Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Известный российский историк Василий Ключевский считал, что музыка – это акустический состав, благодаря которому просыпается аппетит к жизни подобно тому, как благодаря известным аптечным составам просыпается аппетит к еде. Сегодня таким живительным составом с нами поделится руководитель фолк-группы «Ярилов зной» Александр Щербаков.
Александр Щербаков – музыкант, певец, автор песен. Родился в Воронежской области в 1981 году. С детства увлекался народным творчеством, после школы поступил в Россошанский педагогический колледж. После двух лет учебы перевелся в Воронежское областное училище культуры на отделение «дирижер оркестра русских народных инструментов». Спустя несколько лет окончил Московский государственный институт культуры по специальности «режиссер массовых представлений».
Шесть лет работал в Государственном академическом русском народном хоре имени М. Е. Пятницкого. Параллельно с работой в прославленном коллективе Александр занимался собственным проектом: фолк-группой «Ярилов зной». В 2013 году группа стала финалистом популярного телеконкурса «Фактор А», получив высокую оценку творчества от зрителей и членов жюри, в том числе Аллы Борисовны Пугачевой.
В 2015 году яриловцы стали победителями конкурса «Новая звезда» на телеканале «Звезда». Группа «Ярилов зной» является лауреатом премии имени генералиссимуса Александра Васильевича Суворова «За вклад в патриотические традиции Отечества».
Сегодня коллектив активно занимается творческой деятельностью, гастролирует, принимает участие во многих телевизионных программах, выпускает видеоклипы, готовит к выходу сольный альбом.
Александр Щербаков женат и воспитывает троих детей.
– Саша, ты занимаешься таким искусством, которое имеет богатую историю и своими корнями уходит глубоко, к самому, можно сказать, рождению российской национальности как таковой. А что ты знаешь о своих корнях? Что ты знаешь об истории своей семьи?
– Я знаю, что мы выходцы из простых воронежских крестьян. Мой дедушка по линии матери был председателем колхоза, а по линии отца – ведущим трактористом в деревне. Николай Иванович, Царство ему Небесное, играл на гармошке, гитаре, я это в детстве все слышал, естественно. Дедушка, который был председателем, тоже играл на гитаре. Его любимым поэтом был Сергей Есенин.
Но если уже брать совсем глубоко, то мой прадедушка, тоже Иван, участвовал в Великой Отечественной войне, трижды бежал из плена.
– Трижды?
– Это просто какие-то нереальные вещи. И потом, так как был грамотным, он собирал по селам, я не знаю, как назвать, оброк или что-то, но люди сдавали какой-то продуктовый налог (яйца, масло, молоко).
Моя мама играла в народном оркестре на контрабасе, представляешь?
– Ничего себе! В народном обычно бас-балалайка?
– Нет, есть балалайка-контрабас, то есть огромная балалайка, и на ней очень сложно играть.
– Там струны не для женщины.
– Она играла таким кожаным медиатором.
– Там медиатор, как каблук.
– Да.
– То есть твоя семья с музыкой была связана, да?
– Не скажу, что постоянно звучала музыка, но все-таки она была в доме. Как-то в школу пришел гармонист: он искал себе учеников, преемников. Я и еще несколько парней взялись учиться на гармошке, где-то лет в восемь. Я так за это ухватился, мне очень это понравилось.
– Первый парень был, с гармошкой.
– Да, гармошку всегда приветствовали в деревне. Да ее и сейчас, в принципе, любят, и в городах, всегда хорошо принимают. Я начал потихоньку играть. Подбирал все подряд: все, что по радио передавали в те годы, и параллельно, конечно, русское народное. Но я не думал, что профессионально свяжу жизнь с музыкой, когда вырасту.
– А как получилось?
– Я простыл и попал в больницу (это было в Пушкине). Перед тем как выписаться, открыл журнал «Из рук в руки» и прочел: «В хор имени М. Е. Пятницкого на замещение вакантных должностей требуются вокалисты». И я сразу же позвонил (этот звонок я даже записал на диктофон). Они говорят: «Приходите, мы Вас послушаем».
Я пришел, меня встретил концертмейстер и спрашивает: «Вы знаете что-нибудь из репертуара хора имени М. Е. Пятницкого?» Я говорю: «А что он поет?» (я знал, что народные песни). Он говорит: «Вы знаете “Степь да степь кругом” или “По Дону гуляет”?»
– Ну, ты же должен был это знать, парень с гармошкой.
– У меня вокального образования нет, я был больше инструменталистом. Пел для себя. Я учился в Воронежском областном училище культуры на дирижера оркестра русских народных инструментов, то есть там я играл на первом баяне.
Я захожу в кабинет, вижу: сидит очень серьезная женщина в народных сапогах, спортивном костюме с надписью «Хор имени М. Е. Пятницкого» и говорит: «Дуй изо всех сил, пой, сколько есть у тебя мощи “Из-за острова на стрежень”». И я затянул. Они с концертмейстером заулыбались и говорят: «Давай, Саша, попробуем. Три месяца походишь, попоешь, посмотришь, послушаешь».
– И ты там прописался?
– Да, я там прижился и благополучно отработал шесть или семь лет.
– Людвиг ван Бетховен считал, что музыка должна высекать огонь из людских сердец. Я думаю, ты с этим тезисом, безусловно, согласишься, потому что даже само название твоего коллектива, «Ярилов зной», жаркое, огненное. Ты можешь сказать, как вспыхнула эта искра и как родился коллектив «Ярилов зной»?
– До того как я стал работать в хоре имени Пятницкого, я жил и работал в городе Россоши Воронежской области. Там я был руководителем народного ансамбля, где пели и фольклорные песни, и авторские. И параллельно я стал писать какие-никакие, а свои, простенькие песни. Появился вокально-инструментальный коллектив, который мы назвали тогда «Ярилов зной». Тогда я не задумывался о том, языческое ли это название. В храм я тогда, к сожалению, не ходил. Был один раз в детстве, бабушка на Пасху меня взяла, на большую ночную службу. У меня до сих пор эти впечатления остались.
Прошло время. Работая в хоре имени М. Е. Пятницкого, я продолжал писать песни и параллельно мы уже начинали работать с коллективом. Настал такой момент, когда на одном большом концерте вышел хор Пятницкого, а следующие – «Ярилов зной». Конечно, руководитель хора пригласила меня в кабинет и говорит: «Саша, тебе надо определиться». Я ее прекрасно понимаю. Мы мирно поговорили, я ушел и стал развивать свой коллектив.
На данный момент мы хотим уйти от этого названия.
– Но это уже своего рода бренд.
– Да, я понимаю, что это раскрученный бренд, но название встречает много противоречий. Православные люди не всегда с пониманием относятся, то есть, пока они не услышат, что мы играем и поем, с опаской смотрят на такое название и говорят: «Как это так: православный телеканал, а позвали руководителя группы “Ярилов зной”?» И приходится всем постоянно объяснять, что мы православные люди, просто такое название.
– Надо обязательно будет сообщить телезрителям, как вы будете называться.
– Это просто. Так как я являюсь автором большинства песен и лет пятнадцать стою у истоков коллектива, то просто останется мое имя.
– Помимо народных песен, вы пишете сами. Коллектив пишет музыку?
– Да, но в тех песнях, которые я пишу, много народной мелодики и народных инструментов: балалайка, гармошка, духовые (жалейки, свирели).
– Это довольно редкие в наше время инструменты.
– Ну, да.
– У вас есть специалист по народно-духовым инструментам?
– Я сам играю несложные вещи. И какие-то баянные партии тоже.
– В целом жанр, в которым ты занимаешься, достаточно редкий на сегодняшний день. Скажи, ты как художник какую миссию несешь своим творчеством? Что ты хочешь сказать людям?
– Раньше, Саша, была моя жизнь, а музыка стояла как бы в стороне, то есть мы шли параллельно. В какой-то момент я почувствовал противоречие от того, что живу я так и стремлюсь к одному, а музыка немножко другая. И я стал перестраивать музыку, чтобы она была моим логическим продолжением, тем, о чем я думаю, чего хочу; чтобы мои внутренние ощущения, мое миропонимание естественным образом проецировались на музыку. Практически все наши песни о нашей родной стране, об уважении к старшим, о любви, но не о такой обыденной (это слово сейчас стало разменной монетой), а о любви к Родине. Где-то они касаются вопросов веры. Взять любую песню, которую мы поем, даже народную. Например, «Черный ворон»: там такая глубина, и если правильно ее людям подавать, они все это чувствуют.
Скажу без преувеличения: к нам на концерты ходят слушатели от трех до пятидесяти лет, но все-таки мы стараемся работать больше на молодежь, потому что за молодежью будущее, и когда ты пишешь песню, задача, чтобы она была в плеере у молодых людей. На самом деле это очень непростая задача.
– Сложно привлечь молодежь, да? Век поменялся уже, приходится что-то новаторское использовать, аранжировки какие-то.
– Конечно. Приходится находить такой баланс, чтобы это было и современно, и традиционно.
– И глубоко.
– Да, и глубину сохранять. Непростая задача, но мы пытаемся ее как-то решить. У нас сейчас выйдет трек «Любо мне». Мы его исполнили недавно в Воронеже, в филармонии. У нас был большой концерт, и там же мы записали клип на эту песню.
Нам бы хотелось, чтобы она звучала на радио. Я считаю, там все для этого есть, мы учли все моменты формата.
– Мы заговорили о формате, поэтому не могу не спросить тебя о тех громких медийных проектах, которые дали большую огласку творчеству вашего коллектива: «Фактор А» и победа в конкурсе на телеканале «Звезда». Расскажи, какой опыт дали эти проекты? Начнем с «Фактора А» Аллы Борисовны.
– На «Факторе А» мы были поставлены в такие условия, когда за четыре дня должны были сделать песню практически с нуля, то есть нам дают какой-то материал, и на его основе мы должны показать себя, остаться собой и еще пройти в следующий тур.
– Достаточно сложно.
– Конкретно мы занимались аранжировкой, постоянно находились в студии. Потом, как вести себя на сцене? Материал был не присущ нам.
– Вам кто-то помогал на проекте?
– Нашим наставником была Лолита Милявская. Она нам помогала насколько могла, она тоже человек занятой. Там у нас появилось много хороших знакомых, с некоторыми из них даже я общаюсь. Мы сняли клип на пасхальную песню, я отправил ее Лолите, она посмотрела и сказала: «Поздравляю с хорошей работой».
Потом был телепроект «Новая звезда», где мы представляли Воронежскую область. Там победителем стала Елена Лаптандер, но нас отметил звездой победителей как прорыв в народном искусстве Максим Дунаевский. Вся съемочная группа и жюри были впечатлены нашим «Черным вороном», им понравилось. Потом я пел песню на стихи Сергея Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных».
– Высокая похвала от Дунаевского.
– Да. Когда такие люди говорят: «Хорошо», ты понимаешь, что движешься в правильном направлении. Но в целом телепроекты дали понимание мне самому, туда ли я вообще иду?
– Вектор? То есть они направили?
– Да, они в чем-то меня огранили. Мне удалось попробовать себя в разных жанрах, и я понимал, где мне комфортно, хочу я развиваться в эту сторону или не хочу.
Благодаря этому нас узнали люди, даже на моей малой родине, в Воронежской области. Не так давно мы были там с концертами и отсняли клип. Организаторы увидели нас на телепроекте и пригласили.
Хочу немножко рассказать о видеоклипе на песню «Любо мне». Мы получили огромное удовольствие, потому что съемки проходили на лоне природы, на берегу Дона, с реальными лошадьми, казаками, которые живут этим на самом деле, то есть относятся к этому не как артисты.
Эту работу мы делали совместно с ансамблем казачьей песни «Станичники». Это дети старших классов, но тоже с горящими сердцами и глазами. Им это нравилось. Мы просто стали большой дружной семьей. Я приехал из Воронежа с такими впечатлениями, что надолго хватит.
(Продолжение следует.)
Автор и ведущий программы Александр Крузе
Записала Людмила Моисеева
В новом выпуске музыкальной программы - встреча с певицей, автором песен, участницей популярных телевизионных проектов, матушкой Людмилой Кононовой. Она поделится со зрителями интересными рассказами о приходе к Богу и появлении творчества в жизни. Кроме того, матушка исполнит в студии несколько своих песен.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!