Плод веры. Главный редактор журнала "К единству", доцент кафедры глобальных информационных процессов и ресурсов МГИМО Денис Алексеев

23 февраля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Главный редактор журнала "К единству", доцент кафедры глобальных информационных процессов и ресурсов МГИМО Денис Алексеев рассказывает об истории информационных войн, религиозной этике, проблемах межрелигиозного диалога и перспективах проведения Всеправославного собора.

Ведущий Александр Гатилин.

 

– Денис Валерьевич, Вы преподаете очень серьезные и важные дисциплины в Институте международных отношений. Один из ваших курсов называется «Религиозная конфликтология». Как Вы оцениваете ситуацию с публикацией карикатур на пророка Мухаммеда и последующие события во Франции?

– Негативно оцениваю этот поступок и само издание, которое дважды имело дело с Европейским Судом и признавалось виновным. Раньше журнал назывался «Камикадзе» и являлся порнографическим изданием, где печатались недопустимые материалы, касающиеся политических деятелей. После переименования в «Шарли Эбдо» издатели стали заниматься больше духовной сферой, при этом ходили по краю, действуя на грани фола. Последние полтора года они получали всевозможные угрозы, но не относились к ним серьезно. Произошло то, что произошло. Это, конечно, надо осудить. Убивать или калечить людей, какие бы ни были оскорблены чувства, недопустимо, и оправдывать это  нельзя. Но надо разобраться в причине. Во Франции порядка 400 различных изданий, из двух наиболее скандальных один - «Шарли Эбдо». Оба эти издания провоцируют на самые жесткие формы протеста. В интернете можно посмотреть, какие у них были обложки. Удивительно, что так конформистски ведет себя христианское население Франции. За то, что печатается в этих журналах, в средние века их редакции, если бы не были отправлены на костер, как минимум «удостоились» фразы «Гореть вам в аду!».

Последствия еще будут. Во Франции разворачиваются цивилизационные конфликты и столкновения. Благодаря этим действиям, традиционное христианское белое население стало сплачиваться; начинается резкая поляризация и конфронтация. По большому счету, классическая война богатых и бедных превращается в войну с религиозным оттенком: показывается некая «невежественность» мусульманского Востока и «просвещенность», «тонкий юмор» Европы, христианского Запада. Это только начало: учитывая, что сейчас во Франции работают достаточно серьезные исламские группировки, этот регион становится полем цивилизационных столкновений. Это необходимо пресекать, и, думаю, французские спецслужбы будут защищать свое население. Но странно, что с их стороны не было ни одного осуждения подобных провокационных картинок.

 

– Вы также преподаете курс «Информационные войны». Эта тема актуальна только для общества XXI века или они были всегда? И какова роль средств массовой коммуникации в современном мире?

– Я бы не согласился с тем, что эта тема актуальна только в последнее время. Если брать сам характер развития средств коммуникации, то, безусловно, после появления телеграфа технические средства массовой информации шагнули далеко вперед. Тема информационных войн существует довольно давно, в том числе в нашей стране.

Известно, что все нашествия Тамерлана сопровождались серьезными информационными кампаниями, которые зачастую помогали ему без «единого выстрела» (звона меча) завоевывать территории и города. Примерно за месяц до похода он рассылал специальных агентов, которые на рыночных площадях распускали слухи о кровожадности и жестокости армии Тамерлана среди торговой элиты - она формировала мнение руководства этого города. Когда он подходил к городу, все уже боялись и сами открывали ворота, были согласны платить дань, лишь бы не быть истребленными.

Эрих Рыжий, когда открыл Гренландию, назвал эту территорию «Зеленой землей»,  для того чтобы вербовать своих сторонников, и они шли якобы завоевывать «пахотные» земли, хотя на самом деле там были льды.

Наполеоновская кампания, или действия семейства Ротшильдов – это была первая по большому счету спланированная медиакампания, после которой появились информационные агентства, например, «Рейтер».

Тема интересная, необходимая студентам для понимания того, что в нашей жизни значит информация, как работать с открытыми источниками информации. Качественная информация и хороший анализ – это залог правильного прогноза, который позволяет определить свою линию поведения в будущем. Кроме того, есть, что рассказать об информационных войнах из собственной практики.

В православном пространстве информационные кампании и войны тоже есть, и довольно серьезные. У Русской Православной Церкви есть целый отдел по взаимодействию со СМИ, который создает медиаповоды, медиакампании и в хорошем смысле делает пиар для Русской Православной Церкви, ее руководства, Святейшего Патриарха. Это необходимо, потому что мы живем в этом мире и играть нужно по тем правилам, которые существуют, иначе мы всегда будем на обочине. Бытует мнение, что церковь для бабушек, а у молодежи есть другие формы и способы досуга и планирования жизни. Но современным языком СМИ мы можем говорить с молодым населением и завоевывать позиции. К сожалению, в наш век жесткой информационной конкуренции приходится именно завоевывать пространство.

 

– Есть более мирный термин «информационная политика». Насколько этот термин, на Ваш взгляд, применим к Русской Православной Церкви, и в чем она тогда должна выражаться?

– Информационная политика существует и в Русской Православной Церкви и выражается во всевозможных просвещенческих миссиях, функциях и акциях. Сейчас я наблюдаю крен на массовость. Цель ее показать, что Церковь - это огромная масса самых разных людей: представителей творческой элиты, бизнес-элиты и простых граждан. Все акции, связанные с принесением мощей, Пояса Богородицы, постоянные, в том числе ночные, очереди к ним создают положительный фон для Церкви, показывают, что все мы в едином порыве чтим свою культуру, традиции, корни.

Другой момент связан с развитием новых медиа: это интернет, активность руководителей синодальных отделов или видных иерархов в социальных сетях.  Также есть конкуренция с другими Православными Церквями. В связи с предстоящим Всеправославным Собором в 2016 году только в двух странах по-настоящему ведется информационная политика – в Греции и в России. Частично она есть и в Болгарии, но это связано с целью окончательно преодолеть раскол, который случился там в 90-х годах. Достаточно интересно наблюдать, как эта конкуренция происходит и как будет восприниматься населением. Есть два мощных центра, два лидера - Греческая Православная Церковь и Русская Православная Церковь. В преддверии Собора оба центра заявляют о себе, прежде всего, в информационном пространстве.

 

– Ваш журнал является частью информационной политики Русской Православной Церкви и называется «К единству». Насколько сейчас, особенно в свете сказанного Вами, можно говорить о единстве православных народов? В чем оно выражается? Как Вы видите миссию журнала в этой связи?

– Думаю, что по сей день нет ничего актуальнее проповеди апостола Павла, который говорил о единстве Церкви в Таинстве Евхаристии. Любой православный человек, в какой бы стране ни находился, может прийти в православный храм и приобщиться Даров Святого Духа, получить благодать, надежду на спасение и воскресение через Таинство Евхаристии, которая является сердцем Церкви. Мы стараемся с братской любовью подходить к этой заповеди, поэтому наш журнал является международным, освящая жизнь не только Русской Церкви. На его страницах выступили все иерархи, предстоятели всех Православных Церквей мира, видные деятели, главы правительств, государств; некоторые по несколько раз. Все говорят об одном и том же: для нас Православие и христианские ценности живы, нужны, это основа нашей культуры и цивилизации. Мы гордимся тем, что в нашей стране есть журнал, который может за рубежом освящать позицию Русской Православной Церкви и доносить позицию зарубежных представителей православного мира до наших русскоязычных читателей.

Миссия журнала заключается в том, чтобы современному читателю на современном для него языке показывать, что Православие живо, что это современная динамичная религия, за которой стоит тысячелетний опыт и традиция. Нет смысла много говорить, убеждать, агитировать наш клир или епископат – христианство это их жизнь, по-другому они не мыслят. А для светского общества это важно, причем нужно не только донести позицию людей в рясах, но и мнение людей, которые на теле несут свой маленький православный крестик.

 

– Расскажите, кто является учредителем журнала и как давно он существует.

– В прошлом году журналу исполнилось 15 лет, создан он был в 1999 году. Учредителем является Международный общественный Фонд единства православных народов – одна из старейших организаций, которая занимается проблемами Православия и православного единства. Сам Фонд был создан в 1995 году по инициативе Святейшего Патриарха Алексия II, который и возглавлял его до самой кончины. Сейчас Председателем Попечительского Совета является Святейший Патриарх Кирилл, и эта связь достаточно тесная, не формальная. Святейший Патриарх лично присутствует на заседаниях Правления, лично вручает премии за укрепление единства православных народов, поэтому для нас работа в рамках Фонда – большая ответственность.

Дополнительная информация:

На протяжении 19 лет Международный общественный Фонд единства православных народов, председателем Попечительского Совета которого сегодня является Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, имеет огромное объединяющее и созидающее значение в жизни всеправославного сообщества. Большую роль в жизни Фонда с самого начала его существования сыграл Святейший Патриарх Алексий II; до последних дней своей жизни он принимал деятельное участие во всех мероприятиях Фонда, возглавляя его Попечительский Совет. С момента восшествия на Великий московский Церковный Престол, Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, дав высокую оценку деятельности Фонда, обратил его внимание на новые задачи и перспективы в деле укрепления единства православных народов в современном мире.

Фондом осуществляются многочисленные программы, посвященные укреплению связей между братскими православными народами, ведется разносторонняя деятельность по упрочению позиций православия во многих странах мира.

 

– Вы говорили о работе с молодежной аудиторией. Что вы делаете сейчас и что планируете сделать?

– С молодежью мы работаем по всем направлениям. У нас есть молодые авторы. Мы устраиваем некоторые благотворительные акции среди малоимущих детей, семей, в сиротских приютах. Не просто привозим подарки, журналы, конфеты - мы приглашаем известных авторов, показываем какой-нибудь спектакль. Ребенку или молодому человеку важно получить ощущение теплоты от того, что он кому-то нужен, и мы должны показать, что его судьба интересна другим, упрочить его мотивацию на дальнейшую жизнь. Вот человеку 18 лет - из приюта его выгоняют, он должен создать семью, но не знает, что это такое. Мы привозим, например, многодетные семьи, которые объясняют, что такое семья, мама и папа. Это очень сердечное, эмоционально тяжелое дело: работать интересно, но непросто.

Другая история – работа с молодыми людьми из обеспеченных семей, из мэйнстрима , в пространстве, например, МГИМО или МГУ. Если людям, пресыщенным различными соблазнами, дать православный журнал – возможно, пролистают… Когда начинаешь рассказывать, что в нашем журнале выступают, например, Том Хэнкс, Дженнифер Энистон, Эмир Кустурица – православные люди из творческого мэйнстрима, которые стремятся максимально глубоко понимать основу православной культуры, – тогда начинают относиться совершенно по-другому: если это «модно», современно, зачем от этого отворачиваться?!

Третья сторона – вовлекать молодых людей в общее дело. У нас нет школы молодого православного журналиста, но мы проводим мастер-классы, встречи на православных ярмарках, книжных выставках, которые проходят в России, а также в Польше и Болгарии. В Польше – это, скорее, католическое мероприятие, но наш стенд никогда не обходят стороной. С нами общаются иногда враждебно, иногда снисходительно, но никто не уходит равнодушным. В основном на эти выставки ходит молодежь. Мы стараемся показать, что мы профессионально делаем свое издание, и уже это вызывает интерес и уважение. Наша задача если не разжечь в душе искру, то хотя бы поддержать. В мире информации у человека много возможностей самому найти то, что ему нужно.

 

– Поделитесь, пожалуйста, планами на 2015 год - как Фонда, так и журнала.

– Есть обязательный график деятельности журнала и Фонда, который поручен нам Святейшим Патриархом Кириллом. Если говорить о Фонде, это вручение премий, международные конференции (которые проводятся как Фондом, так и совместно с Межпарламентской Ассамблеей Православия), ежегодная программа «Голоса православной России». В прошлом году она проходила в Грузии в довольно непростое время. Мы не делали упор на политическую составляющую, она была нужна именно с точки зрения культурного обмена. Этой программой мы заявили, что не следим за тем, в какую сторону смотрят наши правители - приезжаем к людям, которые нас ждут и рады этой встрече, которые понимают, что мы не отвернулись друг от друга.

Окончательное место проведения программы «Голоса православной России» в 2015 году пока не утверждено, есть два варианта – один в Европе, другой в Азии. От этого будет зависеть и направление работы журнала, так как каждой программе соответствует определенная информационная поддержка журнала и сайта Фонда. Мы стараемся познакомить нашу общественность с яркими людьми этой страны и поработать в той стране, где будет проходить программа, рассказать о хористах (почти 100 человек): кто они, зачем едут.  В апреле исполняется 20 лет Фонду, и, я думаю, будут посвященные этому юбилею торжественные события.

Есть у нас и повседневная деятельность, общественно-политические проекты. Фонд создан и действует для того, чтобы лоббировать интересы Русской Православной Церкви в дипломатической, политической сфере мирового масштаба и добиваться значимых результатов для нашей страны и нашей Церкви. Наш Фонд в большей степени имеет интеллектуальную и политическую направленность, нежели благотворительную. Он объединяет ярких ученых, больших политиков и бизнесменов, которые связаны единой целью укрепления лидерства нашей страны в мире.

 

– Расскажите, пожалуйста, о лауреатах премии Фондом за прошедшие годы. Кто самый яркий представитель?

– В нашем журнале всегда публикуются интервью с лауреатами. Например, беседа с лауреатом 2012 года Святейшим Блаженнейшим Патриархом Александрийским и всея Африки Феодором II. Героем одного из номеров был Патриарх Петр. Интервью с ним стало событием международной журналистики, потому что именно Патриарх Петр на страницах нашего журнала впервые назвал время, дату и повестку Всеправославного Совещания. Тогда оно планировалось на 2012 год, но через полгода после этого интервью Патриарх трагически погиб в авиакатастрофе, когда летел на Афон. Получилось довольно резкое и откровенное интервью, где была дана оценка различным лагерям внутри Православия и впервые поднят вопрос о том, каким будет критерий голосования на Соборе (как это было во времена Вселенских Соборов или по одному голосу от каждой Церкви).

Лауреатами становились Предстоятели всех Церквей, кроме пока Константинопольского Патриарха. В премии 4 номинации: «Глава Церкви», «Глава государства», «Общественная организация» и обязательно один из представителей России. Среди глав государств были Владимир Путин, Дмитрий Медведев, Александр Лукашенко, президенты Ливана, Болгарии, Кипра, Греции. Все они лично приезжают в нашу страну. Непросто организовать визит всех глав Церквей и глав государств в Москву. По традиции их обязательно принимает глава нашего государства, также проходят неформальные встречи лауреатов в Кремле. Это большое международное политическое событие.

 

Дополнительная информация:

Большим событием в жизни православных народов стало учреждение Фондом международной премии «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества». Ежегодное присуждение премий государственным, религиозным, политическим и общественным деятелям разных стран за их большой вклад в дело укрепления духовного и культурного единства православных народов, упрочения экономических и политических связей государств, исторически формировавшихся в контексте восточно-христианских традиций, стало важным фактором в жизни всеправославного сообщества и всего христианского мира.

 

Расшифровка: Екатерина Федотенко

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 19:00

Анонс ближайшего выпуска

Об уникальной истории надвратных икон Московского Кремля и работе по их воссозданию рассказывает кандидат исторических наук, заместитель директора Музея архитектуры имени Щусева по научной работе Анатолий Оксенюк.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать