Родное слово (Новосибирск). День Святой Троицы, День Святого Духа

19 июня 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Мы готовимся отмечать праздник Святой Троицы – Пятидесятницу. Для большинства из нас сложно понять, как Господь Бог может быть одновременно в трех Ипостасях. Чем различаются Лица Святой Троицы, Которые едины по природе?

– На самом деле здесь нет ничего сложного. Допустим, мы смотрим в азбуку… Если нас не научили читать, мы удивляемся, что тут какие-то значки, какие-то черточки – какими звуками их можно наполнить, откуда возьмутся слова? Смотрим в учебник по математике, и если нас не обучили считать и писать, мы удивляемся и думаем, словно студентки кулинарного техникума: что же делать с интегралом? Нас не обучили.

Поэтому обязательно нужно помнить, что вере человек обучается. Маленький человечек рождается, он ничего не умеет: ни читать, ни писать, ни ходить. Поэтому, может быть, он и не понимает ничего о Боге. Хотя, с другой стороны, может, он понимает больше нашего, потому что маленькие дети, наверное, больше общаются с ангелами и с другим миром, ведь у них нет своих грехов в отличие от нас. Но все равно когда человек вырастает, ему нужно учиться.

Мы с вами уже говорили, что есть очень простые упражнения, которые помогают нам понять, что есть Бог, есть душа, что Бог Един, что наша душа вечна, что жизнь нашей личности с физической смертью тела не заканчивается, не прекращается, а продолжается. Ничего сложного в этих упражнениях нет. Например, понять, есть у нас душа или нет, можно в тот момент, когда наша душа о чем-то болит, и мы точно поймем, что это не от того, что мы промахнулись, ударив по гвоздю, или что-то свалилось нам на ногу. Даже физическая боль не может заглушить душевную. Точно так же никакие обстоятельства физической жизни не могут погасить нашу душевную радость, и душа радуется независимо ни от погоды, ни от сытости, ни от других обстоятельств нашей жизни.

Более того, есть даже медицинское доказательство существования души. Ведь человек состоит из атомов, молекул, из клеточек, которые замещаются в результате приема пищи. И полное замещение всех клеток человеческого тела происходит на протяжении нескольких лет: шесть-семь лет – и наш клеточный, атомно-молекулярный состав полностью меняется. В течение жизни такое происходит много раз, но мы, несмотря на это, остаемся собой. Мы умнеем или глупеем, хорошеем или слабеем, но остаемся самими собой. Значит, мы не зависим от этой материи, которая через нас проходит.

Поэтому и когда могильные черви будут доедать кусочки этой материи, нам будет это интересно не более, чем история новосибирской канализации, мы-то в этот момент останемся собой, и перед нами будут стоять другие цели и задачи. И для того чтобы тут не растеряться, нам и нужно учиться.

Нет никаких сложных моментов для понимания того, что Бог есть, хотя бы по одной простой причине. Я специально говорю это слово, потому что у всякой причины есть причина, первопричина всего есть Бог. Мы живем в причинном мире, и это самым лучшим образом свидетельствует о Боге.

Может быть, чуть проще или чуть ближе к обывателю такой предмет, как часы. Мы не мыслим, чтобы они возникли сами по себе. Если даже для такой простой вещи необходим творец, создатель, какой-то замысел и труд, то тем более для мира, в котором мы живем, который гораздо сложнее, чем часы, чем сотовый телефон. Есть понимание, что кто-то это задумал и кто-то сделал. Тот, кто задумал, и тот, кто сделал, – это и есть Бог. Но понимание Бога как Троицы близко нам, потому что и человек троичен: это дух, душа и тело. Это действительно открывает нам горизонты понимания и смысл нашего существования.

Перед праздником Троицы мы праздновали память святых отцов Первого Никейского Собора, которые обличили Ария в его непонимании троичности Бога. Арий приводил очень простые аргументы, он взывал, можно сказать, к нашим бытовым соображениям, говорил просто, что три одному не равняется, не может Единый Бог быть Троицей. И даже когда ученые отцы Вселенского Собора в ответ на такой простой бытовой аргумент взяли паузу, простой пастух Спиридон Тримифунтский (мы очень хорошо знаем этого святого, это друг Николая Чудотворца) возразил Арию и попросил его: «Арий, дай мне кирпич». Ничего не подозревая, Арий дал святому Спиридону кирпич, тот сжал его рукой: вверх пошел огонь, вниз закапала вода, в руке осталась глина. И он спросил Ария: «Как так получилось, что я просил тебя дать одну вещь, а ты дал мне три?» И тогда Арий замолчал и был, можно сказать, разгромлен отцами Первого Собора.

Для нашего простого, житейского понимания святые отцы предложили образ солнца для образа Святой Троицы. Солнце – это же не только сгусток материи в какой-то точке пространства. Для нас важно, что от этого сгустка материи рождается свет и исходит тепло, это не черная дыра, которая все поглощает, иначе жизнь на Земле была бы невозможна. Землю тоже поглотила бы эта черная дыра, а так идет излучение от солнца. В то же самое время свет, который идет от солнца, тепло, которое от него исходит, сгусток материи в какой-то точке пространства – все это одна звезда по имени Солнце. Это один и тот же астрономический объект, и природа света, тепла и той материи, которая гудит в недрах нашего светила, одинакова.

Так и с Лицами Святой Троицы, с Богом, Единым в Троице. Бог Отец всегда рождает Сына, и Сын всегда рождается от Отца, как солнечный свет всегда исходит от солнца. Бог Дух Святой исходит от Отца так же, как тепло всегда исходит от солнечного шара. Но все вместе – Бог Отец, рождающий Сына, и Сын, рождающийся от Отца, и Дух Святой, исходящий от Отца – являются Единым Богом, точно так же, как одна звезда по имени Солнце является центром нашей Солнечной системы.

Так что ничего сложного для нашего понимания здесь нет. Другое дело, что это не просто какая-то конструкция, которая призвана позабавить нас или дать работу нашему мозгу, нашему сознанию. Дело в том, что это откровение Божие о Самом Себе, о том, что Бог есть Троица, помогает нам понять смысл нашей жизни и природу Божию.

Если мы задумаемся о том, что нам нужно для счастья, у нас уже готовы перечни: здоровье, ум, красота, богатство и так далее. Но если мы не будем просто хвататься за это, а подумаем, нужно ли это для счастья, совершенно неожиданно оказывается, что человек может быть счастлив и без того, что ему кажется необходимым. Возьмем самый простой случай – здоровье. Оно нужно человеку для счастья? Безусловно. Но разве больной человек не может быть счастливым? Более того, мы знаем примеры, когда даже тяжелобольные люди были счастливы. Мы недавно вспоминали Матрону Московскую, которая не страдала и не мучилась от своих болезней, а, наоборот, приняла их как дар Божий и сама стала источником здоровья и радости для других людей.

– Хотя ее болезней хватило бы на несколько человек.

– Да, на сто человек можно было бы поделить эти страдания и муки и умертвить их этим. Точно так же: если мы посмотрим силу, ум, красоту, богатство, кое-что даже может помешать человеку быть счастливым. Но есть одно волшебное слово, которое, я надеюсь, знают все наши телезрители. Это слово дает человеку счастье. Это – любовь. Если человек любит, то уже не имеет никакого значения, бедный он или богатый, больной, кривой, хромой. Главное, что любящий и любимый.

Так вот, Бог есть Любовь, это значит, что Бог не просто создал этот мир, чтобы он куда-то катился, и с любопытством наблюдает, чем это закончится, но Бог так полюбил этот мир, что послал Своего Сына для спасения этого мира. Бог так полюбил этот мир, что взошел на Крест.

Почему мы носим кресты на груди? Потому что это знак любви Бога к нам. Мы иногда это слово упоминаем в каком-то смешном или бытовом контексте: например, «я люблю чай». Но это не значит, что мне нужно ведро чая. Более того, такая любовь отчасти даже смешна, и люди так об этом и говорят: «Брюхо – злодей, старого добра не помнит». Сколько бы мы ни съели, ни выпили, нам захочется еще. Поэтому здесь, именно в бытовом смысле, нам нужны ограничения. А в духовном смысле нам обязательно нужно понимать, что любовь – это прежде всего самоограничение.

Мы любим своих детей, бывает, тоже неправильно. Потому что считаем, что любовь – это когда отдал приказ и этот приказ исполнен. Когда мы начертили линию на полу, и ребенок ходит вдоль этой линии, а шаг влево, шаг вправо – это уже побег и расстрел на месте. Любовь не тогда, когда что-то приобрел или захватил, кого-то к чему-то принудил, заставил или потребовал. Любовь – это когда я сам готов пожертвовать своими средствами, силами, возможностями, даже своей жизнью ради того, кого люблю.

Поэтому и Родину нужно любить не потому, что мы можем вырубить леса, выкачать газ, нефть и воду, которой у нас больше всего на планете. Родину нужно любить потому, что мы все это можем защитить, не дать этому быть разграбленным, чтобы это приносило радость не только нам, но и давало возможность жить всей планете. Ее нужно защищать, поэтому это связано с некоторым усилием, с некоторым ограничением не другого, а себя, с самоограничением.

Поэтому Безграничный Бог ограничил Себя по отношению к человеку, наделил человека Своим образом и подобием, наделил его свободой. Потому что без свободы человек не может любить. Мы не можем держать ребенка за ухо и говорить: люби. Ребенок оставит ухо у нас в руках, убежит и скажет: я хочу быть свободен, не нужна мне ваша любовь. Вот поэтому Бог, будучи абсолютно свободен, дал некоторую свободу и нам, чтобы мы, пользуясь этой свободой, научились любить Бога и любить друг друга, то есть научились ограничивать себя в своих безграничных желаниях и возможностях. И поэтому свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Любовь – это не приобретение, это не захват; наоборот – это самоотдача, самопожертвование.

Для того чтобы это понять, можно привести такой вопрос: знаете ли Вы, как в Индии ловят обезьян?

– Нет.

– Есть разные способы, но один очень простой. Берут кувшин с узким горлом и насыпают туда орехи. А кувшин этот намертво прикован к какому-нибудь дереву. Обезьяна засовывает свою лапу в кувшин, берет орехи и теряет свою свободу. Еще ни одной обезьяне не пришло в голову разжать лапу, отпустить орехи и быть свободной.

Вот и человек, с одной стороны, получив свободу от Бога, может этой свободой пользоваться как обезьяна: когда хватает что-то в одну руку, в другую, набивает себе карманы, кладет за щеки и потом уже, весь растопыренный, с занятыми руками, ни слова не может сказать, не может пошевелиться или что-то сделать. И думает, что он осуществил любовь к чему-то или к кому-то. Во-первых, человек потерял свободу, он уже никого и ничего не может любить. Но он может обрести свободу, если разожмет свои руки, опустошит свои карманы. Если даже, как хомячок, достанет что-нибудь из-за щеки, то он получит свободу и говорить, и ходить, и любить, и как-то действовать.

Поэтому нам нужно помнить, что откровение Божие в том, что Бог есть Троица, что Бог есть Любовь. Любовь бывает разной: бывает хватательной, принудительной и жертвенной. И вот именно о такой жертвенной любви, о том, что она является смыслом и движущей силой этой жизни, и пришел сказать нам Христос. И нам нужно знать, что христианином действительно может быть только тот человек, который исповедует Бога Единым в Троице, который верит в то, что Бог есть Любовь, и считает, что любовь – это самая главная движущая сила, способная не только свернуть горы, но и создавать целые миры, новые вселенные. Новые люди появляются в результате того, что мы друг друга любим. Но это не значит, что мы друг другом владеем, это значит, что мы друг о друге заботимся и готовы пожертвовать собой друг ради друга.

– Служба на Троицу очень красивая, священнослужители переодеваются в зеленое облачение, храмы украшаются зеленью, травой, цветами, молодыми деревцами. С чем связана эта особенность?

– С одной стороны, это очень приятные исторические воспоминания, которые связаны с историей древнееврейского народа. Я думаю, что мы не будем здесь нашим телезрителям открывать тайны, а посоветуем взять книги в приходских библиотеках, взять законы Божии, детские Библии и почитать в Ветхом Завете о том, что происходило, какие там были прообразы и как они осуществились в Новом Завете.

Хочу только обратить внимание, что это произошло на 50-й день от Воскресения Христова. В первый день недели Христос воскрес, так и сошествие Святого Духа произошло в первый день недели. И мы видим здесь уже постепенное не то чтобы изменение (потому что Бог-то неизменен), а то, что неизменность Божия проявляется в изменчивой человеческой истории. И если для ветхозаветного еврейского племени важным было чествование субботы именно как дня покоя, когда нужно обращаться к Богу, решать не свои материальные проблемы, а ставить перед собой духовные задачи, мы видим, что христианская эпоха начинается с первого дня недели, с того дня, который мы сейчас называем воскресеньем.

Поэтому хочу обратить ваше внимание, что сугубо христианская молитва совершалась в первый день недели. В седьмой день недели – субботу – апостолы ходили в синагоги (потому что их соплеменники собирались в седьмой день недели). Они первыми проповедовали своим современникам о Христе, поэтому они ходили в синагоги по субботам. Но на христианскую молитву христиане собирались в первый день недели, то есть именно в воскресенье.

И мы видим не только по факту Воскресения Христова, но и по дню Сошествия Святого Духа, что все это происходило в первый день недели. Поэтому мы, христиане, неделю начинаем не с понедельника, а с воскресенья, когда посвящаем этот день Богу для того, чтобы Господь благословил остальные дни недели.

Когда христиане в 50 году от Рождества Христова собирались на первый Апостольский Собор, чтобы решить вопросы актуальной христианской жизни, это было событие, на котором произошла отмена обрезания, отмена субботы и, собственно, всех ветхозаветных установлений; для христиан многочисленные ветхозаветные предписания стали необязательны. Самое главное – это любовь. И в апостольских посланиях мы находим: если ты любишь, то можешь поступать так, как тебе заблагорассудится. И все эти дисциплинарные моменты, к которым нас призывает Церковь, – это моменты, через которые мы учимся самоограничению; мы только учимся любить.

– Следующий день после Троицы посвящен дню Святого Духа. Почему этот праздник выделен?

– Так получилось исторически, что Второму Лицу Святой Троицы посвящены многие события нашей истории: и Рождество Христово, и Преображение... Во всех этих событиях всегда участвовала вся Святая Троица. Даже если мы посмотрим чин освящения икон в церковном Требнике, то отдельно освящаются иконы Святой Троицы, и точно так же освящается икона Преображения, Крещения Господня, потому что в эти моменты Господь являл Себя во всей полноте, являл Себя как Троица. А Дух Святой – это то, что мы никак не можем ни материально почувствовать, ни взвесить, никаким прибором мы ничего не можем измерить. Но я думаю, что День Святого Духа отмечается на второй день праздника Святой Троицы для того, чтобы мы знали, что Бог есть Дух – и только Божиим произволением на земле все движется, существует и исполняется силы для жизни и любви друг к другу.

– Спасибо, отец Андрей, за интересный рассказ и интересные пояснения. Будем готовиться к празднику.

– Да, но будем помнить, что через неделю нас ожидает день памяти всех святых, от века Богу угодивших именно потому, что это плоды действия Святого Духа в мире.

Ведущая Инесса Титова

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 09:05
  • Среда, 01 мая: 05:30
  • Суббота, 04 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать