Хранители памяти. Выставка "Сказание о граде Свияжске" в Государственной Третьяковской галерее. Ч. 1

24 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы начинаем серию выпусков с временной выставки "Сказание о граде Свияжске", которая сейчас работает в Государственной Третьяковской галерее. Об экспонатах, представленных в первом зале, рассказывает куратор выставки кандидат искусствоведения Татьяна Евгеньевна Самойлова.

– Здравствуйте, дорогие телезрители! Мы находимся в Государственной Третьяковской галерее на выставке «Сказание о граде Свияжске». С этой выставки мы начинаем новую серию выпусков передачи «Хранители памяти».

Татьяна Евгеньевна Самойлова, куратор выставки, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи:

– Выставку мы назвали необычно – «Сказание о граде Свияжске». Нам хотелось рассказать при помощи древних памятников историю о том, как был основан этот город, которому суждено было сыграть очень значительную роль в русской истории. И сам этот замысел о сказании нужен именно для того, чтобы погрузить зрителей в историческую обстановку, прежде чем они непосредственно увидят сохранившиеся древние иконы из самого Свияжска, которые представлены во втором зале этой выставки. А в первом зале, в котором мы сейчас с вами находимся, представлен своеобразный рассказ о том, как Москва с ее имперской идеей двигалась в сторону Казани, к завоеванию этого города, довольно долго остававшегося для Москвы неприступной крепостью.

Перед вами великолепная икона из собрания Третьяковской галереи, которая традиционно именуется «Церковь воинствующая», но правильное ее название – «Благословенно воинство Небесного Царя». Это слова из песнопения, посвященного святым мученикам-воинам. Так исторически сложилось, что те, кто писал в 50-е годы ХХ века об этой иконе, о ее очень необычной иконографии, связывали ее с историей Казанского похода 1552 года. Таким образом, постепенно в сознании самих историков и читателей исторических трудов сложилось устойчивое представление, что икона «Церковь воинствующая» чуть ли не иллюстрация, которая повествует об этом событии. Но это, конечно, совсем не так.

Эта икона была написана для Успенского собора Московского Кремля, и стояла она рядом со знаменитым Мономаховым троном, моленным местом Ивана Грозного, о котором мы точно знаем, что оно было создано после его венчания на царство в 1547 году. И эта икона – вероятнее всего, тоже памятник, который задумывался и был создан в связи с этим значительным событием русской истории.

Главный персонаж этой иконы, изображенный в центре, – первый христианский император Константин, архетипический образ, на который должен был ориентироваться любой православный государь. Эта икона являла нововенчанному Ивану IV образец того, как христианский государь должен вести данный ему в управление народ по путям спасения. Здесь вы видите чрезвычайно длинную кавалькаду святых воинов-мучеников, движущихся от горящего земного града, что означает конец мира, к Граду Небесному, к Небесному Иерусалиму, где их встречает Сама Богоматерь, держащая на руках Младенца Христа, Который раздает ангелам златые венцы, а ангелы венчают святых. Вот такая идея заложена в этой иконе.

Но мы знаем, что нередки случаи, когда вневременное действие, изображенное на иконе, в умах современников ассоциировалось с какими-то земными историческими событиями. И если вспомнить, что сам митрополит Макарий впоследствии объявил о разрешении грехов всем павшим под Казанью воинам, даруя им этим разрешением прямой путь в Царство Небесное, можно предположить, что современникам эта икона напоминала об этом, так через эту икону сохранялась память об историческом событии. И здесь вместе с кавалькадой святых воинов мы с вами как бы виртуально, в формате выставки движемся вот к этому граду Казани.

Интересно, что сам этот военный поход, который часто в учебниках истории подается как триумфальное шествие русского войска, на самом деле таковым не был. Он был очень трудным, тяжелым, потому, что русскому войску пришлось идти по совершенно обезлюдевшей, пустынной земле. И как свидетельствует летописец, земля эта, некогда богатая, на которой располагались ранее и русские города, и города других народов, проживавших в Поволжье, обезлюдела в связи с очень частыми набегами, когда поселения разграблялись, сжигались, а жителей уводили в плен. И вот пришлось идти по этим пустынным землям; воины терпели жару, жажду, изнемогали под палящим солнцем, под клубами пыли. Так что поход был достаточно тяжелый.

И вот перед тем, как решиться на это нелегкое предприятие, Иван Грозный, который считал себя неким продолжателем дела, начатого его прапрапрадедом Дмитрием Донским, вспомнил о том, как Дмитрий Донской перед Куликовской битвой ездил в Троице-Сергиеву лавру и получал благословение святого Сергия. И вот он так же отправился в лавру, где молился у гроба преподобного Сергия Радонежского, чудотворца. Поэтому представленные здесь иконы как бы отмечают еще и этот молитвенный путь к Казани. Одна из икон здесь – это образ преподобного Сергия. Он и стал главным молитвенником за это предприятие. Интересно, что когда город уже был взят и Иван Грозный вошел в Свияжскую крепость, то первая икона, к которой он приложился, была икона святого Сергия Радонежского.

В этой витрине перед вами походная церковь – складной трехъярусный иконостас. Как вы знаете, иконостас – важная часть убранства православного храма. И для совершения службы в походных условиях делали вот такие складные предметы. Здесь мы показываем его для создания исторической атмосферы, предполагая, что, может быть, какой-то аналогичный походный иконостас был и в шатре Ивана Грозного (в том самом шатре, который был приспособлен под церковь).

Радом совершенно изумительный памятник – это знаменитый «Царственный летописец». Это завершающий том Лицевого летописного свода (то есть исторического сочинения), который посвящен правлению именно Ивана Грозного. В этот том включено несколько самостоятельных повестей, одна из них как раз «Повесть об основании Свияжска». Она очень подробно проиллюстрирована, каждый этап рассказа, каждый этап основания города представлен здесь вот в таких очерковых контурных рисунках, которые остались нераскрашенными потому, что том не был завершен.

Автор и ведущая Елена Чач

Записал Игорь Лунев

Показать еще

Время эфира программы

  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15
  • Суббота, 04 мая: 16:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать