Родное слово (Новосибирск). Великий пост

1 апреля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Уже бóльшая часть Великого поста пройдена, и мы отметили несколько важных для христиан праздников. Вот и сегодня, в третью неделю, великопостную родительскую субботу, во всех храмах будут звучать поминальные молитвы, а завтра Церковь будет чтить память святого преподобного Иоанна Лествичника. В выходные дни в храмах достаточно много людей, чего не скажешь про будни богослужений Великого поста. Отец Андрей, что важного происходит на этих службах в будние дни, когда продолжается Великий пост?

– Если мы не ходим в храм в будние дни, мы  даже не заметим, насколько богослужение великопостное отличается от праздничного. Все-таки субботы и воскресенья – это всегда праздник, а пост настолько строгий, что в это время даже не совершается полная литургия Иоанна Златоуста или Василия Великого. Совершение литургии – всегда праздник, это воспоминание не только о смерти, но и о Воскресении Христовом, это воспоминание всей Христовой жизни от рождества, ветхозаветных пророчеств до Воскресения и даже  Вознесения и Сошествия Святого Духа. Это, можно сказать, и вся историческая полнота, и  полнота жизни в Церкви в данную минуту, мгновение…

Великий пост настолько строг, что в будние дни даже не совершается Божественная литургия. Что же происходит в эти дни? Если мы зайдем в церковь,  услышим довольно продолжительные монотонные чтения, которые нечасто прерываются пением, тем более разъяснениями или обращением священника к пастве. Но нам нужно обязательно дома познакомиться с песнопениями, молитвами, которые предлагает Церковь  читать  в этот период. И самое главное – это настроение, которым нам нужно проникнуться. Первое, о чем нужно вспомнить: подготовительные недели к Великому посту предлагали нам образ блудного сына, образы мытаря и фарисея; вспоминали мы и о Закхее, церковные молитвы напоминали нам о Страшном суде, об изгнании Адама из рая… Все эти моменты практически ежедневно присутствуют на богослужении. Образы блудного сына, мытаря и фарисея, Адама, потерявшего райское блаженство, Суда, который нас ожидает, ежедневно нам предлагаются (практически на каждом богослужении) для того, чтобы наша душа проснулась и стала жить по-христиански, потому что обычное течение нашей жизни далеко от реализации христианских идеалов.

Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой суббота Господу Богу твоему. Даже если мы по воскресеньям ходим в храм, очень мало у кого, к сожалению, в будние дни работают «христианские инстинкты». В основном в будние дни у нас работают те инстинкты, которым обучает школа (что человек животное,  произошел от обезьяны, а жизнь – это борьба за существование). И мы работаем локтями и коленями, пробираясь по тернистому жизненному пути, совершенно забывая, что все  обстоятельства, в которых мы находимся, посланы нам не для того, чтобы мы одерживали победы или скорбели о поражении, а чтобы в этих обстоятельствах старались проявить христианскую суть своей души. И тогда, может быть, даже поражение обернется победой, а победа (или награда), к которой мы стремимся, может оказаться бессмысленной. Может быть, совсем на другом нужно сосредоточить наши силы, мысли и чувства.

Первое, о чем нужно вспомнить: ежедневно нам предлагается чтение молитвы Ефрема Сирина. Это больше внимание к самому себе, чем к окружающему миру, и именно не эгоистическое внимание, а внимание к своим ошибкам. И меньшее внимание к окружающему миру для того, чтобы не осуждать людей, не роптать, не делать тех ошибок, которые мы делаем весьма и весьма часто. Здесь нужно поменять вектор наших усилий. Когда мы начинаем эту духовную работу, нас могут подстерегать разные дьявольские ловушки, потому что если человек постоянно  говорит себе о том, что он сделал что-то не так, как не впасть в уныние или  печаль о том, что мы не таковы, какими задумал нас Бог? Чтобы мы не унывали, не печалились, чтобы у нас были силы для исправления нашей жизни, в будние дни Великого поста, в среду и пятницу, Церковь предлагает нам участие в литургии Преждеосвященных Даров. Само название говорит о том, что эти Святые Таины освящены на предыдущей полной литургии в воскресенье, что Агнец для Причастия находится на престоле. Литургия Преждеосвященных Даров является особым чином подготовки к причастию, подготовки Даров к тому, чтобы мы их приняли и во всех обстоятельствах жизни чувствовали себя с Богом.

Это, наверное, самый главный момент, потому что беда и тех людей, которые окружали Христа 2000 лет назад, и наша с вами общая – лицемерие. То, что в церкви я один, а дома  другой, с одними друзьями  один, с другими – другой… И такое обилие масок (или личин), которые мы меняем не то что по дням, а даже ежесекундно, не дает нам возможности ответить на вопросы: а кто же я такой? для чего живу? какая ценность в моей жизни? для чего мне жить? Здесь и открываются нам тайны нашего существования и стремление, заложенное в нас Богом. Стремление к Нему. И во всех жизненных обстоятельствах, где бы мы ни были, мы всегда находимся пред Богом, и всегда нам нужна мысль о Боге, о том, чего Господь ожидает от нас в этих условиях, понимание Его замысла и получение Его благословения,  силы на осуществление этого замысла. Вот поэтому в будние дни поста, когда мы приходим в храм, особенно важно прислушиваться к тем словам, которые читаются и поются, особенно на литургии Преждеосвященных Даров, потому что они открывают, обновляют смысл нашей жизни.

А в выходные дни мы можем обратить внимание на то, что Церковь нас призывает чаще бывать в храме. Если обычно мы приходим в храм в воскресный день, то сейчас, если  заглянем в календарь, увидим, что одним воскресным днем нам не обойтись. И вторая, третья, четвертая субботы – родительские. Как не помянуть, как не помолиться об усопших наших родителях?! Это все равно что забыть День Победы. Благодаря нашим родителям, прародителям мы сейчас живы, в этот день мы испытываем особый духовный подъем; и не только это радость нашего существования, но и благодарность нашим дедушкам и бабушкам за то, что они, не щадя своей жизни, боролись за нашу жизнь. Так и в эти родительские субботы как нам не помолиться Богу о наших усопших родных и близких? Тем более что в первую очередь это укрепляет нашу веру, улучшает нашу жизнь, потому что укрепляется наша вера в бессмертие души. Не заканчивается наше существование, и теоретические размышления и понимание, что должен быть смысл, есть душа, есть Бог, есть совесть у человека, практически реализуются. Эта практическая реализация и есть самое главное; тогда человек обретает цельность. Та раздробленность, которую он теряет в обычной жизни, меняя личины одну за другой, уходит, кристаллизуется личность. И вообще возникает именно сама личность, не говоря о том, что эта личность может потом преобразиться и в лик, то есть освятиться и примкнуть к лику святых.

– В дни святой Четыредесятницы совершается еще одно исключительное богослужение – пассия. Оно служится четыре воскресенья – со второго по пятое. Чему посвящена эта служба? В чем ее значимость?

– Само название службы означает «страсть», «страдания» – страсти, которые Христос перенес на Кресте. Хотя термин относительно недавно (несколько последних столетий) стал употребляться в Церкви, является раскрытием полноты православного богослужения, свидетельствует о том, что православное богослужение не мертвая схема, которой мы стараемся придерживаться (пять раз в день становись на колени – и будешь спасен), а жизнь, которая как раз корректирует наши взаимоотношения с Богом. Воспоминания о страданиях Господа Иисуса Христа совершаются в самой середине поста: третья неделя (третье воскресенье) называется Крестопоклонной. Смысл этого воскресенья не в том, что мы устали и нам нужно отдохнуть, поесть, поспать и подкрепиться всевозможными способами. Наоборот, нам нужно мобилизоваться, нужно понимать, что еще как минимум половина поста ожидает, что добрые привычки еще не выработаны, что нельзя ставить галочку: я уже попостился – и мне достаточно. Нам нужно продолжать работать над собой.

Церковь нас укрепляет вынесением креста, тем, что мы не одиноки: в наших усилиях, страданиях, борьбе со страстями всегда рядом с нами Господь. Он на Кресте все наши страсти, грехи, всю нашу боль ощутил, пережил, умер и воскрес. Он это все преодолел. И мы с Его помощью можем также преодолеть наши страсти.

Кроме этого, пассия напоминает нам о цели и смысле поста. Когда-то мы с вами говорили о том, что пост заканчивается не Пасхой, он заканчивается Страстной седмицей. Пост – это время, когда мы работаем над собой, над своей личностью, стремимся избавиться от каких-то недостатков, грехов, ошибок, греховных привычек.

Смысл Страстной недели уже не в этом. Мы откладываем свою борьбу, страсти, проблемы для того, чтобы последнюю неделю перед Пасхой прожить с Господом нашим Иисусом Христом. День за днем, час за часом мы вспоминаем последние дни, часы Его жизни. На Страстной неделе если не по минутам, то по часам мы можем проследить за тем, что происходило.

Мы стараемся быть со Христом насколько возможно ближе, теснее; как пишет апостол Павел: сораспяться Христу, чтобы вместе с Ним и воскреснуть. Пассии напоминают нам об этой цели: мы постимся и стараемся не для того, чтобы стать умнее, сильнее, здоровее, лучше, а для того, чтобы приблизиться ко Христу, испытать себя, как и Он, на самоотречение, самопожертвование, возможность изменения себя ради близких людей.

Когда мы видим, что это возможно, что уже было, уже есть, происходит сейчас, то это придает нам силы для того, чтобы мы не унывали, не печалились, а с бодрой душой проходили постным путем.

Я думаю, то, что в ХIХ веке пассия стала распространяться в Русской Православной Церкви, – очень промыслительно. Потому что весь ХХ век – это Русская Голгофа: вся Россия взошла на крест. Господь заранее нас укреплял. И сейчас Он нас сопровождает в этом служении.

Сонм новомучеников и исповедников Церкви Русской – это не тысячи, не десятки тысяч, а миллионы людей, которые прошли через эту Голгофу. Их молитвы, пример, подвиг помогают нам сейчас в жизни.

– Стоит напомнить, что Великим постом во всех храмах по нескольку раз совершается таинство Соборования. Но сейчас мы живем в тревожное время: в связи с последними событиями мы ждем сводок, информацию о количестве зараженных людей…

– Как с фронта.

–Да, так. Мы ждем информацию: сколько заразилось, сколько выздоровело, сколько не смогли излечиться от этого заболевания.

Обычно очень много людей приходит в храмы на соборование, потому что они идут как за последней помощью. Сейчас распространили информацию о том, что людям старше 65 лет лучше молиться дома. Как быть, батюшка, в этой ситуации?

– Я думаю, что сегодняшняя ситуация помогает нам решить радикальный вопрос: кто мы на самом деле такие и для чего ходим в храм?

Если человек говорит: «Я прихожу в церковь – не могу приложиться к иконе, не подхожу ко кресту… Мне нечего делать в церкви», – это не просто крайняя скудость или нищета, а пустота в душе. Получается, обряд заполнил нашу жизнь, а смысл и суть, для чего он совершается, ускользают от нас.

Когда новомученики Церкви Русской попадали в тюрьму, с них срывали кресты, им не давали икон. Они оказывались в полном одиночестве. Разве они потеряли человеческую или христианскую сущность? Наоборот.

Когда с человека сдирается все, даже кожные покровы, тогда обнажается его суть и крепость. Поэтому мы задаемся вопросом: для чего мы ходим в храм? Чтобы послушать пение, посмотреть на иконы, пообщаться с друзьями, послушать священника, Евангелие? Самое интересное, что мы можем это сделать в любом месте, в любое время. Для этого необязательно ходить в церковь.

Церковь для того, чтобы мы исповедовались, причащались, соборовались, принимали участие в таинствах. Если мы не собираемся исповедоваться и причаститься, то лучше посидеть дома. Зачем лишний раз подвергать себя риску?

У нас достаточно православных программ, которые можно посмотреть по телевизору. Можно послушать православную музыку, открыть Евангелие. Церковь там, где мы, а не то место, куда мы пришли. Хорошая русская поговорка гласит: «Церковь не в бревнах, а в ребрах».

А причаститься, исповедоваться, собороваться дома мы не можем. Или для этого нужно призвать священника. Если мы хотим принимать участие в этих таинствах и быть со Христом, значит, нужно приходить в храм. Поэтому мы советуем нашим прихожанам: если вы приходите исповедоваться и причаститься, собороваться – мы вас ждем с распростертыми объятьями, но если вы приходите просто поглазеть, посидеть, послушать, поразмышлять, – это можно сделать и дома.

– Наверное, именно так сейчас и происходит. Смотришь, сколько людей причащается в храмах по воскресеньям... Даже появился страх, что церкви могут закрыть – и люди лишатся этой возможности.

– Это следствие советской пропаганды, которая говорила: «Священники развели антисанитарию». Что делать, если чума, холера или еще что-то такое? На это можно ответить однозначно. У меня, грешного человека, есть опыт посещения тюрем и туберкулезной больницы. Каких только больных и инфекций не было на протяжении моего небольшого священнического опыта! Я с этими людьми и общался, и причащал их. Более того, священник, когда служит литургию, после того как причащает всех, сам потребляет Святые Дары. Я не знаю ни одного случая, чтобы от этого священник заразился.

Когда чума, холера, другие стихийные бедствия посещали Русскую землю, люди строили храмы, приходили в них. Поэтому, я думаю, нам нужно исповедоваться, причащаться, духовно укрепляться, чтобы пройти через эти испытания.

Этот вирус имеет не только биологическое, но – больше – психологическое значение. Идет репетиция: Апокалипсис никто не отменял. Будет и пришествие антихриста. Идет проверка управляемости общества: насколько оно готово делать все по команде. Вспышка слева – значит, все метнулись вправо. Вспышка справа – все метнулись влево. Насколько мы готовы подчиняться и видеть в этом суть и смысл?

Дело не в подчинении, а в нашем внутреннем отношении. В первые века христианства христиане должны были быть и были лучшими гражданами Римской империи. Они не восставали против своих руководителей, властителей: раб – оставайся рабом, господин – милостиво относись к своим подчиненным. Кто в каком звании призван – в таком и служи. Почему же Римская империя устраивала беспощадные гонения на христиан? Потому, что христиане были внутренне свободны. Можно было заставить христианина делать все что угодно (в смысле копать или не копать), но его нельзя было заставить украсть, обмануть, отречься от Христа.

Внутренний стержень, внутренняя свобода – это то, что мы должны стараться и сейчас в себе обрести. И дело не в том, что мы сейчас пойдем наперекор движению: будем сбегать из-под карантина, выходить на улицу с лозунгами, пачкать своими слюнями святыни и говорить: «Смотрите, мне ничего не страшно!» Наоборот, гигиену нужно соблюдать. Но нужно понять, что свободы мы лишаемся тогда, когда грешим, гневим Бога и огорчаем ближнего. Это грех, ошибка.

Поэтому нам нужно идти к покаянию, исправлению нашей жизни, нашего взгляда на мир, окружающих людей. Мы начинали с молитвы Ефрема Сирина. Она меняет наш угол зрения на человека: не все вокруг виноваты и обязаны, а я могу оказаться перед всеми виноватым и всем обязанным.

Если каждый тянет одеяло на себя (говорит: мне все обязаны), то это небольшое одеяло порвется на маленькие клочки – и каждый останется ни с чем. А если каждый будет думать, что он может сделать для всех, тогда это будет путем к процветанию, благоденствию; может быть, и не столь материальному, но душевно, духовно это будет совсем другая жизнь.

Ведущая Инесса Титова

Записали Елена Чурина и Светлана Волкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать