Как раньше проводили вечера аристократы?

8 июня 2010 г.

Об этом мы можем прочитать в произведениях Бунина, Куприна, Чехова. Но, пожалуй, лучше всех культуру дворянского быта показал в своих романах Тургенев. Вспомним отрывок из «Дворянского гнезда»: «Вдруг ему почудилось, что в воздухе над его головою разлились какие-то дивные, торжествующие звуки; он остановился: звуки загремели еще великолепней; певучим сильным потоком струились они. Давно Лаврецкий не слышал ничего подобного: сладкая мелодия с первого звука охватывала сердце; она вся сияла, вся томилась вдохновением, счастьем, красотою, она росла и таяла; она касалась всего, что есть на земле дорого, тайного, святого».

Художественное чтение стихов в сопровождении красивой музыки, чаще фортепиано, называется мелодекламация. Этот жанр был очень популярен в 19-ом веке. Но со временем исчезло дворянство, а вместе с ним дворянская культура и салонное искусство. Жанр мелодекламации угас. Лишь в конце 20-го века этот жанр понемногу стал оживать. На Урале таким человеком, возрождающим не только музыкальную культуру, но вообще своеобразие нашего русского искусства и его переплетающихся форм – музыки, литературы, поэзии, - стала Татьяна Николаевна Трушникова, которая вот уже 10 лет руководит литературно-музыкальным проектом «Скерцо». В стихотворении, которое открывало юбилейный вечер, говорится как раз о той музыке, которая рождается в душе человека.

Если в 19 веке стихи читали под звуки фортепиано, то в Екатеринбурге в начале 21-го века жанр мелодекламации вернулся вместе с таким редким и почему-то чаще забываемым сегодня инструментом домрой. Но ведь, казалось бы, что может быть колоритнее и красочнее стихотворение Есенина о Пасхе в сопровождении этого русского народного инструмента?!

На литературно-музыкальном вечере, посвященном юбилею «Скерцо», звучали стихи самых разных авторов: и сонеты Шекспира, и лирика Есенина, и произведения екатеринбургских поэтов. Но всё же сильнее всех звучали стихи поэтов 19-го века.

Наверное, чтоб научить детей играть и понимать музыку, слышать за поэтическими строками мелодию и видеть, как поэзия переливается в музыкальные ноты, надо прежде всего самой постичь тайну творчества. Но, кажется, Татьяна Николаевна уже разгадала её – это любовь: к миру музыки, к поэзии и к самим детям. Недаром этим вечером звучало так много стихов о любви.

Музыка всегда имела большую силу, она могла передавать состояния души, её настроения, волнения. Вот что переживает в произведении Тургенева только что полюбивший Лаврецкий, заслышав звуки музыки: «Лаврецкий выпрямился и стоял, похолоделый и бледный от восторга. Эти звуки так и впивались в его душу, только что потрясённую счастьем любви; они сами пылали любовью».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать