Преображение (Одесса). Священномученик Киприан и мученица Иустина

15 октября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– Пятнадцатого октября Святая Церковь чтит память священномученика Киприана и мученицы Иустины. Об их вере и жизни, а также помощи в противостоянии чародейству и пойдет речь в сегодняшней программе.

Почему святые Киприан и Иустина так почитаются в простом народе?

– Наше время характеризуется небывалым масштабом развития чародейства, колдовства, экстрасенсорики, разного рода оккультных практик. Зачастую все это используется во вред ближнему. Православные христиане, которые на себе ощутили действие таких бесовских волхвований, чародейств, стараются защититься от всего этого, обращаясь ко Господу, к Матери Божией и к святым Божиим угодникам. Среди тех святых, которые традиционно, как у нас принято считать в народе, помогают именно в подобном обстоянии, в первую очередь вспоминаются святые Киприан и Иустина, потому что сам характер их прижизненного подвига является основанием для того, чтобы обращаться к ним с молитвой о помощи в борьбе против чародейства.

– Расскажите о жизни священномученика Киприана.

– Святой Киприан Антиохийский (не нужно путать его со святым Киприаном Карфагенским, который был фактически его современником, но жил совсем в другой области и имел совершенно иной характер жизненного христианского подвига, – кстати, он тоже был священномучеником) вырос в языческой семье. Его родители хотели, чтобы он стал языческим жрецом и по совместительству волхвом, то есть чтобы он служил идолам, но не просто как служитель храма, а вместе с тем разбирался в оккультных практиках. С этой целью они постарались дать ему наилучшее образование. Его учили чародейству в разных городах – как мы знаем, в Аргосе, в Таврополе, в Мемфисе (Египет), в Вавилоне. То есть он много путешествовал, в то время это было принято: человек, который хотел получить образование, посещал различные образовательные центры в разных странах и таким образом совершенствовал свое искусство.

К сожалению, искусство это было чернокнижное в строгом смысле слова, это было колдовское искусство; но, по некоторым сведениям, Киприан был обречен на это своими родителями, то есть у него как бы и не было свободы выбора, потому что с самого детства его именно к этому приучали. Он достиг довольно высокой степени преуспеяния. В одном из вариантов жития святого Киприана якобы ему даже однажды явился дьявол собственной персоной и в присутствии других людей сказал, что это новый Замврий, так что на него нечистая сила возлагала большие надежды в плане обольщения людей и укрепления их веры в языческих богов. Это шло рука об руку, эти два процесса друг друга усиливали, потому что, будучи по возвращении жрецом в своем городе, Антиохии, и занимаясь такими практиками, Киприан действительно усиливал веру людей в могущество богов, поскольку те волхвования, к которым он прибегал, как правило, действовали безотказно.

– Следует сказать, кто такой был Замврий: это был один из египетских волхвов во время десяти казней Моисеевых.

– Да, совершенно верно, то есть это древняя ветхозаветная история, но сатана, как мы знаем, живет очень долго, поэтому он прекрасно помнил Замврия, мог его сравнить с Киприаном и считал, что он поднялся до этого уровня. А уровень Замврия, как мы видим по Священному Писанию Ветхого Завета, был действительно очень высок, потому что все те чудеса, которые творил Моисей, он своим волхвованием мог повторить. Это, конечно, говорит о том, что бесы очень тесно общались с ним, помогали в его манипуляциях. То же самое касалось и Киприана. Поэтому до поры до времени, пока он свои волхвования направлял на язычников, успех ему сопутствовал, и слава его как непревзойденного чародея, мага была очень велика во всей Сирийской области.

– Дальше начинается история со святой Иустиной. Расскажите подробнее.

– Да, это история подробно описана в житиях святых Киприана и Иустины. Это житие известно в нескольких редакциях, потому что изначально есть три древних памятника, еще с IV века, в которых подвиг этих святых Божиих угодников описан. Между ними есть несущественные расхождения, но главная канва сохраняется. Она состоит в том, что Иустина по происхождению тоже была язычницей, причем происходила из семьи языческих жрецов. Поскольку она была девушкой, то не могла быть жрецом, но, возможно, какое-то служение при храме тоже было ей уготовано ее родителями. Однако же она в 18-летнем возрасте услышала проповедь одного христианского дьякона. Слова запали ей в душу, и она стала посещать храм, приняла крещение и даже своих родителей смогла убедить принять христианскую веру.

И вот когда она таким образом преуспевала в христианском благочестии, один богатый юноша-язычник по имени Аглаид сделал ей предложение. Он хотел вступить с ней в брак, хотя, возможно, не сразу пришел к этому решению. Возможно, вначале он хотел просто с ней иметь какой-то роман, интимные отношения, но она ему отказала. Тогда он уже перешел к серьезным действиям, сделал официально предложение руки и сердца, но Иустина опять ему отказала даже на этом уровне, потому что у нее созрело решение посвятить себя служению Богу, сохранить девство, стать невестой Христовой.

Когда Аглаид получил отказ, он решил прибегнуть к услугам мага Киприана, который славился тем, что именно в таких делах мог помочь людям кого-то обольстить, приворожить. Когда была предложена соответствующая сумма, Киприан с радостью согласился, потому что считал, что это далеко не самая сложная манипуляция, которая раньше ему много раз уже удавалась.

– Удалось ли юноше обольстить святую девицу?

– Нет, ему этого сделать не удалось. Хотя Киприан использовал различные практики, но все было тщетно, потому что святая дева Иустина, почувствовав прилоги бесовские – на мысленном уровне, на уровне мечтаний, пожеланий, сновидений, – поняла, что это дьявольское обольщение, и ополчилась против врага рода человеческого постом и молитвой. Как Сам Господь сказал в Евангелии, сей род изгоняется только молитвой и постом. Так она и поступила. Это был серьезный для нее подвиг. Ей приходилось буквально очень строго поститься, молиться день и ночь, отвергая все бесовские искушения, но зато результат был в ее пользу, потому что Киприан был вынужден расписаться в своем бессилии. Для него это был первый опыт такого рода неудачи. Когда Аглаид спросил, почему нет обещанного результата, Киприан признал, что сила креста, сила молитвы Иустины превышает те возможности, которыми он располагает. Сами бесы ему в этом признались. Он у них спросил, почему они не могут ее обольстить, и они сказали, что сила креста, которым себя огражадет Иустина, разрушает все их козни.

И вот это был переломный момент для Киприана. Он сказал, что, если крест для них настолько страшен и могуществен, насколько же сильнее Тот, Кто был распят на этом кресте. И он решил порвать со всеми теургическими, демоническими оккультными практиками, сжег все свои книги прямо на центральной площади города и пришел в храм, чтобы попросить крещения. Епископ Анфим Антиохийский вначале ему отказал, потому что слава Киприана была велика как чародея, как волхва; вероятно, епископ знал его в лицо и до этого, и он не поверил в искренность его побуждений. Но Киприан сказал, что не выйдет из храма, пока не примет крещения: «Я готов оставаться здесь, сколько будет нужно». Этим он засвидетельствовал свою решимость.

Почему у него было настолько сильное и решительное намерение принять христианство? Я думаю, что во многом он просто опасался за свою жизнь. Как об этом говорится в его житии, когда он сжигал свои книги и решил разорвать связь с дьяволом, сам сатана явился и пытался его задушить. Именно воспоминание об Иисусе Христе и ограждение себя крестным знамением спасло его в этой ситуации. Он понял, что нужно обязательно заручиться поддержкой Божьей, благодатными таинствами Церкви, чтобы оказаться в неуязвимом состоянии против тех бесовских чар, сил, которыми сам он раньше с такой легкостью манипулировал.

– Эта история показывает как раз превосходство Христовой силы над потугами лукавого. Почему это так важно осознавать сегодня?

– Это принципиально важно осознавать в наше время, потому что, к сожалению, в некоторой части воцерковленного, казалось бы, нашего православного общества циркулируют такие странные рассуждения, будто сатана и его нечистая сила настолько могущественны, что буквально крайне тяжело им противостоять, что нужны какие-то особые методы, особые молитвы. Некоторые даже церковные публицисты еще больше нагнетают эту тьму и пугают людей всякими страшилками. В действительности нечистая сила имеет место в жизни, каждому из нас с ней приходилось так или иначе сталкиваться. Но мы должны отчетливо осознавать, что если мы ведем благочестивый христианский образ жизни, посещаем храм, соблюдаем посты, участвуем в церковных таинствах и в целом не делаем никаких грехов, которые бы сами нас поставили под власть дьявола, то его власть над нами становится эфемерной. Он фактически не имеет над нами власти. Иустина – классический пример того, как девушка-христианка смогла победить все бесовские козни.

– В чем была сила Иустины?

– Сила была именно в ее решимости не поддаваться на греховные пожелания, побуждения. Бесы пытались в ней вначале какое-то романтическое чувство возбудить – она смогла это преодолеть; пытались плотские страсти разжечь – она тоже смогла это победить. На ее примере мы видим, что если человек решился бороться с грехом, если он по-настоящему любит Господа Иисуса Христа, то ради любви к Богу он способен преодолеть все эти низшие виды любви – любви душевной, тем более плотской. Иустина как раз, будучи по-настоящему святым, духовным человеком, смогла оставить нам этот прекрасный и светлый пример.

– В Древней Церкви мы даже находим свидетельства в Священном Писании, неоднократно были случаи, подобные случаю святого Киприана, когда волхвы, чародеи жгли свои книги на площадях, прилюдно. Что побуждало их к этому?

– Наверное, главным побудительным мотивом было решение полностью порвать с прошлым. Пока у тебя в доме хранятся эти книги, всегда есть искушение к ним вернуться. Поэтому, как говорят святые отцы, Священное Писание, богодухновенные книги, творения святых отцов, даже если мы их редко читаем, если они просто стоят у нас в комнате, – уже действуют на нас благотворно, потому что, даже видя имена святых, написанные на переплетах, даже видя само Священное Писание, мы как-то невольно каждый раз проникаемся благоговением.

То же самое можно сказать, в обратном смысле, о черных книгах, о колдовской литературе. Если человек когда-то в своей жизни эти практики пытался использовать, потом перестал, но книги остались, то все равно это какой-то скрытый соблазн, это хотя бы минимальное, но демоническое присутствие в жизни, в пространстве этого человека.

Поэтому они решительно сжигали эти книги, хотя они стоили больших денег. Это тоже, кстати, нужно отметить. В древности любая книга стоила больших денег. Это труд переписчика, это материалы, которыми она писалась. Они могли бы эти книги продать, избавиться от них таким способом, но в таком случае они бы это знание передали кому-то другому, то есть все равно способствовали бы распространению оккультизма. Поэтому они их уничтожали.

Вместе с тем, думаю, не надо исключать мотивацию того, что раскаяние действовало в них. Посредством этих книг, практик, этой литературы они принесли множество вреда людям. Невозможно принести настоящую пользу человеку с помощью колдовства. Обычно это тот или иной вред. Даже если они говорят, что могут не только навести порчу, но и снять ее. Снятие порчи – это тоже обращение к демоническим силам, поэтому человек, который пытается снять порчу, уже заключает договор с сатаной. Поэтому как ни крути, но приобщение к этой среде, к этой сфере является греховным.

– Поэтому присутствие этих книг дома нежелательно даже в нынешнее время?

– Разумеется. Конечно, мы можем считать, что некоторые люди в познавательных целях, чтобы знать врага в лицо, что называется, могут иметь какую-то более или менее безобидную литературу, чтобы, с ней ознакомившись, понимать, что именно демоны пытаются предпринимать против нас. Но это нужно, конечно, строго контролировать, потому что, если человек ради любопытства или по неосмотрительности где-то эту книгу оставит и кто-то, кто абсолютно не готов к тому, чтобы противостоять таким вещам, ее прочитает, он может нанести себе душевное повреждение.

– Сейчас вообще много внимания уделяют колдовству. Часто от околоцерковных людей слышишь такие слова, как «наколдовали», «пароблыно» (укр.). Проблема в людском маловерии?

– В чем-то здесь проявляется маловерие, в чем-то суеверие, в чем-то невежество. Люди, которые плохо знают церковное учение, мало знают свою собственную христианскую веру, к которой они принадлежат по факту крещения в Православной Церкви, больше всего и склонны к разного рода суевериям, потому что быть суеверным в каком-то смысле легче. Суеверия обязывают к определенным действиям, но это, как правило, действия внешнего характера, носящие ритуальный характер. Я бы сказал, что суеверия – это своего рода реликт языческого сознания в христианской среде, когда люди пытаются отогнать нечистую силу посредством плевания через левое плечо или постукивания по дереву. Ясно, что с христианством это ничего общего не имеет. У нас совершенно другие способы борьбы с нечистой силой. Поэтому каждый христианин должен себя контролировать – не делает ли он уступок языческому сознанию в своей собственной жизни. Бывает порой, что мы за кем-то повторяем какие-то действия, вроде бы в шутку, а потом себя ловим на мысли, что чувствуем укор совести, что делаем что-то недолжное. Человеку, который ведет по-настоящему церковный образ жизни, который знает, что есть такие действенные средства преодоления бесовских козней, как святая вода, знамение креста Господня, церковные таинства, – ему абсолютно не нужны все эти ритуалы, обереги, амулеты и тому подобные вещи.

– Почему христианин не должен бояться колдовства?

– Потому что, если он этого будет бояться, само его сознание будет претерпевать ненужные метаморфозы. Святые отцы нам прямо говорят о том, что дьявол зол не для нас, а для себя, так учит святой Иоанн Златоуст. То, что он кому-то пытается причинить вред, является основанием для его вечного осуждения в геенне огненной. Если даже Господь нам попускает какие-то искушения по действу сатанинскому, это бывает обычно для нашего вразумления. Бывает так, что если человек согрешает каким-то образом и не кается в этом грехе, то он сам в своей жизни создает плацдарм для действия нечистой силы. Есть святоотеческое выражение – «разжженные стрелы лукавого». Он пускает в нас эти стрелы. Если мы себя ведем правильно, соблюдаем все Божьи заповеди, то мы словно окружены броней, непробиваемой для врага. Но если мы в чем-то даем слабину, где-то какой-то страсти позволяем действовать в своей душе, проявляться в своей жизни в конкретных поступках, – это как раз получается незащищенное место, брешь, в которую проникает стрела и наносит нам урон.

Я как священник по опыту знаю, когда ко мне люди обращаются и говорят: вот что-то случилось, наверное, «спороблэно», кто-то там наколдовал, навел порчу, что за неделю три раза попал в аварию на машине, – я уже знаю, какие вопросы ему задавать. Я его спрашиваю, нет ли у него определенных моральных нарушений, и всплывает: точно есть, именно те, которые я и подозревал. Я ему сразу говорю: конечно, машину нужно освятить, вам нужно прийти на исповедь и покаяться, но самое главное, вы должны перестать грешить, должны изменить свою жизнь по заповедям Божиим, потому что иначе не будет достигнуто…

– Это только первый сигнал – разбитая машина.

– Да. Господь вначале посылает вразумляющие знаки, которые просто бьют по карману, но если человек к этому не прислушивается, тогда уже Господь начинает «бить» по голове, по телу человека, начинает допускать такие вещи, которые наносят человеку урон не только материальный, но и физический, а бывает, и душевный.

– В священнической практике часто встречаешь во время освящения домов – обереги висят над входной дверью. Это же сознательный отход от Христа и привлечение лукавого?

– Мне кажется, все-таки не нужно быть настолько категоричным. Сознательно – это вряд ли. Я думаю, что чаще это бывает бессознательно.

– Но все-таки отречение.

– В каком-то смысле это измена. Если человек является воцерковленным православным христианином, он точно не будет вешать китайские обереги с какими-то глазами в окружностях и прочее. Человек, который вешает такой значок, до конца не понимает, что несет в себе этот символ, он не может проследить историю этой символики, не понимает, в каком культурном контексте раньше это использовалось. Поэтому если человек использует какой-то амулет, символ, знак, оберег, значение которого ему до конца непонятно, – вместо того чтобы оградить себя и свой дом от нечистой силы, он может еще больше привлечь к себе демоническое влияние.

– Сейчас из чародейских занятий устраивают так называемые телешоу, например «Битва экстрасенсов» и так далее. На каком-то уровне это может повредить зрителю, который смотрит такие программы?

– Совершенно бесспорно. Это вполне может произойти. Как об этом писал в свое время отец Серафим (Роуз), уже одно внимание к оккультной сфере является началом обольщения. Человек смотрит вроде бы просто ради любопытства, посмотреть, что они там будут делать, и, сам не замечая того, он уже как бы затягивается в этот процесс и становится его соучастником. Ведь всякий раз, когда человек смотрит какую-то программу, этот сигнал фиксируется, программа набирает рейтинг, соответственно, привлекает к себе больше рекламы. То есть приходит больше средств, чтобы и дальше продолжать такие шоу. Популяризация бесовщины, демонического действа все расширяется. На мой взгляд, православный христианин вообще не должен смотреть такие программы. Даже если он случайно на них попадает, как можно скорее нужно переключить.

– Почему обращение к гадалкам, экстрасенсам, колдунам, бабкам является грехом, на уровне греха прелюбодеяния даже, как говорит Господь?

– Да, это измена Богу. Мы можем вспомнить Ветхий Завет. Там гадалок, чародеев, ворожей было приказано побивать камнями, предавать смерти. В израильском народе мы можем вспомнить, когда Саул хотел обратиться к какой-то ворожее, он с трудом отыскал аэндорскую волшебницу, она пряталась в отдаленном селении, чтобы поменьше людей об этом знали, потому что она понимала, чем ей это грозит. Мы видим, к чему привело это обращение, – ничего хорошего Саулу это не дало. Это как раз было мрачным предсказанием его поражения, гибели. Всякий раз, когда человек идет к гадалке, к ворожее, экстрасенсу, он должен понять, что ничего хорошего он от этого не получит. Даже если какое-то временное облегчение от какого-то недуга ощутит, он может быть уверен, что это за счет чего-то другого. Проходит какое-то время, человек заболевает еще серьезнее, уже другим заболеванием. Получается порочный круг. Если он снова идет к ворожее, гадалке, к экстрасенсу, то еще больше усугубляет ситуацию. Если мы вспомним историю сеансов Кашпировского, например, то многие люди потом очень сильно жаловались, что после мелких улучшений (прошла какая-то бородавка…) они начали страдать серьезными расстройствами – и телесными, и душевными.

– Если кто-то посещал этих слуг сатаны, как необходимо каяться?

– Для этого в Церкви существует таинство Покаяния. Нужо прийти в храм Божий и покаяться перед Богом в присутствии священника в том, что было допущено это недолжное действие. Мне не раз приходилось принимать такие исповеди, и я ни разу не слышал, чтобы человек сказал: «Да, вы знаете, мне так помогли, потом что-то может быть…» Нет, сразу люди говорят, что им действительно это пользы не принесло, они это осознают как грех, что они себе только навредили этим визитом. К сожалению, зачастую бывает так, что вначале люди идут туда, а потом уже, получив какой-то вред, который зачастую даже нельзя полностью исправить, они приходят в храм, каются и просят помощи у Бога.

– Существуют молитвы Киприану и Иустине. В каких случаях их читают?

– В случаях бесовских обстояний. Если человек ощущает в своей жизни присутствие потусторонних недобрых сил…

– …прилогов…

– Прилоги на мысленном уровне, или какие-то явления в квартире типа полтергейста, или когда видят, что подсыпали какую-то землю, воткнули иглу там, где ее точно не должно быть, – ясно, что кто-то пытается что-то сделать. Безусловно, лучше сразу обратиться за помощью к Богу, к Церкви и к святым Божиим угодникам. Есть молитва святым Киприану и Иустине, есть канон, акафист, их можно читать в домашних условиях.

– Святые мученики Киприан и Иустина пострадали именно мученической кончиной ради Христа. Почему это так важно и радостно для нас?

– Любая победа над сатаной, над бесовскими кознями – это доказательство истинности христианской веры. Если человек сумел запечатлеть своей кровью, своей смертью подвиг своей жизни, это уже окончательная победа этого святого. Это образец для подражания для нас. Мы живем, слава Богу, в спокойное время, когда нет гонителей христианства, нет языческих императоров типа Диоклетиана, но тем не менее мы не знаем, как ситуация дальше изменится. Если вдруг Господь нас призовет к исповедническому подвигу, мы должны быть к этому готовы. Есть хорошая пословица: на крест не просятся, но с креста не бегают.

– Как мы можем почтить память святых Киприана и Иустины?

– Самый лучший способ почитания святых – молитва, обращенная к ним. Если человек в день их памяти придет в храм Божий, побудет на литургии, поставит им свечу, побудет на молебне этим Божиим угодникам, – это самое лучшее. Кроме того, целесообразно заметить, что в нашей епархии, недалеко от Одессы, в городе Теплодар, в женском Свято-Воскресенском монастыре, есть большая частица мощей святых Киприана и Иустины, привезенная с Кипра по особому распоряжению, благословению тамошнего монастырского начальства. Частица находится в отдельном большом красивом ковчеге. Думаю, тем, у кого есть такая возможность, в день их памяти или даже в любой другой день можно туда приехать, помолиться святым Божьим угодникам. Думаю, что их молитва не останется неуслышанной.

Ведущий священник Андрей Гавриленко

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать