По святым местам. По дорогам Плесецкой епархии

10 мая 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Съемки нашей программы - это постоянная дорога: на самолете, поезде, машине или пешком. Преодолевая расстояния в несколько сотен или тысяч километров, мы спешим рассказать зрителям о самых удаленных от больших городов монастырях и храмах. Или, наоборот, едем в краевые или областные центры, чтобы удивить всех красотой и величиной соборов и святых обителей. Об одной из наших дорог - эта программа.

Епископ Плесецкий и Каргопольский Александр:

– Всегда всё решают кадры, как бы банально это ни звучало.

В Плесецкой епархии каждый сотрудник на вес золота, а также выполняет немало послушаний. Вот и водителем для себя стал сам архипастырь. Знакомьтесь: епископ Плесецкий и Каргопольский Александр, глава кафедры и проводник нашей съемочной группы по дорогам Русского Севера. С владыкой мы объехали земли Плесецкой епархии (не все, конечно, потому что уж очень большая у епархии территория).

Епископ Плесецкий и Каргопольский Александр:

– Общая площадь епархии 74 000 км². Это можно сравнить с несколькими европейскими государствами. Например, Онежский район, в котором я вчера был, по площади равняется всему Израилю, а Плесецкий район, в котором мы сейчас с вами находимся,  по площади примерно такой же, как Крым.

Быть за рулем владыке привычно – в свое время архипастырь выполнял послушание эконома Тихвинского монастыря, что рядом с Санкт-Петербургом.

Епископ Плесецкий и Каргопольский Александр:

– Опять же, допустим, статус духовного лица не подразумевает дорогой модели, это остается актуальным не только у нас, но, думаю, во многих епархиях… Мы сейчас заправимся.

Пока мы заправляемся, хочу напомнить, где же находится Плесецкая епархия. Выделенная из состава Архангельской митрополии, она охватывает собой один из самых живописных уголков Русского Севера. Так,  бόльшую часть епархии занимает Кенозерский национальный парк. Три четверти его покрыты тайгой. Здесь, среди дремучих лесов, гармонично существуют человек и природа: 300 озер и рек, 66 видов растений и животных, включенных в Красную Книгу, в парке сохранилось более 40 старинных храмов прошлых веков и множество других памятников архитектуры. Был там даже и монастырь. 

Епископ Плесецкий и Каргопольский Александр:

– Монастырь Кирилла Челмогорского  полностью стерт с лица земли, и только на месте этого монастыря и центрального храма стоит крест. Мы к нему совершаем паломничество в день памяти преподобного Кирилла Челмогорского.

Как мы уже сказали, штат епархии, несмотря на большие территории, совсем небольшой.

Епископ Плесецкий и Каргопольский Александр:

– У меня всего четыре иподиакона, есть еще ребята, которые помогают во время моих архиерейских богослужений, но они еще младше (кто-то в начальных классах школы учится, кто-то еще даже в школу не ходит, но уже помогает). Уже какие-то цифры появились. Когда цифры называются, действительно разговор становится какими-то конкретным. Духовенства у нас на сегодняшний день – 19 человек, есть и иеромонахи, окормляющие приходы, которые бы не смогли прокормить семейного священника. В эту поездку вряд ли у нас получится посетить Кожеозерский Богоявленский монастырь на Кожострове. В переводе с финно-угорского это «камень» (то есть «каменное озеро»), и река  называется – Кожа. Ну и монастырь Кожеозерский, соответственно. Это отдаленный монастырь. Когда прибываешь туда, особенные ощущения, они сравнимы с ощущениями, когда бываешь на Афоне. Может быть, из-за того, что полуостров  с маленьким узким перешейком и вокруг почти на 360º  вода. Зимой добираемся туда на снегоходе по замерзшим болотам и другим замерзшим водным преградам, а летом сложно, но можно добраться – такой православный паломнический экстрим. 

Самый удаленный и труднодоступный монастырь – так называют святую обитель на Кожозере; его основали в XVI веке преподобные Нифонт и Серапион. Чтобы туда добраться, надо доехать на поезде до станции Нименьга, потом на попутном лесовозе 80 километров до лесной тропы, ведущей в монастырь, а затем преодолеть 30 километров пешком. Но отправляться в эту дорогу можно лишь с конца мая по август, когда высохнет болото. Хотя самостоятельно решаться на такое паломничество рискованно, лучше предупредить монастырь о своих намерениях, ведь условия Кожеозерской обители суровые.

Епископ Плесецкий и Каргопольский Александр:

– В этом есть своя радость для паломника – добраться в такой монастырь. Там, конечно (вернусь к моей аналогии с Афоном), тоже нет электричества, хочу попытаться там совершать ночные богослужения по афонскому уставу, чтобы в световой день трудиться максимально на послушаниях, как это и на Афоне. Думаю, получится. То есть там сама природа диктует такой устав. Мне кажется, он там до революции и был.

В Плесецкой епархии было еще немало монастырей, но они до наших дней не сохранились. Заглянем, например, в Каргополь – там до революции на площади  примерно в 13 км² разместились два монастыря и 22 церкви.

Епископ Плесецкий и Каргопольский Александр:

– Это купеческий город, он на год старше Москвы. Купцы имели эксклюзивное право на торговлю солью, а тогда это было все равно что золото. Поэтому купцы имели возможность строить храмы. Строили на самом деле каменный летний храм. Топить его было сложно, потому что он большой, поэтому только летом там проводили службы. А рядом ставили деревянный поменьше и снабжали его печью, он был зимним. Благодаря движению «Общее дело» (наверное, многие знают об этом движении) очень много храмов на нашей территории (в нашей епархии, в частности) и вообще в Архангельской митрополии более-менее хорошо сохранились.

Многие населенные пункты на Русском Севере находятся вдали от федеральных трасс и даже мало-мальски пригодных дорог. И северным деревням и поселкам в глубинке лет намного больше, чем хорошо известным крупным городам. Священники здесь окормляют сразу несколько населенных пунктов.

Епископ Плесецкий и Каргопольский Александр:

– Если даже поедут окормлять свое благочиние, то потратят один день на одну деревню. А по-другому и не получится, потому что из одной деревни добраться до другой – это  несколько дней потратить. Поэтому общину я призывал к тому, чтобы люди вместе собирались по воскресным дням; если даже нет священника – вместе молились бы, читали акафист, помянник, который в Псалтири есть, читали Псалтирь. И, читая помянник, молились и за батюшку, который, может быть, в этот момент к ним добирается, за нашего Патриарха, за родственников  ближних и дальних и за себя. А там, где двое или трое во имя Мое, говорит Господь, там и Я посреди них.

Но несмотря на то, что до Архангельской глубинки добраться не просто, именно там можно встретить людей с северным характером.

Епископ Плесецкий и Каргопольский Александр:

– Причем чем ближе к морю, тем больше этих северных поморских черт сохранили люди. Поморы вообще люди внимательные ко всему новому, и вот я-то в их среде нечто такое вообще новое и неизвестное (кто такой епископ, в принципе, тоже не все знают). С одной стороны, интерес, а с другой – немножко  наблюдение со стороны: кто таков? Взгляд не сказать, что с недоверием, но изучающий: так, посмотрим, послушаем, что ты нам скажешь. Взгляд у всех достаточно внимательный, но открытый. То есть тебя готовы слушать, воспринимать.

Чем дальше от моря, тем больше такого, скажем, более русского и привычного (может быть, с новгородцами пришедшего сюда), но опять же все всегда подчеркивают: крепостного права у нас не было, мы свободные и никогда не были закрепощены.

Эта свобода проявляется и в архитектуре церквей.

Епископ Плесецкий и Каргопольский Александр:

– Они вроде бы, с одной стороны, и похожи, а с другой – рядом стоят храмы  очень разные и по настроению, и по размерам, по другим каким-то особенностям. Видно, что люди трудились с душой и полетом фантазии.

Храмы Плесецкой и Каргопольской епархии действительно не похожи друг на друга. Есть здесь и старинные церкви XVI века, сделанные из камня, а есть и образцы деревянного зодчества, созданные уже в наше время. 

Епископ Плесецкий и Каргопольский Александр:

– Насквозь мою епархию пронизывает река Онега, и я задумался, какой бы транспорт иметь. На просторах Интернета нашел вездеход с большими колесами низкого давления  (Sherp) – у него положительная плавучесть, он везде проходит... Воля Божия через людей совершается. Может быть, внушит Господь кому-то, имеющему возможность, помочь...

Плесецкой епархии только два года, и этот возраст как нельзя лучше подходит для того, чтобы строить планы и прокладывать новые пути. Так, совсем недавно епархии передали здание, которое до революции было духовным училищем.

Епископ Плесецкий и Каргопольский Александр:

– И спрашивают меня: а как Вы хотите его использовать? А я думаю, надо делать культурно-просветительский молодежный центр. Нижнюю и верхнюю возрастные границы не будем определять – пусть человек сам определит, относит себя к молодежи или нет.

Границы молодости – вопрос, конечно, дискуссионный, но православная вера дает возможность оставаться юным душой всегда, быть сильными, молодыми и радостными людьми, способными изменить самих себя и принести в этот мир как можно больше добра и любви.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 26 апреля: 23:45
  • Суббота, 27 апреля: 06:15
  • Суббота, 27 апреля: 07:45

Анонс ближайшего выпуска

Покровский храм Камня-на-Оби начал свою историю в конце 40-х годов прошлого века. Тогда это был один из немногих православных храмов Алтая. В церкви находится святыня - образ святителя Николая Чудотворца. Эта икона рубленая: один богоборец ударил ее несколько раз топором. А еще эта икона чудотворная, по молитвам перед ней совершались исцеления.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать