Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Патриаршего совета по культуре

21 февраля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
20 февраля 2020 года в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Патриаршего совета по культуре.

Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со вступительным словом:

«Ваши Высокопреосвященства! Досточтимые участники сегодняшнего заседания Патриаршего совета по культуре!

Хотел бы сердечно вас приветствовать и поблагодарить за то, что вы все собрались. Мы давно не собирались, и, конечно, накопились вопросы, которые необходимо соборным разумом осмыслить. Поэтому я всех призываю к активному участию в дискуссии, с тем чтобы мы действительно могли выйти на какие-то правильные решения по тем направлениям, которые будут обозначены.

Традиционно на заседаниях нашего Совета речь идет о том, что удалось сделать со времени последней встречи. Но сегодня я хотел бы немного изменить сложившийся формат и, поскольку творческие люди особенно чутко воспринимают изменения в культурно-общественном пространстве, обратить внимание на некоторые темы, которые мне представляются важными.

Высказанные вами мысли всегда оставляют определенный, я бы сказал, глубокий след. В меру наших возможностей мы пытаемся реализовать многое из того, что формулируется на заседаниях Патриаршего совета по культуре. Знаю, что многие из вас подготовили сообщения к нынешнему заседанию, и я просил бы высказаться каждого, кто готовился к выступлению. Конечно, прошу также всех остальных принять участие в дискуссии.

Предваряя обсуждение в соответствии с повесткой дня, хотел бы рассказать вам об инициативе, с которой я выступил в ноябре прошлого года в качестве председателя Общества русской словесности. Наше Общество за четыре года своей деятельности приняло участие в разработке новых федеральных государственных образовательных стандартов по преподаванию русского языка и литературы в средней школе и содействовало введению устной формы экзамена по русскому языку для девятиклассников.

Ни для кого не секрет, что, к сожалению, немалая часть молодых людей оканчивает школу с очень скудными представлениями о русской культуре. Они плохо знают и нашу живопись, и отечественную музыку, и архитектуру, и достижения в других областях искусства, что, безусловно, не способствует воспитанию у них патриотических чувств, любви и уважения к собственной стране.

Сейчас многие путешествуют за границу, и мне приходилось сталкиваться с таким феноменом: некоторые из тех, кто посещает западноевропейские города (где действительно многое следует посмотреть и осмыслить), лучше знают культуру, архитектуру тех стран, куда они ездят, чем свою собственную. Конечно, здесь играет большую роль не только привлекательность зарубежных поездок, но и тот факт, что не всегда в наших городах можно действительно познакомиться с культурой, с историей. Конечно, это не имеет прямого отношения к нашему сегодняшнему заседанию, но следует отметить, что состояние наших памятников, работа специалистов и общественности на местах должна быть более активной, чтобы посещение наших городов, исторических мест давало представление о национальной культуре и прививало любовь к ней.

Именно приобщенность к культурному наследию народа является основой национальной идентичности и даже гражданского самосознания. У нас молодые люди зачастую оторваны от культурной традиции, живя как бы в параллельном ей мире. Они ассоциируют себя с лишенной всякого духовного фундамента потребительской культурой, которая порой не только имеет самое низкое качество, но и несет в себе разрушительную силу.

Безусловно, жизнь идет вперед, все вокруг меняется, включая формы творчества. Но тем не менее, без прочного и надежного базиса подлинное развитие личности невозможно. Крайне важно, чтобы духовно-нравственная и эстетическая составляющие определяли культурную жизнь нашего народа, в том числе наших молодых современников.

На прошедшем в ноябре прошлого года съезде Общества русской словесности я предложил включить в учебный план основной школы культурологическую программу, которая содержала бы основополагающую информацию обо всех сферах российской культуры: изобразительном искусстве, архитектуре, музыке, театре, кинематографе, балете, народном творчестве и т.д. Моя инициатива получила поддержку руководства Министерства просвещения, Министерства науки и высшего образования, Министерства культуры. С пониманием и одобрением это предложение было встречено несколькими тысячами педагогов, участвовавших в съезде.

Поскольку школьная программа и так весьма обширна, я не считаю правильным расширять ее за счет нового предмета. Материалы учебной программы, которые бы охватывали ключевые знания и смыслы отечественной культуры, могли бы преподаваться в рамках уже существующих дисциплин.

Хотел бы подчеркнуть, что этот проект должен осуществляться силами профессионального сообщества. Рассчитываю, что члены Патриаршего совета по культуре в дальнейшем смогут принять участие в разработке контента и методологии преподавания такой программы в школе. Для меня эта тема особенно важна, я принимаю ее близко к сердцу и считаю, что без внедрения такого культурологического курса мы не сумеем повлиять на культурное и духовное формирование наших молодых современников. Предложил бы обсудить сегодня вопрос преподавания культурологического курса в школе, а затем перейти к тем вопросам, которые вам были предложены. Благодарю за внимание».

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Показать еще

Время эфира программы

  • Понедельник, 06 мая: 01:40
  • Понедельник, 06 мая: 08:00
  • Понедельник, 06 мая: 16:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать