Родное слово (Новосибирск). Последние недели Великого поста

17 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Продолжается Великий пост, и большая часть его уже пройдена. Пятая Неделя посвящена памяти преподобной Марии Египетской. За этим богослужением был полностью прочитан Великий покаянный канон Андрея Критского, было прочитано житие святой, составленное святым Софронием Иерусалимским. Почему Церковь Великим постом вспоминает Марию Египетскую? Какова была история ее жизни?

– Во-первых, Вы уже упомянули, что мы вступаем в череду, полосу уникальных богослужений, которые совершаются только раз в году и больше не повторяются. Это и чтение Канона Андрея Критского за один раз. Один раз этот канон мы уже прочитали (но разделенный на четыре части) в начале поста. И тогда, может быть, не почувствовали какого-то особенного усилия, усталости, тяжести. Сейчас это богослужение (которое длилось не один час) навевает на мысли о том, насколько действительно тяжело бывает человеку молиться, в том числе и физически. Была Суббота Акафиста. Мы приближаемся к Страстной неделе, когда богослужения каждого дня уникальны, они повторятся только через год.

Память Марии Египетской и так называемое Мариино стояние действительно тесно связаны с темой Великого поста. Если в начале поста были более праздничные, более торжественные моменты, которые нам говорили обо всем православии, о Торжестве православия, то последние недели, конечно, более великопостные. Это и память преподобного Иоанна Лествичника (произведение, которое он написал, должно быть, можно сказать, настольной книгой во время Великого поста), и пример Марии Египетской – пример покаяния, которое во все времена и во всех народах прославляется.

– Напомните, пожалуйста, ее историю.

– Эта замечательная святая вначале была ужасной грешницей. Она занималась развратом, и даже не столько за деньги или по нужде, как иногда предаются этому пороку, а для удовольствия, видя радость от того, что соблазняет, наталкивает других людей на грех. И, собственно, в Иерусалим она попала потому, что села на корабль с паломниками, но не для того, чтобы вместе с ними молиться, а для того, чтобы их соблазнять.

В Иерусалиме совершенно неожиданно с ней случилось такое чудо, что она не могла войти в храм. Не могла войти не потому, что храм был переполнен (люди спокойно входили и выходили), но какая-то сила удерживала ее от того, чтобы войти в храм. И вдруг она поняла, что это сила Божия, которая препятствует ее грехам. Она раскаялась. И как только обратилась к Богу с молитвой: «Господи, прости меня, грешную!» – вошла в храм. Она принесла покаяние, сподобилась Причастия и уже по внушению свыше удалилась за Иордан, где более сорока лет провела в посте и молитве.

Поэтому для всех нас она является не только примером; она является надеждой для любого грешника. Потому что какие бы тяжелые, страшные грехи (даже мелкие грехи в совокупности могут привести человека к унынию и печали) мы ни совершали, Господь все наши грехи искупил. И если мы живем, значит, у нас есть время для покаяния, для исправления нашей жизни.

На Руси житие Марии Египетской всегда было любимым домашним чтением, как и жития других святых. И то, что во время богослужения прочитывается полностью ее житие, дает и нам прекрасный пример того, что нужно читать в остальные дни поста, на что нужно обращать внимание.

Святые подали нам пример доброй жизни, показали, как в этой жизни можно реализовать слова Христа, которые они слышали. Поскольку святые были совершенно разных возрастов, разного положения в обществе, любой человек может найти для себя пример, которому мог бы в той или иной степени подражать.

Мария Египетская – святая, которая в конце IV века удалилась в пустыню. Она, конечно, несла там беспримерный пост и творила беспримерную молитву. И когда даже старец Зосима, приведенный к ней Духом Святым для того, чтобы смирить свое самолюбие, свою гордыню, общался с ней, он был удивлен тому, что она разговаривает словами Священного Писания.

– Ведь она была неграмотной…

– Да, неграмотная женщина. Он спросил ее, чему и когда она училась, и, услышав ее простой ответ, что она никогда не училась, он понял, что Господь вразумляет ее. Так же, как когда-то Господь вразумил псалмопевца царя Давида. Так же, как Господь когда-то вразумлял святых отцов – даже в том, какими словами нужно обращаться к Нему, и эти слова записаны в молитвословах, в богослужебных книгах, которые тоже являются для нас образцом, примером.

Если мы читаем эти слова, ничего не понимая, то молитвой это не назовешь. Но если мы исследуем эти слова, чтобы вникнуть, с какими мыслями, с  какими чувствами святой обращался к Богу, а Бог слышал его и отвечал, то и мы можем попробовать с такими же мыслями и чувствами этими или другими словами обратиться к Богу. Но не нужно забывать после этого давать себе время, чтобы хотя бы постараться услышать Божий ответ.

Конечно, всегда есть возможность самого простого диалога. Молитва – это обращение к Богу. Священное Писание, Евангелие – это слова Бога, обращенные к нам. Но не нужно  забывать прислушиваться к своему сердцу, к тому, что рождается в нем. Если там рождается какой-то ответ, то мы сверяем его со словами Священного Писания, и если он оказывается в этом русле, в этом духе, значит, мы принимаем это как Божие указание.

Если ответа нет, если сердце молчит – это тоже очень важно; значит, нужно задаться вопросом: «А что же мешает в сердце поместиться Божьему слову, Божьему ответу? Какой грех (или какая совокупность грехов)? Может быть, суета житейская?» И в этом смысле и ответ, и отсутствие ответа, можно сказать, равноценны – зависит от того, как мы к этому относимся.

Вспомним свою школьную любовь: для нас самым главным было держаться за ручки, смотреть в глаза, говорить или молчать, но быть вместе. А если нет в руке любимой руки, если глаза не встречают любимый взгляд, мы готовы свернуть горы. Если мы в своем сердце не слышим ответ Божий, значит, нам нужно свернуть горы, нужно не отчаиваться, не лениться, а трудиться для того, чтобы эти горы свернуть, чтобы Бог был с нами,  чтобы мы услышали Его ответ.

Как мы видим, общение может быть и простым, и сложным. И покаяние, которое мы приносим Богу, тоже может быть и простым, и сложным. Мария Египетская от осознания своего греха и буквально двух слов «Господи, прости!» получила прощение, сподобилась Причастия и отправилась на подвиги. Как просто начиналась ее жизнь и как, можно сказать, сложно, окруженная чудесными событиями, наделенная даром прозорливости, даром познания Священного Писания, она из этой жизни ушла!

Так и нам в Церкви предлагаются моменты от простых до сложных. Единственное, что нужно помнить: за сложное нельзя браться до тех пор, пока не освоил простое. И если мы говорим, что Мария Египетская сорок лет подвизалась в пустыне, сорок лет жила без исповеди и причастия, это значит, что сорок лет она сохраняла в себе тот дар исповеди и причастия, который она получила в Иерусалимском храме.

Мы же не храним Божии дары так долго; бывает, теряем их сразу, поэтому нам нужно пополнять их чаще. И если Мария Египетская семнадцать лет питалась несколькими маленькими хлебушками, которые взяла с собой из Иерусалима, нам, конечно, нужно пользоваться более простыми путями. Если самый простой способ покаяния – это исповедь, которая предлагается в Церкви, значит, этим способом нужно пользоваться.

Если обычно мы советуем нашим прихожанам хотя бы раз в месяц исповедоваться и причащаться, то Великим постом можно и чаще: и два раза в месяц, кому-то – и каждое воскресенье. В общем, нужно посмотреть по нашим силам, возможностям, по нашим желаниям. И то, что Церковь предлагает весь спектр от простого до сложного, дает нам возможность сообразно своим силам выбрать именно то, что нам необходимо.

– И дает надежду в лице святой преподобной Марии Египетской изменить свою жизнь к лучшему. Суббота пятой седмицы называется Субботой Акафиста, а сама служба получила название «Похвала Пресвятой Богородицы». Какие события вспоминает Церковь сегодня?

– Сегодня как раз Суббота Акафиста, и мы призываем помощь Матери Божией в нашем великопостном труде. Этот акафист уникален, он прочитывается за богослужением только раз в год. Долгое время – несколько столетий – в Церкви не было традиции составлять акафисты святым или по каким-то случаям. Был акафист Спасителю и акафист Божией Матери. В связи с насыщенностью этих произведений, с той глубиной чувств, которые они вызывали у верующих людей, церковные авторы воздерживались от написания других акафистов.

Через несколько столетий эта традиция была не то что нарушена, но возникла другая традиция: составлять акафисты разным чтимым святым. Мы знаем, что есть такие замечательные произведения, как, например, акафист святому Николаю Чудотворцу. Есть и другие акафисты, написанные очень высокодуховными, глубокими, литературно одаренными людьми.

В какой-то момент акафистное творчество стало наполняться, может быть, некачественными переводами или не очень глубокими текстами, поэтому некоторые святые если не порицали, то ограничивали свою паству в рвении читать акафисты. Зная это, тем больше мы имеем поводов прийти в храм и послушать, каким особым чином читаются акафисты. Вот вчера вечером, в пятницу, читался и пелся акафист Божией Матери: какое замечательное, глубокое содержание! Этот акафист есть у нас в молитвословах, поэтому мы можем практически в любой момент открыть книжечку и познакомиться с содержанием этого замечательного молитвенного гимна.

Евангельское чтение подсказывает нам, каким образом мы должны идти путем Великого поста, на что нам надеяться, к чему стремиться.

– Давайте обратимся к нему.

– Хотя это чтение несколько парадоксальным образом (можно сказать, от противного) научает нас. Евангелие от Марка, 47-е зачало (в середине 10-й главы):

Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что́ будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.

Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?

Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано.

И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо́льшим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Конечно, глубина этого текста не может быть исчерпана нашим кратким комментарием. Но хочу обратить внимание на точность этого текста даже в бытовых подробностях. Например, мы читаем: «Когда были они на пути, восходя в Иерусалим…» Как точно сказано: «восходя». Потому что Иерусалим находится на вершине горы, и все люди, паломники, приходящие в Иерусалим, именно восходят, поднимаются на гору.

В прошлое воскресенье мы уже слышали эти слова: Господь начал учить Своих учеников, что когда Он придет в Иерусалим, Ему придется пострадать, Его убьют и Он в третий день воскреснет. Но они не понимали, о чем Он говорит. И вот сейчас мы видим глубину этого непонимания. Они идут в Иерусалим. Три года (может быть, даже немножко больше) они следовали за своим Учителем. Они терпели и зной, и холод, терпели презрение, поношение от книжников и фарисеев. Но в то же самое время они уже почувствовали, что и у них есть некоторая сила, которую дал им Господь, их Учитель. Он же посылал их проповедовать Царствие Небесное и дал им силу изгонять бесов, лечить больных, воскрешать умерших, и они эту силу почувствовали.

В каких-то селениях их не принимали, как однажды в самарянском селении не приняли Христа, и апостолы настолько чувствовали эту силу, что подошли к Господу и сказали: «Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» То есть они чувствовали, что молитвой могут совершить многое.

Они шли в Иерусалим и надеялись, что их Учителя признает весь народ. Признают наконец и старейшины народные, и книжники, и фарисеи, и Он будет Царем Израилевым. И если они вместе с Царем претерпевали все тяготы пути, конечно, они надеялись вместе с Царем разделить и все радости воцарения. Поэтому кто будет справа, кто будет слева, кто ближе всего, кому больше всего дивидендов достанется от этого воцарения, для них имело большое значение – они уже мысленно делили почести, награды.

Во-первых, кто справа и кто слева, мы легко можем узнать, если посмотрим на иконостас любого храма (так называемый деисисный чин). В середине этого ряда находится икона Христа, а справа и слева в молитвенном обращении к Нему стоят угодники Божии. Так вот, первыми, самыми близкими к Нему стоят Божия Матерь и Иоанн Креститель, и это, конечно, неоспоримо. Потому что Божия Матерь ближе всего к Своему Сыну и по духу, и по плоти. А про Иоанна Крестителя Господь сказал, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя». И уже за ними идут ангелы, архангелы, апостолы Петр и Павел и другие апостолы.

Но мы можем вспомнить о том, что справа и слева от Христа в определенные моменты Его жизни были не только святые люди. Когда Он был распят, справа и слева от Него оказались два разбойника. И если бы Господь исполнил просьбу Своих учеников, они вполне могли оказаться на месте этих разбойников, и неизвестно тогда еще, как бы они заговорили, как бы повели себя в эти моменты: они ожидали наград, орденов, медалей, почестей, славы, а тут такая бесславная смерть. Мы видим, что не только Петр отрекся от Христа. Остальные ученики, как написано в Евангелии, в страхе бежали.

Поэтому когда мы чего-то просим у Бога, нужно задаться вопросом: «А что мы просим? Так ли это нам нужно?» И на всякий случай задаться вопросом: «А нет ли уже у нас того, что нам необходимо?»

– Наверное, этому и стоит посвятить оставшееся время поста. Фактически остается одна неделя, и потом уже начинается Страстная седмица. Наверное, стоит потратить вот это оставшееся время на то, чтобы как-то изменить свою жизнь к лучшему. И примеры для нас как раз есть.

– Да, примеры есть. И нужно не забыть в эту оставшуюся неделю исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин. Нужно помнить, что хотя Великий пост через неделю закончится праздничными событиями – Лазаревой субботой, Входом Господним в Иерусалим, но после этого будет Страстная седмица, которую нужно постараться прожить со Христом.

Вот мы прочитали об учениках Христовых, которые делили места возле своего Учителя. Хочу напомнить, что не все были такими глухими и погруженными в свои мечты, свои переживания. Как мы читаем в одном из Евангелий, апостол Фома слышал эти слова Христа. Апостол и евангелист, который об этом пишет, констатирует, можно сказать, мрачную решимость апостола Фомы, который сказал: «Пойдем и мы умрем вместе с Ним». Через неделю после Пасхи мы будем праздновать так называемую Красную горку, Антипасху, Неделю о Фоме. Не случайно Господь явился именно ему, не случайно Господь именно его укрепил в вере – потому что он проявил такую любовь ко Христу, которую не проявил никто. Все были готовы делить между собой лучшие места, но он один был готов пойти и умереть вместе со своим Учителем.

Вот эта его готовность, наверное, должна немножечко передаться и нам. Вот мы сорок дней бьемся со своими грехами, бьемся над исправлением самих себя. У кого-то получается, у многих не получается, а у большинства, наверное, вообще ничего не получается (это я сужу грешным образом по самому себе).

Поэтому тут надежда на Бога, что когда мы придем к Страстной седмице и будем следовать за Ним, будем видеть, как Он умирает за нас, может быть, вот эти наши греховные смущения, поступки, с которыми мы не можем справиться, в конце концов умрут вместе с нами. И когда воскреснет Христос, а мы скажем друг другу: «Христос воскресе! Воистину воскресе!», может быть, тогда обновится и наше грешное существо – и какие-то грехи, умерев, не будут уже больше возобновлять свою власть над нами.

– Я благодарю Вас, отец Андрей, за участие в нашей программе. Мы продолжим наш разговор уже в следующую субботу.

– Помоги нам Бог прожить эту неделю и в следующую субботу подумать о том, как нам нужно жить дальше.

Ведущая Инесса Титова

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 09:05
  • Среда, 01 мая: 05:30
  • Суббота, 04 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать