Преображение (Одесса). Страстная седмица

22 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– Вся Страстная седмица – это пик искупительного подвига Господа нашего Иисуса Христа. Именно об этой неделе пойдет речь в сегодняшней передаче.

Почему перед Страстной седмицей Церковь установила Великий пост?

– Когда мы подходим к каким-то важным событиям в своей жизни, в том числе в духовной, то замечаем, что для их более глубокого переживания, осмысления, восприятия нужно подготовиться. Нужно время, чтобы настроиться, очиститься, чтобы это событие было нами воспринято во всей полноте, во всей глубине своего смысла. Так и здесь. Церковь понимает, что это самые святые дни на протяжении года, и чтобы члены Церкви могли это воспринять должным образом, вначале устанавливается сорокадневный пост, который служит временем духовного очищения, покаяния, воздержания, работы над собой, более интенсивного богослужебного цикла для каждого из нас. Пройдя через это, вступая в Страстную седмицу, мы уже способны каждый из этих дней пропустить через себя.

– Как Великий пост конкретно готовит каждого человека к Страстной седмице?

– Здесь несколько факторов имеют значение. Прежде всего это телесное воздержание. Мы отчетливо понимаем, что пост – это не просто диета, воздержание от продуктов, которые могут повредить человеческому организму. Пост – это воздержание не только от качества пищи, но и от ее количества. Это в любом случае ущемление своих плотских запросов, телесных потребностей, желаний – того, что для каждого из нас является в каком-то смысле показателем уровня качества жизни. Есть пословица: нас и тут неплохо кормят. Если человеку где-то живется неплохо, он это сразу проецирует на питание, – насколько вкусно, сытно он может себя насытить. Здесь мы сами добровольно себя ограничиваем в насыщении пищей, чтобы ощутить большую свободу действия духовной субстанции в себе, чтобы душа наша легче могла воспарить к Богу в молитве, чтобы молитва была более оживленной, теплой, легче доходила до небес. Поэтому сам по себе пост как воздержание – это очень важный момент.

В это время люди чаще приступают к таинствам Церкви. Именно потому, что соблюдение поста – это уже львиная доля говения, остается только почитать правило ко Причащению, прийти на вечернее и утреннее богослужение, исповедоваться – и все, уже человек может приступать к Святой Евхаристии. Это, безусловно, тоже очень важно.

Кроме того, более строгий контроль над своими страстями – это тоже принадлежность Великого поста. Мы должны быть более воздержанны в своих чувствах, должны себя ограничить также в развлечениях, увеселениях, наслаждениях разного рода. Все это вместе дает результат. В каком-то смысле возникает даже более скорбное настроение, если поститься более строго, более близко к Уставу, но зато именно на это настроение сердца лучше ложатся тексты Священного Писания и те события, которые предлагает нам Церковь для осмысления в Страстную седмицу.

– Страсть – это страдание? Вся седмица называется Страстной. Почему она так называется, ведь Господь только в пятницу терпел страдания?

– Да, это вопрос, не лишенный интереса. Может быть, еще вечер четверга, когда Господь молился в Гефсимании до кровавого пота, и полностью пятница, до момента смерти, – это период страданий Господа. Тем не менее Страстная седмица включает в себя все дни недели. Почему так? Потому что эти дни тесно связаны…

– Кольцо вокруг Господа было уже…

– …Оно действительно сжимается вокруг Него. Кольцо Его врагов. Все эти замыслы, сплетаемые вокруг Него, связаны с этими днями. Это то, что называется последним периодом служения Господа. Предчувствие грядущих страданий, несомненно, у Господа было уже в эти дни, даже по человечеству. По Божеству-то, понятно, Он точно знал, когда, что и как будет происходить. Но даже по человечеству Он ощущал, как сгущается сатанинская злоба врагов вокруг Него. Я думаю, что Ему это уже причиняло страдания, потому что Он видел и понимал после входа Своего в Иерусалим, насколько непостоянны человеческие сердца. Те, кто Его только что приветствовал, буквально на глазах меняют отношение к Нему. Видя, что Он Себя не объявляет царем, не призывает к свержению римского правительства, ведет себя скромно, спокойно, духовно, они начинают в Нем разочаровываться. Уже по выражению лиц, глаз, обращенных на Него, Он видел, как происходит процесс отчуждения.

