Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Монахиня Сергия (Харламова), настоятельница Михайло-Архангельского подворья:
– Село Лазарево – это родовое поместье известных дворян. Они в XVI–XVII веках носили фамилию Осорьины, а потом она трансформировалась в фамилию Осоргины (известная фамилия среди православного народа). Лазарево – это родовое поместье мужа праведной Иулиании – Георгия Осорьина.
В девичестве Иулиания носила фамилию Недюрева. Она родилась в городе Плосне в семье дворян Иустина и Стефаниды. В шесть лет девочка осталась сиротой, и ее забрала к себе в Муром бабушка, которая скончалась, когда Иулиании исполнилось двенадцать.
Монахиня Сергия:
– Иулиания воспитывалась в доме своей тетки. С детства она имела монашеское прилежание, и, наверное, сложись ее жизнь по-другому, она бы и стремилась к такому уединенному жительству. Но поскольку она жила в чужой семье, ее выдали замуж традиционно за местного дворянина, которому она приглянулась, потому что, как свидетельствует житие, она была кроткая, смиренная и молчаливая.
Пока муж нес цареву службу в Астрахани, на южной границе государства, Иулиания жила в доме с его родителями, управляла домашним хозяйством и воспитывала детей. Но семейные заботы не прервали ее духовного подвига и дел благотворительности: по ночам она молилась за людей, а днем заботилась о вдовах и сиротах.
Монахиня Сергия:
– Свекор со свекровью к ней относились с большой любовью. Когда она оказывала свои дела милосердия, которыми прославилась (кормила нищих, отправляла деньги на погребение странников), она брала средства из семейной казны, потому что была подчинена свекру и свекрови, которые хозяйствовали в имении, пока были живы. Она им говорила, что у нее много детей и она их кормит, ей хочется много... Те радовались, что их милая и замечательная невестка имеет потребность в еде, давали ей неограниченно из амбаров, а она творила милостыню.
Иулиания прожила с мужем в согласии и любви много лет, родила десятерых сыновей и трех дочерей. Два ее сына ушли из жизни трагически: один был убит на охоте, другой – на службе. После этих событий Иулиания хотела уйти в монастырь, но ее супруг Георгий Осорьин не дал своего согласия на этот шаг, сказав, что сначала надо воспитать других детей.
Монахиня Сергия:
– Единственная их дочка, выросшая до сознательного возраста, была прославлена в чине преподобных. То есть дочь реализовала желание матери оказаться в монастыре.
О событиях в жизни святой мы знаем благодаря ее сыну. Дружина Осорьин составил жизнеописание своей святой матери Иулиании, из которого мы и знаем самый главный ее подвиг.
Монахиня Сергия:
– В России во время царствования Бориса Годунова случается страшный голод: не повезло с погодой – и три года выдались неурожайными. Заканчивалась мука в амбарах, падала скотина. То же самое происходило и в семье Иулиании. Что делали дворяне в это время? Они свою дворню выгоняли на улицу, но вольную не давали; мол, идите и кормитесь как хотите. Иулиания тоже собрала всех своих слуг, отпустила тех, кто пожелал, но многие остались с ней. Из последних запасов она стала делать необычайные хлебы: в муку благословила добавлять кору деревьев и траву. Казалось бы, по человеческому разумению такие хлебы должны быть не очень вкусными. Но люди, которые приходили и получали этот хлеб, говорили соседям (которые спрашивали: «Что вы ходите к этой вдове? Она и без вас голодает»), что ничего слаще этого хлеба в своей жизни не ели. Вот так Господь претворял горький хлеб в сладкий ради такого подвига Иулиании. Она претерпела множество лишений в конце жизни, неурожайные голодные годы 1601–1603 были для Руси самые страшные. Скончалась она в 1604 году в нижегородских пределах, в селе Вочнево, но завещала похоронить ее в Лазареве.
Всю жизнь Иулиания забывала себя ради других, держала строгий пост, молилась дома и в храме, любила Бога и ближних. Но перед кончиной с грустью призналась: не удостоилась я ангельского чина.
Монахиня Сергия:
– Вот с таким смирением она отошла ко Господу. Ее привезли в Лазарево, похоронили. Через десять лет стали копать могилу, где был семейный склеп, чтобы захоронить одного из ее сыновей, который скончался; тогда и обнаружился гроб, полный благовонного масла, и нетленные мощи. Люди, увидев такое знамение Божие, подняли мощи. С тех пор на левом клиросе так они и находятся (сначала были в деревянном храме, потом их переставили в каменный).
Храм, который здесь стоял с XV до конца XVIII века, был посвящен святому праведному Лазарю, другу Христову. Через несколько лет после того, как скончалась Иулиания, родственники поставили над могилой ее, ее мужа и двух старших сыновей придел, который был освящен в честь Архангела Михаила. В конце XVIII века, когда деревянная церковь обветшала и поставили каменный храм, в котором мы сейчас находимся, главный престол освятили в честь Архангела Михаила, а приделы были освящены в честь праведного Лазаря и святителя Николая.
Сейчас мы находимся в приделе Николая Чудотворца, где в данный момент идет роспись стен. А вообще важно отметить, что святитель Николай имел большое значение в жизни святой Иулиании Лазаревской – укреплял ее в трудностях и жизненных испытаниях. Иконописцы из Палеха по просьбе сестер написали образ «Явление святителя Николая праведной Иулиании». В одну из тяжелых минут Иулиания стала на молитву, бесы же навели на ее душу ужас, обещали погубить, если она не оставит своих добрых дел. Святая взмолилась Богоматери и Николаю Чудотворцу, и угодник Божий явился и разогнал врагов, а после благословил Иулианию. Этот сюжет можно увидеть и на раке, в которой почивают мощи святой Иулиании. Рака была сделана местными купцами в 1889 году.
Монахиня Сергия:
– Иулианию в муромских пределах очень почитали. Матери даже благословляли иконой святой праведной Иулиании дочерей, когда те выходили замуж. Было множество служб, ей посвященных, были многочисленные и довольно длинные крестные ходы. То есть память Иулиании тщательно сохранялась.
Древний род Осоргиных даровал миру святых, Христовых мучеников, священников и монахов.
Монахиня Сергия:
– Такое впечатление, что вместе с эмиграцией после семнадцатого года ушло и почитание Иулиании. Ее потомки до сих пор живы, живут во Франции, в Америке. Даже есть монастырь в честь праведной Иулиании в Америке.
В 2004 году исполнилось 400 лет со дня преставления святой, и тогда Михайло-Архангельский храм был передан епархии. Мощи же после революции были отданы в Краеведческий музей, а потом их вернули верующим, и они находились в Муроме в Николо-Набережном храме. В то время в Лазареве от четверика церкви оставался лишь остов.
Монахиня Сергия:
– Мы принялись за восстановление этого храма, вначале даже не предполагая, что все получится. Мы рассчитывали, что в Никольском приделе будут идти службы, а здесь восстановление затянется на десятилетие. Но, наверное, иначе судила Иулиания. В 2011 году мы сюда приехали, владыка Евлогий вошел в этот храм: здесь было все разрушено... В общем, традиционный вид для начала 90-х. Владыка сказал, что это место праведной Иулиании и нужно восстановить храм. Мы удивились. Но, наверное, все-таки было ее непосредственное желание вернуться в это имение, где прошла практически вся ее жизнь. Откуда ни возьмись вдруг стали появляться люди, которые жертвовали на храм, и храм восстановили.
В 2014 году, в день 400-летия обретения мощей святой, крестным ходом святыня вернулась в Лазарево. После этого сюда стали приезжать и паломники.
Монахиня Сергия:
– В наши дни приезжают подвижники, которые узнают об этой святой. Некоторые находят этот храм, где ее мощи, приезжают и молятся о благополучии семьи, потому что сама Иулиания была многодетной матерью, у нее было 13 детей. Молятся о здоровье детей, чтобы все с ними было хорошо. Еще, оказывается, некоторые папы хотят не только сыновей, но и дочек, а они не рождаются. Тогда приезжают сюда молиться, чтобы родилась дочка. У нас уже было несколько таких случаев, когда на следующий год после молитвы привозили дочку – маленькую Иулиану, прикладывали к мощам.
«Жалостливая матушка» – так паломники прошлых столетий называли праведную Иулианию. Кто-то скажет, что таких женщин, тонко чувствующих беду другого, в средневековой Руси было немало. И будет прав.
Монахиня Сергия:
– Василий Осипович Ключевский в книге «Добрые люди Древней Руси» первый рассказ посвятил ей, а в конце написал: «А сколько таких Иулианий было по всей Руси!» Это свидетельство того, что таких подвижниц было множество.
История говорит, что сын, потрясенный нетленными мощами своей матери, стал собирать сведения о ней от живущих тогда людей, которые ее помнили, и создалось такое житие, которое историки считают не столько агиографической литературой, сколько историческим источником. Сохраняется и почитание этой святой, потому что жители Мурома и окрестностей очень трогательно и не прерываясь ей молились.
Было разное отношение к ее канонизации. Она действительно выбивается из понятия женщины-дворянки того времени. Например, своих слуг она называла по именам, а это было немыслимо для тех времен. Пока крепостное право жило, гражданские и церковные власти очень настороженно относились к тому, чтобы почитать ее. А народ, вопреки всему, на протяжении всех этих веков молился этой святой и получал помощь. Поэтому слава о ней, ее подвиге дошла до наших дней.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!