Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В прошлой беседе мы с вами говорили о воскресении мертвых; о том, что Господь показал нам, каким образом это будет; о смерти праведников и грешников.
А теперь мы поговорим о жизни будущего века. Наша жизнь не ограничивается временем нашего земного присутствия, а имеет продолжение в вечности. Она бесконечна. Господь создал человека для жизни вечной, а не для смерти.
К сожалению, грех вошел в мир, и грехом смерть. Но после смерти творится частный суд, потом проходит Страшный Суд; и затем – вечное пребывание либо в райских обителях, либо в тех обителях, о которых не стоит, наверное, говорить и рассуждать, но о которых следует знать.
Где свидетельство вечности? Мы с вами не раз говорили о том, что Священное Писание является словом Божиим. Всё, что знаем о вере, мы берем из Священного Писания. Эта Книга показывает нам путь в Царствие Небесное, раскрывает тайны Царствия Небесного.
Если мы говорим о жизни будущего века, то в первую очередь говорим о тех, кто явился нам из вечности, свидетельствовал о ней, и о том, как происходит наше общение с теми, кто пребывает в вечности.
Есть Церковь Небесная, есть Церковь земная. Земная Церковь – это мы с вами, земнородные. Мы приходим в мир и объединяемся силою нашего Божественного Спасителя. Но есть еще и Небесная Церковь – это те, кто отошел в вечность, удостоился пребывать там вместе с Господом.
Небесная и земная Церкви – Единое Тело Христово. Всегда есть общение между всеми членами любого тела, поэтому есть общение между земной и Небесной Церквями. Небесная Церковь свидетельствует сама о себе.
Господь наш Иисус Христос после Своего славного Воскресения не раз являлся Своим ученикам дверем затворенным, проповедуя им о воскресении, жизни вечной, напоминая о том, что Он им говорил. Он показал не только вечность, но и как будет продолжаться наша жизнь в вечности, какими мы будем.
Господь являлся и проповедовал святым апостолам не только в течение сорока дней после Своего Воскресения, но и по Своем Вознесении Он явился апостолу Павлу и другим апостолам. Это происходит даже до сегодняшнего дня.
После Своего блаженного Успения Матерь Божия явилась святым апостолам, утвердила их в вере в воскресение, в той надежде, которую оставила: что Она будет с нами до скончания века, помогая святым апостолам и всем верующим даже до сегодняшнего дня.
Матерь Божия являлась видимым образом, что исторически было запечатлено в жизни Церкви: Ее явление во Влахернской церкви видели блаженный Андрей и Епифаний. Богородица ответила на молитву верующих людей: защитила их Своим честным покровом от той беды, которая пришла тогда в Константинополь.
Матерь Божия являлась многим нашим русским святым: преподобному Сергию Радонежскому, неоднократно – преподобному Серафиму Саровскому и другим святым угодникам Божиим. Она укрепляла, помогала и помогает даже до сегодняшнего дня всем верующим людям.
Святые угодники Божии также являлись видимым образом, подкрепляли всех, кто молился и просил их о помощи. Александр Невский видел Бориса и Глеба перед своими воинскими подвигами. Дмитрий Донской был укрепляем святым благоверным князем Александром Невским и другими своими сородичами, которые к тому времени уже отошли в жизнь иную, но видимым образом участвовали, помогали в Куликовской битве. Мы можем говорить о многократных явлениях святителя Николая, о которых рассказывают даже наши современники.
Преподобный Сергий в трудные времена являлся и подкреплял и братию Троице-Сергиевой лавры, и тех воинов, которые защищали первопрестольный град Москву во время польско-литовской интервенции. Московские святители не раз являлись, укрепляли в самые трудные времена воинов, князей, царей. И сегодня эти явления есть в жизни Церкви.
Мы можем говорить о явлениях своих сродников, причем различным образом. Они являются и говорят, как поступить, что сделать. Порой мы не можем найти решения жизненных вопросов, своих земных проблем. Тогда мы начинаем плакать, молиться, просить о том, чтобы нам помогли. Всегда вспоминаются самые близкие: наши родители, дедушки, бабушки, которые были нам дороги, помогали нам во время своей земной жизни, но отошли в мир иной, – и нам сегодня их не хватает. Мы начинаем к ним обращаться, чтобы они помогли: «Если бы вы были живы, вы бы нам помогли». И тогда происходит их явление, они начинают нам помогать.
Очень много различных явлений, обо всех сегодня просто невозможно сказать. Есть прекрасная книга владыки Вениамина (Федченкова). Можете, дорогие братья и сестры, приобрести ее. Называется она «Из того мира». В ней очень много рассказов его современников из их жизни. Если каждый из нас немножко задумается, то вспомнит много таких случаев и в своей жизни. Это то, что укрепляет нашу веру, дает нам силы.
В патериках очень много примеров. Например, говорится о мученице Дорофее. После усечения ее мечом она послала из рая три яблока и три цветочка мучителю, который смеялся над ней: «Бога вроде нет. Давай посмотрим! Ты мне пришли что-нибудь из рая». Она ему и прислала.
Мученице Евфимии положили в гроб два свитка: один – с православным вероучением, другой – с еретическим. Через несколько дней свиток с православным вероучением остался у нее в руке, а второй свиток был попран ее ногами.
Явным образом были показаны и вечность, и жизнь тех, которые отошли в вечность. Жизнь продолжается, и они стремятся укрепить нас в вере.
Свидетельства общения с вечностью – великая тайна: тайна молитвы, подвига и созерцания верующего человека. Об этом мы с вами еще поговорим. Это всегда происходит таинственным образом, но это явное свидетельство. Например, кто-то был в легком сне, кто-то – в таком состоянии, которое невозможно объяснить, кто-то в сонном видении общался с загробным миром. Каждый раз это отзывается в нашем сердце: «Это истинно так – и по-другому быть не может».
Святой апостол Павел был восхищен до третьего неба и слышал глаголы неизреченные. Каким образом это было, он не описывает. Что слышал – этим он тоже с нами не делится. Он только говорит о радостном итоге: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. Это было какое-то удивительное состояние.
Мы понимаем, что это истинно так, потому что с описанием такого состояния мы сталкиваемся в Священном Писании: когда апостолы были с Христом на горе Фавор и Господь перед ними преобразился, они потеряли реальность ощущения этого мира. Они говорят: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. То есть всем. Они хотели остаться там. Было необъяснимое состояние радости, восторга, некоего спокойствия, мира и внутреннего удовлетворения.
Такое состояние бывает у верующих людей (мы знаем, что этого состояния нужно достигнуть) во время Божественной литургии, молитвы – не только церковной, но и келейной (домашней). Такое состояние человек переживает, когда приступает к таинству Исповеди или Святого Причастия, читает Священное Писание.
Владыка Антоний Сурожский вспоминает, что был неверующим человеком. Но когда он стал вдумчиво читать Священное Писание, то, сидя с одной стороны стола, явно ощутил присутствие Христа, сидящего за ним с другой стороны. Это было то внутреннее состояние, которое все в нем перевернуло.
Преподобный Серафим Саровский, Феодосий Печерский и многие другие святые в детстве услышали Божественное слово, которое перевернуло их сознание: из земных людей они стали людьми небесного состояния.
Молитва дает радость утешения. Обычно что радует? Посмотреть сериал, вкусненько покушать, позаниматься какими-то своими делами (кто в Интернете любит посидеть, кто – в зале игровых автоматов, кто в каких-то других делах находит утешение и удовлетворение в этой жизни)…
Я встречал женщину, которая говорила: «Я сегодня всласть помолилась». В молитве ей открывался Господь. Она имела большую семью, рано вставала, много трудилась, провожала своих детей в школу, затем работала по хозяйству. И после этого молилась. Первый раз принимала пищу в два-три часа дня: сладкий чай с белым хлебом. И говорила: «Какой сегодня замечательный день!» В чем же заключается его хорошая сторона? Она говорила: «Сегодня всласть помолилась». Она молилась два-три часа, и в этом у нее была радость утешения: сегодня Бог дал ей возможность помолиться, пообщаться с Ним.
Господь и наша вечная жизнь открываются человеку в таинстве Покаяния. Мне не раз рассказывали о том, что люди, выходя после исповеди, ощущали невесомость: когда они шли на исповедь, на их плечах как будто были огромные мешки (совесть мучила), а после исповеди они выходили в восторге, говорили: «Мы не шли – мы летели!»
Владыка Вениамин (Федченков) описал два случая. Когда он был в Сербии, к нему пришел молодой человек и рассказал, что после таинства Святого Причастия он ощутил невесомость, легкость своего состояния: как будто поднялся над землей и летел.
Владыка Вениамин рассказывает и о себе. Однажды на Троицу он освящал семинарию. Здание было огромное. Это всегда вызывает состояние удрученности (думаешь: «Сколько помещений нужно обойти, чтобы освятить это огромное здание!»). Он говорит: «Как только я прикоснулся к святой воде после Евхаристии, я не чувствовал, как освящал семинарию – просто летал по ней». То есть человек не чувствовал ни тяжести своего тела, ни физической усталости, которая приходит после совершения таинства Евхаристии и Великого освящения воды, потому что ты и физически, и духовно потрудился.
Это необычайное состояние, которое передается и нам сегодня. Апостол Павел говорит (о своем восхищении до третьего неба. – Прим. ред.): в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю. Как объяснить наше состояние в наши дни, когда после какого-то определенного таинства не чувствуешь тяжести своего тела? Тоже можно сказать: «В теле я был или не в теле?» Господь посещает нас особым даром. После Божественной литургии чувствуешь такую радость, что у тебя сердце трепещет. Как солнце на Пасху! Господь дает человеку почувствовать это удивительное состояние, соприкоснуться с вечностью сегодня.
В древности это было легко и просто, потому что не было стены из грехов, мирской суеты между земнородными и небожителями. Сегодня эта стена есть. Раньше и духовный небесный мир участвовал в жизни земных, и земные не могли без видимого присутствия небожителей.
Когда читаем в летописи, что святому благоверному князю Дмитрию Донскому помогал Архангел Михаил вместе с войском небесным, то думаем, что это какой-то литературный оборот. Нет! Это реальность участия всего неба в жизни тех людей, которые жили правдой Божией, благочестивой литургической жизнью. Им другая жизнь была неведома, они не нуждались в ней.
Ветхий Завет также переполнен этими явлениями. Например, пророк Исаия видех Господа седяща на престоле высоце и превознесенне, и исполнь дом славы Его. Пророк Иезекииль говорит: И бысть на мне рука Господня, и изведе мя в Дусе Господни… и отверзошася небеса, и видех видения Божия.
Иоанн Богослов, святой апостол-тайнозритель, бых в Дусе в день неделный. В этом состоянии он видел и новое небо, и новую землю. Это состояние человека, который пребывает в духовной жизни, а не того, кто обладает каким-то даром. Даром обладать просто так невозможно. Это состояние, которого человек может достигнуть, убрав разделение между земным и небесным за счет высоты духовной жизни.
Праотец Иаков видел Господа в сонном видении (такое тоже может быть в состоянии дремоты, легкого забвения): лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней…
Таких событий также много и у святых угодников Божиих. Святой блаженный Андрей, Христа ради юродивый, видел Покров Матери Божией. Он был также вознесен на небо и видел райские чертоги, осматривал их, ходил и искал Матерь Божию. Когда не нашел, спросил: «Где же Она?» Ему сказали:
– Ее здесь нет.
– А где Она?
– Она, – говорят, – на земле. Она там, где горе слышится, где плохо дышится. Она с теми, у кого надо слезу с ланит стереть.
Матерь Божия с теми скорбящими и обремененными, которые нуждаются в Ее помощи.
Многие святые угодники Божии были возведены на небо: это удивительное событие, которое свидетельствует о живом участии Бога в нашей жизни. В последние дни земной жизни Матери Божией Ей явился Архангел Гавриил, который принес райскую финиковую ветвь, свидетельствующую о Царствии Небесном. И другие угодники Божии свидетельствуют о своей блаженной кончине, о том, что ангелы Божии являлись им.
События вечности знакомы каждому из нас. Состояние вечности будет разное. Тот, кто будет достоин вечности, войдет в Царские чертоги, потому что Господь четко определил обители рая и те обители, которые уготованы для грешников.
До смерти у нас еще есть покаяние, после смерти его нет. Поэтому сегодня каждый из нас должен особенно заботиться о своей вечной жизни (делать добрые дела, вести благочестивую жизнь, участвовать в святых таинствах). Если кто-то до сих пор не приступил к этому, то пусть не огорчается, не унывает: самое главное – осознать свое состояние, встать на ноги и пойти в храм Божий, покаяться и исправить свою жизнь.
Господь милосерден к каждому человеку. Если человек может всю жизнь не простить человека, то Бог прощает человека при его первом покаянии, стремлении исправиться. Священное Писание говорит: лучше впаду в руки Господа… только бы не впасть мне в руки человеческие. Бог никогда не подходит ни к одному человеку без милости. Для каждого любящего Бога человека, который стремится вести добродетельную жизнь, Господь приготовил особое место в Своих обителях: В доме Отца Моего обителей много.
Тот, кто не стремится к этому, должен помнить, что есть и другое состояние, о котором святые отцы тоже нам свидетельствуют. Это состояние, в котором не хотелось бы, чтобы кто-нибудь оказался. Святой Иоанн Дамаскин говорит об адском огне так: «Грешники будут преданы в огонь вечный, не вещественный, как тот, что у нас, но такой, о каком может знать Бог». «Услышав об огне, – говорит святой Иоанн Златоуст, – не подумай, будто тамошний огонь таков же, каков здешний: этот, охватив что-либо, сожигает и погасает; а тот, кого однажды захватит, жжет постоянно и никогда не перестает».
Поэтому нужно стремиться думать о своей будущей жизни. Об этом святой Иоанн Златоуст говорит так: «Когда отойдем туда, то, хотя бы оказали самое сильное раскаяние, никакой уже не будет пользы, и сколько бы ни скрежетали зубами, ни сокрушались и ни молились тысячекратно, никто и с конца перста не подаст капли нам, объятым пламенем, но мы услышим то же, что и известный богач: пропасть велика между нами и вами утвердися».
Поэтому должно быть стремление к тому, чтобы жизнь наша изменилась, приносила нам духовные плоды, которые будут являться для каждого из нас оправданием.
Сегодня, дорогие братья и сестры, мы заканчиваем наши беседы, посвященные Символу веры (всем двенадцати его членам). Мы с вами кратенько их разобрали, поговорили о них. Это дает нам возможность дальнейшего самостоятельного познания мира святого православия.
Следующая наша беседа будет посвящена семи таинствам Церкви. Мы кратко уже говорили о них. Сейчас поговорим более полно, потому что они имеют огромное значение в нашей жизни: через таинства подается благодать Святого Духа каждому верующему человеку.
Записала Светлана Волкова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!