Родное слово (Новосибирск). Таинство Священства. Апостол Андрей Первозванный

19 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Слово митрополита Новосибирского и Бердского Тихона. 

– Сегодня мы будем говорить о таинстве Священства. В православном Катехизисе ему дается следующее определение: «Священство есть таинство, в котором правильно избранный человек (в епископа, или пресвитера, или диакона) через архиерейское рукоположение получает благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой». Почему таинство Священства является важнейшим для Церкви?

– Это кадровый вопрос, и мы в Евангелии можем найти слова Самого Господа Иисуса Христа, Который говорит, что «жатвы много, а делателей мало». И, обращаясь к Своим апостолам, Он призывает их молиться Господину жатвы, чтобы послал делателей на жатву Свою. Действительно, мы видим, что в народе есть тяга к духовной жизни, люди хотят быть с Богом, хотят наследовать спасение, вечность. Но для этого нужны люди, которые были бы проводниками Божественной благодати, могли бы совершать богослужение, сохранять, самое главное, православную веру и передавать ее новым поколениям. Это не просто служение – это избранничество. И Господь, беседуя с учениками, говорил: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал». То есть действительно Господь избирает, смотрит, кого из народа послать на служение Церкви. И поэтому мы к этому подходим очень серьезно и строго.

Главное для нового кандидата в диаконы, в священники, в епископы – это нравственная сторона его жизни. Человек должен жить по заповедям Божиим, по установлениям Церкви. И такие люди должны быть хорошо воцерковленными, нельзя подбирать тех, которые только что приняли крещение. Человек должен жить христианской жизнью. В первую очередь, конечно, заботится о пополнении церковных кадров епископ: он призывает священников, чтобы они замечали церковных людей, которые могут непорочно послужить Церкви, не нанеся никакого вреда пастве Христовой. Потому что стадо церковное – это не наше стадо, а мы соработники у Господа, Он действует в мире, а мы только Ему служим.

– Как происходит посвящение в священники?

– Церковь сейчас упорядочивает свою жизнь, которая в советское время была нарушена. Было мало храмов, духовных учебных заведений, поэтому многие люди не воцерковлены. И мы стараемся сейчас возродить все структуры, чтобы были духовные школы и чтобы человек уже с самого начала своей жизни изучал все, что необходимо христианину. В первую очередь создаются воскресные школы, туда благочестивые родители приводят своих детей. Даже если они сами выросли в советское время, не знали всех церковных установлений, они могут посещать воскресные школы для взрослых.

И даже сами дети, изучив Закон Божий, начинают дома подсказывать родителям, как надо жить христианской жизнью. В воскресных школах дети получают минимум церковных знаний, которые помогают им в их становлении как христиан. Затем те, кто пожелает, могут поступить в богословский институт, в духовную семинарию. При богословском институте есть факультет церковных искусств, и мы там обучаем звонарей, псаломщиков, регентов, катехизаторов, социальных работников, иконописцев. Для человека, пожелавшего послужить Церкви, мы можем предоставить знания в той или иной области.

И самое главное – это духовенство. Мы смотрим на тех молодых людей, которые прислуживают в храме, просто приходят в воскресные дни помочь батюшке, тех, кто участвует в молодежном движении, иподиаконствует у архиереев. В диакона мы рукополагаем только человека, окончившего три курса семинарии, а будущий священник должен окончить полный курс духовной семинарии.

– Какими полномочиями наделяются священнослужители?

– Я думаю, не полномочия – в первую очередь есть обязанности: что должен делать диакон, священник или епископ. У каждого свой круг обязанностей. Мы из Священного Писания знаем, что когда святые апостолы пошли с проповедью, то сразу выделилась большая социальная работа: надо было кормить голодных, ухаживать за больными. Были такие «агапы», то есть вечери, на которых собирались все христиане (какой-то приход, община), каждый приносил что имел, чтобы никто не был голодным и все вместе трапезовали.

Апостолы поняли, что это мешает их проповеди, и рукоположили диаконов (мы знаем, что первый архидиакон Стефан стал первомучеником) для того, чтобы они занимались социальной работой. Собственно, слово «диакония» – это «служение». И были женщины-диакониссы, они занимались делами милосердия: ухаживали за больными, за престарелыми людьми. Это кроме тех, кто был детоводителем, восприемником при крещении, – это уже воспитание христианской жизни. А те занимались социальной работой.

И сейчас диакон помогает священнику при совершении таинств. В храме мы видим, что диакон выходит, произносит ектеньи. Потому что мы пришли в храм, знаем, что нужно молиться, поставили свечи, встали: а что говорить и как? Вот диакон выходит и напоминает нам: «Миром Господу помолимся». То есть все вместе, в мирном духе помолимся Господу «о свышнем мире и спасении душ наших» и обо всех наших нуждах, с которыми мы должны обращаться к Богу. Чтобы не придумывали что-то, есть общая церковная молитва: мы «едиными усты, единым сердцем» возносим к Богу свои молитвы, и по нашим просьбам Господь посылает благодать Святого Духа. И конечно, диакон всегда помогает священнику совершать таинства.

– Что означает «правильно избранный человек»? Какие требования предъявляются к священнику? Чем он отличается от обычных людей?

– Он должен сам вести христианскую жизнь, регулярно подпитывать себя чтением духовных книг, исполнять молитвенное правило. Священник должен иметь опыт, потому он может что-то прочитать, но если это чтение не воплощается в его собственной жизни, то тогда священнослужитель будет просто бесплодным пастырем, он ничего не сможет сказать людям. А когда у него есть собственный опыт, он уже может подсказать, как молиться, как поститься.

Ведь одно дело, когда человек только пришел в Церковь, – для него пост должен быть такой. Для человека, который уже утвержден в христианской жизни, много лет посещает храм, – другой. И исповедь также: для новоначального христианина достаточно сказать о тяжких грехах, а к человеку, который уже долго ведет христианскую жизнь, надо на исповеди подходить построже. Священник так и делает, но для этого он должен иметь и собственный опыт.

Диакон помогает священнику, священник работает с народом, а со священниками должен работать епископ. Слово «епископ» переводится с греческого как «надзиратель». Почему архиерей стоит на «орлеце» – специальном коврике, на котором изображен орел, парящий над городом? Епископ смотрит за всей своей епархией, смотрит, как люди себя ведут. В первую очередь, за священниками. И только он один может рукополагать священников и диаконов. А священник совершает все церковные таинства, кроме таинства Священства.

– В жизни случается по-разному, и священнослужители иногда могут вести себя не совсем добродетельно, при этом продолжая совершать православные таинства. Не отразится ли это на человеке, над которым совершаются таинства? Снизойдет ли на него Божья благодать?

– Конечно, все отражается. И большое счастье, если священник ведет святую жизнь. Тогда, конечно, благодать Божия дается в изобилии и ему, и его пастве. Поэтому говорят: «Какой священник, такой и приход»… Всякое случается: у человека могут быть какие-то отклонения в духовной жизни, погрешности. Священникам дается благодать для совершения таинств, но как люди они могут в чем-то погрешать и тоже должны каяться, просить прощения у других священнослужителей, иметь духовника. Они спасаются частым служением, причащением Святых Таин. И чем чаще они исповедуются, тем лучше это для их духовной жизни. Но в то же время если священнослужитель погрешает, его паства все равно получает благодать. Потому что мы получаем по вере: мы верим, что таинство совершается, священник законно рукоположен, он вычитывает положенные молитвы, обращается к Богу как нужно.

Но когда священник ведет святую жизнь, то он вписывается в скрижали церковной истории. Мы знаем таких великих пастырей, как отец Иоанн Кронштадтский, многих других священнослужителей, которые внесли особый вклад в духовную жизнь Церкви. И до сих пор их имена прославляются не только на небе, но и на земле, и мы призываем их в помощь. И знаем, что у нас, в Русской Православной Церкви, было очень развито старчество. Многие имена старцев известны и чтятся до сих пор – и живых, и почивших. И люди стараются хотя бы раз в жизни с таким человеком пообщаться. Потому что очень важно для себя пообщаться с духовно опытным человеком.

– Как следует прихожанам, православным людям относиться к священникам?

– Мы росли в православной семье, нас воспитывала бабушка. И когда к ней приходили подруги и начинали осуждать священнослужителей, она всегда прерывала этот разговор и говорила: «Священники взяли на себя крест в такое трудное время, а вы их еще осуждаете. Вы почему-то не осуждаете атеистов, безбожников, этих людей, которые губят тысячи душ, а осуждаете священников, которые, вопреки тому, что у нас атеистическое государство, взяли на себя крест священнослужителя». И она старалась с такими людьми просто не дружить и сразу останавливала разговор.

Мы научились у нее страху Божию, всегда благоговели перед священнослужителями. Если сейчас в нашей стране идет период возрождения Церкви Христовой, то при советской власти был период исповедничества, мученичества. И самое главное было – сохранить веру, эту самую главную драгоценность, и передать ее новому поколению, что наши предки и сделали.

– Я благодарю Вас, владыка, за интересную беседу, и мы продолжим разговор в следующих программах.

Тринадцатого декабря Православная Церковь отмечает день памяти первого ученика Христа. Апостол Андрей, ранее других последовавший за Господом, получил именование Первозванного. По его молитвам Господь совершал чудеса. Трудами святого возникали христианские церкви.

Последним местом, куда пришел апостол Андрей Первозванный и где ему было суждено принять мученическую смерть, стал греческий город Патры. Греки бережно хранят память о первом апостоле. Здесь, на месте его гибели, возведен самый большой православный храм Греции – кафедральный собор во имя Андрея Первозванного, где находятся святыни христианского мира: честная глава апостола и крест, на котором он был распят.

В год 125-летия Новосибирска в городе был освящен один из красивейших его храмов – во имя Андрея Первозванного. Он расположен в микрорайоне Родники. Молодой микрорайон разрастается новостройками, а построенный величественный храм, возможно, станет его символом, визитной карточкой.

– Ваше Высокопреподобие, Ваше Превосходительство, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю всех с престольным праздником этого святого храма, с днем памяти святого апостола Андрея Первозванного.

Вы, конечно, все читаете Евангелие и знаете, что до тридцати лет Христос рос в Своей семье и не занимался общественной деятельностью. А по достижении тридцати лет принял крещение от святого пророка и предтечи Иоанна и вышел на общественное служение. И начал его с созидания Своей новозаветной Церкви, с призвания учеников. Первым, кого Он призвал, был святой апостол Андрей Первозванный, брат святого апостола Петра. Братья были рыболовами, и они сразу откликнулись на зов Христа, всё оставили и пошли за Ним. Они стали вести странническую жизнь: сегодня – в одном месте, завтра – в другом. Путешествовали и слушали слова Христа и питали свои души этими словами, которые исходили из уст Сына Божия.

И на Тайной Вечере, через три года, Господь говорит им: «Теперь вы все чисты через слово». И Церковь сегодня дает урок, для чего нам читать Священное Писание. Читая его, мы усваиваем слова Христовы, спасительное, творческое, животворящее слово. Мы идем по жизненному пути и должны прийти к какой-то цели в этой жизни. В Евангелии нам указаны путь, истина и жизнь, в нем – слова Божии. И если мы не читаем Евангелие, если мы не хотим слушать слова Христовы, то, значит, у нас в жизни какие-то другие интересы. А ведь там настолько большая глубина, что даже если человек читает каждый день понемногу, он все равно не может постичь сразу все.

Потому что у нас и физический возраст разный: мы бываем и в детском возрасте, и в среднем, и в зрелом, и в пожилом. И образование разное, и умственные способности разные. И духовный возраст у нас тоже разный, и поэтому глубина постигается постепенно. Чтобы человек рос, он должен питать свою душу этими словами. Как мы узнаем, что Дух живет у нас в теле? По своему мысленному миру. А мы ощущаем его как рой мыслей, которые в виде слов живут в нашем разуме. И надо, чтобы все плохие мысли ушли, потому что грех начинается с них. Всякий грех начинается с помысла. Надо напитать свою душу словами Божиими, которые дают человеку жизнь, которые ведут его в Царство Небесное. Когда мы читаем, то это творческое слово Божие вытесняет все ненужные нам помыслы, от которых зарождаются наши грехи, страсти и пороки.

Мы сейчас проводим Рождественские чтения и как раз говорим о том, как воспитывать молодежь. Она вся в Интернете, с телефонами. Я говорю, что это не страшно, если у человека есть цель и смысл жизни. Если он идет к Царству Небесному, ему ничего не повредит. Какая бы ни была техника, какая бы ни была наука, технология – ничего не вредит человеку. И батюшки у нас пользуются компьютерами, телефонами, но это им не вредит и не мешает идти к Царству Небесному. Почему? Да потому, что раньше говорили: «Делу время, потехе час». То есть мы своим разумом всегда должны контролировать все свои привычки и желания и не увлекаться так, чтобы возникло пристрастие, страсть. Жизнь состоит не в развлечениях и не в играх, а в серьезном следовании по пути Божиему.

Как-то я беседовал с молодыми учителями. Говорю: не учите детей включать телевизор, они сами научатся, а учите их выключать его. Потому что выключить телевизор, убрать от себя удовольствие, развлечение, очень тяжело, для этого нужно мужество. И молодому человеку надо подсказывать и говорить: «Тебе надо еще уроки сделать, тебе надо еще по улице погулять, подышать воздухом, чем-то маме помочь по дому». Чтобы человек понимал, что его свобода уравновешивается обязанностями, долгом, ответственностью, достоинством, что, оказывается, не все можно исполнять, что нам хочется в этой жизни. И тогда человек будет жить в Законе Божием.

Этот небольшой нравственный закон, из десяти строчек, но он везде, каждое государство основывается на этом законе. В чем основы конституции государства? Как раз в этом законе: не убей, не укради, чти родителей. Трудовое право, уголовное право – все это основано на нравственном законе. И ребенок должен знать этот нравственный закон и исполнять его в своей жизни. А если мы сами не читаем Евангелие, откуда мы узнаем, что есть такой закон? Как мы научимся, если только слово Божие может нас вразумить? Поэтому старайтесь, чтобы Святое Евангелие было вашей настольной книгой, старайтесь каждый свой день обязательно освящать чтением Священного Писания.

Одно время школа хотела давать только образование, отказаться от воспитания, но сейчас, слава Богу, опять стала заниматься им. Но у школ проблемы в том, что они не знают, как воспитывать молодое поколение. Это же новые личности, они растут, им этого хочется, того хочется, и остановить их невозможно, если не будет помощи Божией. А Церковь говорит, что воспитание нового человека – это освящение личности. Почему на наших иконах мы видим у святых преподобных отцов нимб над головой? Это как раз просвещение разума, соединение разума человеческого с разумом Божественным. И когда это соединение происходит, разум человека становится светоносным, богоносным, и тогда не надо человеку говорить: это делай, это не делай. Он сам будет все исполнять, потому что Дух Святой живет в нем – дух веры, дух благочестия, радости, смирения, терпения, послушания. Вот откуда берется это воспитание! Оно берется от благодати Божией, которая посещает человека.

Мы поем в тропаре преподобному Сергию Радонежскому: «темже и вселися в тя Пресвятый Дух, Егоже действием светло украшен еси». И также разум, душа каждого человека украшается благодатью Святого Духа. А путь стяжания благодати – прежде всего, вера во Христа как Бога и Спасителя нашего и чтение Его слов. Он сказал ученикам: «Вы поверили, потому что видите Меня Воскресшего, блаженны не видевшие и уверовавшие». Поэтому Он называет нас даже более счастливыми, чем Своих учеников. Потому что мы, не видя всех Его чудес, не являясь свидетелями Его пришествия на землю, верим в то, что Бог пришел и посетил нас и всех избавил от греха, проклятия и вечной смерти.

Всех вас хочу поздравить с этим праздником и еще сказать, что с апостолом Андреем Первозванным связано христианство на Руси. Он первым из апостолов прошел от Черного моря по пути «из варяг в греки» в Скандинавские страны, был на горах Киевских и предсказал, что здесь будет великий христианский город. И во всех тех странах, через которые прошел святой апостол, до сих пор его чтут. Во всех этих странах есть его крест, Андреевский стяг Х-образного вида – и в России, и в Скандинавских странах, и в Англии. И на таком кресте он был распят, когда мученически окончил свою жизнь. У нас очень чтится имя святого апостола Андрея Первозванного.

Всех нас когда-то Господь призвал в Свою Церковь, и мы пришли и идем за Ним. И конечно, святой апостол Андрей молится за тех людей, которые почитают его святое имя, которые тоже идут в своей жизни за Христом. И поверьте, не только в первое время тяжело было следовать за Христом, не все Его понимали. Даже ученые люди, законники не видели в Нем Бога: как это Бог? Вот если бы гром и молнии! А Он пришел в образе Человека, называл Себя Сыном человеческим, вел Себя очень скромно и тихо, никого ничем не обидел, ни на что не претендовал в этой жизни, хотя имел Божественные силы. И занимался тем, что ходил и учил народ благочестивой жизни, учил, как правильно жить, чтобы прийти к Царству Небесному, чтобы не потерять эту ниточку, которая связывает нас с Богом. Даже само слово «религия» означает «связь», – связь с Богом. И конечно, святой апостол молится за тех, кто усердно посещает храм Божий, кто ищет спасения своей души.

Поздравляю вас с этим радостным церковным событием – днем памяти святого первозванного апостола Андрея. Дай Бог, чтобы по его молитвам приход у вас жил в мире и согласии. Поэтому если мы, следуя таким словам, будем созидать свое спасение, то Господь обязательно нам поможет молитвами святого апостола Андрея Первозванного, и мы получим то, к чему и Господь нас призывает, – блаженную вечность, Царство Небесное. Аминь.

Ведущая Инесса Титова

Записала Татьяна Муравьева

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 09:05
  • Среда, 01 мая: 05:30
  • Суббота, 04 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать