Преображение (Одесса). Воля Божия

24 июня 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– Что есть воля Божия? Как она проявляется в нашей жизни? Мы часто задаем себе эти вопросы. Именно о том, как познать волю Божию о человеке и о себе, пойдет речь в сегодняшней программе.

Что такое воля Божия на языке богословия?

– На языке православного догматического богословия воля Божия – это не совсем то, что на языке обыденной речи. Воля Божия с точки зрения догматики – это свойство существа Божия из разряда духовных, которое называется также катафатическим. То есть это свойство более доступно для познания человеческим разумом. Если мы в целом берем учение о Божественных свойствах, то они бывают существенные и личные. Существенные могут быть либо онтологическими, либо духовными…

Когда мы говорим о личности человеческой, то подразумеваем, что она в себя включает разум, волю и чувства. Это православное святоотеческое древнее учение. Но человек – это образ Божий. Поэтому, взирая на Господа как на первообраз, мы в Нем находим те же самые свойства – разум, волю и чувства; только, разумеется, в превосходной, абсолютной степени. С этой точки зрения Божественная воля – это совершенно реальное Божественное свойство, которое имеет ряд собственных предикатов.

– Что говорит о ней Священное Писание, какая она?

– Священное Писание о воле Божией говорит многоразлично и в Ветхом Завете, и в Новом. Но мне особенно нравится текст из Послания апостола Павла к Римлянам, 12-я глава, 2-й стих. Апостол Павел учит, чтобы мы не сообразовывались с обычаями века сего, но преобразовывались своим разумом, чтобы познавать, что есть воля Божия – благая, угодная и совершенная. Наверное, это три самых главных общих свойства Божественной воли, которые мы должны иметь в виду.

– То есть благая, угодная и совершенная. Как она проявляется над миром?

– Она проявляется настолько многообразно, что мы даже не можем усмотреть всех особенностей ее проявления. Но мы можем выделить четыре основных качества Божественной воли – те грани воли Божией, которые нам очевидны из наблюдения, созерцания собственного личного жизненного опыта, а также из истории человечества, особенно богоизбранного народа. Воля Божия – свободная, святая, всемогущая и всеправедная. Эти четыре ее грани постоянно дают о себе знать. Что бы Господь ни делал, любое Его действие отличается этими качествами: свободой, святостью, всемогуществом и всеправедностью. С какой-то стороны посмотрим – увидим более одну из этих граней. Но даже если мы видим одну, можем быть уверены, что остальные три также присутствуют.

– Какова воля Божия о человеке?

– В Первом послании апостола Павла к Тимофею (2-я глава, 4-й стих) апостол пишет: «Господь хочет всем спастись и в разум истины прийти». Если Господь этого хочет, желает, значит, на это есть Его воля и изъявление. Воля Божия по отношению к человеку состоит в двух главных вещах – чтобы мы спаслись и достигли познания истины. Два этих явления взаимосвязаны, потому что спасение, если мы его достигаем, в том и состоит, чтобы мы находились непрестанно с Богом и познавали все новые Его совершенства, Его истину, Его святость, благость. С другой стороны, мы для того и пытаемся познавать Господа разными путями (молитва, чтение Священного Писания, участие в церковных таинствах), чтобы приблизиться к спасению. Я бы сказал, что это две стороны одной медали, мы только переходим из одной и сразу попадаем в другую. Сам Господь тесно связал эти две стороны: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога». Так прямо говорит Господь. В этом и состоит вечная жизнь и спасение, чтобы мы знали Истинного Бога. Поэтому познание истины и спасение души – это понятия, близкие к тождественным.

– Интересно соотношение воли Божьей и Промысла Божьего. Как они соотносятся и можно ли считать, что Промысл Божий – это проявление воли Божьей в мире?

– Думаю,  можно так сказать. Промысл Божий – это деятельное проявление Божественной воли. Когда мы говорим «воля», подразумеваем качество, а когда говорим «Промысл»,  имеем в виду определенный род деятельности. Как определяют святые отцы, Промысл – это попечение Божие о тварях. Попечение – это забота, это ряд каких-то действий, с помощью которых Господь сохраняет «бытие и силы тварей», как об этом пишет святитель Филарет Московский в своем «Пространном православном Катехизисе». Таким образом, воля Божия осуществляется в Его Промысле.

Соотношение Промысла Божия и Божественной воли – очень интересная тема. Насколько мы можем, созерцая действие Промысла, делать заключение о Божественной воле? Мы возвращаемся к этой проблематике, к «Критике чистого разума» Канта. Мы видим феномены, явления, но насколько они говорят нам о подлинности номинальных вещей? Все равно понятие «вещь в себе» сохраняет свою силу. Я думаю, что воля Божия на самом деле намного более разнообразна, объемна и глубока, чем то, что мы успели увидеть на протяжении человеческой истории в действии Божественного Промысла.

– Какие условия должны быть соблюдены, чтобы человек познал волю Божию?

– Этих условий несколько. Тут-то самый интересный вопрос и загвоздка. Условия, казалось бы, довольно простые и всем понятные, но соблюсти их тяжело. Чтобы человек мог познавать Божественную волю, он должен, во-первых, сохранять чистоту сердца. Если у человека чистое сердце (как Сам Господь говорит в заповедях блаженств: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят»), ясно, что если они узрят Бога, то познают и Его волю. Для этого надо сохранять чистоту сердца, а сделать это в условиях нашей многомятежной, суетной и многострастной жизни очень тяжело. Потому это первое, главное условие, к сожалению, нами зачастую не соблюдается.

Кроме того, нужно иметь в виду, что человек должен обладать смирением. Он должен быть готов принять волю Божию, какой бы она ни была. Представим себе, что человек обращается к Богу, чтобы Он открыл волю Свою. А воля эта такая, что человек, узнав ее, не хочет с ней смириться. Он хочет чего-то другого для себя. Языком он может говорить: «Да будет воля Твоя», но при этом думает о своей. Это тайное или явное лицемерие даже с самим собой выливается в то, что Господь Свою волю не открывает вообще, чтобы человек сначала подготовил себя, выработал в себе покорность Божественному Промыслу. Тогда Божественное волеизъявление будет им принято со смирением и ляжет человеку на сердце так, как он готов его принять.

Наконец, я бы добавил еще одно условие познания Божественной воли – аскеза. Это способность человека к самоограничению. Нужно быть изначально к этому готовым. Если ты хочешь познать Божественную волю и осуществить ее в своей жизни, должен быть готов в чем-то себя ограничить. Ты должен быть готов к какому-то внутреннему подвигу, к свершению, к самопонуждению; к тому, чтобы поднять себя на более высокий уровень, потому что без этого ничего не получится. Господь хочет нас поднять к Себе, вверх, перевести нас на более высокую ступень духовного развития, а это все равно потребует усилий, если уж мы решили пойти по этому пути. А пути могут быть разные. Многие люди даже не задумываются о Божественной воле – достигают своих целей, которые сами ставят перед собой. Цели эти, как правило, весьма приземленные. А вот если человек думает о спасении души и при этом хочет достигать каких-то внешних результатов в жизни, устроить свою семейную, личную жизнь, ему приходится сообразовывать эти два плана бытия – земное и небесное. Это порой требует очень большого самоотречения.

– В житиях святых, особенно старцев, угодников Божьих, мы часто встречаем, что, когда испрашивали их совета, старцы отвечали: делай так и так, это воля Божия. А бывает, говорили так: «Я молился, а Бог молчит; я не знаю, как поступить». Почему даже у святых мужей, угодников Божьих, встречаются сложности в познании воли Божией в каких-то конкретных событиях?

– Здесь пересекается несколько силовых линий. Возьмем чистый случай, когда человек обращается к настоящему старцу, святому подвижнику, которому Господь открывает Свою волю (по крайней мере, в каких-то отдельных случаях). Даже в этом случае нет гарантий, что мы узнаем волю Божию о себе. Если даже преподобный Антоний Великий молился, чтобы Господь ему открыл пути Своего Промысла, не понимая многих вещей в жизни, а Господь ему это так и не открыл. Ангел ему сказал…

– «Внимай себе».

– Себе внимай и не задумывайся о путях Промысла Божия, потому что это душевредно. Если конкретный человек спрашивает о своей жизненной нужде, в любом случае старец будет молиться: «Господи, если Тебе угодно, открой, что этому человеку нужно делать». Бывает, что Господу это угодно, и сам визит человека к этому старцу тоже входил в Божественный план. Тогда человек получает совет, рекомендацию или даже прозорливое волеизъявление Божественной воли, которое помогает ему приблизиться к спасению души.

Но бывают и другие случаи. Даже преподобный Амвросий Оптинский – казалось бы, бесспорно прозорливый старец – тоже не всем равным образом помогал. Когда пришел Достоевский, у них была очень проникновенная, глубокая духовная беседа. Пришел Толстой – и о нем преподобный Амвросий сказал, что тот очень гордый. Ясно, что человек сам не способен это принять. Преподобный Амвросий ему бы объяснил, что ему нужно делать, чтобы не попасть под церковные прещения, которые вскоре последовали, но писатель, я так понимаю, не был готов даже услышать это, он не за этим пришел. У него были свои мысли, вопросы, которые он хотел разъяснить.

Это все говорит о том, что Господь, даже если Ему молится какой-то святой старец, может Свою волю не открыть. Если бы это касалось самого старца – это один вопрос. А тут, получается, старец – посредник, и он сразу не знает, что Господь об этом человеке предусмотрел. Здесь действуют как минимум три разные воли: воля Божия, воля самого человека и еще воля старца. Поэтому бывает так, что Господь ничего не открывает.

– Как соотнести свободу человека и волю Божию?

– Это вообще философский вопрос. Многие философские системы даже внутри нашего православного исповедания бились над этим вопросом – как включить свободную человеческую волю в систему мировоззрения. Это очень непросто сделать. Гораздо легче принять позицию детерминизма для построения философской системы. А вот свободная человеческая воля как самостоятельно действующий фактор требует признания своего рода самоограничения Божества. То есть Господь Сам Себя в чем-то готов ограничить ради того, чтобы предоставить свободу действия нашей воле. Он это делает потому, что создал человека как Свой образ. У Бога есть свободная воля – Он наделил ею и человека. Но, к сожалению, человек не справился с этим даром, и теперь тот может привести его к погибели. Если человек сам будет упорствовать в неверии, нечестии, грехе, то Господь насильно не будет его спасать. Это тот случай, когда Господь предоставляет осуществиться греховной человеческой свободной воле.

Наверное, самый лучший ответ здесь состоит в словах молитвы, которые мы читаем, обращаясь к Пресвятой Богородице: «Не попущай, Пречистая, воли моей совершатися, не угодна бо есть». Мы сами просим, чтобы Божия Матерь нас в какой-то степени лишила нашей собственной воли, не давала ей осуществляться, потому что мы знаем, мы чувствуем, как это влечет нас к погибели, греху и злу. А если в нашей жизни совершается воля Божественная, это точно будет нам во благо. Хотя на первый взгляд это может нам показаться и не тем, чего мы хотели. А если мы делаем то, что сами хотим, к сожалению, это оказывается произволом и может нас приблизить к плохим вещам.

– Практический вопрос: если не знаешь, как поступить, что делать?

– Этот вопрос перед любым человеком стоял в жизни не раз и еще много раз встанет. Я бы хотел вспомнить, как советовал решать подобные затруднения наш покойный старец схиархимандрит Иона (Игнатенко). Он советовал бросать жребий. Он говорил так: положи три земных поклона и напиши записки (две или больше, если есть разные варианты, как поступить). Положи их, допустим, в шапку, перемешай, положи три земных поклона, попроси у Господа: «Да будет воля Твоя», достань записку. Что на ней будет – так и поступай.

На чем основан такой совет? На Священном Писании, Книга пророка Ионы. Началась буря, и моряки на корабле почувствовали, что в это время в этом месте не должно быть такого шторма, это что-то сверхъестественное. Они решили, что в том, что сейчас их ожидает гибель, виновен кто-то из команды. Тогда они бросают жребий, чтобы понять, на ком вина. Жребий пал на Иону. Посредством этого жребия Господь указал им настоящего виновника этого бедствия. Думаю, мы можем следовать совету отца Ионы.

– В некоторых православных книгах даже есть такой совет: можно открывать Священное Писание и читать или на той же странице, или до тех пор, пока не услышишь, что именно тебе Господь говорит, и таким образом узнаешь волю Божию. Насколько это допустимо?

– Здесь палка о двух концах. С одной стороны, мы можем вспомнить пример преподобного Нила Сорского, который именно так и поступал. В его произведениях написано: «Когда я не знаю, что мне делать, я беру Священное Писание и читаю его до тех пор, пока не найду ответ на свой вопрос». Если преподобный Нил поступал так, то и мы можем так поступать.

Но у некоторых людей это превращается в гадание по Библии. Они открывают, тыкают пальцем: куда попаду... Но попасть можно в абсолютно нейтральный текст; допустим, в Книге Чисел, или Левит, или просто в календарь чтения, как читаются паремии (у нас это все тоже в Библии есть). Преподобный Нил не уточняет, как он это делал, с какого места  начинал читать. Он просто говорил: «Беру Священное Писание и читаю». Может быть, он тоже открывал наугад, здесь нет уточнения. Но он в любом случае не ожидал, что, мол, куда попаду, это и будет воля Божия. Он с молитвой начинал чтение, и Господь ему что-то открывал. Не знаю, как долго ему приходилось читать, он этого не пишет. Надо просто с должным отношением к этому подходить. Библия – самая святая книга на земле. Поэтому нужно вначале помолиться Господу, чтобы Он открыл Свою волю. И действительно, можно открыть то, что Господь положит на сердце. И читать, пока что-то не прояснится.

– Следует ли искать старцев, чтобы узнать волю Божию о себе?

– Сегодня у нас большинство вопросов обоюдоострые. С одной стороны, если были святые духовные старцы, то почему бы их и не поискать? Мы не встречаем нигде в житийной литературе осуждения тех людей, которые приходили, например, к преподобному Серафиму Саровскому, за тридевять земель шли, из отдаленных губерний; к Амвросию Оптинскому; к Иоанну Кронштадтскому. Они знали, что это светильники веры, настоящие святые, и получали просимое по своей вере, Господь им открывал Свою волю через этих святых людей. Проблема в том, что сейчас уже нет таких святых старцев. Мы вступили в какую-то новую эпоху, когда…

– …«оскуде преподобные».

– Да, носители особых божественных дарований, в частности прозорливости, ушли в вечность. Я на протяжении своей жизни знал нескольких старцев, обладавших такими дарами. Все они уже упокоились. Из ныне живущих я не знаю ни одного такого человека, к которому можно было бы обратиться с вопросом, чтобы он открыл Божественную волю.

Ясное дело, как об этом пишут святые отцы, если у тебя достаточно веры, тебе ребенок может сказать Божественную волю. Но это немножко другой случай. А так, думаю, надо руководствоваться советом святителя Игнатия (Брянчанинова): мы живем в эпоху оскудения духоносных старцев, поэтому надо больше читать Священное Писание и творения святых отцов. У них мы тоже можем найти откровения Божественной воли.

– Какова роль внимания и вообще трезвения в познании воли Божией о себе, роль в этом трезвой христианской жизни?

– Я бы сказал, это два разных фактора. Внимание и трезвение – не совсем одно и то же. Когда мы говорим о внимании, это можно принять в смысле святоотеческом, аскетическом, а также и в обычном смысле слова. Господь на нашем жизненном пути оставляет определенные знаки, которые призваны нас вразумлять. Если мы будем внимательны вообще к своей жизни, не будем пропускать события мимо глаз и ушей, то порой, замечая некоторые вещи, мы можем получить очень большую пользу. Особенно мы можем себя избавить от проблем, от зла, если заранее почувствуем, что Господь нас о чем-то предупреждает.

Это чем-то похоже на дорожные знаки. Любой автомобилист, когда едет на машине, особенно в незнакомом городе (а бывает, даже и в знакомом), должен смотреть на знаки, потому что знаки тоже меняются периодически. Я восемь лет назад поворачивал на одном перекрестке (и так было можно), а тут меня останавливает полиция и говорит, что теперь нельзя, висит новый знак. «Да, его повесили вчера, но почему Вы не смотрели? Он же  висит в пределах видимости». Ты поступаешь рефлексивно, а этого делать не нужно. Поэтому и в жизни надо всякий раз быть внимательным. Каждый день нашей жизни нам открывает что-то новое для нашего спасения. Господь нам посылает такие события, людей, знания, обстоятельства, которые способны нас чем-то обогатить. Нужно все это воспринимать внимательно.

С другой стороны, трезвение – это именно состояние человеческого разума. Мы должны быть трезвомысленными, то есть не должно быть никакого опьянения, никакого экстатического состояния, никакого помрачения ума. Максимально трезво, ясно, спокойно мы должны созерцать течение своей жизни. Если мы достигаем такого состояния – как зеркало, тогда оно будет все точно отражать. Мы будем видеть отражение Божественной воли. А если будет смущение, волна, ясно, что мы ничего там не увидим.

– Какова роль молитвы и добрых дел в познании воли Божией?

– У апостола Иакова в его Соборном послании, 4-я глава, 2-й стих, написано: «Не имеете, потому что не просите». Если человек не обращается к Богу с молитвой, ни о чем не просит, многого поэтому и не получает. Ясно, что Господь знает, в чем мы нуждаемся, Он это знает лучше, чем мы сами. Но Он является для нас любящим Отцом. У нас с Ним личные отношения. Это не просто какой-то абсолют, какой-то суперкомпьютер, который где-то находится и производит какие-то операции, совершенно нейтральные по отношению к нам. Он относится к нам именно как к своим чадам. Поэтому если мы хотим что-то у Него попросить, мы должны просить это как у своего Небесного Отца. Соблюдая те условия, о которых мы раньше говорили, мы можем получить просимое и будем сами понимать, того ли мы просим, что нам на самом деле нужно.

Итак, молитва очень важна в познании Божественной воли. Мы должны прямо у Господа просить, чтобы Он нас вразумил, чтобы Он открыл нам Свою святую волю. Многие святые отцы именно так и поступали.

– Что еще может помочь нам в познании воли Божией?

– Есть очень интересная сторона вопроса, которая хорошо, доступно, понятно и убедительно раскрывается в творениях святителя Феофана Затворника. В частности, он пишет, что волю Божию можно познавать из обстоятельств нашей жизни. Из того, как они складываются, мы можем чувствовать, что это не случайное стечение обстоятельств. Если так произошло, значит, в этом есть Божественное промышление. И еще он добавляет: воля начальства. Начальства, как мы это видим из Священного Писания, из Послания апостола Павла, тоже поставлены от Бога. Если мы со смирением, послушанием, покорностью, добросовестно исполняем волеизъявление своего начальства и бываем чуткими, внимательными к его указаниям, мы можем через это познать Божественную волю. Более того, она через это может и осуществляться – через волю начальства. Это нам порой кажется противоречащим нашему волеизъявлению. Но бывает так, что воля Божия противоречит не только нашей воле, но и воле других людей. Они, действуя по отношению к нам, хотели добиться чего-то одного, своих собственных целей, а Господь сделал так, что произошло все совершенно по-другому – не так, как хотели мы, и не так, как хотели они, а именно так, как хотел Господь. Постепенно, не сразу, но для человека, который желает это уразуметь, панорама разворачивается и мозаика складывается.

– Что бы Вы посоветовали человеку, который сейчас стоит на пороге принятия важного решения, но не знает, как поступить, не знает, в чем воля Божия?

– Это муки выбора. Так бывает у человека, когда нужно принять решение, а оно не приходит. Наступает равновесие факторов, нет какого-то обстоятельства, которое явно могло бы перевесить чашу весов. Это проблема, но с ней человек должен справляться сам. Он должен молиться Господу, просить Божественной помощи. Но он не должен пытаться переложить ответственность на чужие плечи – на старца, или на духовника, или просто на священника. Я с этим сталкивался уже не раз. Люди приходят и задают такой вопрос (или обращаются с просьбой), из которого понятно, что цель их состоит именно в этом – снять ответственность с себя и переложить ее на меня. Всякий раз в таких случаях я людям отказываю и говорю: «Извините, но Вы должны сами определиться и понять, что Вы хотите. Если я Вам посоветую что-то, а Вы потом будете разочарованы результатом, будете говорить, что у Вас судьба поломана, потому что священник Вам не то посоветовал, это будет урон не только для меня, но больше для Вас. Если Вы ошибетесь сами, Вы будете знать, что поступили так, как хотели сами. Во всяком случае, это было Ваше собственное решение». Поэтому надо уметь и помолиться Господу от всего сердца, но и взять иногда на самого себя некоторый груз ответственности.

Ведущий протоиерей Андрей Гавриленко

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать