Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Сегодня мы пообщаемся с молодым одаренным музыкантом, композитором, дирижером и художественным руководителем «Первого симфонического оркестра» Сергеем Желудковым.
Сергей Желудков – дирижер, композитор, художественный руководитель «Первого симфонического оркестра». Родился в 1989 году в Донецке. Окончил музыкальный колледж при институте имени М. М. Ипполитова-Иванова по классу хорового дирижирования и композиции у Станислава Гусева, Александра Флярковского и Ефрема Подгайца. По окончании колледжа продолжил обучение в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского по классу оперно-симфонического дирижирования у Геннадия Рождественского и по классу композиции у Романа Леденёва. В 2007 году в рамках проекта «Национальный молодежный хор российских консерваторий» прошел мастер-класс хорового дирижирования. В этом году стал лауреатом 2-й премии IV Всероссийского конкурса музыкально-просветительских программ. В 2005-м – победителем V Всероссийского конкурса музыкально-просветительских программ.
В качестве дирижера сотрудничает с такими коллективами, как: хор московской консерватории, хор Храма Христа Спасителя, оркестр Московской консерватории, оркестр института имени М. М. Ипполитова-Иванова, «Первый симфонический оркестр», оркестр Оперного театра Московской консерватории и концертный мужской хор Давидовой пустыни. Помимо дирижерской работы, Сергей Желудков ведет плодотворную композиторскую деятельность, пишет симфоническую, камерную, вокальную и инструментальную музыку, музыку для детей и хоровые произведения, музыку к кинофильмам и театральным постановкам. Произведения автора входят в репертуар всемирно известных коллективов, исполняются на фестивалях и включены в учебные планы ведущих высших музыкальных учебных заведений России, звучат в православных и католических храмах России и Европы. Сочинения Сергея Желудкова публикуются издательствами «Карус» (Германия), «Музыка нео» (Швейцария), «Современная музыка» (Россия).
– Вы молоды, совсем скоро Вам исполнится 27 лет, но к этому возрасту Вы уже участвовали в многочисленных конкурсах, стали лауреатом, сотрудничали с самыми титулованными коллективами нашей страны, являетесь композитором, дирижером и художественным руководителем собственного симфонического оркестра. Рецензии, которые я прочитал о Вас в Интернете, написаны Зурабом Соткилавой, Флярковским, Крылатовым, Подгайцем, много других людей с громкими фамилиями с восторгом отзываются о Вас. Поделитесь секретом, как Вы в таком возрасте столько добились? Расскажите о своем музыкальном становлении.
– Мой возраст не такой уж молодой. К этому возрасту Моцарт и Пушкин написали уже очень много, поэтому по сравнению с ними я еще не сильно преуспел.
– Это Вы скромничаете.
– Нет. Музыкой я стал заниматься с самого раннего детства. В три года полностью владел репертуаром моей мамы, которая пела народные песни, с удовольствием ей подпевал, в том числе на ее концертах. Потом был сложный путь освоения музыкального инструмента – аккордеона в первой музыкальной школе. Вторая музыкальная школа у меня была по классу фортепиано. Мне пришлось осваивать его в срочном порядке, чтобы поступить на дирижерско-хоровое отделение института имени М. М. Ипполитова-Иванова, потому что без фортепиано на дирижирование не брали, на аккордеоне нельзя было сыграть всей партитуры.
До этого я не собирался становиться музыкантом, потому что очень любил играть в футбол, играл на воротах в «Локомотиве», а до этого в «Динамо». Мне очень нравилась моя будущая, как мне казалось, профессия вратаря.
– Вратарь и дирижер – одинаково ответственные профессии, потому что в обоих случаях Вы отвечаете за игру.
– Да, приходится руководить. Но тогда я не задумывался, что буду дирижером – собирать всех вместе и исполнять музыку. Тогда я думал, как не пропустить гол и вывести свою команду вперед. Футбол чуть не отнял у меня будущую профессию, но случилось чудо – и я решил поступать в колледж на дирижерско-хоровое отделение. Я пришел, сыграл пару песен, меня спросили, зачем я пришел. Я сказал, что хочу петь, потому что у меня как раз появился голос и я стал брать низкие ноты. Мне ответили, что надо готовиться, поступить с первого раза, естественно, не получилось и пришлось поступать во второй.
За год я полностью освоил фортепиано и был принят в колледж при институте имени М.М. Ипполитова-Иванова на дирижерско-хоровое отделение. С этого момента закончилась моя футбольная карьера и началась новая музыкальная эра. Первые впечатления были громадные: когда нас в первый раз привели в консерваторию на выступление капеллы имени Александра Юрлова, исполнявшей «Поэму памяти Сергея Есенина» Георгия Свиридова. Тогда я впервые услышал эту музыку и был настолько поражен, что около недели ходил как в тумане. Для меня это было большое открытие.
– А музыку к тому времени Вы уже пробовали писать?
– Да, я уже тогда писал фортепианные и хоровые пьесы, но все это было в школьном виде, иногда с неправильной тесситурой.
– Зародыши творчества?
– Да. В первый раз я принес свое сочинение Роману Семеновичу Леденёву в консерваторию, это был длинный романс, минут на десять и в одинаковой фактуре. Роман Семенович все это стоически выдержал и сказал, что надо заниматься и ходить к нему. Я начал к нему ходить и, когда поступал в консерваторию, конечно, к нему в класс.
В колледже меня взял к себе Александр Георгиевич Флярковский, наш прославленный композитор. Это получилось случайно. Я пришел в класс, а там все в дыму, ничего не видно, потому что Александр Георгиевич очень много курил. Я принес ему свои опусы, поиграл, и он сказал: «Да, овчинка стоит выделки», он всегда так любил говорить. Александр Георгиевич взял меня в свой класс, а параллельно я стал заниматься композицией.
Когда пришло время оканчивать училище, я увлекся рок-музыкой. В это время произошло новое потрясение: играя блюз в рок-группе, я увлекался джазовым пением и тут на меня «нахлынула волна». Однажды мы записывались на студии, и звукорежиссер спросил: «Ты не хочешь попеть блюз и тяжелый рок?» Я говорю: «Почему бы и нет». Запел, звукорежиссеру понравилось – и покатилось. Наш бас-гитарист сказал, что мне надо послушать кое-что, привел меня себе в комнату, которая была обставлена мониторами, колонками и с огромным телевизором. Он включил мне концерт «Пульс» группы «Pink Floyd» – и тут меня накрыло.
– Ваш пульс участился…
– Пульс участился, давление повысилось, и я понял, что бросаю классическую музыку и дирижирование… Но я был на четвертом курсе, и надо было доучиться, хотя мне хотелось бросить. Я увидел «Pink Floyd», как они играли на большой сцене, с потрясающим звуком, и понял: вот оно, началось! (как в фильме у Бондарчука). Но четвертый курс близился к концу, и пришлось экстренно, за месяц, готовиться к поступлению в консерваторию, потому что оперно-симфоническое дирижирование подразумевало большее, чем владение бас-гитарой и фортепиано.
– Вы сейчас являетесь композитором нового поколения, исполняющим классику. Почему Вы выбрали для себя этот достаточно сложный и не слишком популярный жанр? В чем Вы видите свою миссию как художник?
– Вы сейчас правильно сказали: это именно миссия. Классическая музыка стоит особняком от всего искусства – от живописи, поэзии.
– На самом деле, лично меня радует, что классическая музыка жива, существует преемственность поколений и на Шостаковиче все не остановилось.
– Этот живой звук, это сочетание музыкальных сердец, когда вы доносите произведение людям в зале, которые понимают музыку и разбираются в ней, они слушали до вас Шостаковича и Баха, и вы им даете что-то новое. В конце они Вам аплодируют, иногда даже неистово, не хуже, чем «Pink Floyd». Конечно, ради этого стоит жить, творить и писать. Здесь миссия в том, что ты заряжаешь людей, делаешь их лучше, даешь им стимул к жизни. Очень много людей постоянно благодарят за мое творчество, потому что оно дает им силы жить. Мне кажется, это то, ради чего стоит заниматься классической музыкой, пусть и не популярной. Александр Георгиевич Флярковский всегда говорил, что верит: музыка вернется к своим истокам, пройдя нелегкий путь через все, что у нас сейчас творится. Она вернется к чистому ручью.
(Звучит Симфония №5 (in e - minor) П. И. Чайковского)
– Сейчас, в век, когда все художники борются за свою интеллектуальную собственность, меня удивило, что на Вашем сайте в открытом доступе представлены Ваши партитуры, их может скачать любой желающий. Что это для Вас: реклама или надежда дать музыке долгую жизнь и большую дорогу?
– Так повелось: я учился у людей, которые бесплатно отдавали самих себя композиции и дирижированию. Однажды я спросил Александра Георгиевича: «Вы пишите оперы, писали музыку к первому полету в космос, а мы с Вами сейчас поедем на троллейбусе слушать оперу». Он ответил, что никогда не задумывался об этом. У него не было градации – писать музыку за деньги или бесплатно. Что значит писать за деньги? Это значит, что ты должен придумать такое, что понравилось бы тому, для кого ты пишешь.
– Получается, что это уже ремесло? Художник и ремесленник – это разные профессии.
– Я не могу этим заниматься, мне тяжело, поэтому я не всегда беру заказы, которые мне присылают. Я не могу писать на время, например, за полгода или за месяц, потому что не понимаю, как можно так писать.
– Это не спорт.
– Понимаете, вдохновение сходит к композитору не из этого мира, поэтому нужно его дожидаться, к этому нужно подойти.
– А как у Вас происходит момент рождения музыки?
– Тяжело, он очень долго вынашивается. Сочинения – это такие дети, которые не даются легко. Единственный раз у меня получилось написать музыку, которую я когда-то хотел сочинить, а меня еще и попросили, так совпало, и она родилась у меня за неделю. Но это скорее исключение, чем правило, потому что все остальное я не могу писать для какого-то авторского права или денежного эквивалента. Поэтому я не стараюсь заключать свои партитуры в рамки финансирования, чтобы люди скачивали их за деньги. Те, кто живут в нашей глубинке и у кого есть коллективы, исполняющие мои сочинения, не всегда могут платить за партитуры. Даже не все великие люди получали за свои произведения деньги, а кто есть я, чтобы получать за свое творчество деньги? Может быть, когда-нибудь мои правнуки или потомки будут этим заниматься, но не хотелось бы.
(Звучит «Каприоль сюита» Part № 3. П. Уорлок).
(Продолжение следует).
Автор и ведущий Александр Крузе
Записала Людмила Моисеева
В новом выпуске музыкальной программы - встреча с певицей, автором песен, участницей популярных телевизионных проектов, матушкой Людмилой Кононовой. Она поделится со зрителями интересными рассказами о приходе к Богу и появлении творчества в жизни. Кроме того, матушка исполнит в студии несколько своих песен.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!