Преображение (Одесса). Бесовские искушения и страсти

1 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– Великий пост – это время особого подвига,  время благодатное, но именно тогда обостряются страсти. О бесовском искушении и страстях и пойдет речь в сегодняшней программе. В студии доктор богословия протоиерей Димитрий Предеин.

Почему в постный период обостряются страсти?

– Это вполне закономерный процесс. Если мы в обычное время года ведем образ жизни более-менее размеренный, спокойный, расслабленный, то и страсти наши дремлют в глубине нашей души. А вот если мы на протяжении Великого поста стараемся что-то делать для своего духовного совершенствования, пытаемся глубже копнуть свою собственную внутреннюю жизнь, разобраться в себе, увидеть свои недостатки и хотя бы в какой-то степени их ограничить, это сразу вызывает противодействие нашего грехолюбивого естества. Оно не терпит, когда его притесняют, и это вызывает определенное действие. Таким образом, страсти, которые мы разворошили в своей собственной душе, начинают более активно о себе заявлять. И когда мы чувствуем это противодействие, то в какой-то степени это является признаком того, что мы на правильном пути.

– Что в таком случае значат слова Спасителя: бесы изгоняются постом и молитвой?

– Господь говорит истину, и в данном случае Он говорит именно о бесах, а не о страстях. Разница есть. Мы знаем из святоотеческих произведений, что есть бесы, которые специализируются по отдельным страстям, они возбуждают их в людях, но тем не менее по существу это разные вещи. Бесы – это демоны, падшие духи, а страсти – это наше прежде всего внутреннее действие. Они гнездятся в нашей душе, в нашем теле, поэтому любая страсть, если мы уже достигли какого-то возраста, росла вместе с нами. Если мы ее не преодолели, она уже углубилась, пустила свой корень довольно глубоко, и вырвать его, выкорчевать совсем непросто. Поэтому здесь нет противоречия: молитва и пост, безусловно, отгоняют от нас бесовские силы. Как учат об этом святые отцы (в частности, Тихон Задонский), когда мы ополчаемся против бесов, они отступают от нас, они не хотят, чтобы мы преодолевали их молитвой, постом, чтобы мы их посрамляли, чтобы мы приобретали через это награду от Господа. Поэтому как только они видят с нашей стороны противодействие их козням, они, как правило, довольно быстро отступают и ищут уже другой способ влияния на нас. Что же касается страстей, то тут от нас требуется длительная, планомерная и усиленная работа.

– Как христианину распознать: это бесовские напасти, а это действие страсти, которая гнездится, скажем так, в нашем естестве?

– Мы это чувствуем в личном духовном опыте. Человек, внимательный к своей собственной духовной жизни, уже учится все это распознавать, у него это получается, он понимает, когда имеет место бесовское вмешательство. Оно, как правило, довольно резкое, агрессивное. Или во сне, или наяву, но мы ощущаем бесовское присутствие: оно вносит тревогу в душу. Бывает, что страх мы ощущаем от того, что бесы нас атакуют, потому что это естественно для нас – мы чувствуем это зло, сконцентрированное в их демонической природе, и мы от этого стараемся как-то оградиться силой крестного знамения, силой молитвы. Что же касается действия наших страстей, то это, как Господь говорит, именно из нашего сердца исходит. Оттуда истекает все злое, что мы сами можем придумать, захотеть, сделать. Поэтому даже трудно сказать, борьба против чего тяжелее, потому что и там, и там противник очень силен. Наш внутренний враг по-своему очень опасен, именно потому, что он очень вынослив. Как говорят святые отцы (тот же Иоанн Златоуст), не бывает человека вообще без страстей, только святой человек умеет их обуздывать в отличие от грешника. А с другой стороны, бесы, которые при виде нашей решительности, нашей готовности с ними бороться отступают,  ненадолго отступают. Они очень коварны, изворотливы, они ищут какие-то способы новых нападок против нас, поэтому нужно накапливать духовный опыт и во внутренней брани, и в этом внешнем противодействии невидимому, но опасному духовному врагу.

– Можно сказать так, что бесы, видя, как мы боремся с определенной страстью, которую они сами возбуждают в нас, отступят, видя нашу решительность, и перестанут нажимать на эту клавишу страсти?  

– Это может иметь место, но вряд ли навсегда. Как правило, это временный эффект. Они уже имеют очень большой опыт искушения христиан и видят, какая страсть в нас является господствующей. Ясно, что в каждом из нас не одна страсть, их несколько, но, как учат святые отцы, все равно у каждого человека есть какая-то страсть, которая более других ему досаждает, она главенствующая, наносит ему больший урон. Поэтому, вступая в Великий пост, мы должны об этом помнить и сразу против этой страсти направлять свои главные усилия. Но и бесы тоже знают, что именно это их самый действенный рычаг в борьбе против нас. Поэтому если у нас получается на какое-то время ослабить эту страсть, удалить ее проявление в своей жизни, то, с одной стороны, конечно, это радует, это может быть вполне реальный успех.

Но, с другой стороны, тут есть и другая сторона медали, потому что у нас это может вызвать тщеславие, самоуспокоенность, что все – наконец-то мы чего-то достигли, теперь можно уже о чем-то другом подумать. И вот в самый неожиданный момент как раз бесы и могут нам вновь напомнить о том, что страсть эта никуда не делась. И она опять так или иначе проявится. Поэтому надо в комплексе решать эти проблемы, надо знать причины действия каждой страсти, ее подоплеку, что ее усиливает и что ослабляет. Соответственно, прилагать максимум внимания и сил для того, чтобы эту страсть по возможности вообще подавить в себе или, по крайней мере, ослабить настолько, чтобы ее проявления были вполне контролируемыми. Ясно, что мысленная брань может продолжаться, но это все-таки уже другой уровень искушения.

– Когда христианина может поджидать опасность в посту, ведь мы говорим, что пост – именно время такого сугубого искушения?

– Каждый день, даже буквально каждый час в посту нас могут ожидать искушения. В этом и особенность бесовских искушений: они внезапны,  неожиданны. Если бы мы знали, когда и как бесы будут нас искушать, то мы бы, конечно, приготовились, мы бы уже намного  эффективнее сопротивлялись этим искушениям и меньше бы от них страдали. Но, как об этом писал в свое время отец Александр Мень, зло всегда действует быстро и нагло – в этом зачастую успех его и состоит. Добро действует медленно, но верно, а зло как раз наскоком, нахрапом зачастую берет и потому, когда с нами случаются искушения, они нас обычно застают врасплох. Вроде бы мы стараемся быть бдительными и знаем, что какие-то могут быть проблемы, но все равно нам не хватает этого чувства, концентрации внимания, потому зачастую случаются те или иные проблемы в нашей жизни, как показывает просто жизненный опыт. Какое время Великий пост занимает на протяжении года? Скажем, около десятой части, чуть больше. Но почему-то значительная часть искушений каждого года приходится именно на это время. Можно просто посмотреть и на протяжении своей жизни вспомнить, какие у нас бывали в жизни трудности, проблемы, неприятности, искушения, конфликты… Львиная доля из них почему-то выпадает именно на это время. Конечно, это не случайно.

Интересно, что человек может поститься действительно чревом, но может забывать о самом главном духовном посте. Собственно, отсюда вопрос: как не обмануться в том, что ты действительно держишь пост, не искушение ли это?

– Разумеется, пост не должен превращаться в диету. Сейчас это довольно популярный тренд в обществе: что пост нужно соблюдать, потому что это полезно для здоровья, это разгрузка для организма. Поэтому многие это воспринимают именно как разновидность диеты, чистку организма… Вроде бы все и так, в этом есть свой смысл, но главное не в этом, потому что телесное воздержание не цель, это средство. Средство, чтобы мы возобладали над своей плотью. Как говорят святые отцы, сколько мы отнимем у тела, столько приобретет душа. Поэтому нужно  думать, когда мы в чем-то воздерживаемся (прежде всего в пище), что это вызывает определенную скорбь для тела, потому что мы любим покушать побольше, повкуснее. И если вдруг мы себе полагаем какую-то меру, какое-то ограничение, это нас стесняет, это вызывает какое-то внутреннее чувство неудовлетворенности, грусти, даже и печали. То есть эти все, казалось бы, чисто телесные вещи сразу влияют на нашу душу.

Потому, как говорят святые отцы, лучший способ вызвать смирение души – это воздерживать тело. Поэтому надо всегда помнить об этой взаимной связи. Конечно, нужно эту меру чувствовать. Помню, как-то был у меня такой случай. Еще в семинарии я учился, положил себе какую-то меру поста – я буду это соблюдать. И был такой день: мне так хотелось есть! А я решил, что я ничего не буду есть до самого обеда, ни крошки хлеба. У меня просто  буря была какая-то в душе, я почувствовал, что уже ни о чем не могу думать, ничего не могу делать, у меня только была эта мысленная брань вокруг того, можно мне все-таки что-нибудь съесть или нельзя. Я тогда впервые, наверное, прочувствовал, насколько это все завязано на духовном уровне, что это не просто вопрос, что можно потерпеть, подождать до обеда (еще пару часов осталось) и забыть об этом. Не получается забыть, настолько бес начинает раскручивать это все, и возникает ропот: почему у нас такое большой промежуток между трапезами? Такие мысли, которых раньше никогда вообще не появлялось. В Великом посту только  пытаешься в чем-то себя ограничить, как вдруг ощущаешь, насколько  велика бездна этой духовной брани, насколько это огромное поле войны. То есть обычно ты себе сидишь на маленьком своем участочке, чуть-чуть какие-то тлеющие боевые действия ведешь, а когда Великий пост наступает, вдруг  оказываешься в водовороте каких-то духовных событий, в самой гуще борьбы. Тогда ты понимаешь по-настоящему, насколько большие ставки в этой войне.

– Человек нуждается в постоянном обновлении своей памяти. Хотелось бы воспользоваться моментом и напомнить всем, в чем заключается Великий пост.  

– Великий пост – это воздержание не только чрева, но также и вообще всех чувств. И это прежде всего духовный подвиг, это борьба со страстями, это то поприще, которое призвано нас приблизить к Богу. Если мы будем пост проводить так, как это задумано Церковью – ради нашей пользы, то, заканчивая это поприще, приближаясь к Пасхе, мы будем ощущать, что мы немного стали лучше, чище, добрее, ближе к Богу. Что мы в чем-то преуспели, мы что-то приобрели за это время, а не потеряли. Вот это и есть цель поста. Потому что каждое светлое событие в истории Церкви требует того, чтобы мы приступали к нему с очищенным сердцем, очищенным оком души, чтобы мы могли все это адекватно воспринять. Для этого нужно потрудиться.

Так что Великий пост – это время чрезвычайно благотворное для каждого христианина. И хотя есть и другие посты (Рождественский, например, тоже 40-дневный), но ничто не сравнится с Великим постом: что-то есть особое в это время, мы чувствуем, что это поприще надо пройти с максимальным напряжением сил. И само время как-то меняется, сама жизнь наша меняется, как будто бы нагнетается какое-то напряжение, силовые линии всего года буквально сходятся  на этот период. Поэтому, с одной стороны, любая наша ошибка, допущенная в это время,  бывает более чувствительна и чревата для нас большими негативными последствиями. А с другой стороны, и каждое свершение доброе, полезное глубже врезается в память, более глубокий след оставляет в душе. Поэтому нужно уже постараться набраться сил и решимости это время проводить строго и по возможности ближе к церковному Уставу.

– По словам святого Иоанна Лествичника, многие наши падения связаны с завистью бесовской. Отчего Бог Всеблагой допускает такое демоническое влияние на христиан?

– Святитель Иоанн Златоуст говорит, что дьявол зол для себя, а не для нас. Теми кознями, которые он творит против нас, он себе зарабатывает вечную муку, геенну огненную. Что же касается того, почему Господь допускает его действие, то дьявол не может сделать ничего такого, что бы Господь ему не разрешил. А Господь нам не попускает искушения выше наших сил; об этом прямо говорит Священное Писание. Поэтому если мы преодолеваем искушения бесовские, мы себе приобретаем венцы на Небе. Это награда от Господа за то, что мы преодолели те или иные духовные препятствия, искушения, соблазны. Это все входит в какой-то общий Промысл Божий о спасении души каждого человека.

Так что если бы не было сатаны, от этого принципиально ничего бы не изменилось: все равно действие страстей  в нашем падшем человеческом естестве после грехопадения  само по себе достаточно сильно и могущественно. Просто от себя, конечно, сатана еще добавляет. Это неприятно – когда его присутствие мы ощущаем, видим, как он творит разного рода козни против нас, но мы знаем, что те средства, которые Церковь предоставляет в наше распоряжение для борьбы против дьявола,  вполне эффективны. Господь сильнее, чем сатана, поэтому если мы будем всегда на стороне Божьей, если не будем грешить (а если случится  ошибиться, то сразу будем в этом каяться, просить у Господа прощения), то никакого существенного вреда  дьявол нам не принесет.

– Хотелось бы несколько конкретизировать нашу беседу. К примеру, человек в посту больше раздражается, чем обычно. Это искушение?

– Это закономерное действие нашей падшей человеческой природы на то, что мы пытаемся ее ввести в определенное духовное русло.

– То есть узду набросить?

– Конечно. Это вполне естественный процесс, то есть начинать нужно с этого. Вот есть такая тенденция у некоторой части нашего православного общества – во всех своих проблемах обвинять сатану. Даже в одном из житий святых говорится о том, что дьявол даже удивился, когда его в чем-то обвиняли, говорит: я даже и не успел ничего такого сделать. Человек сам себе создал эти проблемы и уже успел сатану обвинить. Поэтому в этом плане нужно помнить о том, что наша свободная воля неподвластна сатане. Мы сами можем себя контролировать, мы сами выбираем, что хотим делать. Сатана нас искушает, как он искушал наших прародителей в раю, но тем не менее он не может нас заставить, он не может нас принудить ни к чему злому. Поэтому когда возникает раздражение в Великом посту (оно действительно чаще возникает, оно, бывает, более какие-то острые формы принимает, более резкие), нужно быть к этому готовым, потому что именно вся наша жизнь  утончается, наши чувства начинают даже по-другому действовать. И вот раздражительная часть души тоже активизируется, она в любом человеке есть; другое дело, как мы направим энергию этой части души. Если мы направим ее на борьбу против греха и страстей, так это слава Богу. Так и задумано Богом, чтобы эта часть души против всего этого негатива боролась. А вот если мы эту раздражительность направляем против ближних, против сродников, против членов семьи, начинаем придираться без повода или по какому-то незначительному поводу, ясно, что мы не на правильном пути.

– Зависит ли сила искушения от меры преуспевания в добре?

– Да, это можно утверждать с полной уверенностью. Многие святые отцы об этом говорили; преподобный Исаак Сирин так вообще пишет, что великих дарований не бывает без великих искушений, поэтому человек может молить Господа, чтобы Он его избавлял от тяжелых искушений, и Господь будет ему внимать. Он его будет избавлять от больших искушений, но если человек будет об этом постоянно молиться, он должен быть готов к тому, что больших дарований, большого духовного преуспеяния у него тоже не будет, потому что это взаимозависимые вещи. Когда человек преуспевает в духовном подвиге,  искушения против него становятся более тонкими, более опасными, более коварными – это уже другой уровень борьбы. Поэтому он постепенно развивается, и он уже начинает этому противодействовать; тем самым он духовно растет. Соответственно, его награда перед Богом больше. И в целом его уровень духовный намного выше, а если он решает для себя, что вот все, ему достаточно, не хочу, мне этого уже и так много, то Господь, конечно, не будет этого человека нагружать дополнительными искушениями, но опять же это сам человек себе ставит определенный предел. Как пишет об этом преподобный Иоанн Лествичник, даже в райских обителях, глядя на то, как блаженствуют великие святые, подвижники будут сокрушаться, что они мало трудились над возделыванием своей души, потому что они сами себя лишили вот этих великих небесных благ.

– Бывают такие случаи, что часто посты держит только часть семьи или кто-то один. Насколько это можно называть искушениями и как здесь быть?

– Это может быть поводом для искушения, но надо заранее к этому готовиться. Это как раз та самая ситуация, которую можно заранее предвидеть, прогнозировать и оговорить это с теми людьми, которые с нами в одной семье. Нужно понять, почему человек не постится, осознать его мотивацию и вместе с тем поставить ему свои собственные условия: я буду поститься, поэтому прошу мне ничего не предлагать скоромного, я все равно от этого в любом случае откажусь, и вы не обижайтесь – будьте к этому готовы. Часто приходится сталкиваться с такими ситуациями, у нас общество неоднородное, и бывает, что в одной семье есть люди разных поколений, воспитания, мировоззрения, и вот эти все нюансы всплывают особенно в Великом посту. Поэтому надо стараться по возможности сохранять мир в душе и мир в семье, в общении с близкими. Потому что, конечно, можно занять и позицию радикальную.

– Пост или смерть.

– Да, и сразу ставить всем ультиматумы и грозить вечными муками, но это путь в никуда, потому что такие способы убеждения, как показывает практика, наименее эффективны. Надо больше действовать любовью, убеждением, разными примерами из жизни. И многое, конечно, тут зависит от индивидуального фактора, какие-то общие рекомендации здесь бесполезны, потому что каждый все равно лучше знает суть той ситуации, в которой находится его собственная семья.

– Какие еще могут быть явные искушения в посту?

– Очень большой ассортимент искушений в посту. Могут быть и причины совершенно немотивированной злобы, ненависти со стороны даже незнакомых нам людей. Обычно в Великом посту хотя бы раз что-то такое происходит, что думаешь: с чего бы вдруг такое? Обостряются конфликты в семье очень часто именно в Великий пост. Кроме того, в Великом посту могут быть какие-то просто несчастные случаи. Бывает какое-то фатальное стечение обстоятельств, что если бы не было этого, то не было бы и этого, не было бы вот и этого, но все складывается буквально в одну цепочку так, что в результате выходит для нас очень неприятный результат. Сатана работает, сатана стремится создать для нас больше искушений в Великом посту для того, чтобы вывести нас из равновесия, чтобы лишить нас внутреннего мира, чтобы мы не могли сохранить эту духовную, мирную, благодатную настроенность. Если ему удается хотя бы на время нас выбить из этого правильного течения наших мыслей, то нам потом требуются дополнительные усилия, чтобы опять к этому вернуться.

– Не поздно ли начать поститься в конце поста или с середины поста, как сейчас?

– Это вопрос обоюдоострый. С одной стороны, конечно,  Господь принимает человека, в какой бы час он ни пришел. Есть такая притча о работниках: в единодесятый час Господь принимает тех, кто приходит, и дает такую же награду, как тем, кто пришел с самого раннего утра. Но вместе с тем мы должны понимать: хотя можно поститься и на Страстной седмице, но Церковь не случайно установила именно такой длительный пост. Вот те, кто его проходит с самого начала на протяжении всех шести седмиц и потом еще на Страстной, получают тот благодатный плод, который невозможно успеть получить за одну или две недели. Некоторые для себя решают так: буду поститься первую седмицу и Страстную. И когда они об этом говорят, складывается впечатление, что они думают, что это и есть вполне достаточный подвиг. Но нет такого учения в Церкви, чтобы поститься первую и последнюю седмицы. Это может быть для каких-то немощных людей или для тех, которые много путешествуют, у которых серьезные препятствия для соблюдения поста. Если человек ведет спокойный и стабильный образ жизни, если он в целом себя считает церковным православным христианином, он должен стараться по возможности соблюсти весь Великий пост. И он не лишится награды своей.

– Спаси Господи, отец Димитрий, за интересную и важную духовную беседу.

Мы прощаемся с вами, дорогие братья и сестры, Божией вам помощи, ангела-хранителя.

Ведущий протоиерей Андрей Гавриленко

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 22 сентября: 00:30
  • Понедельник, 23 сентября: 09:05
  • Воскресенье, 29 сентября: 00:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы