Плод веры. Генеральный директор православной киностудии "Канон" Сергей Ломкин. Часть 2

17 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Пещерные монастыри Крыма и иные святые места России и других стран, встречи со старцами и помощь в обретении и укреплении веры. Как православные фильмы помогают людям? Об этом рассказывает генеральный директор православной киностудии "Канон" Сергей Ломкин.

– Сейчас я бы хотел подробнее поговорить именно о Вашем творчестве в сфере документальных фильмов. Я задам несколько вопросов, а Вы будете выбирать один из своих фильмов, наиболее подходящий под описание, которое я Вам предложу. Представьте, что Вас попросили показать какой-то из Ваших фильмов человеку, очень далекому от Церкви (каким Вы и многие из наших телезрителей были, например, в 1990-е годы), не задумывающемуся над духовными вопросами, не заходящему в храм. Какой свой фильм и почему Вы бы посоветовали посмотреть?

– Конечно, фильмы про старцев. У меня есть два фильма (вернее, сейчас больше, уже пять), и вот первый – про схиигумена Иеронима. Это фильм «Санаксарский монастырь», и там показан батюшка, отец Иероним. Он совершает канон за болящего, это что-то рядом с отчиткой, но не отчитка. Плюс у нас есть фильм «Канон за болящего», где отец Иероним совершает этот канон. Такое действо, через которое люди исцелялись духовно.

(Показывается фрагмент фильма «Канон за болящего».)

Так вот, что бы я пожелал. Я бы пожелал, чтобы люди посмотрели фильм «Санаксарский монастырь», в котором рассказывается об отце Иерониме. Затем фильм про Пафнутьево-Боровский монастырь. Это два фильма на одном диске, они про схиархимандрита Власия. Отец Власий в этом фильме рассказывает, как он пришел к Богу, как он пришел в монастырь, какое произошло с ним событие, которое повернуло его жизнь. В итоге, может быть, люди неверующие почерпнут для себя что-то новое и задумаются, что существует и другой мир, невидимый нам.

– Давайте мы чуть поподробнее остановимся на этом фильме, потому что отец Власий – это личность, известная многим нашим телезрителям. Как Вам удалось договориться о съемках? Попасть к нему, как известно, очень сложно. Какие у Вас были впечатления и насколько, может быть, он помог Вам в жизни, не только творческой и профессиональной?

– Действительно, это уникальный человек, который каждый день принимает огромное количество людей и помогает им. Потому что если бы никакой помощи не было, то и народу бы не было. А если люди передают из уст в уста, что там есть такой батюшка, он может помочь в совершенно безвыходных ситуациях… К нему едут люди, у которых уже исчерпаны все возможности какой-то помощи: либо болезнь, либо тяжелые обстоятельства жизни. Там самые разные случаи. Фильм, который мы сделали про отца Власия, называется «Лечебница духовная».

Параллельно еще сделали фильм «Отец Власий» о жизненном пути, о судьбе батюшки. Там как раз рассказывается о том, что происходит с человеком, когда он начинает верить. У него действительно происходит внутренний поворот.

Каждый фильм, который делаешь, безусловно, стимулирует какой-то рост, и поэтому стремишься к этим встречам все больше и больше. Чем отличается православный кинематограф от светского? Тем, что светский кинематограф берет своих героев из самых неприглядных мест, то есть чем люди хуже, тем для него интереснее. А православный кинематограф берет своих героев из самых лучших.

(Показывается фрагмент фильма «Лечебница духовная.)

– Как Вы это объясняете, если уж мы затронули тему современного кинематографа, современных телесериалов? Вы говорите, что «героев берут с самого дна», – их же берут не просто так. Нам объясняют, что это дает рейтинги, это смотрят, и смотрят те же самые люди, которые считают себя православными. Вас не смущает такая двусмысленность?

– Это очень серьезный вопрос. Я думаю, что мы можем только коснуться этого вопроса, но в течение небольшого разговора разрешить его невозможно. Какое-то время назад я подумал: да, действительно, наше государство финансирует кино, кинопроизводство, фильмы выходят, но они никому не нужны.

– Их никто не видит, по факту.

– Это такой двигатель, который работает сам на себя. Кинематографы берут деньги, расходуют их на кино, но это кино никому не нужно. Я подумал: как же так? Как у Господа так странно получается? Почему люди дают деньги на кинопроизводство, тратят деньги, делают какие-то фильмы, которые никому не нужны, и убирают их куда-то в сторону? Они не крутятся в кинотеатрах, их нет. Как у Господа так вот получается, почему? И потом я понял: оказывается, нам, нашей стране, игровой кинематограф не нужен. Господь специально так сделал, чтобы деньги шли, но никакой отдачи не было. И в игровое кино приходят люди, которые не могут сделать ничего хорошего.

Я знаю, что существуют конкурсы, конкурсная комиссия, я сам несколько раз подавал туда заявки, которые не проходили никуда дальше. Один раз подал, второй раз подал – да ладно, думаю, что тратить время и силы. Потому что это занимает время, надо напечатать такой большой гроссбух в пяти экземплярах, подать туда… В общем, это трата времени. А потом я понял: наверное, это происходит потому, что кино все-таки – это великая иллюзия, это подмена жизни, это неправда. Вот где процветает кино? Кино процветает в Америке. Так там ничего другого и нет, там же нет Православной Церкви; американцы, бедные, кроме кино ничего не имеют.

– Какие темы наиболее востребованы Вашей аудиторией, как Вы видите из внимания к Вашим фильмам? Что больше всего интересует: люди, события, места, паломничества? Что пользуется бо́льшим спросом?

– Я не знаю, никогда не интересовался. Понимаете, у меня происходит как-то очень странно. Эти фильмы, темы возникают сами собой. Я познакомился с матушкой Екатериной, это игумения Крестовоздвиженского монастыря. Она говорит:

– Послушайте, Сережа, вот Псково-Печерский монастырь, я там выросла.

– Как?

– Я с пяти лет окормлялась у старцев, про которых отец (теперь уже владыка) Тихон (Шевкунов) написал книгу. А я с ними жила с пяти лет.

Она там училась в школе, а ее мама работала в монастыре и просто за руку дочку привела. И девочка вместе со старцами там была за сваркой, на стройке… То есть она выросла среди этих старцев. Она говорит: «Давай мы про них кино снимем», я говорю: «Давайте».

Возникло три фильма про схиигумена Савву (Остапенко). Это старец Псково-Печерского монастыря, к которому в 50-е, 60-е, 70-е годы ХХ века приезжала вся страна. Тогда еще не было отца Иоанна (Крестьянкина), он уже позже начал принимать людей, а схиигумен Савва (Остапенко) принимал в 1960-е, 1970-е годы, самое «время застоя». Когда он умер в 1980 году, к нему со всего Советского Союза съехалось огромное количество людей. Поезда, самолеты – все ехали в Печоры. Уже прошло тридцать шесть лет со дня его смерти, ежегодно два раза в год собираются люди – его духовные чада – и отмечают день его смерти и день его именин (память Саввы Освященного). Устраивают поминальные обеды, проходит заказная литургия, все как полагается. В монастырь съезжается огромное количество людей.

– Как удается снимать три фильма об одном человеке, которого уже нет среди нас?

– Сначала думали сделать один. Как всегда, начинаешь с малого, потом материал разрастается, и сразу думаешь, как его сформировать в какую-то историю.

– А что это: воспоминания, хроника?

– Первый фильм называется «Академия смирения» – это история жизни схиигумена Саввы, как он пришел в Церковь. Это же удивительное дело! Он воевал в Гражданскую войну, работал строителем, и только в 1949 году, когда ему было сорок девять лет, пришел в Церковь, принял постриг и стал монахом Троице-Сергиевой лавры.

– Что его подвигло к этому?

– Вот это и интересно!

– Об этом фильм.

– Конечно.

– Сохраняете интригу.

– Да, конечно! Второй фильм – это воспоминания духовных чад. Этих чад очень много, фильм получился на девяносто минут. Но там – чудесные случаи его помощи. Это был великий молитвенник. Люди рассказывают, что с ними реально произошло. И это действительно были чудеса, старец творил чудеса, иначе никак не скажешь.

А третий фильм – это духовное наследие. В те годы, 1960-е, 1970-е, он организовал печатание книг – молитвословов и поучений. Их печатали на машинках тайно, это был самиздат. То есть духовные чада схиигумена Саввы печатали его духовные наставления или сборники молитв. Потому что не было ничего, люди не знали молитвы, не знали, где их взять. Это был духовный голод. И в те годы батюшка организовал дело так, что никого не арестовали, никого никуда не посадили, но его книжки, напечатанные на пишущих машинках, расходились по всей стране. Люди их получали, перепечатывали, переписывали, и таким образом шло духовное просвещение нашего народа.

– У нас осталось совсем немного времени, и мне хотелось бы, чтобы Вы рассказали еще об одном удивительном месте – это Крымская земля, которая также не столь хорошо известна нам, но на которой находятся удивительные святыни. Что было самое яркое из того, что Вам запомнилось во время посещения этой земли и создания фильмов о святынях Крыма?

– Крым – это у меня как вторая родина. Я сам с Дальнего Востока, а жена моя – крымчанка, она из Симферополя. И когда мы с ней в очередной раз приехали в Крым, мы попали сначала в Красные пещеры, а потом – на Мангуп. А Мангуп был столицей княжества Феодоро. Это было православное княжество, которое, мне кажется, существовало примерно в VII–VIII веках. И там мы увидели потрясающие пещерные монастыри.

Чем они отличаются, допустим, от всех наших? Тем, что они располагались в естественных гротах, пещерах, которые были как-то довырублены, обустроены внутри. Это прямая византийская традиция, потому что, когда началась ересь иконоборчества в VI–VII веках, монахи бежали в Крым и обустраивали там монашеское жительство. И конечно, вот эти места: Мангуп, Эски-Кермен, Челтер-Коба – просто пропитаны молитвенным духом тех византийских монахов, подвижников, которые, бежав от гонений иконоборцев, прибыли в Крым и там подвизались.

Там потрясающая природа! И помимо этого входишь в пещерный храм и видишь: вот здесь был жертвенник, вот здесь был престол, видишь литургическую архитектуру храма, вырубленного в скале. Там есть один потрясающий храм, который вырублен в огромной каменной глыбе. Вот огромная каменная глыба, в которой есть вход; попадаешь туда, а там внутри храм со скамеечкой, с алтарем, все такое маленькое, приятное, вырубленное внутри огромной глыбы. Это потрясающе!

(Показывается фрагмент фильма «Пещерные монастыри Крыма» из цикла «Собеседники ангелов».)

– Теперь мы знаем, куда можно отправиться в Крыму помимо морского побережья.

– Конечно. Там действительно есть очень интересные места, и они практически не посещаются. Туристами точно не посещаются, потому что пешком надо дойти, а паломниками посещаются редко, потому что нет еще такой паломнической службы, которая бы доставляла туда людей.

 Ведущий Александр Гатилин

Записала Екатерина Самсонова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 19 мая: 00:05
  • Вторник, 21 мая: 09:05
  • Четверг, 23 мая: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

Почему успешные жители Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда едут в Тульскую область, чтобы расчищать завалы полуразрушенного храма? Возможно ли всем миром возродить жизнь в опустевших деревнях? Рассказывает руководитель по информационному сопровождению проектов фонда "Белый ирис" Анна Кузьминых.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать