Преображение (Одесса). Праведная Феодо́ра Греческая, царица

25 февраля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– Догмат иконопочитания имеет долгую и интересную историю. Многие люди положили свою жизнь и знания для отстаивания чести святых икон. Среди них святая царица Феодора, память которой Церковь празднует 24 февраля. О ней, ее жизни и деятельности и пойдет речь в сегодняшней программе.

Что такое икона?

– В переводе с греческого «икона» – это «образ». Когда мы говорим о святых иконах, можно с разной точки зрения оценивать, что же это такое. Да, с одной стороны, это предмет церковного интерьера. Иконы присутствуют в любом храме, без них невозможно представить православный храм. Они изображаются и на стенах, ставятся отдельно в киотах, в иконостасе. Но прежде всего, наверное, икона – это окно в вечность. Это возможность для каждого христианина, обращаясь к Господу, или к Пречистой Богоматери, или к кому-то из святых, сосредоточить свое внимание не на абстрактном образе, а на том, который прямо ему предстоит. Это очень помогает в молитве, поэтому Церковь уже с глубокой древности всячески поддерживает практику иконопочитания. Кроме того, можно сказать, что икона – это умозрение в красках, своего рода Евангелие для неграмотных, потому что на иконах изображается то, что происходило в евангельский период, в ветхозаветный период, в новозаветный период истории Церкви, в житиях святых. И хотя у нас сейчас поголовная, всеобщая грамотность, тем не менее когда мы смотрим на икону, какие-то новые грани события способны нам открыться.

– Как богословски обосновывается иконопочитание?

– Самый, возможно, главный принцип почитания святых икон в VIII столетии изложил преподобный Иоанн Дамаскин, который писал, что честь, воздаваемая образу, переходит на первообразное. То есть когда человек поклоняется святой иконе, тем самым он почитает того, кто на ней изображен. Это вполне богословски оправданная практика, потому что Божия Матерь и святые – это конкретные люди, которые занимали свое место в истории человечества. Даже Сам Господь Иисус Христос жил среди людей, был вполне осязаемым, реальным Человеком, во всем подобным нам, кроме греха. Поэтому Его можно изображать на иконах. Ясно, что Бога Отца или Бога Духа Святого мы не можем изобразить на канонической иконе, за исключением тех случаев, когда они являлись в каких-то образах (например, в Преображение, в Крещение Господне). Именно в таких образах мы и можем их изобразить. А иначе никак. Богословское обоснование иконы присутствует в Церкви очень давно, здесь не нужно изобретать велосипед. Надо просто знать, на чем Церковь основывает эту практику.

– Почему молитва перед иконой не является идолопоклонством?

– Это совершенно разные вещи. Даже терминологически, если мы берем греческий понятийный богословский философский аппарат, это явно разводится в совершенно разные плоскости. Когда мы говорим о поклонении Богу, в греческом языке этому соответствует термин «латриа» – это именно поклонение, подобающее только Божеству. Если люди поклоняются, например, животным как богам, то это так и называется – зоолатрия. Или есть астролатрия – поклонение звездам как богам. Но когда мы поклоняемся святым иконам, это именно  проявление нашего почитания, уважения, которое мы можем воздавать не только святым иконам, но и святым людям, и святым ангелам. Это  явления одного порядка. Поэтому когда мы поклоняемся любому образу, мы почитаем через икону именно того, кто на ней изображен. Однако даже если изображается Сам Господь, мы понимаем, что икона – это не Бог.

– Не Иисус Христос.

– Это только Его образ, только возможность Его вспомнить, когда мы к Нему обращаемся в молитве.

– Есть ли библейские основания иконопочитания?

– Конечно, они присутствуют в священном тексте. Мы можем вспомнить, что заповедь Моисея «не сотвори себе кумира и всякого подобия» не имеет абсолютного значения. Речь идет именно о том, что не нужно ничего вещественное, материальное, зримое обожествлять. Моисей это писал в расчете на то, что его запрет подействует на его соотечественников, что это пресечет практику идолопоклонства, которая могла развиться. И в истории Израиля она не раз развивалась под влиянием окрестных народов, языческих племен, которые навязывали свой способ восприятия божества. Ясно, что мы ни в коем случае не имеем права приписывать Божественное достоинство чему-либо из сотворенного. Но мы можем вспомнить, что по повелению Господню были созданы фигуры двух золотых херувимов, которые осеняли своими крыльями Ковчег Завета. Сам по себе Ковчег Завета тоже был предметом религиозного поклонения. Храм, который был впоследствии построен в Израиле, тоже был объектом поклонения. «Поклонюся ко храму святому Твоему», – пишет псалмопевец.

– Псалом пятый.

– Да, понятно, почему поклоняются храму, – потому что там живет Господь, это дом Божества. Но при этом сам храм тоже становился святыней, поскольку был вместилищем Самого Бога, Творца неба и земли. Кроме того, можно вспомнить такой эпизод из древней истории, когда Моисей сделал медного змия, и, взирая на него, люди спасались от укусов ядовитых змей. Это говорит о том, что даже материальный предмет, но специально выделенный Господом, может для человека быть предметом спасения. Он может человека приводить к спасению. Это касается и телесного спасения, и духовного.

– Святая Феодора напрямую связана с догматом иконопочитания, она восстановительница его после долгого периода так называемого иконоборчества. Где родилась и какое воспитание получила святая?

– Святая императрица Феодора родилась около 815 года в Малой Азии, в области Пафлагония. Есть вполне обоснованное мнение, что она была из армянской семьи. У нее родители были армяне – Марин и Феоктиста; и родственники были армяне. Но они были православными. Свою веру они смогли пронести через многие испытания. В том числе это касается и веры в святые иконы. Поэтому святая императрица Феодора смогла совершить тот жизненный подвиг, который кроме нее мало кто мог осуществить. Это вообще довольно странная ситуация. Седьмой Вселенский Собор, который утвердил догмат о почитании святых икон, состоялся в 787 году, еще в конце VIII века, то есть задолго до рождения императрицы Феодоры. Но настолько была сильна власть иконоборцев, что они смогли все опять перевернуть с ног на голову, опять захватили все руководящие посты, кафедры в Церкви. Иконы пришлось скрывать, прятать, потому что, несмотря на решения Вселенского Собора, иконоборцы господствовали в империи. Ее подвиг, то, что она смогла восстановить почитание святых икон уже окончательно, я считаю, – огромная заслуга перед Богом и Церковью.

– Такую роль она сыграла, будучи императрицей. Как случилось, что эта девушка стала женой императора, и правда ли, что его супругой могла стать преподобная Кассия Константинопольская?

– Это реальная история, которая подтверждается документами, древними хрониками. В 831 году император Феофил решил выбрать себе невесту. Его мачеха императрица Евфросиния устроила смотр невест – самых красивых девиц собрали из империи, причем они были образованные, знатные, воспитанные. Не просто красивые, они были достойны того, чтобы занять это место. Говорят, что в руке у Феофила было золотое яблоко, которое он должен был дать своей избраннице. Его внимание остановилось на девушке, которая выделялась красотой даже на фоне остальных. Это была Кассия, которая впоследствии стала православным песнописцем, творцом канонов, стихир. Ее произведения есть в наших богослужебных книгах.

Когда он к ней подошел, то сказал ей, что через женщину в мир вошло искушение. На что она ему тут же ответила, что через женщину пришло и искупление. Когда он услышал такой ответ – богословски правильный,  абсолютно точный, даже благочестивый, потому что она вспомнила о значении Пресвятой Богородицы в деле нашего спасения, то в этом ответе ощутил остроту ее разума, силу ее характера, ее волю. Он понял, что она не будет послушной, мягкой и любящей женой, что, возможно, будут разного рода трения, непростые ситуации. Очевидно, он искал себе жену с другими чертами характера, поэтому не отдал ей золотое яблоко. Он отдал его другой девушке, которая была как раз Феодора. Она тоже была очень красива лицом, но при этом было видно, что она более мягкого характера, более спокойного. Дальнейшая жизнь это подтвердила.

– Почему святая, в отличие от иконоборцев, чтила иконы?

– Воспитание, которое она получила от своих родителей, сыграло решающую роль. Если с детства человеку объясняют, насколько иконы полезны для нашей духовной жизни, для молитвенной практики, в целом для дела нашего спасения, то это усваивается на всю жизнь. Если человека не приучили с детства любить иконы, то потом ему тяжело самому прийти к осознанию того, что икона ему нужна. Уже какие-то стереотипы вырабатываются. Наверное, нужно чудо Божие – мироточение иконы или случай благодатной помощи именно от конкретной иконы, чтобы человек осознал, насколько икона имеет для него значение. Поэтому Феодоре повезло, что она произошла из семьи не иконоборцев, а иконопочитателей. Повезло-то повезло, но, с другой стороны, ведь не так просто ей было придерживаться иконопочитания в то время, когда это было буквально уголовно наказуемым делом.

– Святая при этом пыталась привить любовь к иконам своим детям. Как ей это удавалось, на какие уловки ей приходилось идти?

– Разные у нее были приемы, чтобы привить любовь к святой иконе своим детям и при этом не попасться с поличным своему супругу-иконоборцу. Она прятала иконы под одеждой, как об этом пишут историки, прятала в сундуках, в ларцах, которые в изобилии стояли на ее половине дворца. И все равно случались проколы. Один из них был связан с тем, что ее дети периодически посещали ее родную маму – свою бабушку, которая тоже была иконопочитательницей. Там они поклонялись святым иконам, лобызали их. Но они как-то об этом рассказали своему отцу – что им давали красивые деревянные куклы на досках, картины, которые им очень нравились. И что они их целовали. Он понял, о чем идет речь. Но поскольку он уважал свою тещу, то не стал ее преследовать, но запретил впредь детям посещать бабушку.

Что касается Феодоры, она тоже один раз попалась лично, потому что шут Дендрис, который жил во дворце, увидел, что она молится перед иконой, целует ее. Он сказал в общих выражениях императору, что она целует какие-то «красивые ляльки». Император догадался, о чем идет речь, и с гневом спрашивал жену, что это за слухи до него дошли. Она сказала, что шут неправильно это понял. Она просто смотрелась в зеркало и, любуясь собственной красотой, саму себя облобызала. Он, наверное, понял, что это не очень убедительно, но, во всяком случае, прозвучало такое оправдание, и он решил не заострять эту тему. Все это сошло ей с рук, но впредь она была осторожнее. А шута она наказала за излишнюю словоохотливость. Ему как следует дали плетей, и когда в следующий раз император спрашивал, не целовала ли опять императрица «красивые ляльки», он тут же хватался за пятую точку и молчал. Было ясно, что он уже больше ничего не расскажет.

– Как при всем этом святая влияла на политику и государственные дела мужа?

– Насколько я могу судить, Феодора была очень мудрым человеком, она без необходимости не вмешивалась в государственные дела. Если супруг ее спрашивал, она ему говорила свою точку зрения. И всякий раз оказывалось, что у нее это была продуманная позиция, взвешенная, которая вполне заслуживала того, чтобы принять ее во внимание и даже последовать прямо такому совету. Известно, что она пыталась помогать иконопочитателям. Если на них воздвигались новые гонения, она максимально старалась смягчить гнев императора или ревность, рвение местных правителей, которые преследовали иконопочитателей. Это не носило характера протеста против политики мужа, но она всякий раз умела так это преподнести, так обыграть, что это служило на пользу императору. Создавалось впечатление, что вот он такой строгий, принципиальный, но поскольку он очень добрый и милостивый, то в этом плане не наказывает за те преступления, за которые считал бы необходимым наказать. Так что эта политика себя полностью оправдала. Благодаря этому, когда Феофил умирал, он был полностью убежден, что власть должна получить именно его супруга, пока его ребенок еще маленький. Он ей оставил главные права по управлению империей и позаботился, даже в чем-то жестокими способами, чтобы устранить возможных претендентов на престол, чтобы именно его семья оставалась у власти.

–  И Феодора четырнадцать лет возглавляет государство. Каким образом ей удалось мужа-иконоборца исключить из списка императоров-иконоборцев?

– Это необыкновенно колоритная история. Наверное, единственная на протяжении всех тысячелетий существования Церкви, потому что по справедливости ее муж до последнего дня своей жизни был иконоборцем. Он брал с нее обещания, что она продолжит его политику, что не будет трогать патриарха-иконоборца, которого он поставил; тот был его личным другом. Поэтому все знали, что Феофил от своих взглядов не отказался. Тем не менее когда Феодора решила восстановить иконопочитание, одним из условий его восстановления во всей империи было официальное прощение грехов ее супруга и чтобы его имя изъяли из списка анафематствованных людей. Многие тому противились, даже патриарх Мефодий, которого она восстановила, поставила на патриаршую должность, сказал: «Как же так? Он же был иконоборцем до самого конца. Мы не можем этого сделать». Но тут Феодора привела такой аргумент: буквально перед смертью, при последнем воздыхании, он все-таки покаялся в своем иконоборчестве и поцеловал икону, которую она ему принесла.

Возможно, так и было. Когда человек умирает, буквально в последние минуты бывает так, что вся жизнь проносится перед глазами – и наступает прозрение. Тем более что она ждала этого момента, держала икону наготове. Возможно, перед страхом смерти он уже готов был ее поцеловать, потому что это была уже совершенно иная ситуация. Я думаю, она не обманывала, когда так говорила. Это сыграло свою роль.

Но все-таки, зная, насколько сильное общественное мнение было против Феофила по всей империи, особенно в столице, патриарх Мефодий решил провести такое испытание. Он положил свиток с именами императоров-иконоборцев на жертвенник храма Святой Софии и помолился, чтобы Господь ему указал, на самом ли деле Феофила нужно оттуда убрать. Во сне ему явился ангел, который сказал, что грехи императора прощены. Когда Мефодий пришел в храм, чтобы вычеркнуть имя из списка, он увидел, что его там уже нет. На месте имени Феофила пусто, белый лист. Он понял, что чудесным образом Сам Господь засвидетельствовал, что нужно именно так и поступить. Патриарх издал специальную патриаршую грамоту, в которой указал, что грехи императора Феофила прощаются, учитывая его предсмертное раскаяние; таким образом, он уже не осуждается Церковью за свою предыдущую деятельность.

– Святая Феодора правила четырнадцать лет. Каким был этот период для империи?

– Это был период процветания. Правила она очень умело, разумно, я бы даже сказал, удачливо. В чем-то ей просто везло. Бывали и такие правители в истории Византии, которые, имея не меньше таланта, чем у нее, а то и больше, сталкивались с непреодолимыми трудностями. Так складывались обстоятельства, что они не могли повлиять на ситуацию, не могли помочь своей стране. А у нее это получилось очень хорошо. Во-первых, она вела очень успешные войны против разных сильных противников – и против арабов, и против наших предков славян, и против болгар, хазар. При этом она умела совмещать военные кампании с миссией в этих народах. Прежде всего это касается хазар и болгар. Болгарский царь Борис I вообще обратился в христианство и свой народ обратил в него под влиянием именно пережитых событий в сражениях против императрицы. Он проникся к ней очень большим личным уважением.

Кроме того, нужно отметить, что Феодора всегда умела считать деньги. Будучи сама человеком очень воздержанным, она не отличалась расточительностью. Она умела накапливать средства и разумно их вкладывать. Поэтому к тому моменту, когда ей пришлось отказаться от власти, казна империи была полна. Она оставила своему сыну страну в цветущем состоянии. Это были такие запасы, с помощью которых можно было при желании и умении страну и дальше развивать, выходить на новый уровень.

– Как она закончила период иконоборчества?

– Это был Собор 843 года. После смерти своего супруга Феофила она сразу занялась подготовкой восстановления иконопочитания. Для начала она написала письмо патриарху Иоанну Грамматику с просьбой, чтобы он устранился от управления Церковью, потому что наступает новая эпоха, теперь будут почитаться святые иконы, а его взгляды ей были известны: он был убежденный иконоборец. Феодора понимала, что дала обещание своему мужу его не смещать насильно, но при этом было ясно, что терпеть она его не будет, потому что он свои взгляды не изменит. Поэтому она его не заставила, а попросила. Но когда просит императрица, ясно, что все может закончиться очень плохо, если ты откажешься.

Патриарх мог поступить по-разному. Он решил поступить так: взял нож и сам себе поколол живот (не очень сильно, чтобы только кровь пошла) и сказал, что посланник императрицы покушался на него. Вероятно, он рассчитывал, что у него будет какая-то народная поддержка; может быть, будет восстание, бунт или, по крайней мере, его оставят на патриаршем престоле. Но все получилось по-другому. Была создана специальная комиссия, исследовавшая характер его ранений; нашли свидетелей, которые видели, как он сам себя колол. Его осудили не то что за имитацию членовредительства, а за попытку самоубийства, что является абсолютно греховным для христианина, тем более для главы Церкви, патриарха. Его теперь уже под совершенно благовидным предлогом сместили с патриаршего престола, отправили на покой куда-то в деревню или даже в какой-то монастырь под присмотр монахов-иконопочитателей. Но даже там он чудил. И даже кощунствовал. Нашел где-то доступные ему иконы и выколол на них глаза. То есть это уже сатанинская озлобленность и, наверное, обида и мстительность против иконопочитателей.

После того как эту проблему удалось решить, поставили патриарха Мефодия, который пострадал от иконоборцев. Собрали Собор, на котором полностью восстановили иконопочитание. Я думаю, из всех ее добрых дел, что Феодора сделала на протяжении жизни, это самое великое, самое значимое. Именно прежде всего благодаря этому деянию она и причислена к лику святых.

– Как это деяние отразилось в истории Церкви?

– У нас есть праздник, который так и называется – Неделя торжества православия. После того как Собор завершил свою работу, императрица Феодора устроила праздник, обильное угощение, пир, и поблагодарила всех присутствующих за то, что они помогли восстановить историческую справедливость. Это было не просто одноразовое явление. Решили увековечить это действо в истории Церкви, каждый раз впоследствии в первое воскресенье Великого поста стали отмечать Неделю торжества православия. Это уникальный случай. У нас больше нет праздников такого рода – это переходящий праздник, связанный с конкретным историческим событием в жизни Церкви. Но значимость его была настолько велика, что удалось наконец-то эту многоголовую гидру иконоборчества истребить, радость была настолько сильна, что решили это сделать ежегодным церковным праздником до скончания века.

– В конце жизни святая принимает монашеский постриг. Расскажите больше об этом. Какова была ее кончина, где находятся ее святые останки?

– Когда мы говорим об этой довольно печальной странице ее жизни, надо отметить ради справедливости, что в чем-то она сама создала для этого подоплеку. Ее сын Михаил III, которого она обязана была опекать, воспитывать, недополучил ее внимания. Она мало времени уделяла его воспитанию, занимаясь государственными вопросами, к которым у нее был очевидный талант. В чем-то она упустила сына. Он вырос довольно развращенным человеком. Видно, у него и склонности были от природы такие. Она, может быть, и пыталась что-то сделать, чтобы этому воспрепятствовать, но не могла уже ничего сделать; во всяком случае, он вырос пьяницей, дебоширом, устраивал шутовские вакханалии, оргии во дворце.

В результате он попал под влияние родного брата Феодоры – Варды, который впоследствии стал известным кесарем. Он тоже был очень талантливым человеком, бесспорно. Но в борьбе за власть он научил Михаила III, чтобы тот убил логофета Феоктиста, который был первым помощником Феодоры во всех государственных делах. Когда это деяние совершилось, стало ясно, что Феодора потеряла рычаги реальной власти. Поэтому она добровольно отказалась от власти. Она поняла, что если этого не сделает, то доберутся и до нее. После этого она была пострижена вместе со своими дочерьми – четыре дочери вместе с ней ушли в монастырь. Вначале они жили во дворце Кариана, а затем уже в монастыре, который и был их последним пристанищем в этой жизни.

Надо заметить, что последние годы жизни (они восемь лет провели в монашестве) Феодора была настоящей монахиней. Она подвизалась совершенно искренне, она восприняла это, наверное, как Божественный призыв, чтобы жизнь ее завершилась именно таким образом. Поэтому восстановление иконопочитания было не единственной причиной ее канонизации. На самом деле она закончила жизнь как святой православный человек. Таким образом, есть ее святые останки, ее мощи в 1460 году были перенесены на остров Корфу, где находятся мощи святого Спиридона, только в другом храме. Мощи святой императрицы Феодоры находятся в кафедральном соборе города Керкиры. Они менее доступны, чем мощи святого Спиридона, потому что к мощам святителя Спиридона всегда стоит очередь, храм практически всегда открыт. Только если приходит группа паломников к ней, собор открывают специально для них, чтобы они поклонились ее святым останкам.

Ведущий протоиерей Андрей Гавриленко

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать