От Рождества до Крещения Господня

13 января 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове г. Москвы. Передача из Москвы.

 

- Здравствуйте! В эфире телеканала «Союз» «Беседы с батюшкой».  В студии Сергей Юргин. Сегодня у нас в гостях настоятель Богоявленского кафедрального собора города Москвы протоиерей Александр Агейкин.

Здравствуйте, батюшка! Благословите наших телезрителей.

 

- Добрый вечер! Всех хочу поздравить с наступающим праздником Обрезания Господня и днём памяти святителя Василия Великого, а также со святыми днями, которые мы продолжаем праздновать.

 

- Батюшка, я также от лица всей нашей редакции хочу поздравить Вас с этими святыми днями Рождества Христова, пожелать Вам помощи Божьей в Вашем пастырском служении.

Тема нашей сегодняшней программы:  «От Рождества до Крещения Господня». Мы переживаем сейчас особое время: святочные дни. Хотелось бы ещё раз нашим телезрителям, что мы празднуем, что такое праздник Рождества Христова.

- Дни, которые мы называем святыми, связывают два праздника – Рождество и Крещение. Можно назвать этот период периодом Богоявления, потому что эти два праздника когда-то в древности были связаны в один, а гораздо позднее были разделены. Смысл этих святых дней как раз в том, чтобы донести до людей чудо Богоявления: когда Бог явился людям как Спаситель, как воплощение Сына Божия; и связаны с этим события Богоявления (это уже спустя несколько десятилетий после Рождества) – тот момент, когда Христос пришёл к Иордану, чтобы креститься от Иоанна. Мы вспоминаем засвидетельствованное всеми евангелистами чудо Богоявления – явления Троичного Бога. Поэтому все эти дни целиком пропитаны идеей Богоявления, явления Бога миру.

 

- Скажите, а что такое святки, и как их правильно праздновать?

-  Святки - уменьшительное народное название от именования святых дней, и поэтому дни нужно проводить в соответствии с названием:  в святости, в воспоминании того чуда, которое явил Бог, и своего места в этом событии. Кто ты? Как ты соответствуешь тому, что ради тебя случилось? Как ты соответствуешь имени Христа, которое ты носишь как христианин? То есть это период не разгульности, разнузданной праздности; это период сосредоточенности и постоянной памяти о смысле события, о его стержне – Христе.

 

- Мы с Вами встречаемся в канун старого Нового года. Такое понятие есть, наверное, только в России; нигде, наверное, не отмечают Новый год и старый Новый год. В этот же день принято гадать на замужество, на какие-то другие вещи. Скажите, насколько это совместимо с православной традицией?

- Вообще, гадания по своей сути – это есть неуверенность. Поэтому все гадания связаны с «возможностью» заглянуть как-то из-за угла или «перелезая через забор»… Церковь всегда предостерегала от гаданий, потому что теряется истинный смысл жизни. Человека могут ввести в искушение какими-то «предзнаменованиями» или видениями, и совершенно изменится: он будет о другом думать, другому стремиться. А на самом деле это всего лишь дьявольское наваждение и искушение. Поэтому Церковь никак не может согласиться с этими магическими традициями, связанными с гаданиями, с неким духовным воровством, с попыткой заглянуть туда, о чём не знают даже ангелы, как говорит Евангелие. Поэтому мы предостерегаем. Потому что судьбу свою человек созидает сам. Особенно христианин – если он верующий человек и у него есть Евангелие – он знает смысл жизни, знает, как ему жить.

Ну а Празднование Нового года – одного, другого, третьего – наверное, это свойственно нашему народу. Ещё князь Владимир при испытании веры говорил, что мы любим повеселиться, и у нас всегда есть повод для радости. Разделить радость с друзьями - это черта народа. Радость тоже должна быть со смыслом и наполнена определённым правильным содержанием. Поэтому Церковь в своей истории множество раз призывала людей к какой-то мере и пыталась – часто удачно! – воцерковить какие-то народные обычаи.

 

- Развивая тему гадания: Вы сказали, что мы пытаемся заглянуть в будущее. Вообще, насколько полезно человеку знать своё будущее?

- Христианин сам может создать своё будущее, потому что он знает, к чему его призывает Бог. И он знает этот путь, и он знает цель своего пути. Вот это – будущее! А предугадать, что с тобой случится завтра, упадёт на тебя какая-то сосулька или нет – это не так важно.

 

-  Часто говорят, что гадание сбылось. Или это опять же нагадали себе – и пошли по этому пути?

- Во-первых, они и ищут этого и ждут этого, и во всём угадывают какие-то смыслы, пытаются схватиться за это. У меня был интересный случай. Пришла девушка в слезах и говорит: «Я неразумно просила, гадала. Очень хочется выйти замуж, выйти замуж хорошо, удачно построить свою жизнь. Дерзнула сказать: кто мне первый встретится, за того я и готова выйти. Но я встретила такого человека, за которого совершенно не хочу идти замуж! Что мне теперь делать?!» Вот такие бывают последствия гаданий.

 

адание – это язычество, это неполезно человеку. Но в то же время в православной традиции многое принято из язычества: те же самые масленичные гуляния, выпекание блинов, сжигание чучела, обычай прыгать через костёр. Но при этом Церковь не осуждает эти поступки?

- Церковь всегда призывала к определённой мере, к определённым смыслам в своей жизни, в своих поступках, делах. Когда было тяжело противостоять каким-то народным традициям, Церковь всегда удачно воцерковляла эти традиции, находя смыслы духовные для того чтобы и традицию оставить, и наполнить её духовным содержанием.

 

- Вопрос телезрителя из Екатеринбурга: «Добрый вечер! Вы сказали про гадания. В колядках, которые я только слышу, нет ни одного слова о Христе! Там всё, что хочешь, только не о Христе! Какое вообще отношение имеет колядование к христианству?»

- Смотря какие колядки и какое колядование. Есть традиции колядования, наполненные темой Рождества Христова. Иногда, даже не зная глубокого богословского смысла, в этих народных колядках мы находим полную богословскую глубину. Например, всем нам известная украинская колядка, которую поют практически везде: «Добрий вечір Тобі, пане Господарю». Там поётся о трёх праздниках. Придут к тебе три праздника в этот период: Рождество, Василия Великого и Богоявление. Там как раз говорится о том, что Святки – это есть некая полнота Богоявления. От Рождества к Богоявлению – это период, наполненный возможностью богопознания. Становление этих праздников - разделение на различные празднования: Рождество, Богоявление, Обрезание Господне было направлено с начала формирования христианской Церкви на то, чтобы преодолеть какие-то ереси, нестроения, возникавшие из-за недопонимания происходящего. Гностики, монофизиты, монофилиты искажали учение о Боговоплощении. Поэтому разделение на несколько праздников давало смыслы правильному богословию о явлении в мир Христа.

 

- Насчёт текста – опять же есть всем известная колядка «Христос родился – Бог воплотился».

- Да, конечно! Это смотря где и кто поёт какие колядки. Бывают, конечно, нынешние этнографические изыскания – они вытаскивают на свет языческие колядки; такие колядования, ещё связанные с совершенно языческими традициями, в них, наверное, о Христе ещё не говорится.

 

-  Сегодня мы встречаемся с Вами в двойной, скажем так, праздник – это и старый Новый год (о чём мы уже поговорили), и Обрезание Господне, двунадесятый праздник. Расскажите, пожалуйста, в чём суть этого праздника и какое отношение мы, православные, имеем к иудейскому обрезанию.

- Традиция обрезания есть некий завет с Богом, некая возможность привязать человека через обещание к постоянной памяти о Боге. Мы сегодня читали на Всенощном бдении паремии, одна из книг – книга Бытия, где говорится как раз о том завете, который был заключён между Богом и Авраамом. Там говорится об обрезании крайней плоти младенцев мужского пола, чтобы человек помнил обещание, что он служит Богу. Эта древнеиудейская традиция не могла быть не соблюдена во Христе, Который должен был исполнить весь закон (как Он Сам говорил, что пришёл не нарушить закон, а выполнить его во всей полноте и даже более). Поэтому всё, что надлежало совершить над Богомладенцем как над Человеком, было совершено. Но именно эта точка во Христе была окончанием завета и началом новой жизни, новой эры. Поэтому апостол Павел в нескольких посланиях пишет, что теперь во Христе ни обрезание, ни необрезание не имеет никакого смысла. Христу надлежало это исполнить, чтобы освободить уже человечество для новой жизни – жизни в благодати.

 

- Можно ли сказать, что иудейское обрезание трансформировалось в православное Крещение?

- Не совсем так. Рождение в новую жизнь – это Крещение. Обрезание – это воспоминание старого завета, старого обещания, которое было принесено человечеством в лице Авраама. Был заключён некий договор: Бог обещает Аврааму, что через него, в его потомстве воссияет миру благодать, и чтобы об этом завете помнили, Он завещает совершать это обрезание плоти. Сегодняшняя паремия – отрывок из книги Бытия – как раз завершается словами о том, что если над каким-либо младенцем мужского пола оно не будет совершено, то значит, он не участвует в этом пути ко Христу. Но мы-то уже живём в постхристианскую эпоху, то есть Христос нас освободил от этого.

 

- Вопрос телезрительницы из Краснодарского края: «Я живу на Кубани. У нас такая традиция закоренелая – носить в сочельник кутью. Дети носят кутью родственникам близким – крёстным, бабушкам-дедушкам, и за это им дают подарки. Наш батюшка сказал, что так категорически нельзя. Но наши родственники обиделись бы, если бы дети не пришли. Получается, у нас в семье такой раздор – носить или не носить? Что Вы посоветуете?»

- Носить, конечно! - с вестью о Христе, с вестью о той радости, которую Господь даровал! Потому что семейные традиции сочельника – когда в старые времена застилали столы соломой, варили кутью из пшеницы с мёдом – это воспоминание о той простоте, в которой родился Христос, Богомладенец. Смысл этих семейных вечеров – поделиться, научить думать о сути этих дней, о том, что Христос пришёл в мир в полной простоте, в полной нищете. Кутья – это самое простое блюдо, которое можно приготовить, имея пшеницу и немного мёда или сахара. Поэтому традиция поста в Рождественский и Крещенский сочельники есть некое нисхождение, воспоминание простоты Христовой. У Него ничего не было, кроме того сена, которое нашли в вертепе Иосиф и Мария, и минимальной еды, которую можно было приготовить. Всегда в семьях существовала традиция посещать родственников, посещать родителей. Смысл этих посещений – радоваться и говорить друг другу о том, что Бог для человека сделал; напоминать об этом, подвигать к какому-то осмыслению жизни.

 

- И помогать, наверное, ближним?

- Конечно! Если ты пришёл к ближнему, увидел своими глазами нужду, то, конечно, ты в следующий раз придёшь и восполнишь эту нужду. Или когда дети из бедных семей знали, что они в сочельник или в святые дни придут в любой дом, и их вознаградят каким-то приношением за ту жертву, которую они принесут или в добрых словах, или в песнях, или в колядках.То есть это возможность социального служения!

 

- Продолжая тему Крещения: кто был основоположником Таинства Крещения?

- Конечно же, Христос! Мы это Евангелие читаем в Таинстве Крещения?  Первое воскресное Евангелие – Евангелие от Матфея, – последнее зачало, когда Христос после Своего Воскресения заповедует Апостолам идти в мир и крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа. Потому что про Крещение, которое произошло на Иордане, нельзя сказать: «Вот начало Таинства!» - это было совсем другое. Но в праздник Крещения, когда мы приходим в храм, мы вспоминаем своё собственное Крещение, свои крещенские обеты (обещания). Почему этот праздник – Крещения – ещё называют праздником Просвещения? Есть несколько наименований – Крещение, Богоявление, праздник Просвещения, праздник Светов. Каких Светов? Это был день общего крещения оглашенных, когда баптистерии принимали в свои воды новых христиан, когда люди – уже просвещённые, крещёные – совершали своё шествие со свечами. И это множество свечей, которое стекалось к храму, множество новых людей, рождённых для новой жизни – это было праздником Светов! Со всех концов люди приходили в храм, чтобы участвовать в Богослужении уже как полноценные христиане.

 

- То есть раньше крестили один раз в год?

- Нет, несколько раз. Эти моменты в богослужении остались. Когда Трисвятое на Литургии заменяется пением «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» - это говорит о том, что в эти праздники было принято совершать общее Крещение оглашенных, и они приходили к Литургии и вливались в ряды верных.

 

- Почему тогда Христос, будучи безгрешным, принял Таинство Крещения? Ведь в то время, когда Иоанн крестил в Иордане, Он крестил водой именно для того, чтобы, скажем так, очистить иудейский народ.

- Нельзя о крещении Христовом или о Крещении, которое совершал Иоанн Предтеча, сказать, что это было Таинство Крещения. Это не было новшеством для иудеев, потому что если бы Иоанн придумал что-то новое, то к нему никто на Иордан бы не пришёл. Он совершал обыкновенное традиционное ритуальное омовение. Система омовения в иудействе была очень широко развита. Понятие снятия какого-то осквернения, понятие омовения греховности – это всё были предзнаменования того, что совершилось в Иордане, когда Иисус из Назарета – Христос – пришёл к Иоанну и совершил такое же ритуальное омовение, как и те, кто приходили. Но Он не имел в этом нужды. Иоанн это видел и говорил, что не может Его крестить. И через то, что над Ним совершилось это омовение, в символическом смысле родился новый человек. И мы совершаем уже таинство Крещения в воспоминание и в заповедь того, что нам оставил Христос. Оно соединено и, как ритуальное омовение, наполнено совсем другими смыслами. Потому что это действительно рождение в новую жизнь - во Христе – через это омовение. Вода – потому что она ещё и символ смерти (как мы говорим о потопе, когда вода смыла земную человеческую нечистоту) – это есть умирание и рождение. Во Христе всё человечество совершило в Иордане некое омовение, и вышел в лице Христа новый Адам, новый человек.

 

 - Мне рассказывали один случай, услышанный в церкви. Две прихожанки стоят в праздник Крещения и разговаривают:

- А что сегодня за праздник? – спрашивает одна.

- Сегодня Крещение Господне! – отвечает вторая.

- То есть?

- Сначала Иисус был иудеем, после этого крестился и стал православным!

 

Вообще насколько подобного рода суждения имеют под собой почву?

- Это народное понимание, осмысление того, что происходит с тобой. Оно у нас не всегда правильное, а иногда даже на грани чего-то смешного. Человек пытается ответить на вопросы, которые у него возникают. Не находит ответа – придумывает, облекает его в какие-то собственные формы понимания. Это, конечно, далеко от истины, но это говорит о том, что человек пытается думать, пытается осмыслить то, что он принимает. Хотелось бы посоветовать: чаще обращаться с вопросами к священнику, который ответил бы в русле традиции, в русле православного богословия.

 

Вопрос телезрительницы: «Здравствуйте! Я учусь в школе и хочу выступить там на сцене. Но в конце выступления обязательно нужно вежливо поклониться под аплодисменты. Не грех ли это перед Богом? Так как Он говорил: «Не поклоняйтесь никому, кроме Меня». То есть запрещал это делать. Можно ли это делать, если учителя велят?»

- Мы должны понимать: это поклонение религиозное, ритуальное или жест вежливости, когда ты с уважением приветствуешь тех, кто находится в этом зале: своих одноклассников, педагогов. Поклон на сцене – это не религиозное поклонение. Я не знаю, в каком ракурсе было Ваше выступление, но артисту со сцены поклониться публике – это проявить жест вежливости, он не имеет никакого религиозного наполнения. Поэтому здесь измены Богу нет.

 

- Продолжая тему Таинства Крещения, хотел бы спросить: а в чём суть этого Таинства для современных людей?

- Суть та же, что Господь выразил в беседе с Никодимом. В Евангелии от Иоанна есть момент, когда ко Христу пришёл известный, занимающий весомое положение в обществе человек, который потом стал последователем Христа – Никодим. «Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты Учитель, пришедший от Бога, ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». (Евангелие от Иоанна 3:2-5)

То есть смысл Крещения – это рождение в новую жизнь, это рождение нового человека. И наши обеты, наши обещания – если мы во взрослом возрасте приходим к крещенской купели являются началом новой жизни. Как я раньше упомянул, из иорданских вод вышел новый человек. Так же и из крещальной купели должен выйти новый человек! И младенец, которого крестят по вере родителей и по вере восприемников, - это новый человек! Это уже чадо Царствия Божия! Когда я завершаю таинство Крещения и возвращаю младенца матери, я всегда говорю одну и ту же фразу: «Мама, я Вам отдаю уже не Ваше чадо, но Божие». Потому что человек принёс и отдал его Богу. Он родился уже для другой семьи – для вечности, для Царства Небесного. Поэтому и нынешнее синодальное решение, требование о том, что человек перед Таинством Крещения обязательно должен пройти огласительные беседы, как раз направлено на то, чтобы дать понять, ради чего ты это делаешь: что ты рождаешься в новую жизнь. Вот смысл - ты рождён уже для иного. Но то, что человеку свойственно возвращаться к своей греховной жизни, тоже учтено. И человеку дана возможность исправления в Таинстве Покаяния, в Таинстве Елеосвящения. Если человек думает над тем, что с ним происходит, искренне раскаивается в своих ошибках, грехах, то у него есть возможность вернуться на путь в Царство Небесное. Святые Отцы и покаяние называют вторым крещением!

 

- То есть, если кратко, то можно сказать, что без Таинства Крещения нет вечной жизни с Богом?

- Да, потому что человек делает выбор. Те подготовительные, можно сказать, процедуры – оглашение, которое совершается перед началом Таинства, когда человеку дают возможность выбрать, с дьяволом он или с Богом; отречение от сатаны, которое он совершает перед Крещением – это есть выбор новой жизни, нового пути. Поэтому человек выбор сделал, но он должен умереть для прошлой жизни и родиться для новой, так же как Христу надлежало умереть и воскреснуть.

 

- Если получилось так, что человек по каким-то жизненным обстоятельствам, не смотря на то, что он всю жизнь жил праведно, не был крещён. Взять, к примеру, советский период. У нас много поколений ушло на тот свет, не будучи крещёными. Можно ли сказать, что все эти люди автоматически идут в ад?

- Мы не можем измерить милосердие Божие. Я могу, как преподобный Амвросий Оптинский, сказать: я без этого бы погиб. А о другом человеке я сказать не могу. Мы знаем, что через Крещение мы вступаем в пакибытие, в новую жизнь. Мы надеемся на милость Божию и трудимся в подвиге какого-то благочестия, в подвиге подражания Христу и святым. Если человек рождён в другой культуре, в другой традиции, но подспудно (как говорил Тертуллиан: «душа по своей природе христианка») чтит Того Бога, Которого не знает, то мы можем говорить: «я не знаю, но всё в руках Божиих». Господь на то и Вседержитель, и Творец мира и вселенной, и Всемогущий Бог, что Сам решает, как Он этого человека примет. Поэтому мы и имеем некую надежду на милосердие Божие. Если б мы всех «распределили»: этот находится в этой зоне, этот – в другой комнате, этот – на третьем небе, другой – на четвёртом небе!.. Человек не может этого сделать, это всё в руках Божиих. Поэтому мы можем молиться и просить Бога за своих сродников, которые умерли некрещёными. Конечно, Церковь не может молиться за этих людей, но родственники обязаны молиться и уповать на милосердие Божие, на Его любовь. Есть в народе почитание святых, которые имели дерзновение молиться за некрещёных – тот же святой мученик Уар, например, имел такое дерзновение!

 

- Однако сказать, что Таинство Крещения – это автоматический «билет» в Царствие Божие, наверное, тоже нельзя?

- Нет, конечно! Потому мы и говорим на огласительных беседах, что Таинство Крещения – это не волшебная формула, не магический обряд, после которого Вам могли бы выдать гарантию, что Вам такое-то место забронировано в Царствии Небесном. Человек выбирает – и должен идти по этому пути. Мы прекрасно знаем эти слова Священного Писания: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его…» (Св. Евангелие от Матфея 11:12).

 

- Вопрос телезрительницы: «Вы сказали, что при Крещении Господь вышел из вод Иордана как новый Адам. Но Он ведь ещё освятил Своим Существом воды! Скажите, праздник Крещения всегда сопровождался Великим освящением воды, или когда-то этого не происходило?»

- Формирование православного Предания происходило веками, и сказать, что Апостолы стали совершать Великое освящение воды – неправильно. Потому что мы знаем из писаний святых Отцов, из упоминаний в различных древних источниках, например, традицию египетских христиан - в день воспоминания Крещения просто приходить к берегу Нила и брать воду. Потому что христиане верили, что в этот день водное естество меняется, как бы вспоминая то событие, когда Творец прикоснулся к водам. Как новое творение! Творец в лице Иисуса Христа входит в воду. Конечно, соприкосновением с Творцом водное естество меняется. Поэтому и мы совершаем Великое освящение воды как раз в воспоминание этих традиций. Мы же – немощные люди! Но мы призываем благодать Божию в своих молитвах, чтобы она сошла на эту воду; мы погружаем крест Христов в эту воду, читаем молитвы, мы вспоминаем те события и призываем благодать Божию на воду, чтобы Он и нас в этот день не лишил этой благодати. Но есть такое поверье, что можно вообще в храм не ходить, что в Богоявление в любом водопроводном кране освящённая вода. Если вы надеетесь на воду ради воды, то здесь и говорить не о чем – не приходите и не набирайте! Мы приходим в храм помолиться, чтобы быть соучастниками, чтобы прикоснуться к благодати. И с благоговением берём эту воду, потому что верим, что благодать Божия в ответ на наши молитвы сходит на неё. А если просто есть нужда набрать воды, то, конечно, можно пойти из-под крана налить.

 

- Кстати сказать, есть такое поверье, что эта вода особая. Наверное, так оно и есть. Но практически в каждом храме в течение года совершаются водосвятные молебны. Вода с водосвятного молебна и вода, освящённая в праздник Крещения – она молекулярно другая?

- Вода молекулярно всегда одна. Но мы говорим о структуре: может быть, какая-то другая структура? Учёные пытаются сейчас под микроскопами изучать структуру молекул воды простой, воды крещенской, воды, подверженной воздействию каких-то звуков: классической музыки или тяжёлого рока. Человеку всегда любопытно дойти до сути, но мы говорим о другом: не о том, что она структурно другая или молекулярно другая, но что эта вода, содействующая Духу Святому, есть святыня. Смысл заключается в том, что мы освящаем эту воду, призывая благодать Святого Духа. Потому что не священник её освящает, не архиерей, а благодать Святого Духа, которая сходит на эту воду. И, конечно, она различается – вода малого освящения и вода Великого освящения. Есть последование малого освящения воды: по нужде, когда нужна святая вода для того, чтобы окропить своё жилище. И есть вода Богоявления, то есть того дня, когда мы вспоминаем и собственное Крещение, и то, что ради нас совершил Бог. По своей духовной сущности они разные.

 

- Однако наш народ старается разделять воду Крещенского сочельника и самого праздника Крещения, называя одну богоявленской, вторую – крещенской. Есть ли разница?

- Никакой разницы нет. Как мне кажется – это моё мнение – освящали воду и в сочельник, и в сам день праздника в каких-то сосудах; я не говорю о том, что ходили на реку – не было водопровода, а нужно было побольше воды освятить. Чин освящения, молитвы одни и те же. Но человек всё время пытается понять то, что ему непонятно. «А зачем священник два раза освящает? Значит, она разная!» И доходит иногда до каких-то рассуждений на грани язычества, на грани магизма. Говорят: «Богоявленскую воду пить нельзя, ею только кропить и умываться можно. А вот крещенскую можно пить!». Поэтому помечают: эта – богоявленская, эта – крещенская. А это названия одного праздника! Просто разная суть в названиях: Богоявление – это глубокий духовный смысл праздника, а Крещение – это то, что совершилось над Иисусом из Назарета. И я опять же говорю – было ещё несколько названий: праздник Просвещения, праздник Светов. Тогда якобы нужно ещё два раза освящать воду, чтобы была «просвещенская» и «световая» какая-то вода! Это магическое восприятие. А ещё (когда столкнулся, очень удивился этому народному обычаю, который никакой духовной сути не имеет) что нужно в Крещение набрать воду в семи храмах, смешать её – и тогда будет настоящая!

 

- Вопрос телезрителя из Саратова: «Мы очень почитаем праздник Богоявления, стараемся посетить службу в этот день, несмотря на работу, и ещё – как всегда, с большой радостью – искупаться в святом источнике (ездим к Архангелу Михаилу). Скажите, пожалуйста, как правильно в этот особый день омываться или купаться, с какой молитвой и, может быть, с каким ритуалом? Спасибо!»

- Спасибо за вопрос! Это такая благочестивая традиция, существующая с древнейших времён, – погружаться в освящённые воды в день Богоявления. Но – опять же говорю! – не нужно делать из этого самоцели. Это хорошая традиция, но она не обязательна для всех; это традиция, которая показывает крепость веры, силу духа человека, но очень плохо, когда этой традицией заменяют всё остальное! Конечно, погружаться нужно с молитвой этого дня – с пением или чтением тропаря «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи». Это очень правильно и благочестиво. Ты вспоминаешь то, ради чего это делаешь, троекратно погружаясь в эту воду. Не каждый может выдержать погружение в ледяную воду. Но это обязательно должно быть совмещено с молитвой! Очень красиво сейчас устраивают иордани, приглашают священника, всё красиво обустраивают – с угощениями, столами, последующим праздником. Но человек не бывает ни на всенощном бдении, ни на Литургии, потому что он полночи купался, потом согревался, разговлялся. А утром спрашиваешь:

- А ты чего не пришёл на богослужение? Я тебя ждал, молился за тебя.

- А я ночью купался, тяжело было утром проснуться.

Всё должно быть в меру, и соединено с главным стержнем этого праздника – с молитвой.

 

- Вообще обязательно ли купаться в проруби или нет?

- Необязательно. Это просто часть некого предания, некой духовной традиции. И русские цари купались, как мы знаем. На Москву-реку выходили, делали красивую иордань, во главе с митрополитом совершался крестный ход, освящались воды Москвы-реки. Это благочестивая традиция! Мы знаем замечательную, очень сильную традицию в Якутии, когда минус пятьдесят, а люди всё равно приходят и в реке Лене совершают погружение. Это говорит о силе веры, о крепости духа, о том, что человек очень чтит этот праздник. Но это должно быть совмещено со всей глубиной, должен быть некий внутренний стержень из того, что ты делаешь, ради чего ты это делаешь. Как я говорю: «А поститься обязательно или не обязательно? Если ты просто не будешь вкушать мясную и молочную пищу, это не будет постом – это будет диетой. Пост наполняется смыслом, когда ты знаешь цель, к которой ты идёшь». Так же и здесь: любой обычай должен иметь некий смысл. Не просто по молодости свою удаль показать: «Вот, я окунулся в ледяную воду!»,  а именно с верой, с молитвой это делать.

 

-  Вы настоятель Богоявленского Елоховского собора города Москвы. Это старинный храм, в нём давно проходят богослужения, в нём несколько Патриархов совершали свою святительскую службу. Как раз в день Крещения Господня он будет отмечать свой престольный праздник. Расскажите немного об этом соборе.

- Храм Богоявления – кафедральный собор города Москвы, он находится в историческом месте, которое именуется Елохово. И Крещение (Богоявление) – его престольный праздник. До начала XX века он никаким кафедральным собором не являлся, а был обычным приходским храмом в рабочей слободе, где жили мастеровые люди. Он был очень большим, благодаря перестройке, которую благословил совершить святитель Филарет, митрополит Московский. Его трудами множество храмов было перестроено, увеличено. Святитель Филарет был великим миссионером. Он не путешествовал по стране, а совершал миссии здесь, в первопрестольном городе. До святителя Филарета наш собор был небольшой каменной церковью, сооружённой в XVIII веке. В ней крестили родившегося Александра Сергеевича Пушкина. Район быстро рос, и нужда в большом храме была очень острой. Поэтому при святителе Филарете было получено благословение перестроить храм в более просторный. Совершил это архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин, и святитель Филарет в сороковых годах девятнадцатого столетия освятил обновлённый храм. Никто не мог предугадать, что спустя какое-то время в России начнутся такие гонения на Церковь Христову, при которых пострадали десятки, сотни тысяч новомучеников и исповедников Церкви Русской. Был закрыт Патриарший Успенский собор в Кремле, был уничтожен храм Христа Спасителя, а Московский Митрополит был лишён кафедры.

В 1917-м году, как мы знаем, было возрождено патриаршество, на патриарший престол избран святитель Тихон, который любил Елоховский храм. Но собор не был кафедральным! Святитель любил туда приезжать, особенно в праздник Благовещения, потому что у нас был Благовещенский престол.

В алтаре у нас висит летопись служения Патриарха Тихона. Он бывал и в праздник Богоявления. Но уже после кончины святителя Тихона, после закрытия храма Христа Спасителя, после передачи относительно больших храмов обновленцам появилась острая нужда в кафедральном соборе. Елоховская Богоявленская церковь была одной из самых больших в Москве церквей, которую ещё не закрыли. И Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий (будущий Патриарх) избрал для своего служения Елоховский собор. С того момента Елоховская церковь стала кафедральным, а потом и Патриаршим всероссийским собором. И уже в девяностых годах мы получили возможность вновь войти в Успенский собор Московского Кремля, которому был возвращён статус Патриаршего собора. Мы стали свидетелями возрождения храма Христа Спасителя, который стал всероссийской кафедрой. А Елоховский собор остался кафедрой нашего города – Москвы. Конечно же, Святейший Патриарх не может обойти вниманием свою городскую Московскую кафедру. В день Богоявления он традиционно совершает Богослужение в Елоховском соборе и освящает воду. И раньше, во времена известных советских гонений, когда в Москве оставалось чуть больше сорока храмов, люди знали, что где-где, а в Елоховском соборе они водички наберут, даже если несколько часов простоят. Много было попыток сорвать раздачу воды в Елоховской Церкви, но они всегда преодолевались трудами ктитора собора, Николая Семёновича Кобчука, который находил способ, чтобы каждый верующий человек (житель Москвы или Московской области) в этот день получил богоявленскую воду.

 

- Время нашей программы подошло к концу. Благодарю Вас за столь содержательную беседу и в завершение прошу благословить наших телезрителей.

- Благословения Господня хочу пожелать зрителям телеканала «Союз». Пусть Господь не оставит нас в эти святые дни Своей благодатью, Своей любовью. Храни вас Господь!

 

Ведущий: Сергей Юргин

Расшифровка: Дарья Летнякова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать