«Огласительные беседы» с протоиереем Алексием Ладыгиным. Семь Таинств Церкви. Часть 4

15 апреля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Мы с вами продолжаем огласительные беседы. Прошлая наша встреча была посвящена таинству Евхаристии, таинству Причастия. Мы поговорили о богоустановленности этого таинства, его важности, плодах и условии, при котором мы должны приступать ко Святому таинству Причастия.

Сегодня  будем говорить о таинстве Покаяния, очень важном, значимом для нас. В нем есть глубочайшая потребность не только у человека, который живет во времена Нового Завета, при новых установлениях нашего Божественного Спасителя. Таинство Покаяния всегда являлось очень важной составляющей духовной жизни любого человека, который имеет отношение к небу.

Мы все требуем чистоты: стремимся к телесной чистоте, чистоте нашей одежды, предметов, которые нас окружают. И конечно, немаловажно каждому из нас стремиться к чистоте своей души. Исповедь очень часто называют «банею», омывающею нашу совесть.

Исповедь дает человеку возможность соделаться внутренне чистым, чтобы не была накоплена грязь, которая делает человека черствым. С таким человеком невозможно общаться, потому что от него смердит: как есть нечистота телесная, так есть нечистота духовная. Исповедь очищает человека.

В ветхозаветные времена у богоизбранного народа также была исповедь. Раз в год первосвященник входил во Святая святых с жертвенной кровью (были определенные животные, которые приносились в жертву, люди при этом каялись) и просил Бога о прощении грехов всех, кто приносил покаяние.

Было и частное покаяние, и частное жертвоприношение за определенные неправды, которые совершал человек. Совесть человека подсказывала, что не так, а она закон Божий, который есть внутри каждого из нас.

Человек, не имеющий закона, все равно будет судим. Апостол Павел говорит: язычники, не имеющие закона, по природе законное делают. Если ты поступаешь против своей совести, то она говорит тебе, что ты поступаешь неправильно, тебе нужно покаяться в грехах, которые ты совершил.

В Книге Иезекииля сказаны такие замечательные слова: Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив? …покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших... Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего… но обратитесь, и живите!

Господь хочет, чтобы человек обратился, исправился, покаялся. А покаяние – это изменение: изменение жизни, своих мыслей. Это не просто сожаление о грехах, но исправление собственной жизни: отход от всякой скверны, неправды и приобщение к тому святому, что Господь дает в этой жизни. Приобщиться к святому – это значит приобщиться к вечности.

Время покаяния всегда воспринималось народом как особое, святое время. Не случайно, когда Иоанн Креститель пришел на Иордан со словами: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное, – к нему потянулось огромное количество людей. Они истосковались по покаянию, хотели очищения, исправления, примирения с самими собой, небом и своими близкими.

Самое тяжелое состояние – это состояние греха, немирности, постоянного терзания. Господь наш Иисус Христос также пришел и сказал: приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.

Покаяние является сутью проповеди пророков, которых посылал Господь. И Иисус Христос, когда пришел на землю, также стал проповедовать покаяние. Его проповедь была наполнена богатством силы и Духа, потому что проповедовал не просто пророк, не просто человек, а Богочеловек, Который имел власть прощать человеческие грехи.

В Священном Писании мы не раз видим, что Господь говорит: прощаются тебе грехи твои. …Иди и впредь не греши. Причиной всяких невзгод в человеческой жизни (трудностей, испытаний и болезней) является грех. Но он может и не иметь последствий, если человек вовремя принесет покаяние. Если он одумается, станет на путь исправления, тогда в жизни все будет изменяться.

Господь дал особую власть Своим ученикам-апостолам, а через них – епископам, священникам истинного рукоположения (истинному священству), которые являются последователями апостолов: якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И сие рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся. То есть Господь дал ученикам власть прощать грехи. Те грехи, которые здесь, на земле, прощаются, не будут упоминаться на небе. Грехи, которые не простятся истинным священством здесь, на земле, не простятся и на небе.

Покаяние мы должны совершать перед священником, что является главным условием этого таинства. Во-первых, обязательно личное покаяние, которое не должно носить никакой формальности. Человек должен сам подойти к этому таинству: его никто не может понудить. Он сам должен иметь необходимость в нем, испытывать свою совесть, готовиться к таинству, обдумывать свою жизнь, свои поступки, давать им оценку, потом с сокрушенным сердцем, со слезами приступать к таинству Покаяния.

Некоторые говорят: «Мы можем покаяться где угодно, как угодно, хоть в поле перед растением». Покаяться можно и так, но получить отпущение грехов мы можем только при определенных условиях. Обязательно должно быть истинное священство: священники, которые получили апостольскую благодать, и эта благодать была передана им по непрерывной цепочке от епископов, служащих в Святой Церкви. Это не самосвяты, которые посвящают в священники сами себя, не раскольники, не еретики.

Истинное священство – священники, которые приняли свое посвящение от апостолов. Святое посвящение приняли греки, а от греков – мы, потому что наша Церковь считается официальной, истинной, Апостольской, то есть линия посвящения духовенства не прерывалась. Она непрерывная: от апостолов посвящение получили епископы, от епископов – другие епископы; и так до сегодняшнего дня. Каждый священник имеет истинное рукоположение. Это исполнение слов Христа Спасителя: приимите Дух Свят.

Священник прощает грехи не своею властью, а Духом Святым, Которого он принял от святых апостолов, а они приняли во время Пятидесятницы от Господа (Дух Святой сошел на них в виде огненных языков). Грех, который священник прощает Духом Святым, не поминается в вечности: он вычеркивается из Книги жизни.

Когда книги будут разгибаться и тайные дела человеческие – являться, эти грехи будут вычеркнуты (изглажены), потому что слово Божие непреложно. Господь никогда не изменяет Своему слову, но всякое Свое слово исполняет. Кому не простятся грехи на этом свете, не будут прощены и на том.

Мы должны подходить к этому святому таинству с верою, безо всякого смущения и сомнения, но со внутренним переживанием. Нужно обязательно обдумывать свою жизнь, свои грехи, не думать: «Вот я сейчас подойду, потому что нужно подойти к исповеди». Нет, конечно. Церковь учит нас, что мы сначала должны оплакать свои грехи дома, а потом уже прийти на исповедь с полным осознанием того неправильного пути, по которому мы шли, и с надеждой на то, что исправим свой жизненный путь. Это очень важный момент. Духовники очень часто говорят: нужно подойти к исповеди неформально.

Есть перечень грехов, которые человек постоянно совершает. Мы всегда можем с этим перечнем познакомиться. В наших храмах можно приобрести брошюрку «В помощь кающимся». Там есть перечисление грехов. Или это можно найти в Интернете.

Обязательно нужно заглянуть в этот перечень и подумать о своей жизни, своих поступках, потому что наша совесть порой о чем-то умалчивает. Сейчас в обществе есть определенные устои. То, что 10–15 лет назад являлось грехом, сегодня утверждается в нашем обществе. Если человек поступает неприемлемым образом, он становится самым крутым (простите за такие слова), своим для этого мира.

Бог говорил, чтобы мы не любили мира, ни того, что в мире. Мы должны быть своими Богу, Его присными чадами. Не должно быть так, чтобы мы и этот мир любили, и Бога: невозможно служить двум господам (Богу и мамоне), надо выбрать что-то одно.

Когда человек выбирает служение небу, он подвергает себя собственной критике, хочет избавиться от грехов, омыться, очиститься, поэтому приступает к таинству Покаяния.

Таинство Покаяния требует от нас изменения нашей мысли, жизни, отхода от грехов, которые становятся в нашей жизни привычкой. Если грех повторить один, два, три раза, мы привыкаем к нему, и затем от него просто уже невозможно отказаться: он становится частью нашей жизни. Человеку очень тяжело с ним бороться.

Всякий грех, к которому мы привыкаем, становится соблазном для наших близких: некоторые (не приведи Господь!) искушаются им, могут его повторить. А самое страшное, что некоторые осуждают человека, который совершает грех. То есть один грех может рождать массу грехов: это та же инфекция, эпидемия греха, которая существует в нашем обществе. Он моментально передается в том же виде или может подаваться под соусом других грехов. Человек удаляется от спасения.

Исповедь должна рождать в нас внутреннее изменение. Когда оно рождается, человек уже готов к добрым делам, чтобы этот грех не существовал. Какие добрые дела? Как себя вести?

Священное Писание рассказывает нам о Закхее. Когда Господь пришел в Иерихон, то некий мытарь Закхей хотел Его увидеть. Он залез на дерево. Господь увидел его, его сердце и сказал: …сегодня надобно Мне быть у тебя. Когда Господь пришел к нему, то Христа стали осуждать: к какому грешному мужу Он зашел! А Закхей говорит: Се пол имения моего, Господи, дам нищым: и аще кого чим обидех, возвращу четверицею. Он покаялся в своем грехе, в своей недостойной жизни. Ему хотелось стать Господу еще ближе, ответить на Его доверие.

Господь нам очень сильно доверяет, являет беспрецедентное милосердие, когда прощает нам грехи, дает нам шанс заново родиться и жить. Можно буквально обнулить все свое прошлое! Ты получаешь новую жизнь.

Закхей добрыми делами свидетельствует о том, что он получил прощение и внутреннее изменение. Он готов воздать четверицею тем, кого обидел, ограбил, с кого взял чего-то больше. Вот что такое исповедь и какие чувства она должна рождать в нас.

Порой в нас рождается сопротивление, потому что исповедь, или таинство Покаяния, – это не только очищение, изменение, но и исправление. Человеку, который заражен грехом (не случайно мы сравнили это с эпидемией), необходимо какое-то лекарство: не всегда он может справиться сам, не всегда хватает духовных сил, духовного иммунитета, чтобы преодолеть грех. Тогда человеку нужно помогать.

Чем мы сможем помочь такому человеку? Средствами духовного врачевания. Таким средством является епитимья. Это не наказание; не то, что подразумевает большую боль для человека. Это врачевание, лекарство, которое дается человеку для возможности преодоления греха. Епитимья – это сугубая молитва, дополнительный пост или какие-то другие средства врачевания, которые даются на определенный срок, чтобы человек утвердился в своем намерении исправления, в добрых делах. Епитимьи не нужно бояться: это только средство врачевания.

Огромные плоды получает человек во время покаяния, потому что приобщается к великому, святому, славному и чистому. Святые отцы говорят, что покаяние является вторым крещением. …да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем. …Иже бо умрохом греху, како паки оживем о нем. Когда человек «умирает греху», то рождается для новой жизни. Как в крещении омываются все грехи человеческие, так и в таинстве Покаяния человек омывается от всех грехов. Это великое чудо! Великая милость Божия!

Может быть, по формальности, не совсем глубокому подходу к этому таинству мы чего-то не чувствуем, но есть свидетельства святых отцов, наша личная жизнь. Многие, наверное (не только я, не только святители, которые это описывают), испытывали особое состояние легкости  после исповеди.

Идешь к духовнику рассказать ему о своей жизни – и думаешь: «Сейчас он меня очень сильно накажет или скажет: “Ты недостойно живешь”». Но видишь великую милость, которую являет тебе духовный отец, – прощает, и еще чувствуешь, что Божественная десница тоже коснулась тебя: Господь прощает тебя вместе с твоим духовным наставником. Это прощение настолько явно! Ты чувствуешь легкость.

Эта легкость не только духовная, но и физическая. Как будто не чувствуешь своего тела, поднимаешься над землей на несколько сантиметров и идешь. Это великая милость! Господь очищает, избавляет от греха, укрепляет нас в вере, потому что мы становимся чистыми. Мы как младенцы уходим от таинства Покаяния. Господь дал нам возможность быть причастниками жизни вечной еще здесь, на земле.

После этого человек приступает к Святым Христовым Таинам. Некоторые сегодня говорят: «Да необязательно исповедоваться! Это можно сделать и потом, если ты не совершил смертных грехов, еще чего-то страшного, можешь без исповеди подходить к таинству Евхаристии». Но Священное Писание говорит нам: в злохудожну душу не внидет премудрость. Поэтому мы должны всегда (по нашей русской традиции, по традиции нашей Церкви) приступать к таинству Покаяния.

Потом мы уже чувствуем, что очистились, насколько могли: не только успокоили свою совесть, но получили чистоту, чтобы не осквернить Тело и Кровь Христа Спасителя, потому что мы приступаем к великому таинству. Наша традиция очень сильна, ею нужно дорожить и ни в коем случае не искать чего-то другого.

Соединение двух этих таинств дает нам возможность достойно приступить к Великим Таинам и существеннее освятить себя, чтобы враг рода человеческого не мучил нас всякими сомнениями.

Вторым очень важным плодом покаяния является то, что мы получаем прощение грехов, а затем Господь изглаживает в нас всякий грех, как будто его никогда не было. Для нас очень важно, чтобы Господь не помянул эти грехи в вечности.

…несть человек, иже не согрешит. Нет греха, которого бы не простил Господь. Есть грех, в котором мы не каемся. Некоторые относятся к покаянию формально, другие очень сильно стесняются. Стесняются назвать свой грех, потому что каждый из нас хочет быть немного лучше, чем есть. Но на самом деле не должно быть никакого ложного стыда на исповеди.

Не случайно исповедь принимает священник. Священник понимает тяжесть греха, потому что он тоже человек, сталкивается со грехом, и порой грех побеждает его. Священник понимает, что всякий человек совершает грех не по своей злобе, греховной наклонности, а по немощи: порой не хватает сил преодолеть тот или иной грех. Но всегда можно очиститься, уповая на великое милосердие Божие и приступая к тому таинству, которое дает нам Церковь Христова. Это таинство Покаяния.

Никакого смущения, сомнения! Но каждый должен испытывать свою совесть и как можно чаще приступать к таинству Покаяния. Каждая исповедь напоминает: ты нарушил какую-то заповедь, сделал то, что сейчас сродни этому миру, но противно перед лицом Божиим. Когда человек очищает свою совесть, то становится чистым и готов творить добрые дела, которые являются продолжением таинства Покаяния.

Такое удивительное таинство дал нам Господь! Все семь таинств открывают великую тайну общения Бога с человеком, Его любовь, милосердие. Он не просто нас очищает, но и соединяет с Собой в таинстве Евхаристии, чтобы каждый из нас не погиб, но имел жизнь вечную.

Господь всегда радуется о кающемся грешнике. Когда мы теряем какую-то вещь, а потом находим ее, то радуемся как маленькие дети. И Господь, глядя на нас, порой зная, что мы уже потерялись в этой жизни, видит наше покаяние, радуется. Он радуется о едином кающемся грешнике, потому что потерял и обрел его.

Об этом нам говорит Священное Писание в притче о блудном сыне. Отец обрадовался, когда увидел своего блудного сына, возвращающегося домой, и вышел ему навстречу. И Бог также постоянно идет нам навстречу. Он не будет нас осуждать, как старший сын, который осудил своего брата за грех. Бог всегда радуется нашему покаянию, обращению, стремлению быть в мире с Ним, собой и с теми, кто нас окружает.

Сейчас мы прощаемся с вами, поговорив о великом таинстве Покаяния. Следующая наша беседа будет посвящена таинству Священства. Поговорим об истинном рукоположении; важности благодати Божией, которая творит великие чудеса в Церкви; о нашей Святой Церкви и о том, что она имеет истинное духовенство.

Записала Светлана Волкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 12 июля: 05:30
  • Среда, 15 июля: 17:30
  • Четверг, 16 июля: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​