– Богослужебные тексты Страстной седмицы называют каждый день ее святым и Великим. Почему?

– Потому что они в действительности такие. В это время мы видим кульминацию, апофеоз дела нашего спасения. Искупление человеческого рода – это дело всей жизни Господа Иисуса Христа. Нельзя выделить, скажем, одну Голгофу и сказать, что вот это искупление, а остальное неважно. Важно все, потому что если бы не было предшествующих событий, то не было бы и Голгофы. Тем не менее это самая вершина, самый напряженный момент, самый важный. Потому каждый из этих дней по-своему знаменателен. Это легко доказать на основании Священного текста, насколько подробно евангелисты описывают именно эти последние дни. У нас нет другого такого периода в жизни Господа, чтобы по дням все было так подробно расписано. Уже это наводит нас на мысль: если все внимание евангелиста было сосредоточено на этом, значит, Церковь буквально жила памятью об этих днях.

– Святой Великий Понедельник – где здесь присутствуют скорбные и великие моменты?

– Скорбь здесь звучит еще как-то приглушенно, потому что события вроде бы происходят довольно…

– …рядовые.

– Да. Господь идет с учениками по дороге в Иерусалим, видит смоковницу – зеленую, но без плодов – и изрекает на нее Свое слово: «Отныне да не будет на тебе плода вовек». И она за очень короткое время засыхает полностью, так что даже ученики говорят: «смоковница, которую Ты проклял». Хотя Господь не говорил никакого проклятия. Он изрек, что не будет на ней плода, но при этом она полностью высохла. Да, это действие до сих пор вызывает некоторые дебаты даже в православной среде: почему Господь так жестоко поступил с деревом, которое там стояло. Так оно хотя бы тень могло давать путникам, а теперь вообще высохло.

Но совершенно неоправданно обвиняющие Господа в жестокости забывают о том, сколько греха могло появляться в человеческом сердце из-за того, что люди, подходящие к этому дереву и желающие насытиться, обманывались в своих ожиданиях. Это разочарование могло проявляться в гневе, раздражении, сквернословии. Человек мог свои эмоции выражать вслух. Поэтому Господь, иссушив это дерево, убрал одну из иллюзий нашего мира. Теперь уже никто не мог обмануться: зная, что это дерево сухое, никто даже не подходил. А раньше ведь люди надеялись, что на нем что-то есть.

При этом некоторых смущает выражение Писания, что было не время собирания смокв. Да, было не время собирания смокв этого (нового) урожая. Но по закону Моисея смоквы полностью не собирали с дерева: всегда какая-то часть оставлялась для птиц небесных и для бедных людей, которым нечего было есть. Так что если на ней смокв не было вообще, значит, она была очевидно бесплодной. Поэтому Господь иссушает ее. Но главное здесь все-таки не это, а то, что это бесплодное дерево было прообразом всего Израиля, всего народа, который не принес плодов покаяния, не уверовал в Господа, несмотря на все Его усилия, многочисленные чудеса, проповедь. Господь показывает, что будет с народом, если он не изменится. Это яркое, символическое прообразовательное действие.

В этот же самый день, в Великий Понедельник, Господь совершает изгнание торгующих из храма. Это второе такое действие на протяжении Его общественного служения. На первую пасху Своего служения Он сделал подобное же действие, и перед самой последней пасхой, четвертой, Он это действие повторил. Но когда мы сравниваем два этих изгнания, видим разницу. Здесь уже более строго, более жестко Господь выражается об этих людях. Если в первый раз Он говорил: «Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его домом торговли», то во второй раз Он сказал, что они превратили его в вертеп разбойников. Как с разбойниками Он с ними и поступил.

– Великий Вторник. Какие события из земной жизни Спасителя происходили в этот день?

– Это день, очень плотно насыщенный поучениями Господа. Можно сказать, богословские диспуты велись в этот день, очень тонкие дискуссии, обсуждения, которые заслуживают того, чтобы о них сказать несколько слов. Господь в этот день общался с саддукеями, фарисеями и законниками.

Саддукеи задали Ему вопрос о том, чьей супругой будет женщина, которая была женой семи разных мужчин на протяжении своей жизни, и Господь очень премудро их обличил и вразумил, привел им выражение из Библии, когда Господь Себя называет Богом Авраама, Исаака и Иакова.

– Уже мертвых людей.

– Да, которые уже скончались, но тем не менее для Него они по-прежнему живы. Это уже было очень ярким проявлением Его необыкновенной мудрости. Кроме того, Он общался с фарисеями, которые пытались Его искушать вопросом о подати кесарю. Господь им ответил: «Давайте Божие Богу, а кесарево кесарю». Это тоже было настолько мудро и наглядно, с динарием в руке, что никто ничего не мог возразить. Наконец, его ответ законнику о наибольшей заповеди в законе, когда Господь сказал, что любовь к Богу и ближнему и есть та заповедь, на которой держится весь закон и пророки.

– Господь будто бы точки расставил.

– Да, буквально как будто последние штрихи Своего учения Господь этими моментами обозначил. И везде был одинаковый финал: люди были удивлены, они не ожидали настолько мудрых, точных и емких ответов. Кроме того, в этот же Великий Вторник Господь произнес несколько важных притч – о злых виноградарях, о двух сыновьях и о Страшном Суде. Это настолько важные элементы евангельского учения, что мы сейчас себе просто не можем представить в целом учение Господа без этих притч, этих важнейших даже с точки зрения догматики элементов.

– В среду и пятницу круглый год, за исключением особых случаев, мы постимся, так как эти дни особо связаны с нашим спасением. Что произошло в среду?

– В среду произошло предательство Иуды Искариотского, когда он сам пришел к первосвященникам, фарисеям и предложил свои услуги по предательству Господа. Это один из самых печальных моментов в Евангелии. Очень неприятно сознавать, что в кругу ближайших учеников Господа находился такой нравственно нечистоплотный человек, который, движимый своими внутренними амбициями, разочарованием, обидой и корыстолюбием в том числе, совершил это страшное преступление – предательство Господа. Поэтому на протяжении всего года для нас среда – это постный день, день воспоминания этого предательства. Как и пятница – день смерти Господа – тоже постный день.

– Для того чтобы нам оставаться верными Ему.

Святой и Великий Четверг – основа нашего спасения. Почему?

– В четверг Господь устанавливает центральное таинство Церкви – таинство Евхаристии. Невозможно переоценить значение этого дня, потому что Господь совершает Тайную Вечерю в Сионской горнице. Это подробно описано в канонических Евангелиях, причем синоптические Евангелия дополняются Евангелием от Иоанна, и мы видим полную, объемную картину того, как все это происходило. Больше всего страниц евангельского текста (из всех событий жизни Господа) посвящено Великому Четвергу и этой прощальной беседе Господа. В Евангелии от Иоанна несколько глав посвящено этому. Это говорит о том, насколько важным было это последнее общение Господа с учениками, и о значении самого этого таинства. Поэтому у нас есть такие церковные песнопения: «Вечери Твоя тайныя днесь, Сыне Божий…», которые мы постоянно в течение всего года повторяем, хотя они непосредственно относятся именно к этому дню Страстной седмицы.

– Просто замечательно.

Трогательный и тяжелый день – пятый, Страстная Пятница, когда Господь «пригвоздил дерзновенный Адамов грех», как говорит тропарь на часах. Что произошло в этот день в истории человечества и вообще мироздания?

– Голгофская жертва Спасителя, Его крестный подвиг – это главное содержание Страстной Пятницы. Но не нужно забывать и о том, что этому предшествовало. Ведь Господь подвергался очень жестокому, изнурительному, болезненному бичеванию. Это было настолько тяжелой пыткой, что можно было умереть уже от этого, и такие случаи в истории бывали.

– Только от бичевания.

– Люди, истекая кровью, после бичевания умирали. Кто-то от болевого шока, кто-то от потери крови. А Господь это все перенес. Физически, очевидно, Он был сильным Человеком, у Него хватило сил это все перенести. Даже после того, как Его подвергли жесточайшему бичеванию, нанесли множество ран, Он еще нес Свой крест на Голгофу почти весь путь (только в конце Ему помогал Симон Киринейский). Это говорит о том, насколько огромную стойкость духа, даже по человечеству, мы видим в Господе Иисусе Христе, какое мужество, какое желание довести до конца дело спасения человеческого рода.

Вспоминая об этих страданиях Господа, в том числе о Его пригвождении ко кресту, распятии, о насмешках, которые еще усугубляли Его страдания (когда Он висел на кресте, фарисеи подходили, глумились, предлагали Ему сойти с креста), мы тем самым должны проникнуться большей любовью к нашему Господу. Он это все сделал ради нас, ради каждого из нас. Мы можем говорить, что Он это сделал ради всего человечества, но человечество состоит из конкретных личностей, потому это искупление адресовано каждому из нас. Он нам его предлагает, и мы его воспринимаем. Раз мы уже христиане, члены Церкви, то мы согласились принять плоды искупительного подвига Христова, воспользоваться этими плодами для своего спасения. Уже хотя бы из этих соображений мы должны стараться вести благочестивый христианский образ жизни, чтобы ничем не огорчать нашего Господа, Который так много сделал для нас.

– Как-то недавно я наткнулся на фразу святителя Луки Крымского: «Представьте себе, что вы возьмете грехи ста человек и будете вынуждены нести ответ. Вам стало страшно? А Господь взял все грехи всех людей».

Великая и преблагословенная Суббота, в которую Господь почил во гробе, разрушение ада… Как нам глубже понять все, что произошло в этот день? Что говорят святые отцы?

–  Сошествие Господа Иисуса Христа во ад... Произошли по-настоящему важные события. Фактически Великая Суббота – это уникальный день в течение Страстной седмицы и всего года. Мы уже не видим страданий Господа, Его тело с почетом погребается в новом гробе. Его уничижения, страдания заканчиваются на кресте. Как только Он умер, сразу Его поношения отнимаются от Него. С другой стороны, кеносис Божества еще продолжается. Потому что Господь телом Своим только был во гробе, снисшел до гроба, а душой сошел даже до ада. Так говорят святые отцы. Вот здесь и начинается прославление Господа, потому что Он спускается в ад и там одерживает победу над адскими темницами, разрушает все затворы, крепость адову полностью уничтожает и выводит из ада всех людей, которые уверовали в Него, захотели за Ним последовать. Это уже необыкновенно важное действие, потому что оно опустошает темницы ада, разрушает власть дьявола над человеческим родом. Это и есть воздаяние справедливости тем людям, которые в Господа верили при жизни в Ветхом Завете, надеялись на пришествие Мессии. Все это – радостное исполнение их чаяний уже в Великую Субботу.

В Великую Субботу происходит схождение Благодатного огня. Об этом тоже не надо забывать. Это событие является символом чудесной пасхальной радости и происходит не в самый день Пасхи, а накануне, в Великую Субботу. Происходит смена облачений с темных на светлые.

– Это уже победа.

– Да, победа начинает уже предощущаться именно в Великую Субботу. Поэтому Великая Суббота – это день особой тишины. Как-то особенно переживается это время, особенно после Страстной Пятницы, после всего, что мы видели, слышали, переживали. Суббота – это время затишья, как будто бы зазор между важнейшими эпохами. Заканчивается страшная история страстей Христовых, но еще не наступило Воскресение. Очень необыкновенный день, это чувство для любого церковного человека знакомо – что такое Великая Суббота.

Думаю, чтобы это лучше пережить и ощутить, обязательно нужно поприсутствовать на литургии Великой Субботы, по возможности причаститься. Тогда церковное настроение передается каждому присутствующему.

– Мы говорим о победе над адом и впоследствии о победе над смертью. Как каждому из нас приобщиться к этой победе Господней?

– Для того чтобы к этой победе приобщиться, надо по делам своим быть настоящим христианином. Если мы разделяем все догматы нашей Церкви, но ведем жизнь недостойную, это и Господу неприятно, и для людей является поводом злословить Церковь, указывать на наши недостатки, грехи как на то, что является укором для Церкви как таковой. Мы можем, конечно, говорить, что это неправильно, что не нужно судить по отдельным представителям Церкви или даже по иерархии обо всей Церкви, о деле Христовом на земле. Тем не менее какая-то связь есть. Люди ощущают, что она должна быть. Если ты являешься адептом этого учения, то ты должен и в жизни своей являть, как твою собственную жизнь, твою душу изменило это учение. Иначе люди думают, что само учение совершенно неправильное. Поэтому Господь говорит, что должно прийти в мир соблазнам, но горе человеку, через которого соблазн приходит. Не дай Бог, чтобы это горе относилось к кому-то из нас.

– Есть довольно популярная экранизация страстей Христовых Мела Гибсона. Как Вы относитесь к этому фильму?

– В целом я к нему отношусь положительно. Когда фильм только появился, я шел на просмотр его в кинотеатр с довольно большой долей скептицизма. То, что я заранее об этом фильме читал, наводило на размышления, что это будет не очень духовное произведение. Но впечатление от просмотра очень сильное, потому что туда вложено много сил, внимания к деталям. Все производит впечатление весьма и весьма серьезное. Думаю, что Мел Гибсон сделал доброе дело, сняв такой фильм. Говорят, что там все слишком натуралистично и жестоко, но тут я не согласен. Мне почему-то думается, что в реальности было еще более страшно, еще более жестоко.

– Есть ли православный аналог этому фильму?

– Такого аналога в православной культуре я не знаю. Может быть, он и есть, просто менее известен. Но есть прекрасная книга, которая по своему воздействию не слабее: «Последние дни жизни Господа Иисуса Христа» Иннокентия, святителя Херсонского. Если эту книгу читать внимательно, особенно под настроение Великого поста, она производит очень глубокое впечатление. Ее чтение даже в чем-то имеет преимущество перед просмотром фильма, потому что фильм показывает все так, как это видит режиссер. Когда вы читаете книгу, представляете все так, насколько сами готовы к этому представлению и как это описывает святой автор (Иннокентий Херсонский – святитель нашей Церкви, прославленный в лике святых). Думаю, можно смело рекомендовать эту книгу для прочтения, особенно в период Страстной седмицы.

– Как лучше всего провести дни Страстной седмицы?

– Многое можно сказать – и о том, что нужно себя вести более внимательно, более строго каждый день, не допускать в своей жизни каких-то вещей, которые в целом могут быть недостойными для христианина. Особенно оскорбительными для Господа эти поступки и действия могут быть в такие великие и скорбные дни. Кроме того, нужно вспомнить и о воздержании телесном. Хотя Страстная седмица – это уже не часть Великого поста, она как бы отдельная, но она примыкает к Великому посту, и продолжается воздержание от любой скоромной пищи, от рыбы. То есть это время, когда нужно по-прежнему воздерживаться, продолжая подвиг святой Четыредесятницы.

Безусловно, нужно чаще посещать храм. В дни Страстной седмицы в Церкви настолько уникальные богослужения каждый день, что присутствие на них обогащает человека. Несомненно, это преимущественно касается служб с вечера Среды на Великий Четверг и всех последующих служб, включая саму пасхальную. Но даже богослужения Понедельника и Вторника воспроизводят в нашей памяти то, что происходило в эти дни. Поэтому если у человека есть возможность посещать храм каждый день в это время, он точно не потеряет время даром, если проведет его в храме Божием. Для него это будет залогом милости Божией на весь следующий год, до следующей Пасхи, потому что в эти трудные дни, когда Господу было тяжелее всего, человек, который находился в храме, как будто бы находился там, рядом с Господом, в числе учеников, чтобы Его поддержать, проявить Ему свою верность и преданность.

Ведущий протоиерей Андрей Гавриленко

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 22 сентября: 00:30
  • Понедельник, 23 сентября: 09:05
  • Воскресенье, 29 сентября: 00:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы