Преображение (Одесса). Святой великомученик Димитрий Солунский

4 ноября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

Восьмого ноября Святая Церковь чтит память святого великомученика Димитрия Солунского. О его жизни, подвигах и страданиях и пойдет речь в сегодняшней программе. 

– Отец Димитрий, откуда родом был святой Димитрий? 

– Святой великомученик Димитрий Солунский, один из самых почитаемых в христианском мире святых, происходил из города Фессалоники, как он назывался по-гречески. По-славянски его обычно называли Солунь, а сейчас он называется Салоники. Это второй по величине город в Греции после Афин и главный город исторической области Македонии. Его население с пригородами составляет более 1 миллиона человек. Но он и в древности был большим городом. Это очень древний город, известный уже в эпоху Древнего Рима. 

Именно в этом городе, вероятно, в последней четверти III столетия и родился святой Димитрий. Он родился в очень знатной патрицианской семье. Его отец был проконсулом этой области, то есть правителем, поэтому его сын получил наилучшее по тем временам образование. Разумеется, это образование было с военным уклоном, потому что, как это было принято у римлян, большинство представителей их администрации в покоренных областях, к которым относилась и Македония, были военные по своему призванию люди. 

Есть такой интересный момент: существовала версия о славянском происхождении Димитрия Солунского, что трудно сопоставить с происхождением его отца – сенатора и патриция. Тем не менее и у сербов, и у болгар, и у русичей была устойчивая версия, что Димитрий Солунский по происхождению был славянином; по крайней мере, отчасти, у него была какая-то примесь славянской крови. Во всяком случае, мы видим, что устойчивое почитание Димитрия Солунского именно в славянских землях имело место с глубокой древности. Поэтому некоторые историки подводят под это этнографический аспект. 

Так вот, Димитрий Солунский родился в городе Фессалоники, и вся его жизнь прошла именно там. Насколько я помню, ни в одном варианте его жития ничего не говорится о его путешествиях или выездах за границу. Он там родился, там жил, там и принял мученический венец. 

– В какое время для христиан жил святой Димитрий? 

– Это были последние судороги, агония язычества в Римской империи, последние попытки противостоять новой религии, которая охватывала все новые просторы империи, все новые массы людей. Язычество пыталось бороться с христианством, хотя было понятно, что внутренних сил у него для этого нет. Реально противопоставить христианству язычество ничего не могло. Многие язычники держались за старую веру только по исторической инерции: потому что их предки верили в этих языческих богов. А так они сами зачастую со скептицизмом относились ко всем этим богам. В языческой среде уже не было никакого религиозного энтузиазма. Поэтому способ борьбы язычества с христианством был сугубо репрессивным: это были внешние гонения, притеснения, мучения, отнятие имущества, вплоть до смертной казни. 

– Почему языческая империя была так нетерпима к христианам? 

– Это интересный момент. Вообще-то римские императоры считали себя весьма веротерпимыми людьми. Но их веротерпимость имела односторонний характер. Мы знаем, что всякий раз, когда Рим захватывал новые страны, новые земли, новые народы, римляне интересовались, в каких богов верят эти люди, привозили к себе статуи этих новых идолов в римский Пантеон и ставили их там, показывая тем самым, что они признают равноправие новых народов в Римской империи. Соответственно, равноправие их богов среди тех богов, которые почитались у них ранее. Это было по-своему продуманной политикой интеграции новых земель в Рим для того, чтобы легче удержать эти новые провинции, новые земли. 

С христианством так не получилось, хотя статуя Христа тоже была в римском Пантеоне. Но в отличие от представителей других религий христиане хотели верить только в Господа Иисуса Христа. Если другим язычникам по большому счету было все равно, они могли чтить и своих богов, и формально чтить общих римских государственных богов, то для христиан было не все равно. Для нас сохраняет свое значение заповедь Моисея: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. Мы больше никому не можем служить и кадить, кроме как Единому Богу, в Троице славимому и поклоняемому. 

Поэтому когда христиан принуждали воскурить фимиам перед статуей императора, который якобы имел какое-то божественное происхождение, достоинство, власть, ясно, что они отказывались от этого. Они говорили, что они подчиняются имперской власти, платят налоги, но не будут исполнять никаких религиозных обрядов перед статуей, которая все равно что идол, кумир. Это и было причиной того, что со стороны римской администрации была такая ответная крайняя нетерпимость. Хотя тем не менее мы видим, что почти за три столетия до Миланского эдикта не было каких-то равномерных периодов: постоянно было то ослабление гонения, то его усиление. 

Традиционно считается, что было десять самых крупных гонений, а между ними была тлеющая, более или менее спокойная ситуация. Парадокс истории состоит в том, что последнее гонение при императоре Диоклетиане, когда и жил Димитрий Солунский, было самым жестоким и самым опасным для Церкви. Потому что до него был длительный период мира и спокойствия, и многие христиане расслабились. 

– Есть ли документы, подтверждающие гонения, казни, пытки, которые проводились над христианами в Римской империи? 

– Разумеется. Надо отдать должное римскому праву: никого не судили без официального разбирательства. Нельзя было просто схватить человека и казнить его без суда и следствия. Нужно было провести официальное дознание. Даже из житий святых Димитрия Ростовского мы видим, что жития многих мучеников очень похожи между собой, потому что они представляют собой литературную обработку протоколов судебных разбирательств, что язычники проводили в отношении христиан. 

Это была официальная процедура, практически одинаковая на протяжении всех этих веков, когда по какому-то доносу – иногда это были анонимные доносы, а при некоторых императорах, как при Трояне, это должны были быть обязательно подписанные доносы – христианина вызывали в суд и спрашивали, точно ли он христианин, точно ли отказывается почитать официальных богов и воскурять фимиам перед статуей императора. Там был ряд вопросов, и если он давал ответы и говорил, что верит только в Господа Иисуса Христа, а этих всех богов считает идолами и не будет их почитать, тогда уже переходили к каким-то насильственным мерам. 

– Это, в принципе, считалось политической изменой? 

– Да, здесь был именно такой государственный подтекст. 

– Не признаешь богов, значит – не признаешь империю? 

– Да. То есть это сразу попадало под статью политической неблагонадежности. Это была уже очень опасная статья, и каждый христианин понимал, на что он идет, если отказывается почитать этих богов и императора именно как божественную личность. Мы даже знаем конкретный пример из истории, когда сами чиновники, которые вели эти протоколы, наблюдая за мучениями христиан, становились христианами. 

Типичным примером является святой мученик Адриан. Он был нотарием. Он письменно фиксировал все дознания, которые производили над христианами, и настолько этим проникся, что спросил у них, во что они верят, почему так мужественно терпят такие пытки? Чего Бог, в Которого они верят, пообещал им за все это? Когда они ему ответили, что не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его, он тоже стал христианином. Вот так бывало в истории. 

– Чем выделялся святой Димитрий в своей обыденной жизни как гражданин, как христианин? 

– Мы не так много знаем о его сокровенной, внутренней духовной жизни. Нам известны только внешние факты: его образование, воспитание. Но мы можем заметить одну очень важную вещь: его родители уже были тайными христианами. В доме проконсула в Фессалониках был домашний храм, в котором и крестили Димитрия. Поэтому он с детства был воспитан в почитании Господа Иисуса Христа. Он впитал веру буквально с молоком матери и, хотя жил в языческом окружении, с рождения был христианином. 

Вероятно, это благочестие являлось уже генетической подготовкой, потому что его родители были благочестивыми людьми, причем в опасное время, во время гонений. Да, они скрывали свою веру, но они бережно ее хранили и передавали своему потомству. Поэтому я думаю, что последние события жизни Димитрия показывают нам в целом, что он уже был готов к стяжанию мученического венца. 

В нем уже настолько созрела ревность о христианской вере, добродетели, которыми он себя украсил, что он выступил на открытую проповедь христианства. Ведь мы знаем, как это все необычно произошло. После смерти его отца император Галерий вызвал его к себе, провел с ним беседу, понял, что этот человек вполне соответствует всем требованиям для должности, и поставил его на место отца. Так эта должность передалась ему как бы по наследству, но при этом с официальной проверкой лично императором. 

Когда он ставил его правителем этой области, поручил ему исполнить две главные обязанности. Первая обязанность была защищать город от врагов, от варваров, главным образом от славян, которые очень активно нападали на эту область. А вторая обязанность заключалась в том, чтобы искоренить христианство, которое уже стало очень влиятельным в Фессалониках. С первой обязанностью Димитрий справлялся очень даже успешно, он отразил все нападения славян. А что касается другой обязанности, то тут он действовал абсолютно наоборот и опять же чрезвычайно успешно. 

Он лично занялся катехизической деятельностью и, используя весь свой потенциал, все свое образование, авторитет, влияние, могущество и просто врожденный талант (ясно, что он был подкован в риторике и прекрасно мог изъяснить основы христианской веры), многих людей обратил к Христу. Здесь я хотел бы подчеркнуть: когда он проповедовал христианство, он понимал, что времени ему отпущено очень немного, потому что терпеть это будут недолго. За этот краткий период, я думаю, он проповедовал Христа буквально каждый день и во всех местах, где только мог. Эта вспышка была короткой, но очень яркой. 

– Здесь следует задать вопрос: от чего он отказывается, когда решает сделать шаг навстречу смерти? Что или кто его побуждал и какая радость его ждала? 

– Любовь к Господу Иисусу Христу – единственный побудительный мотив, который мы можем здесь усмотреть. Терял он очень много. Он терял свое положение, свою власть, а власть проконсула в таком большом и известном городе была очень большой. Он терял свое богатство, терял десятилетия благополучной жизни, которую он бы провел до самой своей смерти. Как отец его правил до смерти, так и он совершенно спокойно мог править до своей смерти, тем более что у него это хорошо получалось. У него был талант полководца, он мог защитить свой город от врагов. При этом у него был талант администратора: он хорошо управлял. 

Поэтому все складывалось идеально. Если бы он, как его отец, оставался тайным христианином, оставил бы христианство для домашнего использования, все было бы у него идеально, замечательно. Но мы бы не знали такого великомученика в истории христианской Церкви. Зачастую бывает так: чем от больших благ отказывается человек ради Христа, тем больше славы в Царствии Небесном он получает от Господа, как Господь и обещал. Для всех было понятно, что он терял, и каждый, наверное, на себя примерял: а смог бы я так поступить? И большинство людей понимали, что нет. Поэтому подвиг Димитрия Солунского ради Христа – это случай один из немногочисленных. 

– Как он победил эти привязанности или даже страсти? Это ведь славолюбие, властолюбие, сребролюбие, на самом деле серьезные враги христианина. 

‒ Здесь мы должны действовать методом допущения, потому что в его житии именно эти вещи не могут быть подробно прописаны. Но мы видим другое, как он принимает мученический подвиг. Ведь он прославлен в лике великомучеников. У нас в народе есть такое представление, что если великомученик, значит – претерпел великие мучения, многочисленные и долгие. Часто так и было. 

‒ Варвара, Екатерина… 

‒ Да, и Пантелеимон. Мы читаем, что там были зверские и длительные пытки, каждая из которых должна была закончиться смертью, но сверхъестественным образом святой оставался жив. Господь его исцелял, и он опять принимал новые пытки. 

Здесь ситуация совершенно иная. У Димитрия Солунского не было длительных мучений: строганья железными крючьями, жжения на огне, его не заставляли ходить в сапогах с гвоздями, которые были вбиты внутри. Ничего такого не происходило. Я считаю, что с ним обошлись даже в какой-то степени уважительно, все-таки он был правителем целого города. 

Как это получилось? Император Максимиан Галерий сам отправился в поход против сарматов, который завершился довольно успешно. И на обратном пути он специально прошел именно через Фессалоники, чтобы решить вопрос с Димитрием, понять, что происходит, потому что ему уже давно доносили, что тот занимается проповедью христианства. Ему не хотелось терять такого замечательного чиновника и военачальника. Поэтому он пытался лично убедить его отречься от Христа, но понял, что это бесполезно. 

Надо сказать, что Димитрий готовился к приходу императора, знал, что тот возвращается, что времени осталось мало, и сугубо молился и постился последние дни своей жизни, готовился к принятию мученичества. И когда он предстал перед императором, то держался очень достойно, красиво отвечал, объяснил смысл своей веры. Тогда император решил заключить его под стражу. Димитрия посадили в темницу, и было неизвестно, чем дело закончится, потому что он был очень ценным человеком для императора. 

Я так понимаю, что Максимиан Галерий хотел этот вопрос отложить в долгий ящик: авось посидит в тюрьме, образумится. Он оставил его в темнице как обычного заключенного. Но так сложились обстоятельства, что император остался в городе и решил по поводу своей победы устроить игрища, народные гулянья, в том числе гладиаторские бои, как это было принято (я был в этом цирке, он сохранился в центре города Салоники, где устраивались эти театральные и боевые представления). 

Один из любимых бойцов императора, германец по имени Лий, начал вызывать на бой местных гладиаторов. Сила его была необыкновенно велика, он намного всех превосходил, поэтому очень быстро закончились желающие с ним сражаться. А чтобы процесс продолжался, решили насильно заставлять биться с ним христиан, которых уже и так приговорили к смерти. Вместо казни их заставляли драться с Лием. Ясно, что он их всех легко побеждал и сбрасывал вниз на копья воинов. 

Конечно, это было зверское удовольствие для толпы, но в том числе и посрамление для христианской Церкви. Многие христиане вообще не хотели с ним драться, даже не пытались сопротивляться. Тем не менее получалось так, что христиане – это какие-то слабаки, которые абсолютно беспомощны и не имеют в своей среде мужчин, способных дать отпор. 

Тогда один из местных жителей, христианин, юноша по имени Нестор (о нем говорится, что он не обладал выдающимися антропометрическими данными, был среднего роста и казался внешне обычным человеком) пришел к Димитрию в темницу. Он попросил благословения на то, чтобы сразиться с этим германцем и таким образом снять поношение с христиан. Когда Димитрий благословил его, он пошел и в честном гладиаторском бою победил германца и так же сбросил его на копья. 

Фактически здесь мы встречаемся с двойными стандартами, с явной несправедливостью. Нестора нужно было наградить, потому что он по всем правилам боя одержал честную победу. Но когда узнали, что он христианин, то сразу поняли, почему он вызвался на этот бой. Руководствуясь эмоциями, а не справедливостью, император приговорил его к немедленной смерти. На следующий день, рано утром, воины вошли в темницу к Димитрию Солунскому и закололи его копьями. 

В каком-то смысле это была легкая смерть. Ясно, что если сразу несколько воинов тебя пробивают копьями, то ты проживешь недолго. К чему я все это говорю? Мучения Димитрия Солунского не были большими и длительными. Но он объявлен Церковью великомучеником; во-первых, потому, что отказался от очень многих благ ради Христа и претерпел за Него смерть. Кроме того, есть еще один момент: он был человеком очень знатного рода. 

Есть такая гипотеза, что в Древней Церкви к лику великомучеников причисляли людей либо царского, либо княжеского, либо очень высокого сановитого рода. Поэтому фактически звание великомученика означает не столько количество перенесенных человеком страданий, сколько его статус, от которого он отказался ради Христа. 

‒ Да, чтобы подчеркнуть, что ради Христа нужно отказаться от всего. Вы рассказали этот эпизод жития, и уместно было бы заметить, что именно он описывается в тропаре. Вы могли бы коротко объяснить тропарь святому Димитрию? 

‒ Я зачитаю этот тропарь: «Велика обрете в бедах тя поборника вселенная, страстотерпче, языки побеждающа. Якоже убо Лиеву низложил еси гордыню, и на подвиг дерзновенна сотворив Нестора, тако, святе Димитрие, Христу Богу молися даровати нам велию милость». 

Довольно необычный тропарь, потому что в нем упоминаются имена других людей. Как правило, в тропарях говорится именно о конкретном святом, о его святости перед Богом, о заслугах. А здесь названы два других имени: имя его ученика и последователя Нестора, которого он благословил на бой, и имя Лия, чемпиона, знаменитого гладиатора. Поэтому это исторический тропарь, показывающий ситуацию жизни Димитрия, в которой, как в фокусе, соединились все его добродетели. Вся предшествующая подвижническая христианская аскетическая жизнь привела его к такому подвигу. 

Эти события получили широкую огласку, о них узнали все жители города и окрестностей. И я хотел бы подчеркнуть одну интересную деталь: Димитрий в силу своего высокого положения мог рассчитывать на публичную смерть через усечение мечом (так обычно казнили римских граждан), но его закололи копьями в темнице. Почему так произошло? Я вижу только одно объяснение: император боялся народного возмущения. 

Димитрий был очень популярен в Фессалониках; если бы его казнили прилюдно, это могло вызвать восстание. Поэтому его убили прямо в темнице подлым образом, втихомолку, и вряд ли сразу сказали об этом. Потом уже, когда христиане нашли за пределами города тело, брошенное на съедение зверям, они поняли, что Дмитрия убили в темнице, и с почестями похоронили его. 

‒ Какова история его святых мощей? 

‒ История его мощей очень любопытна и по-своему двусмысленна. С одной стороны, мы знаем, что Димитрий Солунский очень ревностно относился к тому, что некоторые пытались отделить частицы его мощей (это пробовали сделать даже венценосные особы). Например, император Юстиниан I хотел взять частицу его мощей в Храме Святой Софии в Константинополе. И когда послал туда чиновников, огненный столп вышел из гробницы Димитрия – и прозвучал грозный голос: «Не делайте этого». Они взяли только часть земли с того места и привезли ее императору Юстиниану. С другой стороны, наверное, мало кому из святых пришлось претерпеть такие путешествия после смерти в их телесных останках, как Димитрию. 

Приблизительно в конце XII – начале XIII века его мощи были перевезены в Италию. Когда итальянцы правили в Салониках, они имели такой обычай (мы это видим по многим примерам): увозили к себе в Италию мощи всех наиболее почитаемых святых из тех мест, где могли их забрать. Так получилось и с мощами Димитрия. Мало кто знает, что они хранились в Италии на протяжении всего Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени. 

Только в 1978 году глава Димитрия Солунского была возвращена обратно в Салоники, а через два года вернули и остальные его мощи. Все это время – с XII по XX век – его мощи были в Италии, в Салониках оставался только кенотаф. Вот такая странная ситуация. Но, слава Богу, историческая справедливость восторжествовала: его чудотворные мощи находятся там, где им и положено быть. 

‒ Святой Димитрий считается великим чудотворцем. Могли бы Вы рассказать о его чудесах и о святом мире, которое столетия источало его святое тело? 

‒ Димитрий называется Мироточивым именно потому, что на протяжении столетий от его мощей истекало миро, причем в огромных количествах. Когда говорят о мире Николая Мирликийского, то показывают, что буквально по капелькам в бутылочку с водой стекает миро. А от Димитрия истекали реки мира. Это просто что-то необыкновенное. Я был в базилике Димитрия Солунского в Салониках, спустился в крипту. Там целый бассейн устроен специально для мира, которое изобильно туда стекало. 

Оно скапливалось в таких количествах, что когда норманны захватили Салоники в XII веке, то собирали его в кастрюли (в святость Димитрия они не верили) и варили в нем еду. Но те, кто почитал Димитрия (а почитали его не только христиане, даже мусульмане), собирали миро и распространяли его. Оно считалось целебным веществом от любых болезней. Святой действовал по вере человека, и если вера имела место, чудеса от его мощей и истекающего мира исчислялись, наверное, тысячами. 

‒ Как мы можем лучше почтить подвиг святого великомученика в своей христианской жизни? 

‒ Мне думается, любой православный человек должен у себя дома иметь икону святого Димитрия Солунского. Потому что традиционно у нас на Руси, в нашей Церкви, из всех мучеников Димитрий Солунский по количеству священных изображений уступал только Георгию Победоносцу. Его почитали на всех уровнях: и простые люди, и великие князья, и цари. В великокняжеских семьях была даже такая традиция ‒ называть первенца именем Димитрия. 

Первый монастырь в Киеве, основанный княжеской властью, – это монастырь святого Димитрия Солунского (сейчас он известен под названием Михайловский Златоверхий). Изяслав, которого в крещении звали Димитрием, основал этот монастырь, а потом уже его сын переименовал монастырь в Михайловский, построив там собор в честь Архангела Михаила. 

Кроме того, было бы превосходно, если бы любой из наших зрителей хотя бы раз в жизни побывал в Салониках и приложился к главе святого великомученика Димитрия. Это настолько благодатное место, настолько прекрасный город! Почитание святого в пределах этого города так велико, что буквально ощущается в православной греческой среде. Я думаю, соприкоснуться с этим – уже очень важная духовная веха для любого христианина. 

Ведущий Андрей Гавриленко, протоиерей 
Записали Таисия Зыкова и Ольга Румянцева

Показать еще

Время эфира программы

  • Понедельник, 20 января: 09:05
  • Воскресенье, 26 января: 00:30
  • Понедельник, 27 января: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы