«Огласительные беседы» с протоиереем Алексием Ладыгиным. Символ веры. Часть 3

4 декабря 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Мы продолжаем наши огласительные беседы. В прошлый раз мы говорили о Святой Троице, пытались, насколько возможно, проникнуть в тайну Святой Троицы – и нам что-то удалось понять. Мы узнали о том, что имя Святой Троицы для нас очень важно, потому что во имя Святой Троицы мы крестимся, живем, подвизаемся. И, конечно же, именем Святой Троицы побеждаем всякие испытания, которые встречаются в нашей жизни.

Сегодня будем говорить о невидимом мире, о мире духовном. Господь сотворил видимый мир, и мы знаем о нем, изучаем его, насколько это возможно, и, конечно же, все это перед нашими глазами. Но есть еще невидимый мир. Этот мир называется миром ангелов, миром добрых духов, которые, как мы говорим, – на небе. Но на каком небе?.. Кто видел этот духовный мир? И опять-таки тайну невидимого мира мы узнаем из Священного Писания (как Ветхого, так и Нового Завета). Что Господь открыл нам об этом невидимом мире, то мы и имеем. Через что мы еще узнаем о невидимом мире? Через святых угодников Божиих, для которых нет разделения между видимым и невидимым миром. Более того, они общаются с ним, потому что Господь сказал: Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят. Даже Бога можно увидеть, если достигнешь определенной чистоты.

Святые угодники Божии достигали этой высоты, и для них открывался невидимый мир. Мы знаем, что блаженный Андрей, Христа ради юродивый, был восхищен на небо и общался с этим невидимым миром. Святой апостол был восхищен до третьего неба и слышал неизреченные глаголы. То есть Господь открывал святым этот мир, но когда они возвращались оттуда, могли открыть другим только маленькую толику, некую тайну, которая была нужна для укрепления человеческой веры, надежды и упования на Господа.

Конечно, мы понимаем, что невидимый мир где-то далеко, он не здесь. Действительно, это не то небо, о котором мы говорим, – это тот мир, который находится за нашим сотворенным миром. Если говорить о звездах, то – за звездами, где-то еще выше. Если звезды находятся далеко, то насколько далеко находится этот мир… Но в то же время мы знаем, что Бог Вездесущ, Он живет в этом мире – значит, здесь живут и ангелы, которые являются суть служебными духами, то есть они находятся на службе у Господа, поэтому  есть тоже здесь, на земле. Но у человека есть и ангел-хранитель – он тоже всегда с человеком. Мир духовный располагается во всей вселенной, нельзя сказать: где-то вот здесь только находится духовный мир. Но до конца об этом мы не можем знать. Однако, повторяю, ту тайну, которую Господь нам открыл, мы можем знать со страниц Священного Писания.

Чем же занимаются ангелы? В Священном Писании говорится, что они не имеют плоти и кости. Естественно, они являются духами. Они не женятся, не постятся, говорится в Евангелии от Матфея, и даже умирать не могут. Они одарены разумом и свободою. Выну видят лице Отца Небеснаго. Они славословят Господа, исполняют Его святую волю. Псалмопевец говорит: «Умален от ангел, хотя и малым чим». Конечно, они совершеннее человека, обладают более тонким умом, но мало чем отличаются от человека, потому что к человеку Господь приковал огромное внимание и явил всю полноту Своей любви, благости и милосердия. Ангелы делятся на девять чинов: серафимы, херувимы, престолы. Средний чин, или три лика: господства, силы, власти. И низшие три: начала, архангелы, ангелы.

Мы с вами поговорили о том, что они суть служебные духи, мы знаем, что они славословят Господа, исполняют Его волю, доносят ее до человека. Конечно, Господь заботится о человеке; человек не остается без попечения и заботы Господа, поэтому Господь дает человеку ангела-хранителя, который сохраняет того в течение всей его жизни, бережет его во время сна. Бывает, человек идет, задумается, начинает переходить дорогу и не видит, что едет машина, – и его кто-то останавливает; в самый последний миг сохраняет от погибели. Конечно, велико значение ангела-хранителя на земле.

Ангел-хранитель дается человеку при крещении и в течение всей жизни сохраняет его. Единственное, ангел-хранитель может покинуть человека, когда человек сам отказывается от ангела и не принимает его добрых наставлений, которые тот дает, предлагая каждому из нас выбрать исполнение воли Божией через соблюдение, сохранение заповедей Божиих. Но опять-таки если человек согрешает, ангел-хранитель старается всячески направить его на покаяние. Ангел-хранитель сопровождает человека в течение всей его жизни, а также по смерти помогает ему пройти мытарства и приводит к Престолу Божьему для суда.

Мы знаем много различных рассказов об ангелах и знаем, что ангел дается не только человеку, но и определенному помещению: церкви, дому, который освящает священник, автомобилю. В чине, который совершает священнослужитель, как раз и говорится, что вместе со священниками входят в дом святые ангелы; только священник уходит, а ангелы остаются. Также в молитве, читающейся на освящение автомобиля, говорится о том, чтобы Господь дал ангела-хранителя, спутника человеку, который будет совершать свое путешествие.

Ангел-хранитель остается до тех пор, пока человек сам своими действиями не изгоняет его из своего дома. А какие это могут быть действия? Это могут быть страшные действия какого-то греха, но самое большее – это немирная жизнь в семье. Если ссорятся, ругаются, используют в доме матерную брань, то ангел-хранитель уходит из этого дома; в него приступают бесы и возмущают семью до сильных раздоров, скандалов и даже до убийства.

Один из святых описывает, как некий человек целовал углы дома. «Что ты делаешь?» – «Я прикладываюсь к ангелам-хранителям, которые были изгнаны из этого дома и уже во внешней стороне стояли и плакали о тех жителях, что изгнали их из дома». Ангел-хранитель выходит из дома, где нет мира. Того водителя, который курит в машине и использует матерную брань, нарушает скоростной режим и правила дорожного движения, ангел-хранитель не будет сохранять и покинет его автомобиль. Ангелы-хранители даются и церкви. Удивительно, что ангел-хранитель, который дается престолу Божьему, до конца существования жизни на земле охраняет это место, даже если церковь разрушена. Это мы можем встретить в житиях святых, об этом много рассказывается.

Каждый человек должен стремиться к тому, чтобы общаться с ангельским миром, но не только общаться, а стараться пребывать в мире с ангелом-хранителем. Через что? Через пост, молитву, добрые дела, которые мы можем совершать и совершаем в своей жизни. Такое доброе отношение к ангелу-хранителю привлекает его к нам, и он начинает нам помогать в жизни.

Что еще мы можем сказать об ангельском мире? Конечно, Священное Писание многое нам открывает, но опять-таки не во всей полноте мы можем говорить об ангелах и том служении, которое они совершают. Мы можем говорить, что ангелам дана возможность контролировать стихии: огонь, воду. В Священном Писании есть ангел огня, ангел воды и говорится об ангелах четырех ветров, которые есть на земле, поэтому и стихиями Господь управляет посредством ангелов-хранителей.

Мы знаем, что большую роль играют в домостроительстве Божии архангелы, которые тоже являются служебными духами и исполняют или возвещают людям волю Божию. Вот так вкратце мы можем сказать об ангелах-хранителях – только в том контексте, что нам открывает о них Священное Писание.

Невидимый мир состоит не только из добрых ангелов, но и из злых – мы их называем «ангелы-губители». Они тоже вышли из ангельского мира и воспользовались той свободой, которую Господь дал всем ангелам. Господь не создал ангельский мир развивающимся в одном направлении: ангелы свободны и вправе выбрать тот или иной путь. Но Господь создал их бесплотными, с  утонченным разумом – они очень умные и стремились к совершенному служению Господу. Но был среди них самый красивый,  самый приближенный к Господу – Денница, который возгордился, захотел подняться выше Бога и сказал: «На небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой… буду подобен Вышнему». То есть он возгордился и решил потягаться с Господом. Конечно, он увлек за собой немало ангелов, но был низвергнут с просторов небесных, потому что невозможно тьме находиться со светом. И тьма опустилась в наш – видимый – мир,  и среди нас невидимо есть злые духи. Священное Писание их называет различными словами: духами нечистыми, духами злобы, бесами или демонами.  А главарь их Денница называется дьяволом, сатаной, князем мира, князем власти воздушной, князем бесовским.

Некоторые скажут: а почему они являются злыми? Откуда мы знаем, что они злые? Может быть, они могут быть и добрыми? Тогда мы можем внимательно почитать Священное Писание (о невидимом мире мы узнаем через Священное Писание, а оно есть не что иное, как Божественное откровение). Господь открывает нам все необходимое для нашего спасения. Мы узнаем о нечистых духах из Священного Писания – какие они. Апостол Павел говорит: Ангел сатанин немало мне пакостей деет. Или встречаем рассказы о бесноватых, которых исцелял Господь: бесы входят в определенного человека, и действительно этот человек очень сильно мучается. Помните, бесноватого юношу? Бес его кидал то в огонь, то в воду. Мы можем говорить и о гадаринских бесноватых мужах, о которых нам рассказывает Священное Писание. Какой они приобретали вид, когда становились бесноватыми: били себя и бились о камни, раздевались догола, рычали и кричали так громко, что на всех находил ужас, и жили в гробах, и цепи рвали, то есть обладали огромной силой. Господь нам показал, какое страдание бес приносит человеку.

Не случайно в жизни происходит борьба двух миров: мира духовного и мира злобы поднебесной. Наша брань не простив плоти и крови, – говорит апостол Павел, – а против духов злобы поднебесной. Под небом, где находится враг рода человеческого. Он хочет отомстить Богу, он во всем копирует Бога. Как среди ангельского мира, Божественного мира, где Господь – Царь и каждый имеет свой чин, свое определенное служение, так и у бесов есть князь тьмы, есть иерархия и ставятся определенные задачи. Это злая копия Божественного мира, я бы так сказал.

Здесь мы также можем говорить о том, что если по жизни человеку дается ангел-хранитель, то бес дает ангела-губителя.  Если ангел-хранитель стоит по правую сторону, то бес – по левую и постоянно искушает человека. Никто не имеет права руководить человеком: он всегда сам принимает решение, но ангел всегда наталкивает его на доброе, а бес предлагает злое. Каким образом? Не случайно всякая реклама направлена на какие-то человеческие страсти – и за счет этих страстей человек попадает в сеть или покупает что-то ненужное. Враг рода человеческого – хороший «психолог». Господь никому не позволяет проникнуть в сознание человека и управлять его мыслями – это исключено. Только Сам Господь ведает наши мысли; ни ангелы, ни архангелы, ни злая сила не обладают знаниями о наших мыслях. Но бес очень изворотлив, он имеет хороший ум, ведь мы говорили, что он был создан Господом как служебный дух. Конечно, он видит, что хочет человек. А когда человек чего-то хочет, он постоянно делает какие-то телодвижения, и через них можно узнать, что он хочет: поесть, попить, выпить, покурить  или заняться каким-то другим грехом. Как сегодня компьютер распознает, что мы ищем: ищем церковную утварь – потом тебе на каждой страничке, через каждую новость будут присылать информацию о церковной утвари. Если мы ищем новости политического  характера – значит, эти новости у тебя постоянно. То есть тебя вычислили. Но бес вычисляет человека в превосходной степени и начинает ему предлагать то, что человек хочет. После этого тот, если не имеет духовной закалки, попадает в сети дьявола.

Все ли может враг рода человеческого? Конечно, нет. Господь без Своего Промысла и попечения не оставляет этот мир. Господь заботится о нас, и врагу рода человеческого Он позволяет мучить человека настолько, насколько это будет спасительно для самого человека. Сила у врага огромная. Помните беседу преподобного Серафима с Мотовиловым, когда Мотовилов говорит: «Отче, хочу побороться с бесом»? – «Что ты, Бог с тобою! Разве это можно делать?! Ни в коем случае! Ты не знаешь, какой силой он обладает. Если бы ему Бог позволил, он бы одним своим коготочком весь мир перевернул». Действительно, и один бес имеет огромную силу, а много бесов имеют еще большую силу. Бесноватый человек рвал на себе цепи, а когда бесы ушли, он приобрел совершенно другой – человеческий образ.

Поэтому Господь дает все настолько, насколько это полезно для самого человека, а порой мы сами изгоняем Бога из своей души и полностью открываем дверь для врага рода человеческого. Душа не терпит вакуума. В Священном Писании говорится, что бес вышел от одного человека, ходил по пустынным и безводным местам, а затем говорит: «Ну что я здесь хожу? Вот душа человеческая, в которой я был, – убранная храмина, где чистота. Вернусь-ка я туда». И он вернулся уже не одни, а привел с собой еще семь более злых духов. И было человеку последнее хуже первого. Пустоты никогда никакой не бывает: либо человек живет с Богом и Божественной благодатью наполняет себя через таинства Церкви Христовой, через причастие Тела и Крови Христа Спасителя, либо враг рода человеческого видит, что храмина пустая, приходит и поселяется в ней и начинает мучить человека.

Мы очень часто порой не понимаем: почему нас не слушаются дети, почему они ругаются матом. Потому, что мы не заботимся о том, чтобы наполнять их храмину Божественной благодатью. Почему мы сами порой так неадекватно себя ведем? Потому, что грешим,  не каемся и не исправляемся, и эти страдания очень четко входят в нашу жизнь. Бог попускает их ради того, чтобы у нас было исправление. Если бы человек в течение жизни не имел этих испытаний и трудностей, то давно потерял бы облик Божий в самом себе. Но Господь, чтобы не лишить нас вечной жизни, посылает страдания или открывает путь этих страданий с надеждой на то, что мы исправимся, покаемся.

Вечность дороже нашей временной жизни, поэтому и встречаются скорби и переживания, поэтому мучимы бываем от врага рода человеческого, чтобы обрести путь сначала в Церковь, а потом, через Церковь Божию, – к спасению. Вот такой определенный путь каждый человек и совершает в своей жизни.

Как избежать этого тяжелого состояния, беснования в нашей жизни? Есть определенные средства, и Господь очень четко открывает нам эти средства посредством Святой Церкви. Конечно, мы должны помнить: первое средство есть призывание имени Божия. Поэтому мы всегда призываем Святую Троицу, всегда говорим о том, что Иисусова молитва имеет огромную силу.

Вторым средством является Животворящий Крест Господень. Конечно, крестное знамение побеждает врага рода человеческого – не случайно мы поем: «Господи, оружие на диавола крест Твой дал еси нам». Трепещет бо и трясется враг рода человеческого, он не может взирать на силу Животворящего Креста.

И третье средство, которое является победой над врагом рода человеческого, – пост и молитва. Об этом Сам Господь сказал. Ученики Его спросили: «Кто же может сие сотворить? Кто же может изгнать беса из человека?» Тогда Господь сказал: «Сей род изгоняется только постом и молитвою». Конечно, о посте и молитве мы никогда не должны забывать.

Четвертым средством нашей борьбы и победы над дьяволом является смирение и  кротость. Об этом сам бес свидетельствует в житии Антония Великого, что Антоний побеждает кротостью и смирением врага рода человеческого.

Другим средством является стяжание рассуждения духов. Нужно быть очень внимательным в духовной жизни и, конечно, помнить о том, что враг рода человеческого – лжец и обманщик. Он может и прельстить тебя, и обмануть, поэтому это нужно видеть. Для нас это, может быть, и не страшно, потому что мы не являемся людьми высокой духовной жизни и прельщать нас особо нечем – можно только говорить о наших грехах и недостатках. А тому, кто ведет духовную жизнь, этот дар, конечно, просто необходим.

Шестое средство в борьбе с демонами – препоясывание чресел наших истиною, так сказать, обложение себя кругом истинами христианского вероучения. Здесь все понятно, конечно. Враг рода человеческого ограничен в своих действиях, когда мы живем в правде и живем нашей верой, когда не уходим в какие-то глубочайшие еретические рассуждения, когда происходит падение. Поэтому надо иметь глубокую веру и верить каждому слову Священного Писания, а если что-то где-то не понимаем, обращаться к толкованиям святых отцов, которые очень тонко и ясно разъясняют нам всё – и не нужно каких-то суждений и учений искать в другом месте, это является гибелью. Здесь враг рода человеческого подловил уже не одну тысячу людей и подловит еще массу людей, которые будут отходить от истин святого православия.

И последним средством является помощь святых угодников Божиих. Никогда не нужно гнушаться братьями нашими старшими, а ими являются святые угодники Божии. Они молятся о нас и имеют такую благодатную силу, что отражают своими молитвами любые вражеские напасти на нас. Почему мы с ними и общаемся, молимся им и просим, чтобы они были нашими помощниками и заступниками в этой жизни. Без них, конечно, невозможно победить силу врага рода человеческого.

Вот такая сегодня огласительная беседа о мире невидимом, а следующая беседа будет уже о мире видимом. К сожалению, мы не можем короче говорить о Символе веры, потому что здесь глубина нашего вероучения, и каждый, кто идет по пути познания веры, должен знать об этих истинах, которые нам помогут правильно слагать свою духовную жизнь. Сегодня я прощаюсь с вами. Храни вас всех Господь.

Записала Юлия Мережко

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 22 января: 17:30
  • Четверг, 23 января: 03:00
  • Пятница, 24 января: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы