Хранители памяти. Начало ХХ века

8 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы обратимся к московским культурным мероприятиям конца уходящего года, так или иначе связанным с историей России начала ХХ века. В этом выпуске мы расскажем о проходившей в московском «Манеже» выставке-форуме «Православная Русь. Моя история. От великих потрясений к Великой Победе» и об организованной в её рамках презентации книги декана факультета государственного управления МГУ, доктора исторических наук Вячеслава Никонова «Крушение России. 1917».

– Как будто в связи с близящимся столетием революции 1917 года все больше и больше культурных мероприятий напоминает нам о событиях того времени, и в этом выпуске передачи «Хранители памяти» мы обращаемся к таким мероприятиям, организованным в Москве в конце уходящего года.

В московском «Манеже» в ноябре работала выставка-форум «Православная Русь. Моя история. От великих потрясений к Великой Победе», подготовленная Патриаршим советом по культуре при поддержке Правительства Москвы, Фонда святителя Василия Великого и Фонда гуманитарных проектов.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

– Я очень надеюсь, что эта выставка поможет нам понять всю красоту подвига нашего народа в 20-е, 30-е, 40-е годы. Она поможет нам увидеть тяжелые страницы и понять, что, для того чтобы любить Отечество, не нужно исключать из исторической памяти ни один из исторических периодов, но нужно воспринимать его здравым смыслом и незамутненным нравственным чувством, и тогда правда будет отделена ото лжи, а добро – от зла. Пусть Господь помогает всему нашему Отечеству сегодня собираться, сосредотачиваться, преодолевать трудности прошлого и устремляться вперед. У нас сегодня для этого есть все возможности и все основания.

– Перед входом в выставочные залы была расположена чтимая икона Божией Матери «Державная», чудесным образом явленная в России в 1917 году и хранящаяся ныне в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

– В центре выставки вы видите чудотворный образ Державной Божией Матери; у него особенная история. Этот образ, заваленный мусором, был найден не то на чердаке, не то в подвале в московском храме в Коломенском в день отречения государя императора Николая II от царства. Когда был поднят этот образ сидящей на царском престоле Божией Матери и когда стало ясно, что наименование этого образа «Державная», то лучшие умы России в то время восприняли это как Божий знак: ушел царь, но Сама Богородица возглавила страну. И этот Покров Божией Матери не снимается с нашего Отечества.

Александр Леонидович Мясников, организатор выставки, историк, писатель, журналист:

– Для того чтобы все это выглядело без каких-либо оценок (левых или правых), для того чтобы ничего не очернять и не обелять, мы пошли по достаточно неожиданному пути и сделали ленту времени. Это двухсотпятидесятиметровый экран, то есть, по сути, четверть километра, на котором в хронологическом порядке происходят все события. Видео– и фотодокументы позволяют сделать все правильно и честно, избежав вариант подтасовки фактов. Для нас важно, чтобы все это было еще и интересно, поэтому использовано почти пятьсот видов носителей, потому что одним людям интересно что-то прочитать, другим интересно что-то посмотреть, третьим – потрогать. И мы собрали здесь, помимо официальной информации, огромное количество интересных фактов. Я думаю, что многим неожиданно будет узнать, что в 20-е годы серьезно рассматривался вопрос о создании супергорода, который должен был называться Петросква: это соединение Петрограда и Москвы. То есть вдоль железнодорожного полотна длиной 650 км должен был быть построен гигантский город с одной центральной улицей в виде железной дороги. История нашей страны была яркая и специфическая, потому что все-таки многие идеи и проекты реализовались.

– Выставка была посвящена периоду русской истории с 1914 по 1945 год. Сориентироваться в представленном материале посетителям помогали экскурсоводы. На экспозиции было представлено около семисот архивных документов, часть которых ранее хранилась под грифами «Секретно» и «Совершенно секретно». Все материалы были объединены огромной мультимедийной инсталляцией.

Мария Дмитриевна Дядкова, посетительница выставки:

– Удивили некоторые моменты, которых мы не знали, то, что скрывалось десятилетиями в архивах. Очень понравилось художественное оформление выставки: сочетание фотографий, текстов и подсветки, за это организаторам большое спасибо. Смотреть очень интересно, так как меняются фотографии и тексты. В крупном изображении представлены исторические документы и показаны краткие фильмы. Мы в восторге!

Никита Сергеевич Рагзин, посетитель выставки:

– Очень понравилось оформление, подборка музыки и кинозал, где демонстрируются видеоматериалы. Представлены очень уместные цитаты известных личностей.

Юлия Алексеевна Новикова, посетительница выставки:

– Поражает размах, внутреннее богатство, колоссальный объем работы, который был проделан, потрясающая графика. Всё очень структурировано, и при этом чувствуется, что выставка сделана с большой любовью к России.

– В рамках выставки в «Манеже» факультетом государственного управления МГУ при содействии Фонда «Русский мир» был организован круглый стол «Россия в годы великих потрясений», включающий ряд мероприятий. Открыла программу презентация книги председателя комитета Государственной думы по образованию, декана факультета государственного управления МГУ, председателя правления Фонда «Русский мир», доктора исторических наук Вячеслава Никонова «Крушение России. 1917». На презентации книги ученый озвучил основные положения своего исследования. Среди причин революции – влияние внешних и внутренних сил. Так, развитию революционных настроений способствовали даже союзники России в Первой мировой войне, отношение которых к нашей стране оказывалось многослойным. Например, в отношениях с США соседствовали сотрудничество на высшем уровне и непритязательный образ России, создаваемый в прессе, где государя Николая II представляли как деспота и тирана, а русских как полуварварский народ. Но, конечно, больше всего старались дестабилизировать Россию ее противники, а именно Германия.

Вячеслав Алексеевич Никонов, автор книги «Крушение России. 1917», доктор исторических наук, декан факультета государственного управления МГУ, председатель правления фонда «Русский мир»:

– Как и другие воюющие страны, Россия была объектом подковёрной дипломатии, подрывных усилий спецслужб, международных пропагандистских кампаний, финансовых махинаций. До войны особенно активно в этом направлении действовала Австро-Венгрия. С начала войны австрийские центры подрывных операций перешли под руководство Германии, и она поставила эту работу на широкую систематическую основу в рамках прежде всего стратегии «апельсиновой корки»: то есть расчленить Россию, как апельсин, без ножа и ран на ее естественные исторические и этнические составляющие части: Финляндию, Польшу, Бессарабию, Прибалтику, Украину, Кавказ, Туркестан, которые должны были стать независимыми государственными образованиями под германским контролем. Схема, которая была реализована несколько позднее и в других исторических обстоятельствах.

– Но ведущими в организации революции, по мнению Вячеслава Никонова, были все-таки внутренние силы. Их соотношение, взаимодействие и формы проявления подробно и объективно проанализированы в вышедшем научном труде. Заговор Гучкова и военной верхушки не просто имел место, но зашел гораздо дальше, чем потом будут признавать его лидеры. Более того, отречение Николая II пройдет почти точно по сценарию, начертанному Гучковым. Мысль о том, что революция была вовсе не закономерным процессом, а результатом интриг и заговоров, последовательно доказана в книге.

Среди многих развенчанных в книге мифов немало представлений, идущих еще из советской историографии. Например, о том, что одной из причин революции была ударившая по российской экономике война, к которой Россия была якобы не готова и в которой не могла победить. Вячеслав Никонов приводит в своей книге доказательства того, что Россия вошла в войну мощной, хорошо подготовленной державой; ее потери, человеческие и экономические, были не так уж велики, а наша страна уверенно двигалась к победе.

Вячеслав Алексеевич Никонов:

– У России были все шансы, она стояла на победу. Мы знаем, чем закончилась война: победой Антанты в 1918 году, капитуляцией Германии и германской революцией. Если бы Россия участвовала в войне, то это могло бы произойти раньше, причем гораздо раньше, скорее всего, уже в 1917 году, потому что решающее наступление, как известно, планировалось на апрель одновременно с вступлением в войну Соединенных Штатов Америки.

– Развенчан в книге и миф о неспособности императора Николая II к управлению страной. Историк подчеркивает, что последнего русского царя специально готовили к этой миссии, а за безволие современники принимали исключительное самообладание и мягкое обращение с окружающими. При этом царь действительно проявлял нерешительность, ту самую непростительную слабость, когда речь шла о применении силы, о жизни людей.

Олег Рудольфович Айрапетов, кандидат исторических наук, доцент исторического факультета МГУ:

– Мы должны отойти от политизации прошлого, от жесткого противостояния хотя бы по отношению к событиям, которые имели место быть сто лет назад. И в этой работе нет ни унизительных оценок, ни того, что, к сожалению, присуще современной историографии, в которой есть новая мифология, разного рода мракобесие в подходах и прочее. Необходимо уйти от политизации и лозунгов к анализу, и эта книга дает прекрасный пример подхода настоящего ученого к столь сложному предмету.

– Мы еще продолжим рассказ о московских мероприятиях, организованных в недавнее время и связанных с событиями начала XX века. А сегодня время нашего эфира подошло к концу.

 

Автор передачи и ведущая: Елена Чач
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать