Преображение (Одесса). О бессмертии души и воскресении из мертвых

20 апреля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– Христос воскресе! В эти светлые святые дни хочется и просто необходимо говорить о бессмертии. В сегодняшней программе мы поговорим о бессмертии души и воскресении из мертвых в православии и о других религиях.

Что такое смерть и откуда она? Ведь Бог смерти не сотворил.

– Мы читаем об этом во второй главе Книги Бытия. Господь в раю предупредил людей, что в день, в который они вкусят от древа познания добра и зла,  умрут смертью. Господь их предостерег и запретил им вкушение этого плода под страхом смерти. Но они, к сожалению, все равно нарушили этот запрет, и смерть постигла не только их, но и всех их потомков, по закону единства человеческой природы. Так смерть появилась в человеческом роде, и, наверное, из всех бедствий, которые постигли человека в результате грехопадения, смерть является самым большим злом.

– Почему так притягательна идея бессмертия?

– Об этом рассуждали многие мыслители и в древности, и в наше время. Можно признать несомненным тот факт, что человеческий дух не может смириться с идеей уничтожения самого себя, с прекращением своего бытия. Целостность, непрекращаемость жизни человеческого духа – это аксиома, которая является для нас врожденной. Само наше самоощущение такое: мы чувствуем, что не можем перестать быть. Мы всегда есть. Даже во сне наша жизнь продолжается. Наше сознание переходит в другой режим, но оно все равно действует. Поэтому представить, что вдруг все полностью погаснет, потухнет свет и исчезнет наше бытие, мы просто даже не в состоянии.

Человек даже живет так, будто бы смерти нет.

– Да, об этом писал святой Игнатий (Брянчанинов). Мы точно знаем, что умрем, но при этом живем так, как будто бессмертны. Хотя как раз память смертная была бы для нас очень хорошим ограничителем на пути совершения тех или иных проступков. Потому что это нас отрезвляет. Вспоминая о том, что сразу после смерти мы будем отвечать перед Богом, мы можем остановиться, чтобы не совершить какие-то грехи. Потому эти вопросы изни и смерти в духовной жизни весьма тонки, интересны, многозначительны, но факт остается: гораздо труднее верить в то, что после смерти душа не существует, чем в то, что она продолжит существование.

– Что значит бессмертие души и чем оно отличается от общего бессмертия?

– Есть очень важный момент, который нужно отметить для себя: человеческое существо двухприродно. Когда мы говорим о человеке, мы понимаем, что человек состоит из двух естеств: из духовного (душа) и физического (тело). Тело после смерти человека разлагается, а душа продолжает существование в загробном мире. Вот эти две природы фактически составляют целого человека. Дух сам по себе не есть человек, это только половина человека. Поэтому когда мы говорим о бессмертии души, то говорим о некоем все-таки ущербном бессмертии. Это не полное бессмертие, это даже не окончательное и не настоящее бессмертие.

Душа продолжает свое бытие просто потому, что она не может не существовать, так как такова ее природа, но при этом статус ее бытия уже другой. Это не полное бытие. Поэтому христианство никогда не концентрировало внимание на бессмертии человеческой души. Если мы посмотрим на Священное Писание, увидим, что идея бессмертия души там выражена очень фрагментарно. Она там, несомненно, присутствует, но акцент на нее не делается. Все наше упование – на воскресение мертвых, то есть на воскресение тела, а не на бессмертие души. Поэтому, как ни странно, именно христианство в этом плане оказывается религией даже в какой-то степени материалистичной. Оно настаивает на ценности нашего материального, физического тела. Именно в совокупности тела с душой, воссоединении тела с душой после воскресения  нам дается надежда на поистине вечную и полную жизнь.

– При этом учение о бессмертии души принимается всеми мировыми религиями или только христианством?

– Все мировые религии признают, что душа бессмертна, хотя  определенные отличия присутствуют, и они довольно-таки существенные. Я скажу больше: и в мифологии всех древнейших народов присутствует идея бессмертия человеческой души. Отец Александр Мень пишет, что даже в раскопках захоронений первобытных охотников еще из бронзового или каменного века мы уже можем усмотреть следы веры в бессмертие души, потому что с ними в могилу складывали оружие, чтобы они там, в загробной жизни, как бы могли продолжить свое ремесло.

– Как звучит православное учение о бессмертии души? Есть определение догмата?

– Как такового догмата о бессмертии души в христианстве нет вообще.

– Есть догмат о воскресении?

– Да, догмат о воскресении есть, а догмата о бессмертии души нет. Его даже и не может быть, потому что фактически бессмертие души – это додогматическая истина, это аксиома религиозного опыта. Не было ни одного еретика, который бы сомневался в бессмертии души. Если бы он в этом сомневался, он был бы вообще не христианином, а неверующим человеком, атеистом. Потому что те, что не верят в Бога, не верят и в бессмертие души. Таких людей среди еретиков не было. По определению еретик – это неправильно верующий человек, который настаивает на своих догматических заблуждениях. Но они все-таки верующие люди, все они были по-своему верующими. Поэтому ни один Вселенский Собор даже не пытался утверждать истину бессмертия души, так как это было для всех самой очевидной аксиомой.

С другой стороны, если мы зададимся вопросом, где написано, что душа бессмертна, то такие указания, безусловно, есть: во аде же кто исповестся Тебе? (Пс.6, 6). То, что душа сходит в ад, было понятно для псалмопевца. Другое дело, что там не будет полноценного бытия и исповедания Господа. А самое сильное, самое ясное и отчетливое указание содержится в Новом Завете; например, в притче Господа о богаче и Лазаре, в притче о неразумном богаче: в сию нощь душу твою истяжут от тебе. Кроме того, когда Господь отвечает саддукеям, Он говорит: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова. Бог не есть Бог мертвых, но живых. Перед Ним все живы. Это говорит о том, что душа человека продолжает бытие после смерти тела, и по тому, в каком контексте Христос излагает это учение, совершенно ясно, что, кроме саддукеев, в этой истине никто больше не сомневался. А саддукеев в израильском народе было совершенно незначительное по численности количество.

– В чем отличие учения о бессмертии души в православии и в других мировых религиях?

– Это интересный вопрос. Можно задаться этим исследованием. Такие исследования проводились. Мы видим, что восточные религии признают бессмертие души, но при этом у них бессмертие рассматривается в совершенно иной перспективе. Например, в индуизме есть учение о переселении душ, согласно которому по закону кармы душа человека переселяется после смерти тела в другое тело. В зависимости от того, какая жизнь была прожита, она переселяется либо в тело другого человека, либо даже в тело животного. Если было больше добрых дел, следующее воплощение будет более светлым, радостным, успешным, счастливым, чем предыдущее. Так колесо Сансары постоянно крутится, действует закон перевоплощения, но если постепенно с каждым новым воплощением душа улучшается (совершенствуется жизнь, больше добра, меньше зла), то наконец достигается мокша – состояние освобождения от этого закона перевоплощения. Это состояние блаженства, как оно понимается в индуизме.

Нечто подобное мы находим и в буддизме. Там только терминология другая. Вместо мокши – нирвана, но по сути все то же самое: после множества перевоплощений максимально, что может достичь душа, – это слияния с божеством (как оно понимается в буддизме), с мировой душой, с брахманом. Если это состояние достигается, душа просто растворяется в этом божественном начале. И в индуизме, и в буддизме мы наблюдаем, что личность человека не сохраняется после смерти. Душа как субстанция продолжает существовать, а вот личные характеристики она не наследует. Вообще память о предыдущем воплощении стирается полностью.

Тогда возникает вопрос: какой в этом смысл? Какой смысл наказывать худшим воплощением, если душа все равно не вспомнит, за что именно она была наказана, или за что награждать, если она не помнит предыдущие воплощения? Тут имеется противоречие в самом принципе. Ясно, что этот принцип ложный, неправильный. Учение о перевоплощении и реинкарнации с христианством несовместимо. Христианство всегда настаивало на личном бессмертии души. Душа человека принадлежит только одному телу, с ним соединяется. Это навечно ее союзник. Именно то тело, в котором она прожила жизнь, воскреснет в воскресение мертвых. Это единственно правильное и логичное учение.

– Православие учит не только о бессмертии души, как Вы уже отметили, а и о воскресении мертвых. Это догмат, учение Церкви. В чем и как он выражается?

– Мы каждый день читаем Символ веры, в котором говорится: чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Этим завершается наш Символ веры, наше исповедание православия. Этот догмат исповедовался с самого начала бытия Церкви. Даже когда не было Никео-Цареградского символа, когда были апостольские символы веры, символы веры отдельных Поместных Церквей, учение о воскресении мертвых входило в любой крещальный символ. Поэтому апостол Павел и пишет про крещение мертвых ради. Что это значит? Это значит, крещение именно ради веры в воскресение мертвых, то есть ради того, чтобы воскреснуть для вечной жизни. Мы и исповедуем веру в это перед принятием таинства Крещения.

Безусловно, для христианства догмат о воскресении мертвых один из главных. Если убрать его из христианства, это будет уже вообще не христианство. Тут дело не только в том, что это основа нашей сотериологии, учения о нашем спасении, но это и основа христологии – учения о нашем Господе. Потому что если Он – Бог, то Он имел силу и власть воскреснуть из мертвых. А если Он – не Бог, тогда Он не мог воскреснуть из мертвых. Но есть и обратная связь: если Он не воскрес из мертвых, получается, Он – не Бог. Тогда уже нет смысла в Него верить, и все наше здание христианской религии рушится. Поэтому этот догмат о воскресении мертвых является краеугольным, тем камнем, на котором строится весь фундамент нашего вероучения. Поэтому и праздник Пасхи Светлого Христова Воскресения – это праздников праздник, торжество из торжеств.

– Почему мы считаем, что религии, которые не учат о воскресении мертвых, заблуждаются?

– Дело в том, что если религия признает естественное бессмертие человеческой души, но при этом отрицает воскресение мертвых, получается, что это учение о развоплощенном духе. Получается, дух уходит куда-то, и дальше он либо воплощается в другое тело, что, как мы уже сказали, является ложью, либо он где-то в непонятном месте существует, но это есть неполноценное бытие. Бердяев очень хорошо сказал (может, в какой-то степени утрированно, но метко), что учение о естественном бессмертии души – это путь к апологии самоубийства.

Если человеку в этой жизни плохо и он не видит смысла дальше жить, но при этом  верит, что душа его бессмертна, что она все равно не умрет, то он также верит, что если убьет свое тело,  то душа его избавится от этих телесных страданий (скажем, от тяжелой болезни) и уйдет в лучшее место.  Но на самом деле христианство запрещает такой способ мышления, потому что мы понимаем, что перед Богом придется отвечать. И частный суд – это только промежуточный этап, потом будет Страшный суд. Потом будет настоящая, полноценная жизнь, бесконечная, вечная, – жизнь после воскресения из мертвых.

 Хоть мы и говорим – «во блаженном успении вечный покой» для каждой человеческой души, понимаем при этом, что все равно состояние души, попавшей в рай, не будет бесконечным. Это до Страшного суда. Потом все равно будет перемена статуса. Будет соединение души с телом, жизнь души изменится. Все праведники, которые сейчас в раю, будут наследовать жизнь вечную в Царствии Славы после воскресения из мертвых. Но это будет совсем другой уровень бытия, блаженства и богообщения.

Понимая все вышесказанное, мы никогда не согласимся с теми религиями, которые считают, что воскресение мертвых не состоится.

– Тогда с чем связано почти полное отсутствие учения о воскресении из мертвых в Ветхом Завете?

– На то были свои веские причины. Главная из них та, что еще не состоялось искупление человеческого рода. И в силу подверженности всего рода человеческого влиянию первородного греха и еще того, что искупление не состоялось, души всех людей сходили в шеол, в преисподнюю земли и находились там в довольно мрачном, тягостном, тоскливом состоянии. Только вера в грядущего Мессию могла давать луч надежды, что поддерживал души праведников в шеоле.

Поэтому ясно: подробно об этом говорить не было никакого смысла. Это не давало людям абсолютно никакой надежды и утешения. С другой стороны, Господь Сам еще не пришел, не воплотился, не открыл полноты истины людям; истина давалась только фрагментарно. Давалось только  знание, которое было необходимо на той ступени развития религиозного сознания богоизбранного народа; говорить подробно о воскресении мертвых было еще преждевременно. Тем не менее отдельные указания все-таки были. Книга Иезекииля, Книга пророка Даниила об этом свидетельствуют.

– Чем отличается учение о воскресении из мертвых в православии и исламе, иудаизме?

– Думаю, начать надо все-таки с иудаизма, потому что его происхождение более раннее, чем христианства. Мы связаны с иудейством самыми тесными узами. И у них есть такое утверждение, что учение о воскресении из мертвых прямо вытекает из Торы. Тот, кто этого не признает, исключается из будущей жизни. Это признается  у них как догмат.

С другой стороны, остается очень много неясного. Прозрачности, отчетливости, законченности учения о воскресении мертвых, которое есть у нас, христиан, у иудеев нет. Более того, у них есть определенные противоречия, потому что не совсем понятно, как они соединяют учение о воскресении мертвых с учением о пришествии мессии, которого до сих пор ждут. У нас понятно, что Христос уже пришел, совершил наше спасение, уже воскрес и придет как Судия. И все становится на свои места. А по их учению он еще не приходил. Поэтому эти вещи трудно состыковать.

Что касается ислама – там тоже есть учение. Я лично общался с мусульманскими теологами, богословами и не нашел ни одного пункта отличия (более-менее заметного) в учении о Втором Пришествии Христовом, о Страшном суде, о воскресении мертвых между православием и исламом. Они тоже признают, что будет Второе Христово Пришествие, что Он будет судить человечество, что будет всеобщее воскресение и посмертное воздаяние. Какую роль будет играть пророк Мухаммед, честно говоря, я так и не понял. Будет именно Второе Пришествие Христа. Они это признают. Будет Страшный суд, и судить будет именно Христос. Как это соединяется с верой в пророка Магомета, для меня тоже довольно любопытный вопрос.

Я бы сказал так: учение о воскресении мертвых есть во всех авраамических религиях. Но только в христианстве (и, в частности, в православии) оно является законченным и абсолютно непротиворечивым. То есть в нем все части связаны друг с другом.

– Почему буддизм и индуизм не учат о воскресении мертвых?

– А они не могут о нем учить. Если они признают учение о реинкарнации,  перевоплощении человеческих душ, возникает закономерный вопрос: если вдруг будет воскресение мертвых, в каком из тел воскреснет тот или иной человек?

– Можно запутаться… Для нас, христиан, важно учение именно о Воскресении Христовом и личность Самого Господа Иисуса Христа во всеобщем учении о воскресении мертвых.

– Апостол Павел прямо пишет, что Христос первенец из мертвых, начаток умершим бысть. Он Родоначальник нового человечества, Второй Адам. И то, что Христос уже воскрес, является своего рода прецедентом для нашего воскресения. Закон воскресения уже действует. Христос уже его подтвердил собственным Воскресением. И когда мы радуемся пасхальной радостью,  главное содержание этой радости не только в том, что Сам Христос воскрес и победил, посрамил козни всех Своих врагов, недоброжелателей и сатану, который организовал гонения против Него, но и в том, что мы воскреснем со Христом. То есть наша радость не только о другом, не только о Христе, но и о себе самих, потому что мы являемся участниками этого процесса. Если мы веруем во Христа, если крещены в православной вере, если живем  жизнью Церкви, то это наше собственное торжество. Мы уже предчувствуем, что для нас это наступит в тот последний день. И это пасхальное торжество дает, может, и отдаленно, но все-таки предощущение этой радости жизни с Господом в тот самый последний День Господень, о котором говорит Писание.

– Как будет происходить воскресение мертвых?

– Об этом есть указание в Священном Писании. И у апостола Павла , и Сам Господь тоже об этом говорит. Это будет глас архангела, труба Божия с небес – и мертвые воскреснут. Ангелы соберут всех людей, которые когда-либо жили на земле, для Суда Божия.

Есть предание в Иерусалимской Церкви о том, что это будет в долине Иосафатовой, которая возле Иерусалима. Оттуда начнется воскресение. И там, в Святой Земле, соберутся все земные племена для последнего Суда.

Мне, конечно, трудно судить, поместится ли все человечество на территории Израиля, потому что это все-таки многие миллиарды людей. С другой стороны, это сейчас не самое принципиальное – Господь найдет пространство, чтобы всех разместить. Важен сам принцип. А он таков: воскресение мертвых согласно догматике Православной Церкви будет всеобщим и одновременным. Все человечество воскреснет мгновенно. И не поэтапно, не постепенно, а именно все люди сразу перед Богом предстанут на Суд. И этот Суд будет справедливым, безапелляционным. Это будет последнее решение. Навсегда. И на этом суде предстанут абсолютно все люди, когда-либо жившие на земле. Даже независимо от того, какой смертью они умерли.

Некоторые говорят: а если человека сожгли в крематории? Или в некоторых религиозных традициях принято человека сжигать, кремировать, а пепел развеять над морем или священной рекой Ганг. Бывало и такое, что тело оставляли на съедение диким зверям. Получается, не осталось вообще ничего. Но Господь знает, каким был этот человек. И даже может молекулы, из которых состояло тело, собрать из других мест, чтобы воссоздать это тело. Для Господа нет ничего невозможного.

При тех чудесах, которые мы уже знаем от Господа, абсолютно поразительных, чудо воскресения мыслится вполне реальным.

– Вы сказали, воскреснут все. Но какая разница в воскресении праведников и грешников?

– Уже в Книге пророка Даниила (12-я глава, 2-й стих) есть прекрасное высказывание, что из тех, кто в прахе земли, многие пробудятся: одни для вечной славы, другие для вечного поругания и посрамления. То есть уже сразу в момент воскресения по человеку будет понятно, что именно его ждет.

Если этот человек был праведным, сам облик его будет просветленным, его тело будет сиять божественным светом, благодать Божия будет пребывать в нем. А если это был нераскаянный грешник, служитель дьявола, то это будет мрак, нечто бесоподобное, даже в том теле, в котором он воскреснет. Поэтому ангелам будет очень легко отделить грешников от праведников, как об этом говорится в притче о пшенице и плевелах.

– Что будет после, когда все оживут?

– Откроется абсолютно новая реальность. Это будет открытие Царства Славы. Это будет то блаженное бытие, которое является пределом мечтаний всякого человека, верующего в Бога. Я хотел бы подчеркнуть, что главным содержанием этого нового, блаженного эона бытия будет непосредственное, тесное богообщение. Это будет то богообщение, которое сейчас отдаленно мы можем ощутить, когда достойно причащаемся Святых Христовых Таин. Когда мы приобщились Святых Даров, мы порой чувствуем, как Господь буквально проникает во все наше естество, как Он освящает нас. Как смягчается наше сердце, наполняется благодатными чувствами, любовью к Богу, ближнему, духовной радостью.

Все это в превосходной степени станет содержанием жизни людей, которых Господь удостоит вечного блаженства рядом с Собой. Дай нам всем этого достигнуть и радость воскресения ощутить уже в эти светлые дни.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​