Плод веры. Генеральный директор православной киностудии "Канон" Сергей Ломкин. Часть 1

10 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
О современном кинематографе, православных фильмах, встречах с подвижниками веры и великими молитвенниками рассказывает генеральный директор православной киностудии "Канон" Сергей Ломкин.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

–  Хочу начать наш разговор с далекого 1989 года. В тот год Вы сняли свой первый, дебютный художественный фильм с достаточно сложным названием «Колоброд». Я прочитал на одном из сайтов, что этот фильм предвосхитил события 90-х годов. Давайте расскажем нашим телезрителям, что же это за фильм, который предвосхитил такие сложные события.

– Это был дебютный фильм на экспериментальном молодежном творческом объединении «Дебют» Мосфильма. Сценарий написал мой друг Владимир Кононенко; его, к сожалению, уже с нами нет, он умер. Мы с ним вместе задумали эту картину, пробили ее в производство и получили возможность снять такой фильм.

Володя окончил ВГИК, а я – ГИТИС. Тогда было, видимо, веянием времени приглашать театральных режиссеров в кино: «новая кровь», новое время... И в итоге мы, запустившись с трехчастевкой, выпустили полнометражный фильм.

– Следующий Ваш художественный фильм был не менее сложным, наверное, для восприятия. Он достаточно эксцентричный, по произведению Михаила Булгакова «Роковые яйца». Но я хотел задать вопрос даже не об этом фильме. Очень часто мы спрашиваем, как наши герои пришли к вере. Когда я смотрел Вашу фильмографию, смотрел фрагменты этих фильмов, для меня было удивительно, что человек, который в начале 90-х снимал такие достаточно эксцентричные, вполне светские художественные произведения, сейчас занимается сугубо религиозной тематикой, создает документальные фильмы, очень глубокие, сложные по содержанию, рассчитанные на аудиторию, заинтересованную в этой теме. Каким образом произошла Ваша трансформация как человека, как художника, как творческой личности?

– Ну, это как бы вопрос времени. В течение какого-то времени меняются взгляды, представления. Но основной и серьезный поворот произошел после того, как мне мой друг, который проживал тогда в Тольятти, заказал фильм про целителя из Тольятти. Это был  успешный, продвинутый целитель.  Когда я приехал, чтобы познакомиться с ним, начать работу над этим фильмом (заказным, по сути дела), то стал входить в эту тему. А я был до этого совершенно неверующим человеком. И когда я прикоснулся к этой теме, она меня  заинтересовала. Действительно, что такое человек? Почему происходят такие  необъяснимые процессы, сталкиваясь с которыми, входишь в какое-то непонимание и недоумение? В итоге этой работы я познакомился, наверное, со всеми целителями города Москвы, вошел в эту тему и уже стал ее исследовать по-настоящему.

Затем один из целителей посоветовал мне съездить в Сергиев Посад, познакомиться с отцом Германом, который там совершал отчитку и до сих пор ее совершает. Я побывал три раза на отчитке, в итоге снял про это фильм  и понял, что действительно происходит что-то невидимое для нас, то есть нами руководят какие-то высшие силы.

В итоге я сделал фильм для своего приятеля, отдал ему, а сам попутно сделал фильм, который называется «Человек духовный». О духовной природе человека. И при работе над этим фильмом, собственно, произошел этот прорыв. То есть я уверовал в Господа, причем очень основательно. Монтировал «Отчитку», а обычно, работая над фильмом, раз пятьсот его смотришь, что-то там начинаешь понимать... В итоге я сделал своей жене предложение повенчаться, она с радостью приняла мое предложение. Мы с ней повенчались, и таким образом произошло вот это обращение.

– Отчитка – очень сложная тема, и даже когда видишь какие-то фрагменты, что происходит, или слышишь пересказы, то очень сложное восприятие. Как Вам с точки зрения даже психического здоровья и самочувствия удавалось там находиться такое долгое время? Что с Вами происходило? И неужели не было страшно?

– Нет, нет. На самом деле никакого страха или какого-то отторжения от этого процесса не было. Более того, отец Герман (тогда он был игумен, теперь уже архимандрит) – потрясающий молитвенник, и это самое главное. То, что у него есть, – это, конечно, дар Божий. Я не знаю, что происходило в другие отчитки, но когда мы снимали, вообще не было никаких криков, лишнего шума, никто не кудахтал, не крякал, то есть все было очень хорошо и все прекрасно шло.

Более того, вначале отец Герман воспротивился съемке: «Нет, не надо, не надо». Я его уговорил, потому что мы приехали с тремя камерами. Мы поставили их заранее, он сказал: «Нет, все убрать!» Мы одну камеру убрали, а одну все-таки оставили в центре храма.

Мы сняли полностью всю отчитку. У нас на три камеры получилось по два часа, то есть  смонтировали практически без купюр. Это было в 1997 году. В этом году двадцать лет, как «Отчитка»  прекрасно распространяется. Это вообще бестселлер. Мы распространили его, наверное, в количестве двадцати тысяч по стране.

(Показывается фрагмент фильма «Отчитка».)

– В чем же тогда состояла драматургия фильма? Почему его смотрят и так им интересуются?

– Действительно, там внешних эффектов не было, но основное действующее лицо – это архимандрит Герман. Он, как я уже говорил, прекрасный, потрясающий молитвенник, и когда люди смотрят, вольно или невольно они воспринимают эти молитвы. А молитвы действительно очищающие, это молитвы IV века, они очищают человека помимо его воли. Были такие звонки (несколько человек говорили), что, допустим, ребенок заболел ангиной или еще чем-нибудь – ставят фильм «Отчитка», и ребенок выздоравливает на следующий день. Я не хочу вторгаться в эти разговоры, но тем не менее факт остается фактом.

Когда он совершает это действие, отчитку, естественно, он и маслицем помазывает, и водой окропляет, и само действо идет непрерывно, с определенной очередностью. Смотришь за этим, и это производит впечатление.

Кроме того, не знаю, хорошо это или нет, но я туда вмонтировал демонстрации, нищих 90-х годов – нашу Россию 90-х годов. И получается такой образ: он «отчитал» всю Россию в этом фильме, произошло это действо. Может быть, скромный вклад этого фильма в том, что мы начали исправляться к лучшему.

– То есть Вы художественный взгляд творца вносите и в документалистику.

– Обязательно, без этого никак нельзя. Вообще я больше склоняюсь к тому, что мое кино – не документальное, а научно-популярное, потому что там есть какие-то богословские мотивы, поиск  животрепещущих ответов на какие-то важные вопросы. Поэтому оно не вполне документальное. Документальное кино что-то фиксирует, в лучшем случае обобщает, а научно-популярное все-таки вторгается в природу явления и пытается его понять, как-то определить.

– Те документальные фильмы, которые Вы создаете сейчас, достаточно сложные для восприятия по ритму, по сценарию, по темам, в конце концов, которые Вы поднимаете. Часто ли Вы сталкиваетесь в общении с руководством телеканалов, с менеджерами с понятием «неформат»?

– Постоянно. Знаете, я делаю кино не для телеканалов, конечно. Потому что если бы я делал кино для телеканалов, то тогда действительно возникли бы вопросы о продолжительности фильма, о скорости подачи материала и так далее. Нет, я делаю кино для верующих людей, которые купят DVD-диск, вставят его у себя дома в компьютер или DVD-проигрыватель и будут смотреть кино, сосредоточатся на нем. Поэтому если надо было бы делать фильмы для телевидения, то они были бы совершенно другими, конечно.

– Сейчас, так или иначе, все подстраиваются под этот телевизионный формат. Вы понимаете, что Вам придется в конце концов тоже к этому прийти?

– Потихоньку уже начал перестраиваться. Вот последний фильм сделал, он называется «Возвращение в Святую Землю». Один вариант у меня полуторачасовой, как обычно (они час двадцать, полтора часа, меньше практически не бывает). А второй, сократив, я сделал на пятьдесят семь минут – для телеканала «Союз», для телеканала «Спас», то есть для православных телеканалов. Я надеюсь, фильм пройдет в скором будущем на этих каналах, и тогда зрители смогут увидеть ту недвижимость, которая хранится на Святой Земле с XIX века. Та Русская Палестина, которая была приобретена нашими соотечественниками для нас, ждет, когда мы придем и начнем с ней что-то делать.

– Постепенно идет процесс возвращения Сергиевского подворья…

– Да, поэтому фильм и называется «Возвращение в Святую Землю». То есть процесс начался, но он идет медленно, трудно и будет трудным, потому что такие процессы не бывают легкими. Но огромный айсберг нашей российской недвижимости, Русская Палестина, пока находится как бы под водой. Внешняя сторона есть, есть какие-то успехи, но еще больше находится внизу, под водой.

(Показывается фрагмент фильма «Возвращение в Святую Землю».)

– Я знаю, что Вы много создавали фильмов, посвященных Святой Земле. Тема Русской Палестины неизменно связана с именем архимандрита Антонина (Капустина).

– Да.

– Как много внимания Вы уделяете этой личности? И каково Ваше отношение к нему?

– Почитание. Почитание архимандрита Антонина (Капустина), потому что этот человек внес наибольший вклад в создание Русской Палестины. Собственно, с него она началась. Он ее своей мудростью, хитростью, прозорливостью начал создавать. А дальше уже Императорское православное палестинское общество, другие начальники Русской духовной миссии в Иерусалиме ее добавляли, они туда приплюсовывали свои свершения. А с него она началась, конечно.

– Если бы нужно было выбрать место, связанное с Русской Палестиной, которое, может быть, не так известно нашим паломникам, на какое место Вы обратили бы внимание наших телезрителей, потенциальных паломников в Святую Землю?

– Ну, там много мест.

– Давайте все-таки одно выберем; первое, что приходит на ум.

– В этот раз, когда мы снимали этот фильм, мы жили на Елеоне, в монастыре. И это было самое прекрасное. То, что мы жили на Елеоне, и вдохновляло нас, и помогало нам. Каждый день мы шли на литургию, после литургии вместе с монахами, монахинями и паломниками шли на трапезу, после этого ехали на съемку. И это было в течение двух недель. Ну что еще лучше может быть? В течение двух недель каждый день. Поэтому Елеон, конечно.

– Какова дальнейшая судьба Вашего фильма «Возвращение в Святую Землю»? Он будет показан на телеканалах «Союз» и «Спас», а дальше?

– Мы выпустим фильм на DVD, будем его распространять. Дело в том, что этот фильм сделан по гранту фонда «Русский мир», и по условиям этого гранта мы должны отпечатать тысячу экземпляров и распространить их благотворительно. Вот мы их распространим.

– Замечательно!

– Помимо того, что его покажут на телевизионных каналах, мы распространим этот фильм. Мы будем показывать его. Я уже договорился с МГУ, еще с кем-то на показ, с ИППО (Императорское православное палестинское общество). Будем там фильм показывать и одновременно распространять.

 Ведущий Александр Гатилин

Записала Екатерина Самсонова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 19 мая: 00:05
  • Вторник, 21 мая: 09:05
  • Четверг, 23 мая: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

Почему успешные жители Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда едут в Тульскую область, чтобы расчищать завалы полуразрушенного храма? Возможно ли всем миром возродить жизнь в опустевших деревнях? Рассказывает руководитель по информационному сопровождению проектов фонда "Белый ирис" Анна Кузьминых.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать