Преображение (Одесса). Праведный Иоанн Русский

10 июня 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– Спасение возможно в любом месте, в любых обстоятельствах и в любое время. Именно об этом повествует житие святого Иоанна Русского, память которого Церковь чтит 9 июня. Именно о нем и пойдет речь в сегодняшней программе.

Откуда был родом будущий святой?

– Это очень интересная история. Святой праведный Иоанн Русский официально вошел в историю под прозвищем Русский, но фактически он был украинец. Происходил он из Херсонской губернии, родился приблизительно в 1690 году. Это были земли войска Запорожского, которые называли в то время Гетманщина. Но поскольку это было уже после Переяславской рады, уже произошло соединение Украины с Московским царством, то он был обязан служить в российской императорской армии. Это и дало ему прозвище Русский, хотя по факту он является святым Греческой Церкви.

– В какое время жил святой Иоанн, каковы были обстоятельства времени, эпоха?

– Это была очень беспокойная, напряженная эпоха, происходило буйное движение в Европе. Это эпоха больших войн. Петр I не только пытался прорубить окно в Европу, но и очень стремительно развивал армию и флот. Ему пришлось столкнуться с очень серьезной оппозицией. Во-первых, с Карлом XII, королем Швеции, которого он сумел, хоть и не сразу, победить в битве под Полтавой в 1709 году. После тяжелого поражения под Нарвой он сумел сделать правильные выводы и победил этого опасного и серьезного соперника. Но Карл XII не был схвачен и убит после битвы. Он перебрался на земли Оттоманской Порты турецкой Османской империи и там продолжал свою подрывную деятельность против России, подзуживая турецкого султана начать войну против Российской империи.

В водоворот всех этих событий оказался вовлечен и святой праведный Иоанн Русский. Кстати, праведным прославляем его мы в нашей Церкви; греки его причислили к лику преподобных. Хотя можно к этому добавить, что по характеру своего подвига и жизни он является святым исповедником. Но так сложилось, что сразу несколько святых стезей было у него в жизни, поэтому можно его считать и праведным, и преподобным, и исповедником. Получилось так, что он оказался в армии Петра I и участвовал в русско-турецкой войне 1711-1713 годов.

– Какое воспитание получил святой, что мы можем сказать из его жития?

– Очень мало известно об этом периоде его жизни. Есть отрывочные сведения о том, что он происходил из благочестивой украинской казацкой семьи. Родился где-то в селе Херсонской губернии и оттуда был призван в армию. Судя по тому, как ревностен он был в посещении храма Божия там, в Малой Азии, как тщательно  изучал тексты Священного Писания, мы можем заключить, что все это было воспитано в нем с детства. Фундамент его христианского благочестия, его внутренний стержень, который не сломался в жестоких испытаниях, был заложен, по всей вероятности, его весьма благочестивыми родителями.

– Расскажите больше о военной кампании Петра I, в которой и случилось пленение святого Иоанна как солдата тогдашней армии.

– Да, об этой странице не так часто принято вспоминать в анналах истории. У всех на слуху Полтавская битва 1709 года, славная виктория, поэма Пушкина «Полтава». А вот Прутский поход, который был буквально через два года после этого, остается в тени. Это была крупная военная кампания, которая была очень неудачной и для самого Петра, и, главным образом, для его воинства: многие оказались в плену. Вся армия Петра была блокирована турецкой армией и татарским войском, которое пришло на помощь туркам. Это были союзники – крымский  хан и турецкий султан, который послал своего визиря со 120-тысячной армией, чтобы сразиться с российским войском. Численный перевес на стороне противника был колоссальный: 70 тысяч татарской конницы, 120 тысяч турецкого войска против 38-тысячного российского войска (и 5 тысяч еще выделил молдавский господарь, союзник Московского царства). Это были несопоставимые цифры.

Не знаю, на что надо было полагаться, чтобы с таким маленьким войском идти против столь могучей армии,  – на какое-то особое везение, или помощь Божественного чуда, или что-нибудь еще. Но не случилось ни того, ни другого, ни третьего. Случился явный конфуз: армия оказалась припертой к берегу реки. Их даже не пытались особо штурмовать, просто заблокировали. И поскольку не было провианта, даже при наличии боеприпасов они не могли долго выстоять. Выбор был либо сдаваться на любых условиях, подписывать мирный договор под любыми, даже самыми кабальными условиями противника, либо пытаться прорваться из окружения (но это скорее всего стоило бы жизни всем, кто там находился). Слава Богу, что хоть и не сразу, но турки пошли на переговоры.

Кстати, визирь согласился на переговоры под давлением янычар, хотя вообще он не хотел их вести, потому что понимал, что у русских положение безвыходное и можно просто там всех уничтожить. Но янычары начали его шантажировать: сказали, что султан хочет перемирия на выгодных условиях, а визирь, получается, противоречит воле султана. Визирь испугался, пошел на это перемирие, тем более ему пообещали вознаграждение. Петр I обычно в таких случаях действовал подкупом, обещал очень большую взятку визирю и его приближенным, даже его секретарям. В бумаге было буквально расписано, кому какая взятка. Но взятка этому визирю не досталась, потому что он боялся, что об этом узнает крымский хан и доложит султану. Деньги ему привезли в лагерь, но визирь их не принял. Но это его не спасло. Как ни странно, но для него последствия этой кампании оказались более плачевными, чем для Петра I. Буквально через полгода его казнили в Турции, потому что он попал в немилость к султану.

– Какие условия были тогда для военнопленных русских солдат?

– Условия были крайне тяжелыми. Во-первых, тогда не было международных конвенций, как сейчас, которые хотя бы в какой-то степени защищают права военнопленных. Хотя во время Второй мировой войны с нашими пленными обращались хуже, чем с любыми другими, потому что мы не подписали эту конвенцию, Советский Союз не подписал. Тем не менее в то время никто даже не думал о конвенциях. Положение усугублялось тем, что наши пленные солдаты были православными, христианами, а турки и татары были мусульманами. В плен наших воинов брали в основном татары, потому что турки как раз пообещали, что отпустят русских, после того как договор будет подписан, а татары не считали себя связанными какими-то обещаниями, поэтому по дороге обратно они нападали и брали в плен целые отряды. И потом продавали тем же туркам в Константинополе.

Таким образом там и оказался святой праведный Иоанн Русский. Единственное, с чем ему повезло, – это с хозяином, который купил его для себя в рабы. Хотя он к Иоанну относился поначалу очень насмешливо и даже в чем-то жестоко, в целом он был человеком рассудительным. У него появилась со временем  способность смягчать сердце. Другие сотоварищи Иоанна Русского просто погибли в этом плену, потому что не хотели принимать ислам. Когда им предлагали выгоды этого предложения или пытались запугать, они проявляли стойкость, и многих из них убивали – или замучили пытками, или заморили голодом. Иоанну повезло в том отношении, что он попал к хозяину, который ценил его деловые качества, он не позволил желающим перегнуть палку и сохранил его жизнь.

– Однако все равно святой претерпел какие-то испытания, даже мучения за веру. Расскажите о них.

– На первых порах у него были жуткие скорби. Наверное, человеку с более тонкой психикой это было бы невозможно перенести. Можно было или с ума сойти, или просто умереть от огорчений, от внутренних переживаний. Его избивали, оскорбляли, бросали в навоз, обжигали кожу, жгли волосы на голове. То есть всячески пытались нанести ему какой-то ущерб, понимая, что прямо убить нельзя, ведь он является собственностью человека, который его купил на базаре. А вот всячески его унижать и третировать они могли, причем делали это все кому не лень: и слуги того же самого турецкого аги, и просто прохожие на улице, и янычары, которые жили в этом селении. А ему еще довелось жить в том самом селении Ургюп (по-гречески Прокопион), которое было населено бывшими султанскими янычарами. Им отдали это место, они получили земельные наделы и там обосновались. Ясно, что у них была кровная вражда к бывшим солдатам, против которых они воевали, против российского царя, российской армии, поэтому они очень серьезно вымещали на нем свою злость. Но он сумел все это перенести, претерпеть. Господь его за это вознаградил.

– Удивительная стойкость. Даже в его житии мы читаем такие слова: «Тебе я отдам голову мою, но не веру мою. Христианином я родился, христианином и умру». Как такое свидетельство действовало на мусульман?

– Не сразу, но подействовало. Мусульмане тоже люди. Они понимают, что если человек проявляет стойкость в вере, такое терпение, то это в любом случае похвальное качество. Причем они называли его «гяур», то есть «неверный», и считали свою веру более правильной, чем его, но его стойкость, терпение и при этом его незлобие (ведь он никогда не пытался втайне отомстить или сделать что-то плохое своим обидчикам) в конце концов расположили сердца многих людей к нему. А главное, сердце его хозяина, который начал ему доверять. И хотя святой выполнял, казалось бы, очень простую работу – ухаживал за лошадьми, по тем временам это была работа, от которой во многом зависела жизнь этого человека, его семьи, его приближенных. От того, в каком состоянии были лошади (главное средство передвижения), зависел успех во многих делах хозяина. Таким образом, случилось так, что пребывание святого Иоанна в доме его хозяина послужило  возвышению его и возрастанию его благосостояния. Хотя, думаю, конечно, это не самая главная причина. Главное было то, что святой Иоанн молился за своего хозяина. Хотя к истинной вере он его не привел, но, по крайней мере, благополучие в этой жизни ему у Господа испросил.

– Святой Иоанн – это образец терпения, стойкости. Пожалуй, нельзя без умиления читать слова из жития: «Покровитель мой Господь, нет Его выше. Судил Он мне жить в рабстве на чужбине. Видно, так надобно для моего спасения». Как можно стяжать такое терпение? Какой способ был у святого Иоанна?

– Насколько нам известно, он очень много времени проводил в молитве. Днем он работал, а по ночам молился, что и стало главной причиной стяжания им святости и благодатных Божественных даров. Он вел подвижнический образ жизни. Он много постился, жил в очень аскетичных условиях. Буквально там, на конюшне, он и жил, спал рядом с лошадьми. При этом очень много времени он проводил в молитве. По ночам  приходил на паперть храма святого Георгия (это был пещерный храм в селении, там молились греческие христиане). Там он читал псалмы, читал наизусть молитвы всенощного бдения. Каждую субботу  причащался. Это молитвенное стояние перед Господом, постоянное, повседневное,  воспитало в нем и терпение, и смирение, и другие благодатные дарования, которые обильно процвели в его душе.

– Собственно, о благодатных дарованиях. Он чудотворец, еще при жизни прославился чудесами. Расскажите больше об этом.

– Любое чудо – это превосхождение естественного порядка вещей. И в житиях святых всякое чудо – это повод для нас изумляться милости Божией, которая явила себя в их жизни. Но в житии святого Иоанна Русского чудеса особенно необычны и поразительны. Причем они в какой-то степени связаны с его веротерпимостью. Мы можем вспомнить случай, когда его хозяин, турецкий ага, разбогател и мог себе позволить хадж – паломничество в Мекку. Он отправился туда, и в его отсутствие его супруга решила устроить застолье. Там она произнесла такую фразу: «Как жаль, что нашего хозяина сейчас нет! Это его любимое блюдо – плов, который я приготовила. Сейчас он бы его с таким удовольствием отведал!» И тут Иоанн Русский, который присутствовал за столом, сказал: «Дайте блюдо мне, я его в Мекку передам». Все посмеялись, подумали, как это возможно – в Мекку из Малой Азии передать? Наверное, он просто имеет в виду, что сам съест или раздаст бедным.

– Как имел обычай.

– Во всяком случае, ему отдали блюдо с пловом. Он взял его и вышел. Об этом все вскоре забыли. Потом хозяин вернулся из Мекки и рассказал: однажды он вернулся из мечети к себе в помещение, которое снимал на время хаджа, – и увидел на столе дымящийся горячий плов. Кто бы мог его принести? Хозяин съел плов и увидел блюдо из его дома, потому что на нем была гравировка с его именем. Он точно знал, что с собой это блюдо не брал в поездку. Он понял, что это что-то сверхъестественное, и взял блюдо с собой обратно. Он всем его показывал, когда вернулся, и все вспомнили этот случай и поняли, что это чудо Божие. Ангелы буквально по молитве святого Иоанна перенесли в Мекку это блюдо с рисом. После этого случая все стали относиться к Иоанну с еще большим уважением.

– Наверное, после этого случая ага хотел дать ему свободу? Почему Иоанн отказался?

– Он отказался по интересной причине. В Первом послании к Коринфянам апостол Павел пишет так: Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. Русский синодальный перевод немножко двусмысленный. Непонятно, что лучшее.

– Свобода или рабство.

– Да. Но славянский перевод, которым пользовался святой Иоанн Русский (в его время не было русского перевода), другой: Раб ли призван был еси, да не нерадиши, но аще и можеши свободен быти, больше поработи себе. В славянском тексте прямо утверждается, что даже если можешь стать свободным, оставайся в рабстве. Именно этим советом апостола Павла, по всей вероятности, руководствовался святой Иоанн Русский. Он считал, что это дело Промысла Божия, что он попал в рабство; значит, ему это нужно для спасения. В этих условиях он хотел это дело до конца осуществить. Это необычный случай, когда человек, который из свободного стал рабом и имел возможность получить снова свободное состояние, добровольно от этого отказался.

Я бы хотел эту мысль продолжить. Добрые отношения с семьей турецкого аги у Иоанна сохранились даже после его смерти. В 1874 году – через полтора века после смерти святого – он явился потомкам аги и открыл им убийцу их дочери и место ее захоронения. То есть он по-прежнему о них заботился, об этой семье, о потомках этого аги. Был еще более поразительный случай. Мощи святого были уже перенесены в Грецию, на остров Эвбея. Настоятель храма совершал каждение перед святыми мощами. Он про себя подумал: «Как жаль, что у нас нет этого блюда, которое передавал в Мекку святой Иоанн Русский турецкому аге». Вскоре в этот храм приезжает женщина из Спарты и говорит: «Мне во сне явился святой, который сказал, чтобы я порылась у себя в подвале в старых вещах, что когда-то мои предки перевезли из Малой Азии; нашла блюдо, почистила его и привезла вам». И подает ему то самое блюдо с гравировкой имени турецкого аги.

– Потрясающие чудеса!

– Да, то есть буквально все детали жития святого Иоанна Русского оживают перед нами, в наше время все это происходит.

– Каким подвигом привлек святой Иоанн на себя такие обильные дары благодати Святого Духа?

– Мы можем усмотреть в его характере много очень больших добродетелей, абсолютно бесспорных. Это и терпение, и смирение, и послушание, и незлобие, и любовь к молитве, и воздержание, и целомудрие. Но все-таки во главу угла я бы поставил его подвиг исповедничества. Он сохранил свою веру, верность Господу Иисусу Христу в тяжелейших обстоятельствах. Его принуждали, обольщали, запугивали, оказывали на него и физическое воздействие, и моральное, но он остался верен Господу. От этого отправного пункта, думаю, идет уже настоящий путь его святости.

– Как после его кончины относились к нему христиане и мусульмане?

– Понятно, что все христиане его любили, почитали и видели в нем своего покровителя и заступника. Он оказывал даже материальное покровительство более несчастным, бедным людям, чем он, хотя он тоже был весьма небогат. То, что у него было, он делил для себя и для тех, кто нуждался. Но даже мусульмане называли его «веле», то есть «святой». Они считали его праведником. Так считал и сам турецкий ага, у которого жил Иоанн. Поэтому последние годы жизни святой был окружен большим почитанием. Перед смертью он просил, чтобы священник его причастил. Священник боялся: как он будет идти со Святыми Дарами в дом к турецкому военачальнику? Это был бывший военачальник турецкой конницы, то есть человек весьма знатный, сановный. Просто так прийти к нему христианскому священнику, наверное, было невозможно в тех обстоятельствах. И он передал частицу Святых Даров, спрятанную в яблоко, святому Иоанну. Таким образом тот сумел причаститься.

Вскоре после этого он скончался. Когда он скончался, сам ага обратился к христианскому православному священнику с просьбой, чтобы тот похоронил Иоанна с почетом по всем христианским обычаям. Когда его несли на кладбище, то погребальную процессию сопровождало население всего этого поселка – не только христианское, но и мусульманское. Настолько все его любили и почитали, что не было абсолютно никаких эксцессов. Его похоронили возле храма святого Георгия, где он молился при жизни, и его могила долгое время находилась там.

– Вы упомянули, что мощи были перенесены на один из греческих островов. Расскажите об этой истории.

– Вообще с его мощами особая история. К своим останкам он относился и относится очень трепетно. Во-первых, через три с половиной года после смерти он явился священнику, который его при жизни причащал, исповедовал, и сказал, что мощи его нетленны и можно их открыть для всеобщего обозрения. Но священник засомневался, доверять ли этому видению. Тогда огненный столп поднялся ночью от земли на небо в месте, где был похоронен святой Иоанн. Уже никто больше не сомневался. Открыли его могилу и увидели, что мощи полностью нетленные и притом еще благоухающие. Тогда их уже прославили официально.

Несколько раз их переносили. Допустим, из храма Георгия Победоносца их хотели сначала перенести в храм Василия Великого, но святой чудесным образом возвращался обратно два раза. Тогда они поняли, что это нельзя сделать просто так. Раз он любил храм Георгия, значит, нужно как-то сделать так, чтобы святой сам добровольно согласился, чтобы его мощи перенесли в другой, больший храм, но которого он не знал. Они отслужили торжественное всенощное бдение, молебен и со всеми почестями стали мощи переносить. Вот тогда они остались в храме Василия Великого.

Кроме того, были попытки раздробить его мощи, чтобы частицы передать в другие места, где его тоже почитали. Всякий раз чудесным образом Иоанн этому препятствовал: он не хотел, чтобы его мощи раздробляли. Единственное исключение, которое он дозволил сделать, было, когда его десницу передали в русский Пантелеимонов монастырь на Афон.

А как его мощи оказались на острове Эвбея? В 1924 году происходили трагические события, связанные с отношениями турков с греками. Чтобы просто сохранить греческий этнос в Турции, а турков в Греции, чтобы они друг друга не перерезали, решили сделать программу обмена. Тогда жители города Ургюп (Прокопион) переселились на остров Эвбея в селение Ахмет-ага, переименовали его в Новый Прокопион (сейчас называется Прокопи) и перенесли туда мощи святого Иоанна Русского. Построили специально для него храм – большой, красивый, где в красивой раке почивают сейчас его святые мощи.

– Интересно, что святой не был монахом, а жизнь вел монашескую. Это был монастырь в миру?

– Я бы сказал немножко по-другому. Мне его житие чем-то напоминает житие Алексия – человека Божия и житие некоторых юродивых. Он вел в каком-то смысле асоциальный образ жизни, жил среди животных, в конюшне. Вообще старался демонстративно исключить себя из общества свободных людей, быть именно рабом. Но при этом все видели его истинно христианские добродетели. Поэтому подвиг его трудно даже вместить в определенные рамки, но великая святость его и дерзновение перед Господом бесспорны.

– Где сейчас мощи праведника, есть ли свидетельства о чудесах?

– Чудеса святого Иоанна многочисленны. На острове Эвбея есть целая книга записей его чудес. Этот остров находится в Эгейском море. К сожалению, мне там не довелось побывать. Я больше бывал на островах Ионического архипелага, с другой стороны Греции, а вот на Эвбее не был. Но паломникам там путь всегда открыт. Там очень большое количество паломников из нашей Церкви. Очень много чудес происходит в плане исцелений различных недугов; бесноватые также исцеляются; помощь в суде очень часто оказывает святой праведный Иоанн Русский. Больше всего чудес происходит в отношении детей. Помощь детям, исцеление детей – это, наверное, главное «направление деятельности» святого Иоанна Русского после его смерти. Наверное, не случайно греки там основали целый детский лагерь. На Эвбее существует общество святого Иоанна Русского, основанное в 1962 году. Именно в этом году его имя попало в календарь Русской Церкви.

Хочется еще вспомнить, что митрополит Никодим (Ротов) написал ему полиелейную службу, что способствовало популяризации этого святого в нашей Церкви. Поэтому хотя он у нас известен сравнительно недавно, но уже завоевал вполне заслуженное почитание.

Ведущий протоиерей Андрей Гавриленко

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать