Наша эра или от Рождества Христова?

8 января 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает иерей Константин Морозов, клирик Храма св. пророка Илии на Пороховых. Передача из Санкт-Петербурга. 

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители! В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой», ведущий диакон Михаил Кудрявцев. Сегодня у нас в гостях клирик Храма в честь св. пророка Илии на Пороховых в Санкт-Петербурге иерей Константин Морозов.

- Здравствуйте, отец Михаил.

 

- Прошу Вас, благословите наших телезрителей.

- Пусть рожденный Христос войдет в сердца каждого из нас.

 

- Дорогие телезрители, мы тоже присоединяемся  к поздравлениям с Рождеством Христовым. Это первый наш эфир после Рождества из Санкт-Петербурга. Наша сегодняшняя тема связана с Рождеством Христовым и звучит она так «Наша эра или эра от Рождества Христова?». Батюшка, расскажите, пожалуйста, какова разница?

- Разница только в том, что у нас нет такого деления, как древняя история, древнейшая, новая история, новейшая. Есть в истории тот момент, который изменил судьбу всего мира – это Рождество Христово. Поэтому мы считаем до Рождества Христова «до нашей эры», а после Рождества Христова «наша эра» – то время, в котором живем мы. Потому что это рождение стало судьбоносным для всего человечества, в какой бы точке земного шара человек ни жил, какой бы религии он ни принадлежал, после рождения Христа совсем по-иному люди мыслят, воспринимают этот мир, живут в этом мире. Это в первую очередь связано с тем, что у нас появилось понятие «личность». Раньше такого понятия не было, можно читать и в Ветхом Завете, и в других историях древнего мира, как царям приносили корзины выколотых человеческих глаз после взятия того или иного города, или как Ирод убивает младенцев в Вифлееме. Это кажется ужасом для нас! Как можно убить младенца или человека, или принести корзину человеческих глаз? Для людей древности это не было чем-то диким и не воспринималось так, как воспринимаем мы, потому что человек не мыслился как личность, а мыслился как один из субъектов, живущим в этом мире, не более того. Бог становится человеком, а, следовательно, человеческая природа становится возвышенной до Небес. Приведу известную фразу святых отцов: «Бог стал человеком, для того, чтобы человек стал Богом». Это входит в историю всей культуры после рождения Христа.

 

- Как Вы считаете, 2000 лет прошло, что изменилось радикально, ведь мир не однородный, есть Восток и есть Запад, есть Дальний Восток?

- Я думаю, что изначально человек ощущает одинокость в своем мире, и как бы мы ни стремились к единению, а это в нас вложено, мы стремимся к тому, чтобы другой человек нас понял, разделил так, как мы себя ощущаем, как мы себя понимаем. На этом строятся все отношения между людьми, между мужем и женой, между детьми и родителями, между друзьями. Но внутри себя мы понимаем, что другой человек вот так меня воспринять, ко мне отнестись так, как я к себе отношусь, и даже самый близкий не сможет, он не сможет понять всей глубины моей личности, которую я не смогу ему донести. Но это ощущение и стремление к единению у человека есть, потому что изначально заложено Богом. В Библии мы читаем, что Адам и жена его были оба нагие и не стыдились, то есть абсолютно были открыты друг для друга, абсолютно не было той стены, которая отделяла одного от другого. Появление одежды свидетельствует о том, что произошла эта разделённость между ними, у них появляется личное пространство и личная жизнь одного и другого. В Библии это сообщается моментом того, что функции женщины и функции мужчины различны: «Он будет господствовать над тобою, а ты будешь добывать хлеб свой в поте лица». Конечно, человек внутри себя понимает одинокость в этом мире и, наверно, в большей степени эта одинокость сказывается у пожилых людей, которые уже прошли путь жизни, которые уже пережили в этой жизни много и, в большей степени, сидя дома возле камина или где-то среди своих близких и родных,  внуков и детей, они понимают, что у каждого из них своя жизнь. И какими дорогими они для них не были, все равно они играют в их жизни определенную роль, и человек (внук, ребенок) впускает их на определенный период в свою жизнь и на  определенное расстояние общения. Но вот когда в жизнь человека входит Христос, тогда человек понимает, что он не одинок, потому что Бог готов разделить с ним всю его жизнь. И с этим моментом человек заново ощущает эту изначальную внутреннюю тягу к единению, которая есть у каждого. Поэтому рождение Христа мы ощущаем как определенное чудо, что Властитель Вселенной становится человеком, и, кажется, это не вместить в разум, сколько бы об этом ни говорилось, что бы мы ни читали у святых отцов, ни раздумывали над этим, мы воспринимаем это как определенное чудо. Как Тот, Кто создал этот мир, мог стать человеком? С другой стороны, мы с вами понимаем, что в эти рождественские дни мы ждем этого чуда, потому что самое большое чудо произошло, и этим самым мир изменился, изменился кардинально.

 

- Вопрос  от телезрительницы: «Здравствуйте, у меня первый вопрос: очень много гадают на святки, это же грех? А второй: у меня кошка котится, и я не знаю, куда котят девать, никто не хочет брать, я их держу дома, а потом подбрасываю – это грех?»

- Спасибо за вопросы. Почему гадают на святки? Обычно всегда есть время, так скажем, временной буфер, который в любых культурах воспринимался как промежуточное время состояния мира до и после. Но в англосаксонских культурах есть такой плохой праздник Хэллоуин, он празднуется перед Днем Всех Святых в католической церкви. Тоже есть определенный буфер, когда вся нечистая сила появляется в эту ночь и господствует до того, как наступает День Всех Святых, то есть светлый день, когда во святых в Боге просиявших, Церковь чтит победу Бога над всем злом. Точно так же в момент Рождества Христова, в ночь перед Рождеством гадают, в сочельник, это мы читаем у Гоголя. Гоголевский персонаж бес очень интересен тем, что он появляется именно в момент времени, когда мир готовится, но еще Христос не вступил полностью господствовать этим миром. Ведь не случайно в одно из искушений Христа дьявол показывает Ему царство мира и говорит: «Поклонись мне, и я Тебе дам господствовать над ним». Сатана в этот момент не лжет, действительно Земля принадлежит ему, но Христос вступает в свои права и говорит ему: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи». Они общаются библейскими фразами друг с другом. Все-таки наступает власть Бога над всей Вселенной.

 

- Хотя и сам Христос называет дьявола: «Князь мира  сего приходит и не обретает во Мне ничего».

- Да, этот момент очень важен. Поэтому гадание на святках, конечно, не христианское, не православное, не языческое, но в культурах всегда отмечался вот этот момент буфера времени между одним моментом проявления злых сил и моментом наступления Царства Света – Царства Божия.

 

- Нужно подчеркнуть, что в любом случае гадание – это общение с дьяволом.

- Безусловно! В книге «Несвятые святые» отца Тихона (Шевкунова) очень хорошо описан его опыт, когда он вспоминает, что они, будучи студентами, развлекались спиритизмом и всевозможными гаданиями, и у них начинала появляться мысль о самоубийстве, и это нагнеталось, и только после того как он крестился и стал жить церковной жизнью, это прошло. Но, безусловно, это вхождение в ту область, где человек открывает для себя очень тонкую грань духовного мира, и большая ошибка, если человек считает, что он может неподготовленным войти в эту область.

 

- Вопрос телезрительницы: «У меня очень больна сестра и мне сказали, чтобы я молилась молитвой по соглашению со своими другими сестрами. Что такое молитва по соглашению и как ее читать?»

- Я сейчас отвечу на этот вопрос и вернусь к кошке, которая всегда имеет котят – к первому вопросу. Мне кажется, что кошку нужно стерилизовать. Это будет меньшим злом, чем постоянно подбрасывать котят, потому что бывают люди, которые считают, что пускай моя бедная кошечка или кот гуляют. Лучше в городских условиях стерилизовать, кошке эта функция не нужна.

Что касается молитвы по соглашению, думаю,  эта молитва, безусловно, берет свое начало, когда Господь говорит: «Где двое или трое соберутся во Имя мое, там и Я посреди них». Церковь всегда молится, церковь в переводе с греческого является «собранием», поэтому это собрание христиан, молящихся за того или иного человека или за группу людей. Иногда христиане не могут собираться, но в молитве мы чувствуем это единство. Допустим, два друга идут в разные храмы в воскресный день на литургию – пребывают они на одной литургии или на разных? Конечно, на одной, потому что литургия не скована пространством. Точно так же и в молитве мы не сковываем себя пространством, находясь в разных домах, разных квартирах, живя в разных районах города, мы встаем в определенное время на молитву, например, в девять часов вечера, или в какое договорилась данная группа людей, это может быть 5, 10 человек или более. И молятся в данный момент о рабе Божией Людмиле, чтобы Господь ее исцелил или помог в несении ей этого тяжкого недуга, которым она заболела. Иногда мы просим об исцелении, хотя, на мой взгляд, Господь и так исцелит, если на то есть Его Воля, нужно молиться о том, чтобы человек достойно пронес бремя своей болезни, чтобы он не впал в уныние, не отчаялся, чтобы он воспринимал это как определенное служение Богу через свою болезнь. Таким образом  воспринимали свои болезни святые – как определенное служение Богу и умерщвление своей плоти через свою болезнь. Поэтому в данный момент молитва о соглашении – это молитва в определенное время, когда люди договариваются и молятся об одном и том же человеке.

 

- Вопрос из группы ВКонтакте: «Скажите, пожалуйста, если исчисление нашей эры идет от Рождества Христова и является общепризнанным, то почему же у нас так много мусульман и прочих религиозных течений, которые теоретически признают это летоисчисление, но при этом сохраняют свои взгляды?»

- Мусульмане не признают это летоисчисление, они исчисляют совсем по-иному, от пророка Мухаммеда, от того, что произошло в Мекке. Поэтому здесь совсем разное летоисчисление. А чтобы говорить, почему люди не признают Христа, для этого нужна большая передача. В первую очередь для человека всегда будут важны 3 вопроса: это вопрос о смысле жизни, что такое жизнь и что такое смерть. И вся человеческая и религиозная культура отвечает в первую очередь на эти 3 вопроса. Для чего человек существует, что такое для него жизнь и что такое для него смерть. И, естественно, каждая религия будет отвечать на эти вопросы по-разному. Допустим, буддизм будет говорить о том, что человек должен раствориться, уйти в небытие, обычно говорят о перерождениях, но это не совсем верно, потому что рождение в жизнь является моментом не очень радостным, потому что здесь болезнь, скорбь и страдания. И поэтому колесо этих перерождений – колесо страдания, а не того, что человек в вечности имеет и постоянно живет на Земле. Вообще ни одна религия не будет говорить о том, что счастье для человека – жить на Земле. Поэтому переход через колесо Сансары, растворение в небытии – цель для буддистов. Для христиан целью будет момент обожения – соединение с Богом до предела, до конца, для того, чтобы стать как Бог. Этот момент для христиан очень важен. Каждая религия будет отвечать человеку по-своему, исходя из своих концепций, традиций, культуры,  в которой люди живут. Поэтому, конечно же, вопрос возникает в том, почему человек удовлетворяет те или иные ответы, это совсем уже другая область, и почему, если человек удовлетворен ответами той или иной религии на эти 3 вопроса. Это целая полемика, лекция, я отойду от этой темы, потому что в самом основном для христиан Бог есть Личность, и общение с Богом есть общение с Личностью. Господь о Себе Сам сказал: "Я есмь путь, истина и жизнь". Для нас Христос является этим и путем, и истинностью, и жизнью, поэтому на вопрос философов «что есть истина?» христиане всегда говорят: «Истина есть не что, а Кто есть истина. Истина – есть Христос». Для нас это понятно, потому что Христос вошел в жизнь человека, произошла эта встреча. Об этом говорили очень многие, и митрополит Антоний Сурожский, и отец Александр Мень. Они говорили, что не важно, где родился человек – в церковной или не в церковной среде. Допустим, для сына священника вопрос о том, надо ли поститься или не надо, что еда со скоромной сменяется на постную во время поста, что занавески во время Великого поста сменяются с белого на черные или пианино закрывается на ключ во время поста, музыка не играется, так не будет ставиться. Для него это – образ жизни, определенные традиции, уклады семейные, но вопрос о том, что Христос должен стать реальностью его жизни, войти в его жизнь, не быть просто каким-то философским знанием или просто знанием о том, что Христос является Богом, а быть реальным присутствием Бога в его жизни – это момент встречи человека с Богом, и у каждого это будет по-разному. У кого-то это происходит, как у владыки Антония за чтением Евангелия, когда он чувствует, что на другой стороне стола находится Христос, о Котором он читает, не ощущая Его физически, ни каким-то природным своим естеством, но внутренне ощутив эту встречу, он проносит ее через всю жизнь. У отца Александра Меня это случилось, когда он увидел портрет Сталина, возносящегося на воздушном шаре, и понял, что вот с этим злом я должен бороться и, конечно же, Христос является тем стержнем в моей жизни, чтобы противостоять всему этому напору зла, которое господствует в мире. В 13 лет это у обоих происходит.  Для христиан, конечно же, Бог не является безличным Богом, допустим, как «Владыка Вселенной», который может искушать, который может человека проверять. Но у христиан Бог, в первую очередь, является Личностью, и эта Личность любящая в первую очередь.

 

- Вы упомянули отца Александра Меня,  он часто свои проповеди связывал с научным прогрессом, у него были свои книги, связанные с этим. Наша телезрительница Елена задает вопрос об этом: «Мешает ли научный прогресс проповеди о христианстве и жизни во Христе, или же помогает?».

- Я думаю, что в первую очередь мы имеем ту возможность в научном прогрессе лучше осваивать библейскую историю. Археология, история, физика способствуют тому, чтобы мы лучше знакомились с происходящим в нашем мире. Поэтому, конечно, никогда не возникало противоречий между наукой и религией, потому что религия отвечает на вопрос в сущности: наука отвечает на вопрос «как?», а религия отвечает на вопрос «почему?».  Почему произошло то или иное, и зачем, а наука ограничивается вопросом «как?», это ее определенная функция. Поэтому не возникает никаких противоречий. Мы знаем очень много умных ученых и людей, которые были верующими: Лихачев Дмитрий Сергеевич, Ньютон, Паскаль, академик Павлов, и многие другие. Поэтому здесь не возникает никаких противоречий. С другой стороны, отец Александр Мень поставил перед собой очень важный вопрос, он поставил перед людьми вопрос о том, что и апостол Павел, и другие проповедники обращались к людям верующим, для которых быть неверующими – было чем-то неестественным, хотя они были язычниками, но они были верующими людьми. А в XX веке и сейчас мы сталкиваемся с тем, что человек говорит, что он неверующий, и он не живет в восприятии религиозного мировоззрения, он не знает религиозного ощущения, религиозных практик, даже языческих. И отсюда язык проповеди должен меняться, потому что миссионерский язык апостола Павла, апостола Петра основан на определенных религиозных понятиях, представлениях, которые были у людей того периода. Сейчас язык конца XX века должен учитывать то, что мы общаемся с людьми, которые не знают никаких религиозных представлений и никаких религиозных понятий, это совсем иной язык должен быть. Отец Александр посвящал много времени подготовке своих книг, своей проповеди, его книги и его проповеди адресованы людям, у которых нет религиозного сознания никакого.

 

- Вопрос телезрительницы: «Моей дочери 17 лет, у нее часто бывают гулянки, проводы. Скажите, это гены или можно отгородить ее от этого пагубного пристрастия?»

 

- Переходный возраст – это вообще проблема.

- Да, это проблема. Молитва матери со дна моря достает. Конечно, мы должны молиться, родители должны молиться о детях. Я знаю несколько семей в нашем храме, которые сами имеют детей. Они ходили когда-то к нам воскресную школу, и один из них мне сказал: «Как мне помогало то, что я ложился спать под молитву матери и просыпался, а мать уже раньше меня вставала, и поэтому я просыпался под ее молитвы. Это давало мне какую-то внутреннюю уверенность в моей жизни, я понимал, что бы в моей жизни ни произошло, молитва матери меня сохранит». Это немаловажный фактор. С другой стороны, почему подростки уходят из Церкви? У владыки Антония есть хорошая статья «Бог под вопросом», где он сравнивает истину и понятие об этой истине, приводя в пример Григория Богослова, который пишет: «Если бы мы собрали все представления о Боге, который описан в Священном Писании и который описан у святых отцов на тот период, и сказали бы: «Вот это – наш Бог», то мы бы создали себе идола. Потому что Бог всегда превосходит наши представления о нем». И владыка говорит, что мы выстраиваем себе определенную модель Бога. У 7-летнего модель восприятия Бога одна, у 12-летнего другая, у 60-летнего третья, потому что туда примешиваешь и свой личный опыт духовного отношения с Богом, жизненный опыт и еще очень много критериев того, как люди представляют себе Христа. Хотя Христос один, но представление о Христе в каких-то внутренних отношениях с Ним будут у всех разные: 12-летний подросток должен разбить свое 7-летнее представление о Боге и должен создать новую модель восприятия Бога, так же, как и 20-летний должен разбить свое 12-летнее восприятие Бога и создать совсем иную модель восприятия Бога внутри себя, который будет соответствовать его опыту, его психологическому возрасту, его духовным переживаниям уже 20-летнего человека. Поэтому в большей степени подростки уходят из храма, потому что у них восприятие Бога остается 7-летним, с одной стороны, с другой стороны, родители постоянно видят только внешнее подражание: ходить в храм, исповедоваться, причащаться. Но никто не учит, как нужно исповедоваться, зачем нужно причащаться. У них внутренней потребности в этом не возникает, потому что родители говорили: «Ты должен причаститься». А должно возникнуть внутренне ощущение, что мне это необходимо, поэтому в определенный период подростки начинают уходить. Я всегда говорю: «Знаете, пускай он уйдет, переживет свою жизнь, тот религиозный опыт, который у него был, он всегда останется, и он всегда вспомнит об этом в определенный момент. Дайте вываляться в собственной грязи, потому что человек должен когда-то пройти определенную школу и сделать свои выводы о жизни, нельзя постоянно его контролировать, мы в нем тем самым заглушаем личность». И в большей степени родители хотят создать ребенка по своему шаблону. А этот шаблон всегда греховен, потому что человек – поврежденное существо. Притча о блудном сыне – очень важный момент. Господь в лице отца спокойно отпускает сына, который сказал: «Давай будем считать, что ты мертв. Отдай мне часть мне причитающегося имения». И каждый день ждет его возвращения и, видя это возвращение, бросается к нему первым. Точно так же в святой Монике, матери блаженного Августина, было внутреннее ощущение, что ее сын, пройдя весь круговорот жизненных обстоятельств: и блуда, и увлечения ересями, и разгульной жизни, вернется и станет христианином. Она в это верила, и так и произошло, он стал святителем Церкви. Наша основанная беда, что мы не верим в своих детей.

 

- Спасибо, батюшка. Раба Божия Юлия задает такой вопрос о религиозных течениях и приводит примеры разных протестантских течений, которые называют себя христианами, но часто находятся достаточно далеко от традиционных представлений. Хотя все мы живем в эре от Рождества Христова, далеко не все христиане ими являются. Как к этому относиться и как это исправить?

- Вывести человека из какого-то протестантского течения или как относиться к протестантскому течению?

 

- Примерно да.

- Изменить протестантов мы не сможем, это не наша задача. Один человек, который ушел из протестантов и стал православным, сказал: «В первую очередь мне не хватало полноты Таинств. То, что есть в церкви Запада и Востока, и нет в протестантском движении в полноте раскрывающейся благодати Божией». Читая Библию, ощущая себя сопричастным с жизнью Христа. На самом деле есть хорошие примеры протестантов, которые живут на порядок лучше, чем живут некоторые православные в благочестии своем и в жизни своей. Но вот полноты благодати Духа он не ощущал. В первую очередь здесь надо вкладывать то, что лежит в основе. В основе прихода человека в церковь лежит понимание того, что сам я измениться не могу, какой я есть, и как я начинаю каждую неделю новую жизнь с понедельника, эта новая жизнь не получается, потому что сам по себе я не могу измениться, а изменить меня может только Господь. И вот когда я прихожу в церковь я вижу, как потихонечку я меняюсь. Меняюсь не оттого, что я что-то больше узнаю о Боге, читая, а меняюсь, потому что Господь, своей Благодатью меняет. Благодать – это действие Бога в человеке, именно деятельное присутствие, а не просто присутствие. И это деятельное присутствие Бога в человеке способно изменить и окружающий мир человека, поэтому здесь в первую очередь, если говорить о протестантах, то их может вывести ощущение какой-то неполноты.

 

- Вопрос телезрительницы из Краснодарского края: «Скажите, пожалуйста, можно ли бояться принятия электронного паспорта. Сказали, что с 2015 года будут вводиться электронные паспорта, стоит ли этого бояться?»

 

- К этому вопросу добавлю еще один, который пришел к нам из группы ВКонтакте. Раба Божья Татьяна пишет о некой статье, которая была описана в некой газете в 90-х годах, где в аэрокосмическом агентстве США были получены съемки с телескопа Хаббл, где был обнаружен «белый город» где-то в космосе, что сейчас, конечно же, эти фотографии засекречены. Естественно, это обитель Творца. Как относиться ко всем этим информационным вирусам?

- В первую очередь мы должны ждать не прихода антихриста, а прихода Христа. В Библии мы не читаем, что Страшный Суд будет, даже в Апокалипсисе мы не найдем такого определения, потому что Суд Христа не может быть страшным. Христос приходит, и Христос есть Любовь. Суд Христа не может быть страшным для христианина, это состояние благодати, состояние ощущения пребывания в этой Любви. Это очень интересный момент, почему человек готов верить в любую чепуху, которая написана в газете и не готов верить тому, что написано в Священном Писании. Всегда ставит все, что написано в Священном Писании под вопрос: «А было это или нет? А был Христос или не было?». Кажется, о любой чепухе, о космическом городе, как материальной обители Творца, о том, что у нас завтра будет последний день существования мира, в календарь майя, что последний год мы живем и, как помните, совсем недавно многие люди переживали этот момент. Люди готовы верить. Но Священное Писание человек почему-то ставит под вопросом. В первую очередь христианин не должен ждать прихода антихриста и не бояться принятия электронных паспортов. В первую очередь христианин должен ждать прихода Христа. Как-то мне очень запомнилась история, которую рассказал один из священников: «Будучи молодым священником, я очень часто увлекался проповедями об антихристе, о дьяволе, и потом один опытный протоиерей, настоятель собора, где он служил, ему сказал: «Батюшка, скажи мне, пожалуйста, а Христос, Христос-то где?». И с того времени я стал проповедовать только о Христе». На самом деле ощущение первых христиан было то, что они ждали прихода Христа и это отличает от христиан XXI века. Потому что христиане XXI века ждут не прихода Христа, а прихода антихриста. Почему такая разница? В большей степени, из-за неправильной духовной жизни, из-за того, что мы в центр ставим антихриста, а не Христа.

 

- Да, батюшка, печально, но Вы заговорили об этой проблеме конца времен, и хочется спросить, а можем ли мы представить, например, миллионный год от Рождества Христова?

- Для нас это такая далекая цифра. На самом деле в первую очередь весь мир ожидал пришествие Христа, весь мир находился в определенном кризисе, поэтому все долгожданно ждали Спасителя мира, прихода кого-то, кто избавит мир и перевернет этот мир. И на самом деле, для нас, сколько бы мы ни смотрели новости, какие бы новостные программы мы ни обсуждали у себя на кухнях, спросишь человека через неделю: «О чем говорилось в новостях в среду?», он не скажет Вам, потому что он забыл за два-три дня, что случилось в Чили и что США сказали об Украине. Он не помнит этого, а помнит общую канву, потому что в первую очередь для нас самой непреходящей новостью этого мира были слова о том, что Христос родился, сначала пастухам: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» А потом от лица апостолов и от лица жен-мироносиц о том, что Христос Воскрес. Это две непреходящие новости в этом мире: Бог становится человеком и умирает ради человека. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Поэтому это две непреходящие новости, над которыми мы должны раздумывать, думать и которые должны входить в нашу жизнь. У Вас, отец Михаил была передача с игуменьей Георгией, настоятельницей Иерусалимского монастыря, и Вы помните, что она рассказывала, как будучи молодой девочкой 17-ти лет была в Рождественскую ночь на службе и священник, произнося проповедь, сказал: «Волхвы принесли к яслям Христа золото, ладан и смирну, а что же принесем мы Богомладенцу?». И она, задумавшись над этим, сказала: «Господи, я себя Тебе даю, нет у меня ничего!». И с этой мысли начался ее путь к монашеству, и сейчас, оглядываясь на всю жизнь матушки Георгии, можно сказать, что не было бы этой Рождественской ночи и ощущения, что бы она могла принести к яслям Богомладенца – не было бы всего того, что случилось в ее жизни. Точно так же у каждого из нас. Если мы глубоко задумаемся, что мы можем принести к яслям Богомладенца, мы поймем, как может измениться наша жизнь. Поэтому даже если представить себе миллионный год от Рождества Христова, то мы можем сказать, что это непреходящая новость, которая всегда будет будоражить людей, что бы с миром не происходило.

 

- Вы только что сказали две большие новости – о Рождестве Христовом и о Воскресении Христовом. Возникает вопрос, почему же все-таки летоисчисление возникает у нас от Рождества Христова, а не от Воскресения Христова, как Вы думаете?

- Раньше момент Рождества и смерти Христовой совпадал, потому что день солнцестояния – особый день. У Кирилла Александрийского мы можем читать: «Христос умер и воскрес в тот день, когда он родился». У некоторых святых отцов мы видим суждения о том, что эти даты совпадают. Вы помните, какие споры были о том, когда праздновать Пасху, Воскресение Христово. Момент совпадения Рождества Христа и Его Воскресения был раньше в культуре,  и осмыслялось именно таким образом в христианском сознании, у святых отцов, что Рождение Христа изменило мир, и Воскресение Христа также изменило этот мир, он стал иным. Многие сейчас смотрят последнюю часть «Хоббита», и тот, кто смотрел «Властелин колец» или читал книгу, если помните, там начинается: «Мир стал иным, я чувствую изменение в воздухе, в воде, в земле». Целиком мир меняется в таком мифическом сознании, точно так же и мы видим эту изменённость мира в Рождении Христа и в Его Воскресении, и эта мысль всегда будоражила, поэтому изначально считалось, что эти даты совпадают.

 

- Как Вы считаете, чего нам ждать в ближайшее время от Рождества Христова?

- Хотел сказать: «Нам ждать Христа!». Но на самом деле я хотел пожелать. Мы все в эти дни дарим друг другу подарки, и Господь Сам подарил человеку Себя – самый Великий подарок, который только можно было сделать. Мы все ждем чуда, потому что самое большое Чудо произошло и это ощущение чуда внутри человека, возвращение людей в детство, где это чудо можно было почувствовать в изобилии, и которое с протяжением жизни терялось, люди в это время это ощущают. И я бы хотел, чтобы мы в этом году приблизились, и у каждого произошло свое маленькое чудо в жизни, и он почувствовал свое чудо в этой жизни. Конечно, мы с вами счастливые люди и счастливыми мы должны быть каждый день утром, потому что нам дали самую большую возможность – жить и изменить себя, дали еще день. Поэтому мы должны быть счастливы утром. Ощутить в каждом дне, во всех 365 днях это небольшое чудо прикосновения Бога мы можем точно так же. Как-то одну из наших прихожанок ее соседка по лестничной клетке спросила: «Ну, вот ты в храм-то ходишь, а ты Бога-то видела?». Та ответила: «Да, каждый день и не по одному разу». Это был такой правдивый ответ на поставленный ею вопрос, потому что Бога мы можем видеть каждый день в своей жизни, и не по одному разу. Видеть Его промысел о нас и то, что мы знаем, что Бог промышляет о нас, и каким бы человек ни был верующим или сомневающимся, но садящимся в самолет и говорящим: «Господи, помоги!», мы ощущаем в первую очередь, что Бог нас не оставляет. Дай Бог, чтобы Господь нас не оставил в этом году!

 

- Спаси Господи, батюшка! Благословите нас на прощание.

- Бог всех благословит и милость Божия будет со всеми вами!

 

Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев

Расшифровка: Анна Солодникова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать