. Известно, что есть гении религиозной жизни — мы их называем святыми, пророками. Это те, кто действительно общались с небом. Достаточно открыть страницы Ветхого и Нового Завета, и становится совершенно ясно, что были люди, для которых непосредственный контакт с Богом был частью их жизни. Но что это были за люди! Насколько сильна была в них вера! Насколько горячим было их стремление общаться с Богом! Наша теплохладность, наша погруженность в обстоятельства жизни, в суету, которая нас окружает и которая нас засасывает, так ориентируют наши сознание, волю, чувства, что Бог оказывается на периферии. И мы не слышим Божий голос, идущий с периферии, потому что ставим между Богом и собой непреодолимое препятствие.
Рождение Господа и Спасителя, которое мы празднуем, должно в первую очередь помочь нам понять тайну общения человека с Богом. Как достичь такого состояния, чтобы голос Божий ясно, недвусмысленно звучал в нашем сердце и в нашем сознании, чтобы мы чувствовали и воспринимали Божественный сигнал в ответ на нашу слабую молитву? Пусть переживание Рождества Христова укрепит нашу веру, а вместе с этим — сознание необходимости постоянно работать над самим собой, не ссылаясь ни на занятость, ни на обстоятельства, ни на занимаемое положение. Всё это вторично по отношению к самой главной задаче, которая стоит перед человеком, — вступить в реальное общение с Богом и через это общение душу свою спасти, стать духовно сильным, непобедимым. К этому призывает нас Младенец Спаситель, пришедший в мир в тишине Вифлеемской пещеры, пришедший незаметно, как незаметным бывает легкое дыхание ветра. Ни грома, ни молнии, ни бури — вот так Господь прикасается и к нам.
И будем просить Господа, чтобы Он сделал нас способными воспринимать эти Божественные прикосновения, которые и являются несокрушимым фундаментом и основанием нашей веры. Ибо, став реальным опытом нашей жизни, они становятся одновременно и частью нас самих. Именно такая вера и переставляет горы, творит чудеса, делает человека непобедимым. Да поможет нам Господь возрастать в вере и богообщении, которое открыто для нас таинством Божественного присутствия в мире через рождение в Вифлееме Богомладенца Христа Спасителя. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Всенощное бдение 18 мая 2024 года
Этот день в истории. 18 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!