Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со вступительным словом:
«Ваши Высокопреосвященства! Досточтимые участники сегодняшнего заседания Патриаршего совета по культуре!
Хотел бы сердечно вас приветствовать и поблагодарить за то, что вы все собрались. Мы давно не собирались, и, конечно, накопились вопросы, которые необходимо соборным разумом осмыслить. Поэтому я всех призываю к активному участию в дискуссии, с тем чтобы мы действительно могли выйти на какие-то правильные решения по тем направлениям, которые будут обозначены.
Традиционно на заседаниях нашего Совета речь идет о том, что удалось сделать со времени последней встречи. Но сегодня я хотел бы немного изменить сложившийся формат и, поскольку творческие люди особенно чутко воспринимают изменения в культурно-общественном пространстве, обратить внимание на некоторые темы, которые мне представляются важными.
Высказанные вами мысли всегда оставляют определенный, я бы сказал, глубокий след. В меру наших возможностей мы пытаемся реализовать многое из того, что формулируется на заседаниях Патриаршего совета по культуре. Знаю, что многие из вас подготовили сообщения к нынешнему заседанию, и я просил бы высказаться каждого, кто готовился к выступлению. Конечно, прошу также всех остальных принять участие в дискуссии.
Предваряя обсуждение в соответствии с повесткой дня, хотел бы рассказать вам об инициативе, с которой я выступил в ноябре прошлого года в качестве председателя Общества русской словесности. Наше Общество за четыре года своей деятельности приняло участие в разработке новых федеральных государственных образовательных стандартов по преподаванию русского языка и литературы в средней школе и содействовало введению устной формы экзамена по русскому языку для девятиклассников.
Ни для кого не секрет, что, к сожалению, немалая часть молодых людей оканчивает школу с очень скудными представлениями о русской культуре. Они плохо знают и нашу живопись, и отечественную музыку, и архитектуру, и достижения в других областях искусства, что, безусловно, не способствует воспитанию у них патриотических чувств, любви и уважения к собственной стране.
Сейчас многие путешествуют за границу, и мне приходилось сталкиваться с таким феноменом: некоторые из тех, кто посещает западноевропейские города (где действительно многое следует посмотреть и осмыслить), лучше знают культуру, архитектуру тех стран, куда они ездят, чем свою собственную. Конечно, здесь играет большую роль не только привлекательность зарубежных поездок, но и тот факт, что не всегда в наших городах можно действительно познакомиться с культурой, с историей. Конечно, это не имеет прямого отношения к нашему сегодняшнему заседанию, но следует отметить, что состояние наших памятников, работа специалистов и общественности на местах должна быть более активной, чтобы посещение наших городов, исторических мест давало представление о национальной культуре и прививало любовь к ней.
Именно приобщенность к культурному наследию народа является основой национальной идентичности и даже гражданского самосознания. У нас молодые люди зачастую оторваны от культурной традиции, живя как бы в параллельном ей мире. Они ассоциируют себя с лишенной всякого духовного фундамента потребительской культурой, которая порой не только имеет самое низкое качество, но и несет в себе разрушительную силу.
Безусловно, жизнь идет вперед, все вокруг меняется, включая формы творчества. Но тем не менее, без прочного и надежного базиса подлинное развитие личности невозможно. Крайне важно, чтобы духовно-нравственная и эстетическая составляющие определяли культурную жизнь нашего народа, в том числе наших молодых современников.
На прошедшем в ноябре прошлого года съезде Общества русской словесности я предложил включить в учебный план основной школы культурологическую программу, которая содержала бы основополагающую информацию обо всех сферах российской культуры: изобразительном искусстве, архитектуре, музыке, театре, кинематографе, балете, народном творчестве и т.д. Моя инициатива получила поддержку руководства Министерства просвещения, Министерства науки и высшего образования, Министерства культуры. С пониманием и одобрением это предложение было встречено несколькими тысячами педагогов, участвовавших в съезде.
Поскольку школьная программа и так весьма обширна, я не считаю правильным расширять ее за счет нового предмета. Материалы учебной программы, которые бы охватывали ключевые знания и смыслы отечественной культуры, могли бы преподаваться в рамках уже существующих дисциплин.
Хотел бы подчеркнуть, что этот проект должен осуществляться силами профессионального сообщества. Рассчитываю, что члены Патриаршего совета по культуре в дальнейшем смогут принять участие в разработке контента и методологии преподавания такой программы в школе. Для меня эта тема особенно важна, я принимаю ее близко к сердцу и считаю, что без внедрения такого культурологического курса мы не сумеем повлиять на культурное и духовное формирование наших молодых современников. Предложил бы обсудить сегодня вопрос преподавания культурологического курса в школе, а затем перейти к тем вопросам, которые вам были предложены. Благодарю за внимание».
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 5 мая. Светлое Христово Воскресение
Евангелие 5 мая. Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины
Читаем Апостол. 5 мая 2024
Этот день в истории. 5 мая
День ангела. 5 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!