«Огласительные беседы» с протоиереем Алексием Ладыгиным. Символ веры. Часть 14

26 февраля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Мы с вами продолжаем наши огласительные беседы. Сегодня мы будем говорить о девятом члене Символа веры, потому что наша прошлая беседа была посвящена его восьмому члену, который звучит так: «Верую… И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки».

Мы говорили о плодах и дарах Духа Святого, Его действии и о том, что Святой Дух оживотворяет Церковь.

Сегодня будем говорить о девятом члене Символа веры, который звучит так: «Верую… Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».

Каждому из нас необходимо иметь глубочайшую веру в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь, потому что Церковь – это Мать, которая возрождает каждого человека к духовной жизни. Как мать воспитывает ребенка, дает ему очень хорошие знания (если он имеет прилежание и послушание), так и Церковь может возродить человека не только в этой жизни, дать ему духовные силы и бодрость, но и открыть перед ним перспективы вечной жизни.

Святые отцы обращали на это особое внимание, говоря: «Кому Церковь не Мать – тому Бог не Отец». Нужно верить в Церковь, потому что она дает человеку возможность приблизиться к Господу, возродиться, одаривает его Божественными и душеспасительными обрядами, таинствами. Церковь дает знания через изучение Священного Писания, научает человека спасительным путям.

Если не прислушиваться к Церкви, не исполнять все, что она нам говорит, то мы не сможем достигнуть той цели, ради которой приходим в Церковь Христову. Какая наша самая главная цель? Главная цель христианина – искать прежде Царства Божия и правды Его. А остальное приложится, потому что Господь дает нам все необходимое для земной жизни и совершения этого духовного пути. Без Церкви невозможно его совершить.

Мы должны знать, почему Церковь считается Святой. Церковь – это Тело Христово, а Главой Церкви является Сам Христос. О значении Церкви Господь говорил: созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ей: и дам ти ключи Царства небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех. Эти удивительные слова, которые Господь произнес апостолу Петру, Он произнес и всей Церкви.

Церковь имеет власть вязать и решить, она дает человеку возможность соединиться со Христом, открывает двери в Царствие Небесное. Господь обращает на это особое внимание: мене слушает: и отметаяйся вас, мене отметается... аще же и церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь. Такие удивительные слова говорит Господь о Церкви, придавая ей огромное значение.

Кроме Господа, святые апостолы запечатлели в Священном Писании слова, к которым мы должны прислушиваться: они раскрывают свойства и значение Церкви в нашей жизни. Апостол Иуда увещевает верующих: подвизатися о преданней вере святым единою. Апостол Павел говорит в наставление верующим: Имуще убо архиереа велика, прошедшаго небеса, Иисуса Сына Божия, да держимся исповедания. …братие, стойте и держите предания, имже научистеся… Повинуйтеся наставником вашым и покаряйтеся: тии бо бдят о душах ваших...

Когда мы доверяем Церкви, тогда научаемся истинному пути. Когда мы начинаем оспаривать то, что дает нам Церковь, говорить, что в ней не живет правда, что там много грехов и ошибок, тогда мы становимся такими людьми, которые не только не являются членами Церкви, но и отпадают от нее. Человек, который корит или хулит, как говорит преподобный Феодосий Печерский, свою веру, отпадает от Церкви.

Тот, кто прославляет другую веру, другую Церковь (языческую, иноверную, единоверную, в которой почитают Христа), отпадает от святого православия. Не случайно апостолы говорили, чтобы мы держались предания, имже научались. Потому что если человек не будет оспаривать то, что нам заповедано, будет идти этим спасительным путем, то придет ко спасению.

Почему в Церкви нельзя ничего оспаривать? Почему она не может развиваться? Очень часто говорят о том, что Церковь Христова не идет вперед, в ногу со временем. Потому что она не может быть изменчивой. Тогда Церковь будет несовершенна. Но так как она – это Тело Христово, Главой Церкви является Христос, а Бог неизменен (Священное Писание нам говорит: Христос вчера и сегодня и во веки Тот же), то неизменна и Церковь.

О значении Церкви говорили и святые отцы, которые являлись учениками апостолов, мужами апостольскими, а затем и святителями Церкви Христовой. Святой Ириней, епископ Лионский, учил: «…надлежит следовать пресвитерам в Церкви тем, которые… имеют преемство от Апостолов и вместе с преемством епископства по благоволению Отца получили известное дарование истины... …где находятся дарования Господни, там надлежит учиться истине у тех, которые имеют преемство церковное от Апостолов, здравую и неукоризненную жизнь и неискаженное и неповрежденное учение. Ибо они сохраняют нашу веру в Единого Бога… и приращают любовь к Сыну Божию, ради нас исполнившему столь великие распоряжения, и безопасно излагают нам Писания».

Другой святой отец Церкви говорит: «Ты хотел спастись?.. Пребывай в Церкви и не будешь предан Церковью. …Если бы ты был в ней, волк не вошел бы; а если выйдешь из нее, то будешь схвачен зверем... Ничего нет равного Церкви. …Не удаляйся от Церкви; потому что нет ничего сильнее Церкви. Твоя надежда – Церковь, твое спасение – Церковь».

Святые отцы научали нас, чтобы мы постоянно пребывали в Церкви. Тот человек, который отпадает от Церкви, отпадает от спасения. А самое главное, он делает себя открытым для действия врага рода человеческого, который только и ищет, как поглотить человека, чтобы тот не увидел вечного спасения.

Мы должны говорить о том, что Церковь является для верующих самым спасительным и божественным кораблем. Христос возлюбил есть нас, и предаде себе за ны... …да представит ю себе славну Церковь, не имущу скверны, или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна. Главой Церкви является Христос. Мы понимаем, что Господь Свят. …Будьте святы, потому что Я свят.Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный, – так говорил Господь.

Церковь полностью принадлежит Христу. Он не просто основал Церковь, но и предал Себя за Церковь, то есть пострадал за каждого человека, который входит в нее.

Церковь Христова – это сообщество людей, объединенных таинствами, единой верой, послушанием, необходимыми для жизни в Церкви. Святые отцы поэтому и говорили, что вне Церкви нет спасения.

Почему Церковь является Телом Христовым? Потому, что в ней мы объединяемся во единое Тело Христово через таинство Евхаристии. Когда мы причащаемся, мы становимся частью Самого Христа, объединяемся во единое Тело Христово, являясь участниками Божественных страданий, смерти и Воскресения нашего Господа.

О значении Церкви говорить не приходится: об этом нам говорит Священное Писание.

В Символ веры заложены удивительные слова: «Верую… Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Если мы говорим о святости Церкви, то имеем в виду, что Христос подает нам эту святость. Мы говорили о том, что Господь искупил наши грехи Своею Честною Кровью. Святые отцы обращали на это внимание.

«Верую… Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Церковь Единая, потому что Един Христос, Един Господь, едино Писание. И Церковь, которая оживотворяется Духом Святым, для нас также едина. Об этом тоже говорили святые отцы.

Святой Климент Римский учит: «К чему у вас распри; гнев несогласия, разделения, война? Не одного ли Бога и одного Христа имеем мы? Не один ли Дух благодати излит на нас, не одно ли призвание во Христе? Для чего раздираем и расторгаем члены Христовы, восстаем против собственного тела, и до такого доходим безумия, что забываем, что мы друг другу члены?» То есть, как говорит святой апостол, мы должны обязательно блюсти единение духа в союзе мира, единство Церкви Христовой. Един Христос – и никакого разделения не должно происходить между нами.

Всякая ересь, которая рождается в Церкви, появляется от несогласия, нежелания быть послушным Церкви Христовой. Каждый думает, что он что-то лучше знает, чем Сам Господь. Доходит до того, что человек начинает изменять Священное Писание. Мы знаем: некоторые секты печатают ложное Писание, чтобы оправдать свое учение и желание понимать Священное Писание так, как они хотят его понимать.

Все, что есть в Церкви, не было сделано человеком. Все таинства, которые существуют в Церкви, имеют свое основание в Священном Писании. Каждое из них дает человеку возможность соединиться с благодатью Всесвятого Духа. Церковь Христова едина своими таинствами. Истинность там, где они есть.

Церковь Христова – Матерь наша Святая. Почему? Мы говорили, что Церковь – это Тело Христово, а Глава Церкви – Христос. Поэтому она Свята и непорочна. Святой Кирилл Александрийский пишет: «Святым же градом называет церковь: ибо освятилась она не чрез служение по закону (закон не сделал совершенным никого); но став сообразною Христу и общницею божественного Его естества, очевидно по причастию Святого Духа, в Котором мы и запечатлены в день искупления, омывшись от всякой нечистоты и избавившись от всякой скверны». Очень красноречиво сказал святой Кирилл Александрийский о святости Церкви.

Каждый входящий в Церковь освящается благодатью Святого Духа через таинства, к которым приступает.

Церковь Христова – Соборная. Она распространена по всей вселенной. Соборность Церкви заключается в том, что она находится во всех концах земли. Святой Кирилл Иерусалимский говорит об этом: «Церковь Соборною называется потому, что находится по всей Вселенной от концов земли до концов ее, что повсеместно и в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди, учение о вещах видимых и невидимых, небесных и земных, что весь род человеческий приводит к истинной вере: начальников и подчиненных, ученых и простых людей – и что повсеместно врачует и исцеляет все роды грехов, душой и телом содеваемых, имеет в себе всякий вид совершенства, являющегося в делах, словах и во всяких духовных дарованиях».

Церковь Христова научает и объединяет всех во всей вселенной и во всех концах ее. Сегодня мы являемся свидетелями распространения веры, ее проповеди. Наша Православная Русская Церковь до сих пор свидетельствует о Христе своим миссионерским служением. Оно заключается в том, что наши соотечественники, которые живут в разных уголках мира, строят православные храмы, совершают там богослужения и свидетельствуют о нашем православном вероисповедании.

Существует несколько миссий (в том числе в Средней Азии). Вызывает огромную радость то, что образуются миссии в Корее, Вьетнаме, Малой Азии, Восточном Тиморе и других государствах, которые еще не просвещены светом Христовой истины. Там появляются многочисленные православные общины. Это удивительное свидетельство о соборности Святой Церкви. Многие получают утешение. Огромные православные общины образуются на Филиппинах, в Таиланде. И не только из наших соотечественников. Среди местных жителей распространяется святое православие, которое дарит спасительное утешение своим чадам.

Церковь Христова – Апостольская. Почему мы называем нашу Церковь Апостольской? Подлинная Христова Церковь – Апостольская: она берет свое начало от святых апостолов. Господь сказал: …приимите Дух свят: имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся. Благодать Святого Духа, которая сошла на апостолов, через возложение рук передавалась мужам апостольским, а затем всем епископам.

Даже до сегодняшнего дня эта цепочка не нарушена, потому что в Церкви все совершает благодать Святого Духа. Видимо совершает священник или епископ, а невидимо – Сам Господь Духом Своим Святым (через тех, кого Он поставил на это служение). Потому что в Церкви не бывает ничего стихийного, случайного. Как говорит апостол, в Церкви Бог кого-то поставил апостолом, кого-то пророком, кого-то пресвитером – то есть каждый несет служение по своему чину: …дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова… В Церкви есть все, что установил Господь. Если бы не было этого устава, не было бы того порядка, который существует в Церкви.

Если мы не делаем так, как повелевает Господь, то наше дело может иметь внешнюю форму служения, но благодати Духа Святого не будет. Это будет чисто человеческая организация, похожая на церковную, но не подлинно церковная, потому что эта Церковь не будет являться Апостольской: в ней не будет живого действия благодати Духа Святого.

Блаженный Августин говорил: «Церковь от времен самих апостолов чрез известнейшие преемства епископов, продолжающиеся даже до наших дней и имеющие продолжаться на все последующие времена, сохраняет и приносит Богу жертвы хвалы в таинстве тела Христова».

Блаженный Иероним говорит: «В той Церкви должно пребывать, которая, будучи основана апостолами, существует даже до сего дня».

…наздани бывше на основании апостол и пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу, – говорит святой апостол Павел.

Поэтому в Церкви все свято и непорочно. Мы должны прислушиваться к ней, принимать все таинства и обряды, все традиции, которые в ней существуют. Ежели Церковь почитает иконы, значит, и мы должны их почитать. Если Церковь почитает святые мощи – и мы почитаем мощи святых угодников Божиих. Если Церковь устанавливает посты, то мы должны их соблюдать. Если Церковь говорит о значимости тех таинств, которые есть в ней, то мы должны приступать к этим таинствам, чтобы духовно возрастать и чтобы для нас открылись двери Царствия Небесного. Если Церковь говорит о важности изучения Священного Писания, чтобы не сбиться с правильного пути, то мы должны изучать Священное Писание и принимать те толкования, которые есть в Церкви Христовой и которые Господь дал нам через святителей или отцов Церкви, достигших своей духовной жизнью такой высоты, что видели Бога и могли истинно толковать Священное Писание. Блажени чистии сердцем, – говорит нам Священное Писание, – яко тии Бога узрят. Они очищали свое сердце – и правильно понимали Священное Писание.

Богослов не тот, кто получает прекрасное теологическое образование, а тот, кто своей жизнью доказывает истинное боговидение. Все это возможно только в Церкви Христовой, поэтому в ней человек и обретает определенную высоту. Вне Церкви он растворяется в этом мире или принимает то страшное, что может уводить многих верных из лона Церкви.

Нужно прислушиваться к благочестивым правилам, которым учит нас Церковь: о значении утренних и вечерних молитв, церковной молитвы. Мы с вами говорили в предыдущих беседах о важности седьмого дня, когда мы все собираемся на соборную молитву, приступаем к таинствам Церкви. Все таинства Церкви совершаются только в ней, и через них действует благодать Божия. Об этом мы поговорим в следующей беседе.

Следующая наша беседа будет посвящена десятому члену Символа веры, который звучит так: «Верую… Исповедую едино крещение во оставление грехов». Мы поговорим о семи таинствах, которые есть в Церкви Христовой.

Записала Светлана Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать