Преображение (Одесса). Святой Дух

8 июня 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– Накануне дня Святого Духа мы поговорим  о Третьей Ипостаси Святой Троицы: Боге Духе Святом. Наше молитвословие характеризует Его так: Дух Утешитель, Дух Истины, Жизнеподатель.

В Символе веры говорится, что пророки говорили Святым Духом. Что это значит?

– Святой Дух действовал в роде человеческом во все времена.

– И до Пятидесятницы?

– Конечно. Не только в новозаветную эпоху, но и в Ветхом Завете; во всяком случае, в богоизбранном народе. Те угодники Божии, которых Господь избирал вообще из всего человечества, знали, что такое Святой Дух, что можно быть Ему причастным, можно испытать Его действие на себе. Это мы видим и в жизни ветхозаветных патриархов, и в жизни великих пророков, в частности царя Давида. Он пишет такие слова: Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Он прямо пишет, чтобы Господь не отнял от него Духа Святого. Во всяком случае, у израильского народа то, что Дух Божий есть, не вызывало никаких сомнений.

Другое дело, что Его статус у них не был до конца прояснен. Мы понимаем, что Дух Святой – это Третья Ипостась Святой Троицы. У них не было учения о Святой Троице. Они не знали, как это можно совместить. То, что Бог один, они знали точно, а вот то, что в Нем три Лица, не было им открыто. Поэтому они видели, что в деятельности Духа Божия есть некая автономность, но прямо признать Его Третьей Ипостасью они не имели физической возможности. Так что в этом плане о Духе Божием в Писании говорится много, и люди обращали на это внимание, но богословского осмысления им не хватало.

– Мы можем выделить отличия в действии Святого Духа в Ветхом Завете и в Новом Завете?

– Думаю, что главным отличием мы должны признать то, что в Ветхом Завете действие Святого Духа на человека было более внешним. Оно могло быть очень сильным, буквально поглощающим. Мы можем вспомнить Иеремию или Илию-пророка. Когда он был охвачен ревностью, то совершал такие невероятные поступки, которые трудно объяснить, как это вообще мог сделать обычный человек. Но все равно это было действие внешнее. Внутри человек был падшим грешником, и искупительного подвига еще не было совершено. Поэтому Святой Дух мог сообщить человеку харизму, особые сверхъестественные, абсолютно чудесные духовные дары, дать ему силы самому совершать чудеса, но средостение вражды между Богом и человеком еще не было упразднено.

Что же касается новозаветной эпохи, то тут ситуация уже совершенно иная. Святой Дух освящает человека во всей полноте. Он освящает его изнутри. Он дает ему такую благодать в таинстве Крещения, которая сохраняется в человеке на всю его оставшуюся жизнь. Потому общение человека с Духом Святым в рамках церковной православной жизни более тесное. Другой вопрос, что у нас порой не хватает ревности, чтобы в себе реализовать все эти величайшие дарования. Но путь этот открыт для нас в отличие от ветхозаветного человечества.

– Как говорит Иисус Христос в Евангелии, Святой Дух исходит от Отца. Что это значит для нас, верующих? Почему так важно подчеркивать личные свойства Святой Троицы?

– Тут есть один подводный камень, что в свое время не заметили римо-католики, которые ввели у себя новый догмат в филиокве о том, что Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына. Причем это исхождение они понимают именно в вечном смысле, а не во временном. Мы с этим никогда не согласимся, потому что ясно, к чему такая ситуация приведет. Если мы признаем, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына, то Он лишается собственного ипостасного места в Святой Троице. Отец – это Отец. Он ни от кого не рождается, ни от кого не исходит. Сын – это Сын Своего Отца. Его свойство – рождение. А Дух Святой превращается просто в связь любви между Отцом и Сыном. Это официальное выражение католического Катехизиса. Но что такое связь? Связь – это не отдельная личность, а что-то аморфное, какой-то дополнительный предикат.

Мы не можем так унижать Духа Святого, чтобы превращать Его только в связь любви между Отцом и Сыном. Святой Дух – это отдельное и полноценное, полноправное Лицо Святой Троицы. Когда мы признаем, что Он исходит только от Отца, то  понимаем, что Сын рождается от Отца, а Дух Святой – исходит. Мы не знаем, в чем различие между рождением и исхождением, но то, что разница есть, мы знаем, и мы верим, что она достаточно существенна, чтобы разграничивать Лица Святой Троицы. По существу, кроме этих личных свойств (нерожденности, рождения и исхождения) три Ипостаси Святой Троицы больше вообще ничем не отличаются.

– Они являются одним Богом.

– Это ясно. Бог – один. С этого нужно начинать и этим нужно заканчивать. Мы верим в одного Бога, в Единого, но у Него три Ипостаси.

– Какова роль Святого Духа в основании Церкви? Это существенно и важно, ведь Пятидесятница считается началом Церкви.

– Да, день Пятидесятницы, день сошествия Святого Духа на апостолов – день рождения нашей Церкви. Нужно прямо сказать, что Дух Святой сыграл определяющую роль в основании Церкви. Ясно, мы говорим, что Господь основал Свою Церковь. Он об этом и говорил: созижду Церковь Мою. Но при этом, когда происходит само основание, мы не видим Христа среди апостолов. Мы видим Духа Святого, Который явил Себя в виде огненных языков, почивших над каждым из апостолов. Это был видимый знак того, что Дух Святой присутствует здесь.

Нужно сказать, что христологический и пневматологический аспекты в жизни Церкви находятся во взаимодействии, но при этом они неравноправны, если так можно выразиться. Христология в жизни Церкви для всех очевидна. Роль Христа для всех бесспорна, потому что Он – Глава Церкви, Искупитель, Основатель ее, и все это понимают. А вот то, что Дух Святой к этому причастен, все понимают, но в чем заключается эта причастность, не совсем ясно. Поэтому когда отец Николай Афанасьев написал книгу о Церкви и назвал ее «Церковь Духа Святого», то для многих это было неожиданностью. Люди понимают, о чем речь, но при этом не понимают, откуда такое название.

По существу, Святой Дух – своего рода душа Церкви. Церковь – это Тело Христово. Но тело не может быть мертвым. Тело должно быть живым. Оно одушевляется душой. А Дух является Животворящим. Он  и оживляет Церковь. Вся жизнь Церкви, все связи внутри Церкви осуществляются Духом Святым. Возьмем простейший пример: молитва. Когда мы молимся кому-то из Божиих угодников, почему он слышит нашу молитву?

– Потому, что мы в Духе Святом.

– Конечно! И он в Духе Святом, и мы в Духе Святом. Дух Святой связывает нас между собой. А значит, буквально все в Церкви осуществляется Его силой.

– Мы знаем, что таинства – то основное, что дает нам Церковь для спасения. Как мы спасаемся в таинствах и какова в этом роль Святого Духа?

–  Таинства – это необыкновенное, чрезвычайно полезное Божественное учреждение в Церкви. Они существуют только в Церкви. Но при этом нужно констатировать тот факт, что между церковными таинствами и обрядами есть большая разница. Потому что с внешней точки зрения таинства тоже имеют обрядовую сторону, и бывают даже такие обряды, которые формально от таинства ничем не отличаются. Возьмем, например, монашеский постриг, чин христианского погребения или чин Великой агиасмы, который осуществляется в день Крещения Господня и в Крещенский сочельник. Но нужно заметить, что любое из таинств Церкви осуществляется именно для спасения человека. Цель таинства – именно спасение человека, а не что-нибудь другое.

– Усвоить искупление Иисуса Христа.

– Да, искупительные заслуги подвига Христова усваиваются человеку именно в церковных таинствах. Поэтому когда мы говорим даже о христианском погребении или о монашестве, это уже немножко другое. Мы понимаем, что Сам Христос этого не устанавливал. Таинства Церкви установлены Господом, а если мы говорим об обрядах, даже важнейших, все-таки у них нет этого признака Божественного установления.

– Тогда какие искупительные дары Христовы Дух Святой усваивает человеку?

– Даров много. Здесь зависит от характера самого таинства. Например, возьмем такую узкую область, как прощение грехов. Это очень важно, потому что если грехи нам не прощаются, то мы просто не достигаем Царствия Божия. В Царствие Божие ничто скверное, ничто нечистое не войдет. Чтобы мы туда попали, а мы туда очень хотим попасть, так как это цель нашей жизни, мы должны получить прощение грехов. Помимо крещения, которое сообщает нам полное прощение грехов, другие таинства тоже сообщают нам дар Святого Духа, и не только прощение грехов. Вообще благодатные силы, и не только духовные, но и физические, мы тоже получаем в таинствах Церкви. Поэтому, как об этом в свое время сказал Иннокентий Херсонский, наш великий святитель, таинства Церкви – это благодатные трубы, по которым в Церкви течет благодать Святого Духа.

– Какова роль Святого Духа в нашем освящении?

– Она велика, даже более велика, чем мы можем себе представить. Я могу привести такой конкретный пример. В беседе с помещиком Мотовиловым преподобный Серафим Саровский говорил, что цель христианской жизни – это стяжание Святого Духа Божия. Если его слова понимать буквально, то возникает вопрос, как можно приобрести Третью Ипостась Святой Троицы. Ясно, что преподобный Серафим говорит не о сущности Божества, не о том модусе бытия, как Бог существует на небесах, а имеет в виду именно стяжание благодати Святого Духа.

Значит, мы подходим к вопросу о том, что освящение нашей души происходит именно благодатью, которая достигает нас в Ипостаси Святого Духа. Из всех Лиц Святой Троицы именно с благодатным исхождением, со вторым модусом бытия Божия, теснее всего связан именно Святой Дух. «Стяжать благодать Святого Духа» и просто «стяжать Святого Духа», в сущности, совершенно разные понятия. Некоторые богословы вообще различают личное действие Святого Духа, именно как Третьей Ипостаси, и Его общее действие в рамках всей Святой Троицы. Но это уже тонкости, в которые мы сейчас не будем вдаваться.

– Господь Своим ученикам в беседе говорил, что когда придет Утешитель, Святой Дух, Он все напомнит и все восполнит. Что это значит?

– Это очень глубокое и интересное место. На него обычно не обращают внимание, потому что оно уже затерлось. Этот текст всегда на виду, его все знают, но мало задумываются,  что он значит. Но что значит «напомнит»? Во времена Господа Иисуса Христа память была необыкновенно развита. Многие тексты Танаха изучались наизусть еще в начальной школе при синагоге. Еврейские дети имели прекраснейшую память и могли дословно запоминать очень большие тексты на слух. Поэтому нет ничего удивительного в том, что три синоптических евангелиста так похожи. Гипотеза о том, что был один источник, с которого остальные евангелисты всё брали, не доказана; скорее всего это ложная теория.

Каждый евангелист писал свое Евангелие независимо. И апостол Матфей, и апостол Петр были учениками Господа, а также и апостол Павел был близок и знаком с учениками Господа; они прекрасно владели информацией и запоминали буквально дословно всё, о чем говорил Господь. Когда отмечается, что Дух Святой напомнит им содержание речей Господа, речь скорее всего не о формальном содержании – они и так его прекрасно помнили. Речь о том, чтобы проникнуть в смысл Его поучений, потому что они слышали, но не понимали, о чем Он говорит. Об этом не раз упоминается в Евангелии: их разум был еще закрыт, потому что они не получили Святого Духа.

А когда Дух сошел в день Святой Пятидесятницы, то тут буквально отверзлись умные очи сердца, и слова Христа, которые раньше были им известны, но непонятны, теперь заново для них раскрылись. Это как бы новое открытие. Поэтому говорится, что Он заново откроет им глаза.

– Шестнадцатая глава Евангелия от Иоанна повествует, что когда придет Утешитель, Он обличит мир о грехе, правде и Суде. Что это значит? Это очень важный текст. Святой Дух и Утешитель, и Обличитель?

– Да, очень правильно Вы выделили глагол из всего предложения. Евфимий Зигабен в своем толковании тоже идет именно от глагола; он говорит, Господь предупреждает о том, что Дух Святой будет обличать человечество в неправильном понимании этих трех основных понятий – греха, правды и суда.

Что касается греха, то евреи времен Господа Иисуса Христа (в частности, книжники, законники, фарисеи) считали, что грех – это, например, нарушение заповеди о субботе: ни в коем случае нельзя работать в субботу. При этом само понятие греха внутреннего как осквернения, как отступления от Бога у них затерлось и нивелировалось, на него не обращали внимание – их интересовала только формальная сторона вопроса. А Господь говорит, что главным грехом Израиля вообще был грех неверия в Него как в Мессию. В результате это их погубило: они потеряли все свои преимущества, те блага, которые им даровал Господь изначально, и даже потеряли свой храм.

Второй момент – это обличение о правде. Что такое правда, праведность для иудеев фарисейской закалки? Внешняя, законническая, показная праведность. А Господь показал, что она состоит совсем не в этом. Настоящая праведность перед Богом – это чистое сердце, милосердие, любовь к ближнему. К любому ближнему. Это и есть то, что называется правдой.

Суд – это о том, что враг рода человеческого будет осужден и изгнан вообще. Это поле деятельности, весь человеческий род, что он считал своим законным полем, освобождается от его влияния. Теперь если он пытается на нас как-то влиять, то только каким-то косвенным путем, через грех, через страсти, но подлинной власти над человеческой душой у него уже нет.

– Вы сказали, что у Святого Духа много даров. Апостол Павел много говорит об этом. Когда мы получаем эти дары? В таинстве Миропомазания?

– Да, для этого оно специально и установлено. Это таинство самое короткое по чинопоследованию. Буквально одна молитва и действие помазания – и все. Оно даже не имеет своего отдельного чина и включено в чин Крещения. Но по важности оно необыкновенно. Буквально только ребенка из купели достали, крестик надели – и сразу печать дара Святого Духа.

Очень хорошая аналогия: представьте, родился ребенок, все радуются, наконец-то он родился, оставляют его и идут отмечать праздник. Они будут праздновать час, другой, а то и до вечера или следующего дня, а как ему жить? Он не может жить без посторонней помощи, нужно проявить заботу о нем и обеспечить всеми необходимыми условиями: питанием, одеждой, медикаментами – всем, что нужно ему в этот конкретный момент.

Так и здесь. Крещение – это духовное рождение. Прекрасно, что человек родился духовно, но для спасения этого мало: надо дать ему силы, условия, возможности для раскрытия духовных способностей, чтобы он показал себя по жизни как истинный христианин, чтобы он усвоил себе дело спасения.  В этом и есть значение таинства Миропомазания.

Эти семь даров Духа Святого, которые мы находим в Книге пророка Исайи (дух премудрости, разума, совета, крепости, ведения, благочестия и страха Божия), по-прежнему сообщаются каждому верному в Церкви Христовой.

– В Первом послании апостола Иоанна говорится о том, что мы имеем помазание от Святого Духа и знаем всё. Как это осознать, что мы имеем это помазание и знаем все, даже не имеем нужды, чтобы нас кто-то учил? Как это происходит? И что это значит?

– Это довольно тонкий вопрос. Если это воспринимать буквально, тогда получается: зачем вообще катехизация? Достаточно просто крестить и миропомазать человека. Он уже будет знать все.

– Но Господь сказал: «Учите!»

– Получается, что это как бы внешнее противоречие. На самом деле противоречия нет, просто речь идет о разных вещах.

Я пойду от противного. Возьмем такой момент. Например, человек атеист; он уже утвердился в атеизме. Он некрещеный и вообще никакого отношения к Церкви не имеет. Мы пытаемся общаться с ним, и у нас ничего не получается; у него на все есть ответ: на любой наш аргумент у него есть контраргумент. Если это достаточно образованный атеист, у него будет много аргументов, которые он будет вспоминать и приводить. Понятно, что все равно у нас будет инициатива, потому что истина на нашей стороне. Но тем не менее он может долго сопротивляться. Даже если почувствует, что проигрывает, он найдет способ просто куда-то уйти и все равно нашу истину не признает. Почему так происходит? Почему этого атеиста невозможно сделать верующим только посредством убеждения? Обязательно должно быть действие благодати непосредственно на его сердце. Если нет этого помазания, сердце его закрыто.

Если у человека сомнения и нет веры как таковой, но он хотел бы выяснить истину и при этом крещен с детства (как оказалось, после распада Советского Союза таких людей у нас миллионы), то с таким общаться намного легче. Если человек крещеный, благодать глубоко скрыта в его сердце, она помогает ему. И вдруг выясняется, что он готов все это принять.

Скажу по своему личному примеру: меня крестили в младенчестве, я не помню этого момента, мне было семь месяцев. Но когда в шестнадцать лет я пошел в Церковь, у меня не было такого чувства, что мне сообщили нечто принципиально новое; как будто я узнавал то, что знал изначально, просто не до конца это понимал. Я не был неверующим в строгом смысле слова, я был просто незнающим. Когда мне это объяснили, я с радостью это принял. Помазание очень сильно действует на душу человека.

– Это очень чувствуется, когда приходят люди на крещение, даже агрессивно настроенные. Начинаешь говорить о Боге, о вере и чувствуешь, что они оттаивают, становятся совсем другими. Помазание действует внутренне.

– Конечно, благодать крещения, как мы говорили об этом в одной из своих программ, по слову преподобного Марка Подвижника, в большинстве случаев помогает нам принимать правильное решение.

– У нас есть апостольское преемство, мы сохранили благодать Духа; в миропомазании в том числе. Могли бы Вы объяснить, почему преемство рукоположения важно?

– Я бы сказал так – этот вопрос довольно деликатный, потому что мы сразу понимаем, о чем сейчас будем говорить. Совершать таинство Миропомазания в Церкви имеет право только епископ или священник. Если мы говорим о Католической Церкви, где есть епископы, священники, есть апостольское преемство, тут вопрос не такой острый. А если говорим о протестантских деноминациях, в которых нет епископов, а во многих нет и священников, то у них нет и преемства. Это нужно прямо признать: у протестантов нет преемства. Как у них возможно получение даров Святого Духа?

В чем здесь возникает сложность? Даже в нашей Церкви есть, по крайней мере, одно важнейшее таинство, которое имеет право совершить любой человек, – это таинство Крещения. Это то таинство, без которого невозможно спасение, и его может совершить любой человек на основании учения о всеобщем царственном священстве, которое есть в Священном Писании у апостола Петра. Но, соответственно, протестанты тоже имеют это право. Если они могут крестить и если крещение совершается правильно через троекратное погружение с правильной формулой…

– Это практика Древней Церкви...

– Тогда возникает вопрос: если они могут получить этот главный дар Святого Духа, дар спасения, дар прощения грехов в крещении, то насколько для них открыты дары Святого Духа? Для меня лично это вопрос очень непростой, я бы воздержался здесь от категорических утверждений.

С одной стороны, в большинстве случаев, когда мы видим демонстрацию Святых Даров у харизматов, пятидесятников, когда люди начинают сотрясаться в конвульсиях прямо на сцене и говорят, что это сошел Святой Дух, мне кажется, это не очень похоже на действие Святого Духа, похоже на совсем противоположное.

Но при этом я не исключаю, что бывают примеры другого рода, потому что в Писании все же написано: «Дух дышит где хочет». Поэтому мы не можем сказать, что можем приватизировать только для своей Церкви действие даров Святого Духа. Если действие Даров могло действовать на людей даже до искупительного подвига Христова, пусть даже внешним образом, то, наверное, это может действовать и на тех людей, которые искренне верят в Иисуса Христа, но получили крещение не в Православной Церкви. Думаю, этот вопрос требует дальнейшей разработки.

– Святой Дух называется Утешителем и Жизнеподателем. Что это значит?

– В первых стихах Библии из первой главы Книги Бытия есть замечательные слова: «Дух Божий носился над водами». По толкованию наших святых отцов, Он не просто носился, активно двигался, а одухотворял, оживлял, согревал материю, которая была еще безжизненной. Он дал жизнь, Он является Подателем жизни. Поэтому когда мы празднуем праздник Пятидесятницы, день Святого Духа, храмы украшены зеленью. Почему? Это цвет жизни. Как мы видим из Книги Бытия, в раю изначально люди были вегетарианцы. В этом отношении Подателем жизни и духовной, и биологической является именно Святой Дух.

– Как в своем сердце ощутить действие Святого Духа?

– Наверное, никто не выразил это лучше, чем святой апостол Павел, который перечисляет духовные плоды. Есть дары Святого Духа, которые известны еще из Ветхого Завета, а это именно духовные плоды. «Плод же духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона». Если в нас есть эти плоды, если мы отличаемся этими качествами, значит, Дух Святой уже в нас произвел какое-то серьезное действие, сдвиг в лучшую сторону. А если мы видим в себе противоположные качества (не любовь, а ненависть, не радость, а уныние…), это значит, что в нас не хватает действия Духа Святого. Значит, какой-то другой дух своим действием начинает вытеснять действие Святого Духа. По этой шкале мы можем анализировать свое внутреннее духовное состояние и степень своей причастности к Святому Духу.

Записали Таисия Зыкова и Екатерина Береснёва

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​