Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«У нас ведь морозы-то живут на двести пятьдесят да на триста градусов; ну, всякой разговор на улице и мерзнет да льдинками на снег ложится» – это слова известного архангельского сказочника Степана Писахова. А программа «По святым местам» приехала в столицу Поморья. И здесь, в Архангельске, нас ждали сразу два кафедральных собора. Старинный храм XIX века и новый, который еще находится в процессе строительства.
Митрополит Даниил, Архангельский и Холмогорский:
– С чего начинать? Есть два варианта. Первый вариант – сразу делать большой храм; как некоторые подсказывают – красиво его сделать, все придут, Патриарх приедет, освятит… А я по другому пути пошел…
Ну а мы, уважаемые зрители, пока начнем знакомиться с самим городом. Начало Архангельску положил монастырь, основанный еще в XII веке на берегу реки Северная Двина на мысе Пур-Наволок.
Митрополит Даниил:
– Так всегда было: строили монастыри, приходили на это место монахи, потом приходили миряне, начинали обживать, и таким образом появлялись целые поселения, как у нас Сергиев Посад.
На месте, где был построен монастырь, сейчас находится другое здание – Гостиный двор. Дело в том, что еще в XVI столетии в Архангельске стала бурно развиваться торговля, сюда на кораблях приплывали англичане и голландцы. Рядом с монастырем строятся дома, крепость, торговые ряды – такое соседство не обещало святой обители ничего хорошего. И вот после пожара 1636 года святую обитель перенесли чуть дальше вверх по течению Двины. Но небесным покровителем города и своим названием город остался обязан монастырю. К сожалению, сейчас от монастырских храмов остались только черно-белые фотографии да хроника 1918 года. В 1925-м монастырь закрыли, а позже уничтожили. А в 30-е годы те храмы, что не были разрушены, стали переходить обновленческому духовенству, и только некоторые кладбищенские церкви продолжали подчиняться Православной Церкви.
Ильинское кладбище появилось в Архангельске в конце XVIII века и находилось за городской чертой. Здесь же был возведен и деревянный Преображенский храм, но 11 августа 1806 года молния попадает в этот храм, и пожар полностью уничтожает здание. Уже позже, помня об этой трагедии, архангельский купец Иаков Петрович Никонов возводит на этом месте храм с престолами, которые посвящены пророкам Божиим – Илии и Елисею. Так кладбище и стало Ильинским, а уже в 1944 году именно сюда, в храм пророка Божия Илии, и была перенесена кафедра правящего архиерея.
Собор построен в стиле барокко, который крайне редко можно встретить на Севере. С момента своего существования храм много раз подвергался капитальному ремонту, поэтому от первоначального убранства практически ничего не сохранилось. Однако иконы, малый Скорбященский иконостас, сооруженный в 1845 году, а также главный Ильинский иконостас 1893 года постройки, несомненно, представляют собой прекрасные образцы барочного стиля.
Традиционно жители столицы Поморья считают своим небесным покровителем Архистратига Михаила. Архангел Михаил в Писании именуется князем, вождем воинства Господня и изображается как главный борец против всякого беззакония.
Митрополит Даниил:
– Именно на этом месте тяжелого насилия, конечно, только такие великие святые могут поддерживать людей, чтобы те выдержали. На самом деле здесь выжить очень трудно.
В 2005 году Святейший патриарх Алексий II благословил строительство в Архангельске нового кафедрального собора в честь Архистратига Божия Михаила.
Дмитрий Станиславович Яскорский, главный архитектор храма:
– Ведется с 2008 года это строительство, сейчас основные работы сосредоточены на внутреннем убранстве собора и оснащении его инженерными коммуникациями, инженерными системами.
Строительство собора ведется уже более десяти лет.
Дмитрий Станиславович Яскорский:
– Само здание собора, его основная строительная часть завершена, смонтированы все системы жизнеобеспечения: вентиляция, водопровод, канализация. Третий год уже собор имеет систему центрального отопления, поэтому у нас в соборе тепло, и это позволяет вести все необходимые отделочные работы.
Согласно окончательному варианту проекта новый храм должен вмещать до 3 000 человек. Высота здания – 64,5 метра.
Дмитрий Станиславович Яскорский:
– Собор – большой многофункциональный комплекс, и, конечно, здесь необходимо было (как для кафедрального собора) предусмотреть большое количество помещений, различных по своей функции, но главная его составляющая – это храмы внутри собора. В соборе три храма с общим количеством приделов – пять. В главном храме, где мы сейчас с вами находимся, будет три придела (два боковых и один центральный), и на первом этаже есть еще один храм – нижний – для будничных, повседневных служб; и особый храм для крещения – крестильный.
Но несмотря на то, что собор очень большой, здесь удалось сохранить прекрасную акустику. В планах также устроить в соборе и детскую комнату.
Дмитрий Станиславович Яскорский:
– Помещение, где родители могут остаться вместе с ребенком, успокоить его, но при этом не уходить со службы, и это замечательно, на мой взгляд.
Спустимся на нижний ярус собора. Здесь строительные работы практически завершены. И главное, что уже совершается молитва.
Митрополит Даниил:
– Мы начали молитвы, когда у нас были где-то трехметровые стены, а больше ничего не было. И мы уже под солнцем начали совершать первые наши молитвы здесь; таким образом, намоленность продолжается. На Руси всегда было для храма важно: первое – построить его, второе – освятить, третье (самое тяжелое) – намолить.
Собор снаружи облицован белым мрамором и темно-коричневым гранитом. Храм продолжает традиции архангельского зодчества, а еще в нем чувствуется преемственность с тем кафедральным собором, что стоял в Архангельске до революции. В течение двух веков духовным центром Архангельска был Свято-Троицкий кафедральный собор. Говорят, что даже место для его строительства указал сам Петр I, когда был в этом городе, но после революции храм закрыли, а в 1931-м полностью уничтожили. Сейчас на месте храма стоит театр.
Но удивительно другое: несмотря на то, что город после революции остался и без Троицкого собора, и без Михаило-Архангельского монастыря, название города горожане не позволили изменить.
Митрополит Даниил:
– Когда пришла советская власть, решили, что это название – Архангельск – неправильное. «Мы найдем более достойное название этому городу». Ну, конечно, пришли такие люди – советская власть ставила высокие задачи и их решала. Была поставлена задача – и придумали... Лесопильск. Люди тут живут отсталые, конечно, они не поняли; подумали, что это юмор, и всячески противились… В общем, не получилось, Архангельск остался. Это же наш Лос-Анджелес русский.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Покровский храм Камня-на-Оби начал свою историю в конце 40-х годов прошлого века. Тогда это был один из немногих православных храмов Алтая. В церкви находится святыня - образ святителя Николая Чудотворца. Эта икона рубленая: один богоборец ударил ее несколько раз топором. А еще эта икона чудотворная, по молитвам перед ней совершались исцеления.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
Красноярск. Фотоконкурс «Пасха в Сибири»
Заречный. Набор в православную школу
Нижний Тагил. Конкурс «Буквица Красна-2024»
Санкт-Петербург. Пасхальный тренинг
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!