Новый Завет и жизнь

5 июня 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает иерей Михаил Ромадов, настоятель Храма Покрова Пресвятой Богородицы д. Новолисино. Передача из Санкт-Петербурга.

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители. В эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". Ведущий - Михаил Кудрявцев.

Сегодня у нас в гостях настоятель Храма Пресвятой Богородицы в деревне Новолисино иерей Михаил Ромадов.

Здравствуйте, батюшка. Прошу Вас по традиции благословить наших телезрителей на начало.

 

- Благодать Господа нашего Иисуса Христа да пребудет со всеми вами.

 

- Наша сегодняшняя тема "Новый Завет и жизнь".

События Нового Завета далеки от нас по времени, насколько реально использовать его в повседневной жизни?

 

- Вопрос, который Вы задаете, на мой взгляд, вызов современного общества по отношению к Церкви, христианству, поскольку за последние столетия жизнь изменилась очень сильно. Поэтому возникает вопрос, в чем актуальность Нового Завета? Уверен, что Новый Завет в своем ядре, своей главной мысли ни в коем случае не утерял своей актуальности, а в каких-то аспектах и планах актуален даже в большей степени, чем это было несколько столетий назад.

 

- Можно выделить несколько составляющих Нового Завета: языковая составляющая, культурная составляющая, контекст мировой истории, в которой все это происходит. Мир теперь совсем иной, и получается, что в каждой из этих составляющих надо находить с людьми новый язык?

 

- Безусловно, Новый Завет - произведение литературы, если говорить языком культурологическим. Поэтому, для того чтобы понимать, что там написано, надо по возможности, в той или иной степени изучить язык оригинала. Очень важно подходить к изучению Нового Завета серьезно и очень ответственно, и такая наука, как библеистика, может помочь нам разобраться, что именно хотел сказать тот или иной автор Нового Завета.

Необходимо по возможности погрузиться в культурный контекст, изучив все, что вокруг текста, наиболее подробно. Эта область библеистики называется исагогика. Чтобы понимать, какова была география, каковы были исторические условия, политическая ситуация, экономика, религия, мифология.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Новороссийска: В Деяниях святых апостолов мы читаем о схождении на них Святого Духа, когда они получили дар говорить на разных языках, существует еще несколько таких эпизодов. Возможно ли подобное в наше время или это удел определенного периода церковной истории?

 

- Об этом говорится в Послании к Коринфянам в 12, 13, 14 главах, где речь идет о дарах Духа Святаго. Как сказано в Евангелии от Иоанна, Дух дышит, где хочет, и дары его различны. Апостол Павел говорит, что есть и дар пророчества, и дар исцеления, и дар говорения на иных языках, и дар истолкования иных языков.

Может быть,  в древней церкви мы могли наблюдать это более ярко, сейчас нам кажется, что мы этого не видим столь очевидно. Но, может быть, мы просто не всегда хотим и умеем видеть. Конечно, не каждый священнослужитель и мирянин может, помолившись, тотчас получить исцеление. Но мы знаем, что случаи исцеления присутствуют в Церкви по молитвам, после соборования, после усиленных молитв перед особо чтимыми иконами, и мы имеем такие факты.

Если говорить о пророчествах, это не обязательно предсказания будущего, и даже в меньшей степени это предсказания будущего, а скорее некая нравственная оценка настоящего. Поэтому вдохновенная проповедь священника может быть пророчеством, мудрое высказывание мирянина по отношению к другому мирянину тоже может быть пророчеством. Дары Духа Святого есть в Церкви. Мы, христиане, веруем, что Дух Святой действует в Церкви с самого первого дня Пятидесятницы и до сего момента. При этом надо помнить, вспоминая Послание к Коринфянам, в котором апостол Павел говорит, каков главный дар Духа Святого - это дар любви. Чтобы человек не умел делать: переставлять горы с помощью силы своей веры, говорить на иных языках, чудотворить, пророчествовать или даже отдать свое тело на сожжение, что тоже, оказывается, можно сделать без любви. Но если человек не имеет любви, то все это ничто, говорит апостол Павел, и нет в этом человеку никакой пользы. Поэтому главный дар Духа Святаго для Церкви, для верующих во Христа и стремящихся к стяжанию Духа Святаго - это дар любви.

Мы должны это хорошо понимать и понимать, что Церковь будут оценивать, в том числе люди внешние по отношению к ней, именно по присутствию этого дара. Если это есть в Церкви, то значит это Церковь Духа Святого. Если есть все, что угодно, но этого нет, тогда у людей возникает вопрос.

 

- Если православный человек решил приобщиться Новому Завету, как ему правильно читать его и как приложить к своей жизни?

 

- Евангелия, наверное, проще для понимания, чем, например, Послания апостола Павла, которые составляют большую часть книг Нового Завета.

В Евангелии есть заповеди, Нагорная проповедь, притчи, есть богословие Евангелия от Иоанна, которые, безусловно, требуют толкования и разъяснения. Здесь требуется либо живое общение с пастырем в рамках Воскресной школы или евангельских бесед, как делаем мы с прихожанами. Если нет возможности живого общения, пользоваться авторитетными трудами, святоотеческими трудами, которых достаточно много: Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Феофилакт Болгарский, Феодорит Кирский, и, конечно, человек, который систематизировал все труды, внеся что-то и от себя: святитель Феофан Затворник. Можно приобрести его герменевтические труды, то есть труды, которые растолковывают Новый Завет.

Православный христианин тем и отличается от протестанта, что он старается услышать голос Церковного Предания, в первую очередь, святых отцов.

 

- Если пофантазировать и попробовать представить ход мыслей современного человека, каким он должен быть, чтобы максимально использовать в своей жизни Новый Завет?

 

- Даже если человек не имеет возможности серьезно изучать Новый Завет: читать оригинальный текст, у него не так много времени на то, чтобы читать труды толкователей. Недаром Христос говорит, что иго Его благо и бремя Его легко. Тертуллиан в свое время сказал, что душа человеческая по природе христианка. Именно в этом и заключается легкость, о которой говорил Христос: душа человека тянется к христианству, к божественной любви.

Даже с точки зрения биологических закономерностей христианство становится даже актуальнее, чем раньше. Мы знаем, что за последнее время количество людей на земле увеличилось. Если в начале XX века людей было около двух миллиардов, то за прошедшее столетие, несмотря на всей войны, но благодаря усилиям медицины, как недавно сообщалось, родился семимиллиардный человек. Людей на земном шаре стало очень много. Причем, люди могут много путешествовать, видеть, как живут другие люди. Могут знакомиться с культурами и вступать в диалог с людьми разных национальностей посредством интернета. Очень важно, чтобы человек в этом диалоге не впал в агрессию. Поскольку мы имеем удивительный феномен - одиночества в толпе и агрессивности. Хотя мы живем гораздо лучше, чем поколение наших бабушек и дедушек в послевоенное время и, конечно, живем в гораздо лучших условиях, чем наши предки в Средние века.

Как говорил европейский гуманизм, люди будут жить так хорошо, что для Бога, для Христа места не останется. Но сейчас выясняется, что без христианской любви, без умения принимать другого человека в его отличие от нас мир может зайти в тупик. Об этом говорят даже биологи атеистического мировоззрения, есть ученый Конрад Лорренц, который написал книгу, которая так и называется "Агрессия". Речь идет о внутривидовой агрессии, и он заканчивает свою книгу удивительными словами, словами Евангелия. Он пишет, что если человек не поймет, что надо любить не только ближнего, но и дальнего (иными словами, своего врага), боюсь, мы зайдем в эволюционный тупик. Атеист приходит к выводам, которые когда-то дал нам как заповедь Христос.

Если мы посмотрим, что происходит в естественных науках, где, казалось бы, все было наиболее понятно, мы обнаружим, что непонятного стало гораздо больше. Опять остается пространство для Бога, поэтому актуальность Нового Завета в этом смысле только лишь возросла. Единственное, чтобы это понять, надо быть мыслящим человеком. Если же не давать себе возможности размышлять, тогда Новый Завет может показаться древней книгой, которую можно почитать для общего развития, но связь с нашей собственной жизнью неочевидна.

Многое зависит и от нас, пастырей Церкви, которые могли бы творчески осмыслить новозаветную мысль, сосредоточившись на не форме, но содержании, и привнести это содержание во все сферы человеческой жизни.

 

- Какова роль авторитета писателей Нового Завета и субъективного переживания авторитета Господа Иисуса Христа каждым человеком, особенно когда человек в первый раз берет в руки Священное Писание?

 

- Вспоминаются замечательные слова митрополита Антония Сурожского, прекрасного богослова, практически нашего современника, который говорит о том, что перед Богом надо всегда быть честным и искренним. Казалось бы, вещь, всем понятная, но как часто мы надеваем маску, когда ходим в Церковь, молимся. Кого мы при этом хотим обмануть? Так и при чтении Нового Завета. Когда ты читаешь его, говорит владыка Антоний, что-то попадает в самое яблочко, что-то не оставляет никакого отклика, а что-то вызывает неприятие: Господи, я не согласен!

Если человек разумный, он отдает себе отчет в том, что переживает. Если что-то пока не попадает, непонятно, это не значит, что оно не попадет потом. Пока я это оставляю, но буду читать, изучать, и, может быть, Господь через жизненную ситуацию подскажет мне, в чем смысл этих евангельских слов.

Притчи имеют много уровней: сегодня мы поняли их таким образом, завтра по-иному, через  десять раз иначе. В этом их особое значение, как и в том, что они не навязывают нам никакого конкретного образа поведения. Это не нравственный трактат. Когда, к примеру, Господь рассказывает притчу о блудном сыне, Он не говорит: делай так и не делай так. Но Он как бы ставит зеркало перед человеком. И чем чище личное зеркало каждого человека, тем большую глубину он может увидеть в притче. Здесь все должно идти по честному пути: с чем-то мы соглашаемся, что-то откладываем, прося Господа помочь нам в будущем понять, о чем идет речь.

 

- Вопрос телезрительницы: Наш воронежский писатель Василий Песков после смерти оставил завещание кремировать его тело, а прах развеять над Хоперским заповедником под Воронежем. Как человек, который рассыпал этот прах, будет жить в дальнейшем?

Вопрос, видимо, касается в целом темы кремации и отношений к праху умершего человека.

 

- Если мы свяжем этот вопрос с нашей темой, с тем, что говорит о смерти Новый Завет, то надо сказать, что раньше отношение Церкви к кремации было строгим, и всегда рекомендовалось погребать тело по обычаю в землю. Сейчас мы знаем, что произошло некое переосмысление. Мы знаем, что строятся крематории, где есть комнаты для отпевания, то есть отношение несколько смягчилось, и вот с чем это связано.

По большому счету, Новый Завет говорит о том, что тело будет новым - духовным. Апостол Павел в 15-ой главе Послания к Коринфянам четко говорит о том, что есть тело душевное, есть тело духовное, сеется тело душевное, восстает тело духовное. Поэтому не надо переживать по поводу того, что одно тело будет находиться в земле и разложится там, а другое будет сразу предано кремации и находиться в таком состоянии. Как говорит один из святых отцов, это новое тело будет созидаться душой. Будет ли похоже это тело на тело физическое или нет, мы тоже не имеем точного ответа, но по качеству оно будет именно духовным. В той же 15-ой главе апостол Павел говорит о том, что плоть и кровь Царство Божие не наследует.

 

- Сектанты в своих речах всегда сыплют цитатами из Священного Писания, поэтому бывает трудно что-то им возразить. Допустимо ли переводить Новый Завет на уровень цитат?

 

- Очень важный вопрос! Надо сказать о такой проблеме, что сектанты забрасывают православных людей цитатами, а те мало что могут ответить. Первая проблема в том, что православные люди не очень хорошо знают Священное Писание. Как сказал апостол Павел, верующий человек должен быть готов дать ответ всяким требующим о своем уповании, то есть о том, во что ты веришь.

С другой стороны, конечно, не должно быть такого отношения, что Писание - это цитатник. Это подход того богословия, которое мы называем схоластическим, когда есть какое-то вероучение, скажем, православное, католическое, протестантское, и каждое берет и раздробляет Библию, в частности Новый Завет на цитаты, просто подтверждая свое мнение. Причем, одна и та же цитата может быть подтверждением разных понятий в разных конфессиях. Новый Завет становится сборником цитат, это чисто рационалистический, схоластический подход.

Новый Завет - это живая весть Сына Божия, воплотившегося и явившего Бога как любовь. Еще апостол Павел говорил, что важно жить не по букве, а по духу, поэтому Новый Завет надо не просто читать, а проживать. Прочитав какой-то отрывок и отложив его в голове, быть постоянно внимательным к этому по жизни. И Христос, и отцы призывают нас постоянно бодрствовать, то есть быть внимательными, следить за собой.

Если Дух дышит, где хочет, Бог может сообщить нам истину или проиллюстрировать ее через самые разные ситуации. Поэтому наше мироощущение должно быть целостным. Прочитали мы отрывок в Новом Завете, и вдруг встречаем подобную ситуацию в нашей жизни. Например, отрывок о жене-грешнице, которая омыла ноги Иисуса, а Симон-фарисей возмутился этим. Кажется, такая далекая ситуация, но если мы будем внимательны, то можем увидеть, как сами смущаемся от того, что человек праведный не замечает недостойности, на наш взгляд, каких-то людей. Мы забываем, что он тем самым проявляет к ним любовь, заповеданную Христом, а мы, подобно Симону-фарисею, считаем, что он поступает беззаконно.

Евангелие постоянно взрывает наши стереотипы, наши шаблоны. Это не сборник цитат или повелений, это живое веяние Духа Святаго, когда наше сознание постоянно подвержено изменениям. Метанойя - изменение сознания. Новый Завет постоянно производит взрыв в нашем сознании, если только мы умеем быть внимательными. Любой человек, священник или нищий, каждый такой человек, как и каждое явление природы могут научить нас Новому Завету, потому что все пронизано Богом, божественными энергиями. Недаром, даже ученые говорили, что есть две книги: книга Писание, где говорит Бог, и книга природа, книга жизни. Жизнь сама учит человека, если он умеет слышать, что ему хочет сказать Господь.

 

- Вопрос телезрительницы: Пришлось перезахоронить сына на другое место, на первом месте захоронения на могилу была посыпана земля от заочного отпевания в Церкви. Не повредит ли его душе перезахоронение?

 

- В двух словах можно сказать, что традиция посыпания землей не является строго определяющей, самое главное, чтобы было совершено Последование отпевания. Люди щепетильно относятся к этой земле, но это не самая важная вещь, главное, чтобы была совершена молитва за усопшего.

 

- В Новом Завете мы можем найти слова, относящиеся ко всем нашим обрядовым проявлениям: кто-то соблюдает дни, кто-то ест, кто-то не ест. Насколько будет дерзновенно проецировать слова Нового Завета и Посланий на действительность? Нет ли опасности уйти в протестантизм?

 

- Думаю, что если мы чувствуем евангельское ядро - евангельская любовь, любовь Христова, для того чтобы мы находились в этой любви, мы должны выполнить Его заповеди. В чем состоит эта заповедь, мы уже выяснили.

Во-первых, любите друг друга, как Я возлюбил вас. Это единственная новая заповедь, которую Он нам дал. Эта заповедь, по словам толкователей, последняя цель, для этого необходимо пройти путь. Чтобы идти этим путем, Господь дал нам практическую заповедь: заповедь о Евхаристии, сказав: творите это в Мое воспоминание. Чтобы быть постоянно в присутствии Христовом, надо осознанно и глубоко участвовать в Таинстве Евхаристии. Церковь и есть собрание тела Христова для Евхаристии, для благодарения. Все остальное: как именно, где именно - менялось в истории христианства. Менялись и архитектура храмов, и одежда священнослужителей, и награды, менялось многое  другое.

Неизменной оставалась лишь Евхаристия - традиция собираться в память о Христе, преломлять Хлеб и пить из единой Чаши. Если мы держимся того, чтобы собираться в Церковь, причащаться Тела и Крови Христовой, слушать Его слово, изучать Священное Писание, это, на мой взгляд, и есть залог того, что мы православные христиане.

Как сказал один из церковных мыслителей, православие есть истинное христианство. Поэтому, чтобы быть истинным христианином, надо держаться двух этих вещей. Как говорил один из учителей Церкви, чтобы быть со Христом, надо Ему причащаться, а причастие бывает двоякое: причастие слова, то есть изучение, проникновение в текст слова Божия, второе причастие - Тела и Крови Христовых, то есть соединение на мистическом уровне.

Если мы будем держаться двух этих вещей, то нас не снесет в сторону, как бы не менялись и не модифицировались обряды, так как основное останется прежним.

 

- Вопрос телезрителя: В современном мире есть разные переводы Священного Писания. По Вашему мнению, какой перевод более точен?

Второй вопрос: как соотносится то, что церковнославянский язык уже далеко отстоит от русского, со словами апостола Павла о том, что лучше пять слов понятных, чем тысяча непонятных?

 

- В последнее время, действительно, стало достаточно много переводов Священного Писания, последний по времени - перевод Библейского общества. Очень современный перевод. Конечно, попытка сделать более понятными слова Нового Завета похвальна. Но возникла попытка намеренной русификации даже понятных слов, например Послания апостола Павла переведены как письма апостола Павла.

С одной стороны, переводами должны заниматься именно специалисты в области библеистики, соответственно они должны финансово поддерживаться.

С другой, все должно быть сбалансировано: если нет необходимости переводить какие-то слова ради лучшей понятности, то, может быть, стоит оставить их ради красоты языка. Церковнославянский язык действительно красив и мелодичен, некоторые слова при переводе на русский язык теряют свою мелодичность.

Как говорил апостол Павел, нужно, чтобы все было по любви, и была польза для общины. Поэтому всегда должен быть баланс. Кто-то ест, кто-то не ест, тогда пусть сильные носят немощи слабых. Если вы считаете, что вам дана большая мудрость, тогда потерпите более слабых. Так и здесь. Если большинству прихожан церковнославянский язык дорог как язык богослужений, то почему бы тем, кто его не понимает, не изучить это самим, чтобы понимать хорошо, чтобы не волновать большую часть резкими переменами. Для кого-то церковнославянский язык является языком сакральным. Поэтому здесь надо тоже проявить и заботу, и любовь.

 

- Для того чтобы чаще и лучше использовать Новый Завет в своей жизни, стоит ли заучивать отрывки из него, и в каком переводе лучше брать Писание?

 

- Если у человека есть возможность обратиться к оригиналу, если он учился у педагогов с большой буквы, как, например, архимандрит Ианнуарий Ивлев. Если такой возможности нет, то, думаю, есть смысл читать Священное Писание небольшими отрывками.

Все религии, которые мы знаем и которые близки к нам, пришли с Востока. Христианство также восточная религия. На Востоке очень важна преемственность учитель-ученик. Учитель дает ученику небольшой отрывок текста для размышления и просит думать над ним, чтобы дать правильный ответ. Пока ученик не даст правильный ответ.

Думаю, что подобным образом надо подходить к чтению Нового Завета. Не ставить себе задачу прочитать от сих до сих или в какой-то определенный срок. Смысл ведь не в вычитывании, а в том, чтобы понять, о чем идет речь. Может быть, следует прочитать законченный отрывок и потом осмыслять его, скажем, в течение недели и быть внимательным, к тому, что происходит вокруг. Чтобы понять то, о чем говорит нам священный текст, надо пережить его на собственном опыте. Поскольку просящему Господь всегда дает, то и тому, кто задает вопрос, Господь всегда дает ответ. Важно, чтобы это была не игра ума, но жажда истины, жажда Бога. Тогда Господь обязательно создаст такую ситуацию, пошлет такого человека, который проиллюстрирует, сделает понимание отрывка более глубоким. Человек, прожив это на собственном опыте, поймет глубину этого мудрого изречения.

Приоритет всегда качеству, а не количеству, как в молитве, так и в чтении священного текста. Надо вжиться в него, понять не только умом, но, как говорят на Востоке, всем телом прожить текст.

 

- Вопрос телезрителя: Пожалуйста, поясните притчу о неправедном домоправителе, о приобретении друзей неправедным богатством, и о том, как это приложимо к современной жизни.

 

- Эта притча, наверное, самая сложная, и я, наверное, еще не читал исчерпывающего для себя толкования, и не могу сказать, чтобы своим опытом, своей интуицией полностью постиг смысл этой притчи.

Из того, что я прочитал, что надумал сам, могу сказать, что, во-первых, у многих толкователей речь идет о том, что всякое богатство, которое мы приобретаем на земле, неправедно, потому что нам не принадлежит.

Речь о том, что Господь хвалит саму сноровку человека, его способность быстро сообразить. Есть такой молодежный слоган: в деле спасения души не тормози. Здесь ситуация, когда человек для приобретения Царства Божия, использует свои земные дивиденды. Не в том плане, что все средства хороши, а как говорит кто-то из толкователей, из этой притчи надо усвоить острое желание человека как-то решить создавшуюся проблему. И человек находит такое решение, за что Господь хвалит его. Господь говорит о том, что если бы сыны света, идущие ко спасению, были бы столь же энергичны, как этот человек в устроении своих земных дел, то это было бы похвально. Возьмите с него пример в этой энергии для достижения Царства Божия.

 

- Помню по своему опыту, что когда возникали трудности при чтении синодального перевода, я обращался к подстрочнику оригинала. Дайте, пожалуйста, рекомендации, как пользоваться оригиналом и где его найти.

 

- Слава Богу, сейчас издается много литературы. Недавно открылся новый магазин православной литературы "Глагол" на площади Александра Невского. Хорошо известен магазин "Слово" на Малой Конюшенной. Насколько я помню, там продавалась такая книга по умеренной цене, которая так и называется "Новый Завет с подстрочным переводом". Идет греческий оригинал, под каждым словом написан перевод, а сбоку идет привычный синодальный перевод, то есть всегда можно сравнить. Если человек умеет работать с греческим словарем, то можно открыть его и посмотреть, какие еще значения имеет слово, которое различается в подстрочнике и синодальном переводе.

Есть моменты, которые действительно важны с точки зрения догматики и богословия, есть моменты, которые не очень важны, но показательны. Например, как конец Послания апостола Павла к Галатам, где в синодальном переводе сказано "смотрите, как много я написал вам своей рукой". Но мы знаем, что апостол Павел сам не писал, будучи свободным человеком, у него был секретарь. Когда мы открываем подстрочник, то видим, что там сказано: "смотрите, какими большими буквами я вам написал" и сразу все становится понятно. По словам толкователей, апостол Павел не обладал хорошим зрением, поэтому писал большими буквами. С точки зрения догматики, это не принципиально, но показательно, как иногда синодальный перевод совершенно меняет смысл текста.

Если говорить о Ветхом Завете, все мы слушаем Шестопсалмие, где в псалме 89 есть слова, "разве врачи воскресят и исповедятся тебе". Никаких врачей на самом деле нет, но при переводе на греческий язык неправильно провели огласовку, и вместо "мертвых" получились "врачи", которые перешли из греческого в славянский, и до сих пор во время Шестопсалмия звучит именно этот вариант.

Библеистика - полезнейшая и увлекательная наука, потому что иногда раскрываются такие пласты смысла, такие неожиданные горизонты, о которых мы и не думали, читая русский текст. Из своего опыта скажу, что апостол Павел раскрылся для меня именно при подробном изучении с использованием оригинального текста.

Если вы можете приобрести такую книгу и изучать ее при чьей-то помощи, это было бы очень полезно. И было бы очень хорошо, если бы это было массовым явлением. Недавно на одной из проповедей я вспоминал времена отцов каппадокийцев, когда темы богословия, Нового Завета были настолько актуальные среди всех людей, насколько сейчас актуальны, скажем, политические темы, события на Украине, Олимпиада, в то время как богословие превратилось в некую книжную науку. Если желание людей изучать свой священный текст, свою традицию, свое богословие станет массовым, это будет, по словам одного древнего автора, "благотворной инфекцией", когда все захотят, что же там есть интересного.

 

- Вопрос телезрителя из г. Ейска: Пожалуйста, расскажите, что такое Священное Предание?

 

- Важный вопрос, поскольку в нем у нас есть разногласия с протестантами, которые не признают Предания, а говорят, что основываются лишь на Писании.

Здесь есть некий парадокс, потому что Священное Предание, конечно, существовало раньше, чем Священное Писание. Канон Нового Завета более или менее сформировался в IV веке. Апокалипсис долгое время не признавали канонической книгой.

Предание же, то есть устная передача Благой вести, существовало со времен Христа.  Записывались Евангелия еще с I века, но их собирание началось позже, поэтому устные рассказы какое-то время было актуальнее. Именно на основе Предания сформировалась та вера, на основе которой формировался канон Нового Завета.

Если Писание теперь оформлено в книги, которые мы можем купить и читать, Преданием называют все, что не входит в Писание: творения святых отцов, постановления Вселенских соборов, литургические тексты, тексты богослужений, где мы также можем узнать о богословских вещах. Это огромный пласт текстов, мыслей, идей святых отцов и авторов богослужебных текстов.

 

- Хотелось бы спросить о "благоговейном воздержании" некоторых людей от чтения Священного Писания, о том, насколько необходимо соблюдение всех условия для его чтения, то есть читать стоя перед иконами, помолившись до и после чтения. Насколько эти представления актуальны?

 

- Дело в том, что ритм современной жизни очень отличается от ритма жизни наших предков даже сто-двести лет тому назад. Хорошо это или плохо, можно об этом много дискутировать, но мы имеет то, что имеем. Вернуться в прошлое мы уже не можем. Если это не зависит от нас, надо воспринимать это как волю Божию.

То же касается богослужения и молитвы. Люди, которые много работают, трудятся и несут плоды своих трудов в Церковь, чтобы поддержать ее экономически,  не имеют возможности часто посещать Церковь. Если они делают это в воскресный день и в большие праздники, то это уже хорошо, и задача священников максимально дать за это время - богослужения и проповеди - в качестве духовной пищи то, что будет с ними, пока они снова не придут в храм. Поэтому служба должна быть понятной, проходить через их сердце, оставляя след. Проповедь также должна давать пищу для размышлений. Также молитва и чтение Священного Писания. Когда человек едет в транспорте или электричке и читает Священное Писание, когда открывает его во время обеденного перерыва, это очень хороший выбор. Господь может и здесь через Свое слово открыть человеку что-то.

Мне кажется, надо вообще избавиться от жесткого разделения мира на священное и профанное, то есть, когда в храме я существую для Бога, а выйдя из него, лишь для самого себя. Когда я в таком положении, то могу читать Священное Писание, а в другом положении делать этого не буду. Ведь Христос в беседе с самарянкой очень четко сказал нам, что истинные поклонники будут поклоняться Богу в Духе и в истине, то есть в каждый момент своей жизни, что бы они ни делали, они призваны помнить о Боге. И тогда каждое дело станет молитвой, станет евхаристией, то есть благодарением.

Об этом сказал и апостол Павел: что бы вы ни делали, едите ли, пьете или что-то другое, все делайте во славу Божию. Тогда все это будет богослужением, предстоянием перед Богом. Ответ Бога приходит к нам из Священного Писания. Поэтому если мы обращаемся к этому ответу не только в определенное время в определенном положении, а действительно всякий раз, когда просит душа, то Господь может открыть нам в любой ситуации, когда мы даже не ожидаем.

 

- Большое спасибо, батюшка, за ответы. Время нашей передачи, к сожалению, истекло. Прошу Вас благословить телезрителей на прощание.

 

- Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца, и причастие Святаго Духа да пребудет с вами, дорогие братья и сестры, во все дни вашей жизни.

 

Ведущий: Михаил Кудрявцев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать