«Родное слово» (Новосибирск). Великий пост

18 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Продолжается Великий пост. До его наступления кажется, что он очень долгий. На самом деле время летит, и надо не упустить его, провести с пользой для собственной души. Так, Церковью на весь пост установлены три родительские субботы, и сегодня первая. Почему так важно помнить наших ушедших близких и молиться о них и что для этого нужно совершить?

– Для этого нужно прежде всего, как вы сказали, молиться. Очень хорошо в дни особого поминовения усопших посетить храм, подать записки за них, самому помолиться, поставить свечи, вспомнить о тех ушедших, кто был когда-то рядом с нами; может быть, о своих далеких предках, которых мы не знаем. То, что именно Великим постом в эти три субботы совершается, не случайно. Почему? Дело в том, что настоящее поминовение усопших возможно только на полной литургии, а так как Великим постом не совершается полная литургия, кроме субботы и воскресенья, то получается, что в будние дни полное поминовение усопших невозможно. Служатся панихиды, но поминовения за литургией нет, и такая возможность как раз предоставляется в субботу: три субботы подряд поминальные, четвертая – Суббота Акафиста, затем – посвященная воскрешению Лазаря, там особой службы об усопших нет, хотя само поминовение за литургией тоже возможно.

– Отец Виталий, что происходит после того, как священник получает в руки записочку о поминовении? И насколько важно поминать именно в церкви, а не за поминальным столом?

– После этого священник читает имена тех, кто указан в записочке, и, поминая их, вынимает частицы из просфор. Затем эти частицы в конце Божественной литургии опускаются в Чашу, где находится Кровь Господня, со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Когда мы сами причащаемся, таким образом в Евхаристии участвуют и души тех людей, которые отошли от нас. И в церкви действительно наступает единение тех, кто еще жив, тех, кто когда-то, может быть, родится, и тех, кто отошел в мир иной. Для Бога нет мертвых – все живы.

– Несмотря на то, что по календарю весна, у нас еще очень много снега, сугробов. Имеет ли смысл в поминальную субботу ехать на кладбище? И если кто поедет, то что нужно сделать там?

– Если есть возможность добраться до могилы – съездить, помолиться, пропеть или прочитать известные молитвы об усопших: «Со духи праведных скончавшихся», «Вечная память».  Если удастся – зажечь свечи, хотя кто знает, будут ли они гореть на ветру зимой. Бывать на кладбище всегда полезно прежде всего людям, которые молятся об усопших, и, конечно, это определенное утешение в том, что их не забывают.

– Недели Великого поста связаны между собой, и завтра, во вторую неделю, Церковь совершает память святителя Григория Паламы, чудотворца, жившего в XIV веке. Почему этого святого мы прославляем в дни поста?

– Святитель Григорий Палама известен тем, что он особым образом учил богопознанию, богообщению, каким образом оно осуществляется, и указал путь этого богообщения. Был одним из учителей Иисусовой молитвы, принадлежал к движению исихастов – людей, которые творили непрестанную молитву. Пост как никакое другое время – это прежде всего время молитвы, и то, что вспоминается этот святитель – бывший архиерей в Фессалониках, в древнем христианском городе, – не случайно: он оставил довольно много сочинений после себя, довольно сложных для понимания малоподготовленными людьми. Скорее, он все-таки учитель молитвы и христианской жизни именно для монашествующих, прошедших определенный путь духовного делания.

– Отец Виталий, по воскресным дням храмы наполнены людьми, многие причащаются, а по будням служба проходит при меньшем количестве прихожан, но это не означает, что службы совершаются менее важные. В чем особенность великопостных будних служб?

– Как раз Великим постом в будние дни и совершается постное богослужение, потому что в субботу и воскресенье богослужение мало чем отличается от того времени, когда поста нет. А Великим постом именно в будние дни читаются и молитва Ефрема Сирина, и Великое повечерие, совершается литургия Преждеосвященных Даров – особый чин, который позволяет людям причащаться в дни поста, а постом, в принципе, не совершается литургия как таковая. Накануне в воскресенье, когда нет постового богослужения, заготовляются Святые Дары, которыми причащаются либо в среду, либо в пятницу за этими литургиями.

Поется дивное песнопение «Да исправится молитва моя», вместо Херувимской – особое песнопение «Ныне Силы Небесныя», читается молитва Ефрема Сирина именно в будние дни. Молитва короткая, интересная, по-русски переведенная ритмично: «Господи и Владыко живота моего…», глубокая по содержанию. Там говорится о тех страстях, которые овладевают каждым человеком – не только с определенными особенностями жизни или склада души, и тех добродетелях, которые необходимо приобрести.

Первое, что просится: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Что такое праздность? Это не просто безделье, а стремление избегать каких-либо скорбей, делать все, чтобы их никоим образом не было. Неправильно жил богач из притчи о богаче и Лазаре: одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно – вот великая праздность, то есть вся жизнь его была пустым и ненужным и на самом деле не таким радостным праздником. Против этого как раз и выступает Ефрем Сирин в своей молитве – он просит, чтобы духа праздности в нас не было.

Что такое уныние, всем более или менее понятно.

– В чем его опасность?

– Опасность в том, что человек теряет надежду на Бога и отныне считает: что бы с ним ни случилось, это обязательно очень плохо и абсолютно не может никаким образом исправиться.

Праздность, уныние, любоначалие…

Любоначалие – это стремление, с одной стороны, стать главным в этой жизни вообще, главным и определяющим для всех и для всего, заслуживаешь ты этого или не заслуживаешь, это полное нежелание подчинить свою волю кому-то другому; а с другой – сделать так, чтобы все поступали по твоей воле, независимо от того, верная она или нет, согласуется или не согласуется с волей Божией. Поэтому то, что осуждается любоначалие, не случайно.

Что такое празднословие, понятно, наверное, почти всем, и то, что ему подвержены практически все, мы хорошо знаем. Только люди достаточно углубленные в себя не произносят, может быть, каких-то праздных слов, поэтому просьба о том, чтобы Господь отнял это свойство нашего характера и души, не означает, что мы не должны ни с кем общаться. Общение – очень важное преимущество человека как твари Божией, никто иной не общается между собой как люди, и это нужно, но очень часто у нас общение переходит в празднословие, в пустые и ненужные разговоры, в осуждение, ненужное любопытство. С другой стороны – в пересказывание каких-то явлений, вещей, о которых мы на самом деле полного представления не имеем. «Дух праздности, уныния, празднословия не даждь ми». И в то же время просится: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему».

Что такое целомудрие? Чаще всего, когда говорят о целомудрии, говорят о чистоте интимных взаимоотношений между людьми разного пола, но не только хранение от греха блуда имеется в виду. Целомудрие – это особый образ мыслей, когда мы стараемся даже не мыслить зло о иных людях.

 «Дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви…» – самые разные подчас происходят с людьми события, и все принять и с терпением, и радостью, и скорбью просто необходимо. Если будет так, то это знак, что человек действительно относится ко всем и ко всему с любовью. Прежде всего с любовью к Богу и тем людям, которые его окружают и из-за которых случаются те или иные события в человеческой жизни. Если будет терпение, то будет и любовь, а любовь – это то, что должно отличать человека как образ Божий. Поскольку Бог есть любовь, то и высшая добродетель человека должна проявляться именно в этом. Поэтому здесь испрашивается любовь как итог. Должно произойти изменение в человеке при чтении этой молитвы и вообще изменение духовной жизни.

– Батюшка, насколько индивидуальна степень поста и кто ее может определить: сам человек или по согласованию со священником?

– Вопрос о степени поста очень интересен прежде всего потому, что не только пост может быть индивидуальным, но еще и просто потому, что в разное время существования Церкви пост тоже был различным. Более того, продолжительность поста, в том числе Великого, была разной в разные времена. Начиналось буквально с нескольких дней или одного перед праздником Пасхи, затем пост длился целую неделю. После этого появилась традиция держать пост в течение 40 дней и Страстной седмицы. Более того, нужно сказать, что во времена Господа Иисуса Христа, во времена апостолов постились совершенно иначе, нежели постимся мы, – не было понятия о постной еде, потому что пост предполагал полное исключение любой пищи: постящийся человек вообще ничего не ел и не пил, то есть это было очень трудное испытание. Правда, первоначально такой пост редко длился дольше одного дня.

Традиция держания поста таким образом осталась в исламе (она была распространена на Востоке и пришла в ислам). Там, может быть, объявляют пост на несколько дней, но днем постятся (вообще не должны есть), вечером – уже нет. Так было и у первых христиан.

Затем, когда ввели многодневные посты, встал вопрос о том, что нужно все-таки что-то есть. Появилось понятие о постной пище: что можно есть, что – нельзя; в том числе начали говорить о разной степени поста (в Великий пост, более строгий, едят только растительную пищу).

Впоследствии были разработаны четкие правила: когда едим вареную пищу, когда –  невареную; когда – холодную, когда – горячую; когда – сухоядение (просто овощи, фрукты, хлеб и вода), а когда что-то готовим; когда позволяем себе употреблять растительное масло, когда – нет.

В настоящее время таким образом практически никто не постится. Более того, можно сказать, что такие указания не являются действующей церковной традицией. Какова действующая церковная традиция для Великого поста? Великим постом едят пищу растительного происхождения (то есть не едят рыбу, ничего мясного, молочного). Такую пищу можно готовить практически в любой день, есть теплую – пожалуйста. Что-то сварить можно. Такова традиция, которая продолжается в Русской Церкви и на Востоке и во многих других странах уже не одно столетие.

Я думаю, что определенные изменения в степени поста в историческом плане впоследствии тоже будут. Какими они будут, трудно сказать. Они будут возникать вслед за изменениями в нашей жизни. Дело в том, что наша жизнь очень изменяется. Мы сейчас живем совершенно не так, как жили во времена патриарха Никона и царя Алексея Михайловича в ХVII веке, и даже не так, как жили русские крестьяне в ХIХ веке. Никто в ХIХ веке не добирался на работу в течение двух или двух с половиной часов. У некоторых людей сейчас продолжительность рабочего дня больше, чем на фабриках в царской России во времена развивающегося капитализма. Поэтому поститься сейчас и в будущем так, как постились в те времена, наверное, было бы трудно и не совсем разумно.

Что касается индивидуальной степени поста в наши дни, конечно, она может быть различной. Самое главное, что пост все равно должен быть абсолютно для всех людей: для здоровых и больных (даже для тяжелобольных).

– А для детей?

– И для детей тоже. Чтобы каждый человек почувствовал, что это время особенное. Кто-то это должен почувствовать через изменение пищи, кто-то – через изменение своей жизни, организацию молитвы, ощущение того, что он в эти дни должен быть ближе к Богу через чтение Священного Писания. Кто-то, может быть, именно постом будет планировать совершить какое-то кратковременное паломничество.

Каждый человек должен почувствовать, что это время особенное. Как конкретно это сделать? Я сейчас не могу сказать: нужно сделать тому-то – так-то… Это было бы, наверное, неправильно. С каждым нужно побеседовать индивидуально и потом подумать: что этот человек в состоянии сделать? Потому что люди разные, находятся в разных условиях.

Общее правило я сказал: должно быть стремление к посещению богослужений, какие-то ограничения в пище. В целом норма – растительная пища, но для кого-то, может быть, и это невозможно по каким-то причинам: просто-напросто потому, что ему такую пищу не дают. Человек, находящийся или в заключении, или, к счастью, в армии, будет есть то, что дают. Или человек попал в больницу – то, что дают, то и нужно есть.

Иногда говорят: «Батюшка, я этого не ем, того не ем, это не буду… А мне обязательно нужно несколько ложечек творога». Ну что же, ешь тогда творог, раз тебе предписано. Ты это делаешь из послушания, для тебя это вроде лекарства. Тут нужно все решать индивидуально. Подумать самому, что ты сможешь сделать постом, чтобы это время отличалось от остального. Подойти с этими предложениями и, может быть, просьбами к батюшке (или еще как-то с ним проконсультироваться), получить на это благословение, чтобы «поститься постом приятным», как сказано в стихире в Триоди («приятным» – не в смысле легким: пост для всех должен быть трудным, но таким, чтобы его можно было исполнить).

– Бывает, человек сорвется – и считает, что все его дальнейшие усилия напрасны.

– Если сорвался – иди на исповедь, говори, что не получилось. По-разному может быть: кто-то чем-то соблазнил; кто-то попал в такую ситуацию, когда нужно было почему-то  нарушить пост ради людей, которые находились рядом (может быть и такое). Поэтому – на исповедь. И далее продолжать этот подвиг, движение к празднику Пасхи, очищению.

– Великим постом мы ограничиваем себя в развлечениях, выборе пищи, но увеличиваем время молитвы и чтения духовной литературы. Какую литературу душеполезно (может быть, просто необходимо) прочитать во время поста?

– На протяжении Великого поста за богослужением целиком прочитывается Евангелие. Оно специально читается каждый день на часах начиная с Крестопоклонной седмицы. Каждому христианину было бы неплохо прежде всего почитать Евангелие. Может быть, почитать его не просто так, как мы это делаем, когда вставляем всего одно или два зачала в молитвенное правило. Великим постом чтение Евангелия не стоит включать в само правило: важно именно вдумчивое и более продолжительное чтение Священного Писания с размышлением, обращением к какому-то толкованию, попыткой сравнить описание одних и тех же событий разными евангелистами.

Что еще можно почитать? Можно почитать какие-то произведения святителя епископа Кавказского Игнатия (Брянчанинова). Этот замечательный русский святой жил в ХIХ веке, был современником А.С. Пушкина, митрополита Филарета. Он был очень образованным человеком, происходил из дворян, но ушел в монастырь и, как никто другой, пытался возродить в России любовь и интерес к святоотеческому наследию.

Дело в том, что к этому времени уже появилась определенная духовная литература (даже на русском языке), но очень часто это были книги, либо переведенные с каких-то католических изданий, либо вообще взятые у протестантов, либо не слишком глубоко духовные. А святых отцов читали не так много. Святитель Игнатий призывал к чтению святых отцов, составил специальную книгу, которая называется «Отечник», из кратких поучений святых отцов разного времени. Их там довольно много собрано.

Почитать такую книгу или его двухтомник, который называется «Аскетические опыты», очень полезно. Там есть главы и о посте, и о молитве (молитвенном правиле), и о видении греха, покаянии, смерти... Святитель Игнатий – человек, не очень далеко отстоящий от нас по времени (я сказал, что он был современником А.С.Пушкина), поэтому его язык нам, может быть, более понятен, чем язык отцов, живших тысячу или пятьсот лет назад. Я советую его читать.

– Великим постом нас призывают совершать добрые, хорошие поступки. А какие это могут быть поступки? На что и на кого следует обратить внимание?

– Следует обратить внимание на тех людей, которые рядом с нами: кому-то помочь, кого-то ободрить, посетить. Но делать это нужно не только Великим постом. Это нужно делать постоянно, тем самым свидетельствуя этому человеку, который нуждается в нашей помощи, в добром слове, о том, что любовь не иссякает и что Бог есть любовь.

– Хотелось бы услышать от Вас, отец Виталий, слова напутствия и поддержки всем тем, кто сейчас идет путем Великого поста.

– Мы часто говорим: «подвиг», «подвижник». В тропаре есть такие слова: «Подвигом добрым подвизался». А что значит «подвиг»? Это слово однокоренное слову «движение». Все наши усилия, в том числе и постом, должны быть приложены к тому, чтобы очистить свое сердце, измениться. Чтобы мы, когда на Пасху пойдем крестным ходом и будем петь: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити», имели право воскликнуть, что сейчас будем славить Господа «чистым сердцем».

– Я благодарю Вас, отец Виталий, за интересную беседу.

Ведущая Инесса Титова

Записали Елена Чурина и Светлана Волкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 09:05
  • Среда, 01 мая: 05:30
  • Суббота, 04 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать