Хранители памяти. Храм новомучеников и исповедников Российских в Бутове. Часть 1

2 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В неделю, когда Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Российских, наш новый выпуск - с Бутовского полигона. Об этом месте, о храмах, воздвигнутых на нём, о расстрелянном на полигоне священномученике митрополите Серафиме (Чичагове) рассказывает настоятель храма святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове протоиерей Кирилл Каледа.

– На этой неделе, когда Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Российских, мы отправились в Бутово, в храм Воскресения Христова и новомучеников и исповедников Российских. О Бутовском полигоне, об этом храме и его святынях – в нашей сегодняшней передаче «Хранители памяти».

Протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма новомучеников и исповедников Российских:

– Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв террора середины 20-го столетия. Здесь только за период с 1937 по 1938 год было расстреляно и захоронено больше двадцати тысяч человек. Это были самые разные люди, в основном жители Москвы и Подмосковья, среди них около тысячи человек пострадали за исповедание православной веры. Триста тридцать из них прославлены в лике святых. Это делает Бутово совершенно уникальным местом, потому что на канонической территории Русской Православной Церкви мы больше не знаем подобных мест, где в таком количестве почивали бы мощи святых.

Святейший патриарх Алексий II назвал Бутово русской Голгофой. В настоящее время территория захоронений Бутовского полигона передана Русской Православной Церкви, и совместно усилиями Церкви, государства и общества (отдельных людей, родственников пострадавших) здесь создан уникальный общественно-церковный мемориал. Территорию захоронений удалось исследовать, было выявлено тринадцать погребальных рвов. Захоронения производились во рвах, которые копались экскаватором. Длина отдельных рвов достигает ста метров при ширине около пяти метров и глубине около четырех метров. В 1997 году один из этих рвов мы достаточно детально исследовали, он наполовину заполнен останками. Общая протяженность этих рвов около километра.

В 1994 году был установлен Поклонный крест, когда Церковь узнала об этом месте, о том, что здесь пострадало много священнослужителей. Тогда еще никто не был прославлен в лике святых и даже полный список не был известен. Этот Поклонный крест поставлен по проекту скульптора Дмитрия Михайловича Шаховского, отец которого, священник Михаил Шик, был расстрелян на Бутовском полигоне.

Когда Святейший патриарх Алексий II узнал об этом месте, он сразу сказал, что здесь должен быть построен храм. Усилиями общины, которая состояла в первую очередь из родственников пострадавших, в 90-х годах был построен деревянный храм во имя святых новомучеников и исповедников Российских. С середины 90-х годов здесь регулярно совершается Божественная литургия, а в пасхальный период с 2000 года каждый год на полигоне совершается патриаршее богослужение под открытым небом, как некоторые отцы говорят – на естественном антиминсе, потому что это поле наполнено мощами.

В 2000-х годах рядом с территорией захоронений чаянием добрых людей был построен храм в честь подвига новомучеников, центральный придел которого освящен в честь Воскресения Христова. Храм двухэтажный, первый этаж храма посвящен переживанию страданий тех, кто здесь принял мученическую кончину, а верхний храм посвящен прославлению и подвигу новомучеников.

Нижний храм – это крипта, он посвящен переживанию страданий тех, кто пострадал на этом месте и в иных местах. Основная сюжетная линия росписи – крестный путь Господа нашего Иисуса Христа, который написан на потолке: начиная от суда у Каиафы и Пилата, продолжая несением Креста и заканчивая распятием и прободением ребра. В левом приделе изображено снятие с Креста, омовение, а в правом – положение во Гроб и запечатывание Гроба. В алтаре изображено воскресение и вознесение Господне.

На стенах храма – пятьдесят одна икона бутовских новомучеников, это наша Бутовская минея. На этих иконах изображены наши бутовские святые, и изображены они по дням их расстрела и памяти, поэтому здесь пятьдесят одна икона, и мы пятьдесят один день в году празднуем память бутовских святых. Соответственно, если в какой-то день пострадал один прославленный в лике святых, то он изображается на иконе один, если пятнадцать, соответственно – пятнадцать. Это минея, потому что с правой стороны по часовой стрелке начинается год, и таким образом вокруг храма располагаются эти иконы.

В дни памяти этих святых мы ставим их иконы на праздничный аналой и перед ними совершаем богослужения. Центральный придел в этом храме освящен в честь иконы Божией Матери «Державная», Которая, как вы знаете, явилась в день отречения Николая Александровича от престола, и было совершенно ясно, что Матерь Божия берет покров над нашей Церковью и народом в эти страшные годы. В храме нет каких-то случайных изображений тех или иных святых. В частности, на крестовых сводах потолка в медальонах изображены древние святые, но они были выбраны в связи с тем, что в дни их памяти в Бутово совершались массовые расстрелы.

Правый придел храма освящен в честь священномученика Серафима, митрополита Петроградского, который возглавляет сонм наших бутовских новомучеников. Левый придел освящен в честь святителя Иоанна Шанхайского, святого Русского Зарубежья XX века, который жил в изгнании и прославился многочисленными чудесами. В приделе, посвященном владыке Серафиму, в южной части на потолке изображены сюжеты из его жития. Это благословение преподобного Серафима, который явился владыке Серафиму после того, как владыка написал Серафимо-Дивеевскую летопись. Далее изображено участие владыки Серафима в прославлении преподобного Серафима вместе с царем-мучеником Николаем Александровичем, а также арест владыки Серафима и его расстрел. Надо сказать, что владыку Серафима в последний раз арестовали в 1937 году, когда ему было 82 года, у него была водянка и он не мог уже ходить. Для того чтобы вынести его из дома, была вызвана карета скорой помощи. Каким образом его привезли в Бутово, известно только одному Богу.

Владыка Серафим возглавляет сонм наших бутовских новомучеников не только потому, что он является старшим по сану среди тех священнослужителей, которые здесь пострадали (он единственный из пострадавших здесь митрополитов), но удивительно, что он оказался еще и самым старшим по возрасту из этих двадцати тысяч расстрелянных человек. Ангелы, изображенные в приделе владыки Серафима, держат свитки, на которых написан акафист владыке Серафиму. В северном приделе, посвященном владыке Иоанну, на потолке изображены сюжеты из его жития, а также ангелы, держащие свитки с акафистом владыке Иоанну.

В приделе владыки Серафима хранится важная для нашего прихода святыня. Это икона владыки Серафима, причем если говорить строго канонично, это фотография иконы, которая была написана по заказу его внучки, матушки Серафимы. Первый образ этой иконы находился у матушки в келье, но когда матушка подарила нам ее в деревянный храм, она у нас мироточила в течение достаточно длительного времени. Сейчас мы принесли ее сюда. Она нам дорога как проявление милости Божией к этому месту, как знак прославления владыки Серафима, а с другой стороны – как память о матушке Серафиме.

Под иконой, в киоте, хранится еще одна святыня, связанная с владыкой Серафимом. Это часть облачения, которая принадлежала владыке Серафиму, когда он был митрополитом Ленинградским. В 1928 году в ленинградской тюрьме скончался владыка Иларион (Троицкий), и владыке Серафиму удалось договориться с властями о том, что тело будет выдано для христианского погребения. Владыка Серафим отдал свое белое облачение, чтобы погрести владыку Илариона, и в этом облачении владыка Иларион был погребен на кладбище Новодевичьего монастыря (в этом монастыре располагалась резиденция владыки Серафима). Уже в наши дни, в 2000-х годах, при обретении мощей владыки Илариона это облачение было поднято вместе с телом, оно оказалось в очень хорошей сохранности. Сейчас большая часть того облачения хранится в Петербурге в Новодевичьем монастыре, а часть его передана нам. Эта святыня связана с двумя замечательными столпами русского православия 20-го столетия – с владыкой Серафимом (Чичаговым) и владыкой Иларионом (Троицким). Рядом с частью облачения хранится часть гроба, в котором был погребен владыка Иларион.

Также у нас есть ковчег с частицами мощей дивеевских святых, в том числе и преподобной исповедницы Матроны, которая была насельницей Дивеевского монастыря, подверглась гонениям и затем в 60-х годах скончалась. Ныне она прославлена в лике святых как исповедница Русской Церкви, и ее мощи сейчас находятся в Дивеевском монастыре.

В этом же приделе находится копия иконы Спасителя в белом хитоне. Этот образ написан владыкой Серафимом. Владыка был очень одаренной и разносторонней личностью, можно сказать, что он был одним из последних русских энциклопедистов, потому что был военным, медиком, композитором, исполнителем музыкальных произведений и еще живописцем. Им и написан образ Спасителя в белом хитоне, этот образ, слава Богу, сохранился, но у нас находится копия, а сам образ хранится в храме Илии Обыденного в Москве. В том же храме сейчас хранится образ преподобного Серафима на камушке, который также был написан отцом Серафимом (тогда еще отцом Леонидом), до прославления преподобного, а лик на этом образе был затем дописан уже после его прославления.

– Можно долго говорить о святых новомучениках и исповедниках Российских, пострадавших на Бутовском полигоне, но сегодня время нашего эфира подошло к концу.

 

Автор передачи и ведущая Елена Чач
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 07 мая: 13:15
  • Суббота, 11 мая: 06:15
  • Суббота, 11 мая: 16:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать