Плод веры. Доцент кафедры психологии Российского Православного Университета Надежда Храмова. Часть 3

31 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

О внедрении предмета «Основы православной культуры и светской этики» в школах, о роли старчества и воздействии СМИ на человека рассказывает Надежда Храмова, доцент кафедры психологии Российского православного университета.

– Хотелось бы начать третью часть нашей беседы с Вашей цитаты, на мой взгляд довольно неожиданной. Вы пишете, что «педагогическая деятельность только тогда имеет устойчивое основание, когда в своем содержании решает проблему жизни и смерти». Это очень сильное утверждение, обоснуйте.

– Православная педагогика всегда основывается на спасении человека, которое относится к экзистенциальной проблеме жизни и смерти. Православная педагогика простирается не просто до конца обучения ребенка в школе, получения им профессии или того момента, когда он кем-то станет в этой жизни, – она отвечает за то, кем он предстанет пред Богом. Мы воспитываем не просто ученика, а сердце, которое должно стать благородным, мы призваны в нем взрастить благие порывы, которые Господь дает. Это есть то, с чем потом человек сам пойдет к Богу. Детство и школьные годы очень важны для формирования его мировоззрения, его общечеловеческих навыков, его жизненной позиции. И здесь ответственность учителя очень велика, не зря говорится: «Не многие делайтесь учителями» (Иак. 3:1). Только когда учитель делает все, чтобы взрастить лучшее в ребенке, посеять доброе, благодатное, он выполняет свою задачу. Он и сам будет отвечать: был ли он ремесленником, зарабатывал деньги, или был тем апостолом, который несет слово правды, истины. Это можно делать на всяком уроке. К таким учителям приходят и взрослые ученики, потому что они чувствуют эту глубину, его трансцендентную перспективу. Однако если учитель сам не решил для себя проблему жизни и смерти, пугливо отодвинул ее от себя, то этот учитель не сможет отвечать на жизненно важные вопросы, особенно подросткового возраста. Если учитель сам для себя решил эту проблему, тогда он может помочь обрести истину своим ученикам.

– Как Вы оцениваете опыт внедрения преподавания «Основ православной культуры» в школах?

– Я сама очень много в свое время потрудилась на этом поприще и считаю, что систематизация, психовозрастная организация огромного материала, собранного учителями, – очень хорошее дело. Создан корпус культурологических православных книг. После государственного атеизма мы смогли сформулировать, сконструировать учебно-образовательную систему обучения православной культуре.

Внедрялось это по-разному. С 90-х годов этот предмет неофициально велся в очень большом количестве школ и классов. Вели подвижники, энтузиасты, смелые директора, поэтому опыт наработан колоссальный. То, что потом превратилось в предмет под названием «Религиозная культура и светская этика» (конец 4-го – начало 5-го класса), – это просто насмешка, издевательство. К тому времени уже были разработаны учебники с 1-го по 11-й класс, все было опробовано в Белгородской области, в Смоленской области (в то время когда наш Святейший был митрополитом Смоленским). Однако наблюдается косность и официальное сопротивление руководства Министерства образования, потому что его задачей было и есть разрушение традиций. На Западе принят закон о недопущении креационизма; там существует административная и даже уголовная ответственность за распространение таких идей. А православная культура основана на креационизме.

Вообще наука и креационизм нисколько не противоречат друг другу, потому что гипотезы о происхождении Вселенной из хаоса или по воле Творца – это две картины мира, ни одна из них не доказуема. Акт сотворения мира мы повторить не можем, а научным является только то, что мы можем экспериментально повторить, поэтому так называемая эволюционистская картина мира (я предпочитаю называть ее атеистической, отрицающей Творца, потому что эволюция – это одна из форм развития жизни) не может иметь доказательств. Креационизм нисколько не противоречит развитию физики или химии. Где развивались эти науки? В монастырях. Я уж не говорю про гуманитарные науки.

Креационистское содержание «Основ православной культуры» – основное препятствие для вхождения православного мировоззрения в наши школы. Неслучайно однажды на Рождественских чтениях была отменена секция креационистов: настолько было сильное давление со стороны атеистического научного сообщества. У нас есть хороший опыт, и когда будет на то политическая воля, то лучшие учебники войдут в школы. Там на самом деле культурологический подход, нет вероучительства в плане погружения детей в православный катехизис. Там храмовая культура, живопись, музыка, литература, нравственные ценности, этика. Нравственные ценности ведь с луны не падают, есть «резервуар», где они хранятся, и хранятся они как раз в сокровищнице религиозных знаний, в Церкви. Для нашей страны православная Церковь и вера – это культурообразующий и государствообразующий стержень. Когда мы стыдливо изгоняем их потому, что это «не научно», это просто невежество.

– Учиться можно всю жизнь, и Вы в своих статьях пишете о старчестве с точки зрения обучения. В наше время этот вопрос стоит очень серьезно, в том числе в таком ключе: как найти духовника, что такое современное старчество, существуют ли старцы в наше время? Почему Вы обратились к этой теме и зачем нам нужны сейчас старцы?

– Старчество – особое явление русской религиозной жизни, Русской Православной Церкви, и заключается оно не в том, что мы выделяем особо мудрых людей. Православная вера и аскетика несколько отличается от западноевропейского христианства, которое много внимания уделяло доказательству бытия Божия, поэтому был создан большой корпус апологетики, философии, теологии, то есть подход был научный. А восточно-византийская традиция, которую мы восприняли, была погружена в жизнь во Христе, в аскетику, а не в доказательства. Наличие этих двух разных антропологических подходов привело к тому, что традиция больше передавалась «из рук в руки». Была квинтэссенция веры, которая вызревала в монастырях (исихасты, умное делание); их было мало, но ядро и не должно быть большим. Потом это распространилось, и мы теперь этим пользуемся. Богатство нашей Церкви заключается в традиции православной аскезы, которая подарила нам старчество. Старцы – это не мудрые старички, а те люди, которым открыта воля Божия, и к ним идут не услышать мудрый совет, а услышать волю Божию. Она может быть не всегда понятна и приятна, но если есть вера, то есть и возможность, силы ее услышать. Старчество не философское мудрование, это жизнь в Боге и в то же время подарок нам, послание Промысла Божия о нашей жизни.

– Как, на Ваш взгляд, искать духовника, даже если мы говорим не о старце?

– Все написано, например, у Игнатия Брянчанинова и многих других настоящих старцев. Это милость Божия, когда человек встречается с истинным старцем, но их на самом деле мало. Поэтому если есть доверие Богу и вера, то, усердно помолившись, чтобы была открыта Его воля, можно ее услышать через духовника. Опасно, если мы будем бегать от одного к другому и искать. У нас есть общепризнанные старцы, и, возможно, встреча с ними нужна только в поворотные моменты жизни. Настоящие старцы очень милостивы, не настаивают, не насилуют свободную волю. Когда сам хочешь услышать волю Божию о себе, то услышишь. Так же можно воспринимать любую Исповедь, если верить, что это таинство.

– Мы подробно поговорили о разных аспектах, которые влияют на формирование человека, но не затронули очень важную, на мой взгляд, тему – роль средств массовой информации в формировании нас как личностей. Что Вы думаете на этот счет?

– Средства массовой информации – инструмент формирования общественной идеологии. Лукавство нашей современной общественной жизни заключается в том, что в Конституции у нас идеологии нет, она даже запрещена. Но как можно запретить? Воздуха не видим, значит воздухом не дышать? Жизнь без идеологии – это абсурд, оксюморон, поэтому на самом деле любое общество живет той или иной идеологией, и проводниками этой идеологии являются средства массовой информации. Мы знаем, что сейчас они являются проводниками либеральной идеологии. У нас якобы не атеистическое государство, но либеральная идеология такая же антиправославная, как и атеистическая. Насмешки над Церковью, муссирование разных тем происходит иногда очень нагло, и именно СМИ запускают такое всенародное осуждение православной Церкви.

СМИ формируют те яркие и поверхностные стереотипы, которые в большей степени влияют на подрастающее поколение. Молодые люди ведь не видят глубину, потому что у них еще сознание неглубокое, нет философского осмысления жизни, нет жизненного опыта. Они не могут видеть двойственность вещей, воспринимают только внешнюю картинку, а это очень часто бывает фальшпанель, когда за внешним лоском кроется самое настоящее зло. Пропаганда фальшивого конформизма, гедонизма, сексуальной распущенности как критерия успешности, желание соответствовать этому насаждаются средствами массовой информации. «Союз» – традиционно ориентированный канал, был еще «Глас», «Культура» не несет особо грубости. А остальные – «комиссары», агитация и пропаганда: они могут повернуть общество в ту или другую сторону. Как за 20-25 лет резко изменилось нравственное содержание жизни нашего общества! Мы понимаем, что это не само собой, были включены определенные технологии именно средствами массовой информации. Мы можем вспомнить, как убивали русскую ментальность с ее человеколюбием, товариществом, взаимопомощью. Программы «Последний герой», «Слабое звено» – это обучение предательству. Оправдание предательства как формы жизни облекается в такие формулировки, как «успешный», «способный», «удачливый». А на самом деле мы видим предательство, бандитизм, карьеризм – все это жестокосердие, прямо противоположное прежним идеалам нашего общества. Как можно за 20 лет «перешить» мозги? Это можно сделать средствами массовой информации. Сейчас они являются рупором либеральной идеологии.

– Что бы Вы пожелали нашим зрителям в завершение программы?

– Радости!

 

Ведущий: Александр Гатилин
Расшифровка: Екатерина Федотенко

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 28 апреля: 00:05
  • Вторник, 30 апреля: 09:05
  • Четверг, 02 мая: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

О русской традиции храмового зодчества, уникальной архитектуре соборов эпохи Ивана Грозного рассказывает кандидат исторических наук, заместитель директора Музея архитектуры имени Щусева по научной работе Анатолий Оксенюк.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать