Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Здравствуйте, уважаемые телезрители! Программа «По святым местам» вновь в Калининграде. В 2003 году здесь был заложен храм, посвященный крестителю русских земель – святому равноапостольному князю Владимиру. Об этой церкви, а также о том, как православие пришло на берега Балтики, наш сегодняшний рассказ.
Этот самолет встречает всех на въезде в Чкаловск – именно так называется поселок, куда прибыла программа «По святым местам». И хотя от самого Калининграда мы немного отъехали, находимся пока еще в городской черте. Здесь расположен военный аэродром – грозные истребители взмывают ввысь в небо. Этим ранним и свежим утром мы тоже поднимемся на высоту – прямо под купол Владимирского храма.
Протоиерей Владимир Максимов, настоятель храма в честь святого князя Владимира:
– В тот момент, когда мы осознали, что у местной православной общины созрела насущная необходимость иметь свой храм, заняться его строительством, городской администрацией было предложено несколько участков на выбор, и именно это место было выбрано нашим священноначалием.
Место, которое выбрал Святейший Патриарх Кирилл, а тогда глава епархии, оказалось неслучайным.
Протоиерей Владимир Максимов:
– Тогда в моде был ностальгирующий туризм бывших жителей Восточной Пруссии, которые часто посещали места, где они проживали в детстве. И бывшие жители поселка Танненвальде (так назывался Чкаловск), чистокровные немцы, приехав сюда, с радостью обнаружили, что почти на том же самом месте, где когда-то была их любимая кирха (пусть протестантская, но все-таки Божий храм), строится православный христианский храм. Для них это было очень приятно.
Танненвальде – так до 1948 года назывался Чкаловск. В переводе это значит «еловый лес», и вырос еловый лес из помещичьей усадьбы. Танненвальдской церкви не повезло уже после войны: краеведы говорят, что в 1968 году чкаловские школьники устроили там пожар – церковь сгорела практически дотла. Тогда здесь был установлен мемориал павшим воинам, именно рядом с ним было решено строить церковь.
Протоиерей Владимир Максимов:
– Освящение закладного камня и креста на месте строительства произошло в июне 2003 года. В 2004 году был готов проект, а в 2005-м начались строительные работы, которые завершились в 2010 году. Святейший Патриарх Кирилл приезжал сюда 1 октября 2010 года и уже увидел результат того, что только намечалось в 2003-м. Икона, которая находится здесь с правой стороны, была тогда подарена нам Святейшим Патриархом. Сейчас, как видите, выполняется настенная иконопись.
Пока мы видим расписанный барабан, уже готова часть алтаря, но в основном взору паломников и прихожан предстают белые своды. Согласитесь, в них тоже есть своя особая красота. А вообще, заметим, что роспись церкви делается на века, значит, процесс этот не быстрый, ответственный и кропотливый.
Сергей Васильевич Томилов, художник:
– Я получил классическое образование, начал заниматься этим по вере в Бога, хотел прикоснуться к этому, самостоятельно изучил иконописную традицию, и в частности, византийскую XIV века. Моя главная задача – создать единое пространство, которое потом постепенно наполняется теми или иными персонажами. И когда я уже перехожу непосредственно к изображению святых, то, зная характер того или иного библейского героя по Писанию, стараюсь включать это в его видимый образ. И так как в прошлом я портретист, то мне это всегда интересно, именно то, что святые не одинаковые, но каждый немного отличается от другого в силу своего характера или еще чего-то. Работу свою расцениваю отчасти как служение – куда Господь направит, там и тружусь.
Церковь во владимиро-суздальском стиле напоминает храм Покрова на Нерли.
Протоиерей Владимир Максимов:
– За период, который историки и культурологи называют домонгольским, на российской почве были усвоены какие-то основы православного храмового зодчества, пришедшие из Византии и внесшие некоторые свои черты в храмовую архитектуру времен Владимирской Руси. Это неповторимое соединение византийской основы со специфическими чертами древнерусской архитектуры XI – начала XIII века было взято за основу при строительстве данного храма.
Святого князя Владимира, небесного покровителя храма, называют равноапостольным, ведь он стал продолжателем дел учеников Христа и крестил Русь. Примерно в то же время этих мест достигла первая евангельская проповедь. В X–XI веках на эти земли приходили первые миссионеры-христиане. Двигаясь через Европу, они несли слово Божье местным народам, которые тогда были язычниками. А уже в наше время этот край вновь стал местом проповеди: Калининградскую епархию можно назвать большим миссионерским проектом.
Протоиерей Владимир Максимов:
– Есть специфика Калининградской области, бывшей Восточной Пруссии, – эта земля досталась как трофей Советскому Союзу и, как преемнице, теперешней России. В советских газетах до середины 80-х годов даже не без некоторого бахвальства писали, что Калининградская область – это самая атеистическая область в Советском Союзе. Время тогда в этом отношении было непростое, и получилось так, что здесь не было практически ни одного храма. Во весь период с 1945 по 1985 год, то есть в течение 40 лет, здесь не было ни одного священника, и, к сожалению, для жителей Калининградской области в те годы было нормальным, когда, для того чтобы окрестить ребенка или отпеть усопшего, нужно было ехать или в соседнюю Литву, Белоруссию, или еще куда-то в России – такая была ситуация. И вот в 1985–1986 годах здесь появились первые священники.
То, что здесь появились священники, – непосредственная заслуга и забота нынешнего Святейшего Патриарха Кирилла, который был тогда здесь правящим архиереем. Благодаря такому миссионерскому, можно сказать, подвигу первых священников, которые, по благословению владыки Кирилла, приехали сюда в середине 80-х годов XX столетия, здесь, если так можно выразиться, было сплошное миссионерство. Люди с удивлением смотрели на первых священников, выходивших на калининградском вокзале из поезда. Для них это было диво дивное: до этого они видели батюшек только в кино. К сожалению, здесь такое было место. Представьте, что в самую первую здесь Пасху, во время пасхального крестного хода на Пасхальной заутрене, священник обращается к собравшимся людям с приветствием: «Христос воскресе!», и в ответ несколько секунд длится тягостная тишина. Лишь потом кто-то сообразил, что же нужно ответить, настолько народ здесь был отучен от каких-то христианских традиций, элементарных вещей.
Но эта ситуация очень быстро исправилась. Достаточно сказать, что первые несколько лет в конце 80-х – начале 90-х годов XX века в нескольких калининградских храмах – их было немного, может быть один-два или три, все развивалось постепенно, – каждый день совершалось таинство Крещения, и люди крестились сотнями. То есть можно сказать, что вся Калининградская область – это такой уникальный миссионерский проект. И за этот небольшой период возникла полноценная епархия Русской Православной Церкви.
В этом храме, как в капле росы, отражается большая часть православного мира. Над внешним и внутренним убранством церкви трудились специалисты из Западной Украины, с Южного Урала, Курска, Валаама, а материал доставляли даже со Святой Земли и из Греции.
Протоиерей Владимир Максимов:
– К его созданию причастны различные люди, родившиеся не только в разных уголках нашей страны, но и всего мира. И здесь присутствуют даже материальные свидетельства вселенскости православия. Например, иконостас, который мы видим, изготовлен в Греции, в городе Салоники. Пол выполнен из натурального камня, который привезли из города Вифлеема, места, где родился Христос. Это тоже отдельная история: группа прихожан нашего храма была в паломнической поездке, и среди них были люди, которые имели определенный административный материальный ресурс. Они поинтересовались, сколько будет стоить покупка и перевозка такого количества камня, который нужен для того, чтобы сделать здесь такой вот пол. Это была не самоцель, это было некое движение души – стремление создать некий символ. Вот представьте: вы входите в храм, а под ногами – в буквальном смысле святая земля, то есть частичка той самой земли, по которой, может быть, когда-то ступала нога Христа.
Строительством кровли храма занимались мастера из Челябинской области, мастера с Урала, то есть мастера из разных уголков, разных стран. Здесь вы видите деревянные стасидии, скамеечки, кивоты, сделанные на Западной Украине, кстати говоря, уже после того, как начались осложнения во взаимоотношениях России и Украины. Это было подтверждением того, что православная культура всеобъемлющая, что наши духовные корни – нечто находящееся вне влияния каких-то политических перипетий, случайных или временных явлений.
С правой стороны на аналое находится изображение святого равноапостольного князя Владимира – икона, которую мы всегда выносим во время крестного хода на богослужении в престольный праздник, день памяти святого равноапостольного князя Владимира. Мне самому эта икона очень нравится, мне кажется, она выполнена не совсем обычно: в каком-то смысле отражает дух, колорит эпохи князя Владимира.
Была простая идея о том, что нужно совершать таинство Крещения так, чтобы была возможность одновременно совершать богослужения в большом храме. То есть был построен специальный маленький храмик, предназначенный для крещения и оформленный соответствующим образом.
Красивое здание со стеклянными перегородками – крестильный храм. Церковь находится в приходском доме и посвящена Иоанну Предтече.
Когда говорят «спальный район» – а Чкаловск является спальным районом Калининграда, – подразумевается, что жизнь в таких местах тихая, неторопливая и ехать сюда специально вроде бы и не стоит. Но прийти во Владимирский храм нужно, чтобы прикоснуться к камням, привезенным со Святой Земли, поднять глаза наверх и встретиться с ликом Христа, восхититься аккуратностью форм. Хотя вы же понимаете, что все внешнее, пусть и очень важное, не самое главное. А главное то, что на Калининградской земле, где более сорока лет не действовали храмы, строятся такие чудесные церкви и в них звучит молитва.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Покровский храм Камня-на-Оби начал свою историю в конце 40-х годов прошлого века. Тогда это был один из немногих православных храмов Алтая. В церкви находится святыня - образ святителя Николая Чудотворца. Эта икона рубленая: один богоборец ударил ее несколько раз топором. А еще эта икона чудотворная, по молитвам перед ней совершались исцеления.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
Красноярск. Фотоконкурс «Пасха в Сибири»
Заречный. Набор в православную школу
Нижний Тагил. Конкурс «Буквица Красна-2024»
Санкт-Петербург. Пасхальный тренинг
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!