«Огласительные беседы» с протоиереем Алексием Ладыгиным. Символ веры. Часть 17

18 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Мы продолжаем огласительные беседы. Сегодня будем говорить о заключительном члене Символа веры: «…и жизни будущаго века. Аминь».

В прошлой беседе мы с вами говорили о воскресении мертвых; о том, что Господь показал нам, каким образом это будет; о смерти праведников и грешников.

А теперь мы поговорим о жизни будущего века. Наша жизнь не ограничивается временем нашего земного присутствия, а имеет продолжение в вечности. Она бесконечна. Господь создал человека для жизни вечной, а не для смерти.

К сожалению, грех вошел в мир, и грехом смерть. Но после смерти творится частный суд, потом проходит Страшный Суд; и затем – вечное пребывание либо в райских обителях, либо в тех обителях, о которых не стоит, наверное, говорить и рассуждать, но о которых следует знать.

Где свидетельство вечности? Мы с вами не раз говорили о том, что Священное Писание является словом Божиим. Всё, что знаем о вере, мы берем из Священного Писания. Эта Книга показывает нам путь в Царствие Небесное, раскрывает тайны Царствия Небесного.

Если мы говорим о жизни будущего века, то в первую очередь говорим о тех, кто явился нам из вечности, свидетельствовал о ней, и о том, как происходит наше общение с теми, кто пребывает в вечности.

Есть Церковь Небесная, есть Церковь земная. Земная Церковь – это мы с вами, земнородные. Мы приходим в мир и объединяемся силою нашего Божественного Спасителя. Но есть еще и Небесная Церковь – это те, кто отошел в вечность, удостоился пребывать там вместе с Господом.

Небесная и земная Церкви – Единое Тело Христово. Всегда есть общение между всеми членами любого тела, поэтому есть общение между земной и Небесной Церквями. Небесная Церковь свидетельствует сама о себе.

Господь наш Иисус Христос после Своего славного Воскресения не раз являлся Своим ученикам дверем затворенным, проповедуя им о воскресении, жизни вечной, напоминая о том, что Он им говорил. Он показал не только вечность, но и как будет продолжаться наша жизнь в вечности, какими мы будем.

Господь являлся и проповедовал святым апостолам не только в течение сорока дней после Своего Воскресения, но и по Своем Вознесении Он явился апостолу Павлу и другим апостолам. Это происходит даже до сегодняшнего дня.

После Своего блаженного Успения Матерь Божия явилась святым апостолам, утвердила их в вере в воскресение, в той надежде, которую оставила: что Она будет с нами до скончания века, помогая святым апостолам и всем верующим даже до сегодняшнего дня.

Матерь Божия являлась видимым образом, что исторически было запечатлено в жизни Церкви: Ее явление во Влахернской церкви видели блаженный Андрей и Епифаний. Богородица ответила на молитву верующих людей: защитила их Своим честным покровом от той беды, которая пришла тогда в Константинополь.

Матерь Божия являлась многим нашим русским святым: преподобному Сергию Радонежскому, неоднократно – преподобному Серафиму Саровскому и другим святым угодникам Божиим. Она укрепляла, помогала и помогает даже до сегодняшнего дня всем верующим людям.

Святые угодники Божии также являлись видимым образом, подкрепляли всех, кто молился и просил их о помощи. Александр Невский видел Бориса и Глеба перед своими воинскими подвигами. Дмитрий Донской был укрепляем святым благоверным князем Александром Невским и другими своими сородичами, которые к тому времени уже отошли в жизнь иную, но видимым образом участвовали, помогали в Куликовской битве. Мы можем говорить о многократных явлениях святителя Николая, о которых рассказывают даже наши современники.

Преподобный Сергий в трудные времена являлся и подкреплял и братию Троице-Сергиевой лавры, и тех воинов, которые защищали первопрестольный град Москву во время польско-литовской интервенции.  Московские святители не раз являлись, укрепляли в самые трудные времена воинов, князей, царей. И сегодня эти явления есть в жизни Церкви.

Мы можем говорить о явлениях своих сродников, причем различным образом. Они являются и говорят, как поступить, что сделать. Порой мы не можем найти решения жизненных вопросов, своих земных проблем. Тогда мы начинаем плакать, молиться, просить о том, чтобы нам помогли. Всегда вспоминаются самые близкие: наши родители, дедушки, бабушки, которые были нам дороги, помогали нам во время своей земной жизни, но отошли в мир иной, – и нам сегодня их не хватает. Мы начинаем к ним обращаться, чтобы они помогли: «Если бы вы были живы, вы бы нам помогли». И тогда происходит их явление, они начинают нам помогать.

Очень много различных явлений, обо всех сегодня просто невозможно сказать. Есть прекрасная книга владыки Вениамина (Федченкова). Можете, дорогие братья и сестры, приобрести ее. Называется она «Из того мира». В ней очень много рассказов его современников из их жизни. Если каждый из нас немножко задумается, то вспомнит много таких случаев и в своей жизни. Это то, что укрепляет нашу веру, дает нам силы.

В патериках очень много примеров. Например, говорится о мученице Дорофее. После усечения ее мечом она послала из рая три яблока и три цветочка мучителю, который смеялся над ней: «Бога вроде нет. Давай посмотрим! Ты мне пришли что-нибудь из рая». Она ему и прислала.

Мученице Евфимии положили в гроб два свитка: один – с православным вероучением, другой – с еретическим. Через несколько дней свиток с православным вероучением остался у нее в руке, а второй свиток был попран ее ногами.

Явным образом были показаны и вечность, и жизнь тех, которые отошли в вечность. Жизнь продолжается, и они стремятся укрепить нас в вере.

Свидетельства общения с вечностью – великая тайна: тайна молитвы, подвига и созерцания верующего человека. Об этом мы с вами еще поговорим. Это всегда происходит таинственным образом, но это явное свидетельство. Например, кто-то был в легком сне, кто-то – в таком состоянии, которое невозможно объяснить, кто-то в сонном видении общался с загробным миром. Каждый раз это отзывается в нашем сердце: «Это истинно так – и по-другому быть не может».

Святой апостол Павел был восхищен до третьего неба и слышал глаголы неизреченные. Каким образом это было, он не описывает. Что слышал – этим он тоже с нами не делится. Он только говорит о радостном итоге: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. Это было какое-то удивительное состояние.

Мы понимаем, что это истинно так, потому что с описанием такого состояния мы сталкиваемся в Священном Писании: когда апостолы были с Христом на горе Фавор и Господь перед ними преобразился, они потеряли реальность ощущения этого мира. Они говорят: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. То есть всем. Они хотели остаться там. Было необъяснимое состояние радости, восторга, некоего спокойствия, мира и внутреннего удовлетворения.

Такое состояние бывает у верующих людей (мы знаем, что этого состояния нужно достигнуть) во время Божественной литургии, молитвы – не только церковной, но и келейной (домашней). Такое состояние человек переживает, когда приступает к таинству Исповеди или Святого Причастия, читает Священное Писание.

Владыка Антоний Сурожский вспоминает, что был неверующим человеком. Но когда он стал вдумчиво читать Священное Писание, то, сидя с одной стороны стола, явно ощутил присутствие Христа, сидящего за ним с другой стороны. Это было то внутреннее состояние, которое все в нем перевернуло.

Преподобный Серафим Саровский, Феодосий Печерский и многие другие святые в детстве услышали Божественное слово, которое перевернуло их сознание: из земных людей они стали людьми небесного состояния.

Молитва дает радость утешения. Обычно что радует? Посмотреть сериал, вкусненько покушать, позаниматься какими-то своими делами (кто в Интернете любит посидеть, кто – в зале игровых автоматов, кто в каких-то других делах находит утешение и удовлетворение в этой жизни)…

Я встречал женщину, которая говорила: «Я сегодня всласть помолилась». В молитве ей открывался Господь. Она имела большую семью, рано вставала, много трудилась, провожала своих детей в школу, затем работала по хозяйству. И после этого молилась. Первый раз принимала пищу в два-три часа дня: сладкий чай с белым хлебом. И говорила: «Какой сегодня замечательный день!» В чем же заключается его хорошая сторона? Она говорила: «Сегодня всласть помолилась». Она молилась два-три часа, и в этом у нее была радость утешения: сегодня Бог дал ей возможность помолиться, пообщаться с Ним.

Господь и наша вечная жизнь открываются человеку в таинстве Покаяния. Мне не раз рассказывали о том, что люди, выходя после исповеди, ощущали невесомость: когда они шли на исповедь, на их плечах как будто были огромные мешки (совесть мучила), а после исповеди они выходили в  восторге, говорили: «Мы не шли – мы летели!»

Владыка Вениамин (Федченков) описал два случая. Когда он был в Сербии, к нему пришел молодой человек и рассказал, что после таинства Святого Причастия он ощутил невесомость, легкость своего состояния: как будто поднялся над землей и летел.

Владыка Вениамин рассказывает и о себе. Однажды на Троицу он освящал семинарию. Здание было огромное. Это всегда вызывает состояние удрученности (думаешь: «Сколько помещений нужно обойти, чтобы освятить это огромное здание!»). Он говорит: «Как только я прикоснулся к святой воде после Евхаристии, я не чувствовал, как освящал семинарию – просто летал по ней». То есть человек не чувствовал ни тяжести своего тела, ни физической усталости, которая приходит после совершения таинства Евхаристии и Великого освящения воды, потому что ты и физически, и духовно потрудился.

Это необычайное состояние, которое передается и нам сегодня. Апостол Павел говорит (о своем восхищении до третьего неба. – Прим. ред.): в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю. Как объяснить наше состояние в наши дни, когда после какого-то определенного таинства не чувствуешь тяжести своего тела? Тоже можно сказать: «В теле я был или не в теле?» Господь посещает нас особым даром. После Божественной литургии  чувствуешь такую радость, что у тебя сердце трепещет. Как солнце на Пасху! Господь дает человеку почувствовать это удивительное состояние, соприкоснуться с вечностью сегодня.

В древности это было легко и просто, потому что не было стены из грехов, мирской суеты между земнородными и небожителями. Сегодня эта стена есть. Раньше и духовный небесный мир участвовал в жизни земных, и земные не могли без видимого присутствия небожителей.

Когда читаем в летописи, что святому благоверному князю Дмитрию Донскому помогал Архангел Михаил вместе с войском небесным, то думаем, что это какой-то литературный оборот. Нет! Это реальность участия всего неба в жизни тех людей, которые жили правдой Божией, благочестивой литургической жизнью. Им другая жизнь была неведома, они не нуждались в ней.

Ветхий Завет также переполнен этими явлениями. Например, пророк Исаия видех Господа седяща на престоле высоце и превознесенне, и исполнь дом славы Его. Пророк Иезекииль говорит: И бысть на мне рука Господня, и изведе мя в Дусе Господни… и отверзошася небеса, и видех видения Божия.

Иоанн Богослов, святой апостол-тайнозритель, бых в Дусе в день неделный. В этом состоянии он видел и новое небо, и новую землю. Это состояние человека, который пребывает в духовной жизни, а не того, кто обладает каким-то даром. Даром обладать просто так невозможно. Это состояние, которого человек может достигнуть, убрав разделение между земным и небесным за счет высоты духовной жизни.

Праотец Иаков видел Господа в сонном видении (такое тоже может быть в состоянии дремоты, легкого забвения): лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней…

Таких событий также много и у святых угодников Божиих. Святой блаженный Андрей, Христа ради юродивый, видел Покров Матери Божией. Он был также вознесен на небо и видел райские чертоги, осматривал их, ходил и искал Матерь Божию. Когда не нашел, спросил: «Где же Она?» Ему сказали:

– Ее здесь нет.

– А где Она?

– Она, – говорят, – на земле. Она там, где горе слышится, где плохо дышится. Она с теми, у кого надо слезу с ланит стереть.

Матерь Божия с теми скорбящими и обремененными, которые нуждаются в Ее помощи.

Многие святые угодники Божии были возведены на небо: это удивительное событие, которое свидетельствует о живом участии Бога в нашей жизни. В последние дни земной жизни Матери Божией Ей явился Архангел Гавриил, который принес райскую финиковую ветвь, свидетельствующую о Царствии Небесном. И другие угодники Божии свидетельствуют о своей блаженной кончине, о том, что ангелы Божии являлись им.

События вечности знакомы каждому из нас. Состояние вечности будет разное. Тот, кто будет достоин вечности, войдет в Царские чертоги, потому что Господь четко определил обители рая и те обители, которые уготованы для грешников.

До смерти у нас еще есть покаяние, после смерти его нет. Поэтому сегодня каждый из нас должен особенно заботиться о своей вечной жизни (делать добрые дела, вести благочестивую жизнь, участвовать в святых таинствах). Если кто-то до сих пор не приступил к этому, то пусть не огорчается, не унывает: самое главное – осознать свое состояние, встать на ноги и пойти в храм Божий, покаяться и исправить свою жизнь.

Господь милосерден к каждому человеку. Если человек может всю жизнь не простить человека, то Бог прощает человека при его первом покаянии, стремлении исправиться. Священное Писание говорит: лучше впаду в руки Господа… только бы не впасть мне в руки человеческие. Бог никогда не подходит ни к одному человеку без милости. Для каждого любящего Бога человека, который стремится вести добродетельную жизнь, Господь приготовил особое место в Своих обителях: В доме Отца Моего обителей много.

Тот, кто не стремится к этому, должен помнить, что есть и другое состояние, о котором святые отцы тоже нам свидетельствуют. Это состояние, в котором не хотелось бы, чтобы кто-нибудь оказался. Святой Иоанн Дамаскин говорит об адском огне так: «Грешники будут преданы в огонь вечный, не вещественный, как тот, что у нас, но такой, о каком может знать Бог». «Услышав об огне, – говорит святой Иоанн Златоуст, – не подумай, будто тамошний огонь таков же, каков здешний: этот, охватив что-либо, сожигает и погасает; а тот, кого однажды захватит, жжет постоянно и никогда не перестает».

Поэтому нужно стремиться думать о своей будущей жизни. Об этом святой Иоанн Златоуст говорит так: «Когда отойдем туда, то, хотя бы оказали самое сильное раскаяние, никакой уже не будет пользы, и сколько бы ни скрежетали зубами, ни сокрушались и ни молились тысячекратно, никто и с конца перста не подаст капли нам, объятым пламенем, но мы услышим то же, что и известный богач: пропасть велика между нами и вами утвердися».

Поэтому должно быть стремление к тому, чтобы жизнь наша изменилась, приносила нам духовные плоды, которые будут являться для каждого из нас оправданием.

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы заканчиваем наши беседы, посвященные Символу веры (всем двенадцати его членам). Мы с вами кратенько их разобрали, поговорили о них. Это дает нам возможность дальнейшего самостоятельного познания мира святого православия.

Следующая наша беседа будет посвящена семи таинствам Церкви. Мы кратко уже говорили о них. Сейчас поговорим более полно, потому что они имеют огромное значение в нашей жизни: через таинства подается благодать Святого Духа каждому верующему человеку.

Записала Светлана Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать