Хранители памяти. Выставка «Художественные сокровища России». Часть 3

19 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы продолжаем рассказ об иконах, представленных на временной выставке «Художественные сокровища России», действующей на территории Храма Христа Спасителя. В этот раз автор каталога икон выставки Наталья Игнатьевна Комашко расскажет об иконах начала ХХ века, о стиле модерн в иконописи и о представленных на выставке замечательных окладах конца XIX – начала ХХ века.

– Рядом со мной икона Виктора Михайловича Васнецова. Это один из образцов русской иконописи начала ХХ века. Об иконах начала ХХ века мы поговорим сегодня в нашей передаче «Хранители памяти».

Наталия Игнатьевна Комашко, ученый секретарь Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, автор каталога икон выставки «Художественные сокровища России»:

– Среди поздних икон, представленных на выставке, особое место занимает авторское произведение Виктора Васнецова «Богоматерь с Младенцем». Икона представлена в роскошном киоте. Это уменьшенное повторение иконы из иконостаса Владимирского собора в Киеве. Виктор Васнецов был создателем нового иконописного стиля в рамках академической традиции. Он жил в те годы, когда доминирующим становится стиль модерн в русском искусстве, в котором Васнецов прекрасно работал. Он создавал исторические полотна и иллюстрации на сказочные сюжеты, но прежде всего считал себя иконописцем.

Действительно, он был создателем нового иконописного стиля, потому что принципы художественного стиля модерн он применил к иконописи. Первым блестящим примером этого были его росписи и иконы из Киевского Владимирского собора. Он работал там в 80-х годах XIX века и отказывался от многих других работ, потому что считал это делом своей жизни. Им был разработан не только новый, очень подходящий для иконы стиль (потому что модерн несет в себе некоторую долю условности, а условность – это то, что привычно художественному языку иконы), но, кроме того, ряд иконографий. У него была тяга к созданию новых композиций, очень подходящих для иконы. И то, что он сделал в Киеве, послужило образцом для множества других иконописцев, а это именно иконографические схемы. То, что мы видим на иконе «Богоматерь с Младенцем», – это один из любимых сюжетов, его повторяли во множестве.

Иконопись мастеров, выходцев из Мстёры конца XIX – начала ХХ века, является альтернативой той манере, которая была разработана Виктором Михайловичем Васнецовым. Если у Васнецова это икона неорусского стиля, наш национальный вариант стиля модерн, то мстерские мастера обращаются к древней традиции XVII века, существовавшей до реформ патриарха Никона. Они используют в основном приемы – отдельные детали, отдельные композиции, которые связаны, прежде всего, со строгановским искусством. Это искусство царских мастеров раннего XVII века, которое для старообрядцев было высочайшей точкой развития древнерусской традиции.

К концу XIX века аристократия подошла к пониманию такого достаточно условного искусства, и Осип Семенович Чириков и Михаил Иванович Дикарев, выходцы из Мстёры, в 80-х годах получили заказ на изготовление так называемой годовой минеи для мраморного дворца в Петербурге. Была задача написать иконы по каждому дню недели. В основном были изображены русские святые и написаны все праздники. Это были небольшие аналойные иконы для домового храма при дворце. Этот цикл вызвал невероятный фурор, это понравилось, потому что мастера шли навстречу эстетическим запросам своих заказчиков, они создавали не просто икону, подражая древней манере, а делали ее намеренно чрезвычайно декоративной.

После первого удачного придворного опыта эти мастера очень активно работали на частных заказчиков. Очень часто на иконах, которые вышли из мастерской Чирикова, Дикарева, Гурьянова, мы видим образы избранных святых, и очень часто среди этих святых изображается ангел-хранитель. Глядя на такую икону, мы можем быть уверены, что все святые, которые окружают ангела-хранителя, являются святыми покровителями членов семьи заказчика.

Часто эти иконы покрывали окладами, но иногда, наоборот, имитировали оклад живописными средствами. На иконе Чирикова мы видим, как мастер решил поля: он сделал их золотыми, изобразив эмалевые узоры. Эти поля выглядят как настоящий серебряный золоченый оклад, покрытый эмалью. Привычка украшать небольшие домашние иконы драгоценными окладами, украшенными эмалью, – это то, что было очень характерно для русского общества во второй половине XIX века.

Пожалуй, самой плодовитой среди московских мастерских, основанных иконописцами из Мстеры, была мастерская Василия Павловича Гурьянова. Василий Павлович был поставщиком императорского двора и очень гордился этим званием. Его мастерская была действительно очень большая, в ней работало много мастеров, и она отличалась тем, что могла удовлетворить художественные вкусы любого заказчика. Там использовались приемы стиля модерн. Гурьянов работал не только в темперной манере, с ним были мастера, работавшие в масляной технике, выпускники Академии.

Мастерская Василия Павловича Гурьянова принимала большое участие в подготовке празднования 300-летия дома Романовых, которое состоялось в 1913 году. Для нужд царской семьи был написан целый ряд икон, которые использовались как дорогие подарки и которые императорская чета дарила своему окружению на память об этом важном событии. Для этих икон было разработано несколько иконографий. Одна из них представлена на замечательной подписной иконе.

На ней мы видим четверых святых, изображенных на фоне Московского Кремля, рядом с иконой Богоматери «Феодоровская». Все образы, которые на ней изображены, объединены общей идеей – прославления рода Романовых от его начала до современности. На иконе изображены: с левой стороны святитель Николай и коленопреклоненная святая царица Александра – это святые покровители императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. С правой стороны изображен преподобный Михаил Малеин (это достаточно редкий святой), а внизу митрополит Алексий Московский, который был покровителем цесаревича Алексея Николаевича, наследника. А Михаил Малеин был покровителем первого царя из рода Романовых, Михаила Федоровича. Иконой Богоматери «Феодоровская» Михаил Федорович был благословлен на царство в 1613 году, этот образ считался покровительствующим роду Романовых.

На выставке представлено несколько икон мастерской Гурьянова, имеющих его подпись или штамп мастерской на обороте, но есть одна совершенно уникальная икона по иконографии. На ней представлены трое белорусских святых, это святители Кирилл и Лаврентий Туровские и мученик Гавриил Белостокский. Икона написана в начале XX века и имеет очень интересный оклад, который выполнен по рисунку очень талантливого художника Сергея Ивановича Вашкова. Он использовал и очень творчески перерабатывал не только древнерусские мотивы, но и византийские, и перерабатывал их так, что рождалось некое новое качество. Эти оклады в какой-то мере соответствуют стилистике модерн, но они как бы прорываются в новую эпоху, потому что если смотреть на оклады, созданные по его рисункам, то есть даже мотивы ар-деко, то есть он предвосхитил в своем искусстве те пути, по которым будет дальше развиваться искусство в XX веке.

Оклады – это тоже особая тема, которая представлена на выставке великолепно. Во второй половине XIX века в русском декоративном искусстве заявил о своих правах и стал расцветать так называемый русский стиль. Русский стиль в окладах – это совершенно новая страница декоративно-прикладного искусства. Те оклады, что на выставке, представляют нам продукцию самых известных фирм: Хлебникова, Постникова, Курлюкова, Захарова, Мишукова, то есть нет такой знаменитой ювелирной фирмы, которая здесь не была бы представлена. С ними у нас ассоциируется представление о русском стиле. Русский стиль – это воспроизведение мотивов древнерусского искусства в декоративном искусстве того времени. Пока русская икона перестраивалась на традиции, связанные с древностью, русские иконные оклады тоже начали свою эволюцию, и очень быстро. Причем это произошло гораздо раньше, чем начались эти процессы в иконописи.

Оклад русского стиля – это оклад, который сочетает в себе большое количество ювелирных техник, в которых используются мотивы древнерусского искусства, прежде всего XVII века. Для оклада русского стиля часто присуще очень четкое структурирование – поля отдельно от изображений в среднике. Поля снаружи и внутри отграничены выступами, которые называются «трубы», это то, что копирует элементы искусства XVII века.Также использовались и орнаменты того времени, но очень вольно. Еще в большом количестве использовалась полихромная живописная эмаль, она придавала невообразимую яркость окладам. Эта техника получила распространение с конца XVII века и очень активно использовалась.

В окладах XVII века мы этого не найдем, это то, что свойственно именно русскому стилю, то есть мастера русского стиля привнесли в оклады то, чего в них раньше не было. Очень часто на этих окладах в уголках полей мы видим декоративные наугольники, которых не было на древнерусских окладах. Они были на окладах Евангелий, а не на окладах икон. С окладов Евангелий мастера взяли этот элемент и стали использовать. Постепенно проявляется изобилие и буйство красок, но очень по-разному. К рубежу XIX – ХХ веков оно начинает перерастать в некое новое качество. Эпоха рубежа XIX – начала ХХ века с идеями модерна вторгается в искусство окладов.

Конечно, здесь очень важное значение имела художественная подоснова, потому что главный на фирмах был художник. Ведущее положение занимала фирма «Оловянишникова сыновья», в силу того что они ориентировались на новые веяния, которые вовсю расцветали в русском искусстве. Модели, разработанные Сергеем Вашковым, активно там использовались. Произошло обогащение техники, оклады стали еще более многодельными. Может быть, они стали не такими яркими за счет обильного использования эмали, но они стали четко структурированы; в них используются литые детали, которые монтируются на оклады, используются цветные камни, и, таким образом, оклады русских икон переходят в новое стилистическое качество.

На выставке представлено два зала икон с окладами. В одном мы можем видеть традиционный русский стиль, а в другом – иконы, дающие нам представление о неорусском стиле, как в искусстве иконописи, так и в ювелирном искусстве окладов, которые украшают эти иконы.

В Новом времени, то есть в XVIII и XIX веках, среди икон часто встречаются подписные. Конечно, такие иконы тоже представлены на выставке. Помимо икон Василия Гурьянова, Осипа Семеновича Чирикова здесь есть икона, написанная отцом знаменитого художника XX века Павла Дмитриевича Корина. Как известно, Корин происходил из старинного иконописного рода села Палех Владимирской губернии и его отец был иконописцем. Икона, которая у нас представлена, это икона преподобного Сергия Радонежского – самого популярного среди русских святых и часто изображавшегося. Но поскольку икона написана уже в позднее время, в ней мы не видим обычной палехской манеры, которая характерна для икон конца XVIII – первой половины XIX века. Здесь художник подражает тем тенденциям, которые протекают в других центрах. Отчасти он подражает манере иконописной мастерской при Троице-Сергиевой лавре, но для нас очень важно, что это подписное произведение отца знаменитого русского художника.

– Однако оставались мастера, работавшие в живописной манере и масляной технике. Например, часто так работали художники известной московской иконописной мастерской Епанечникова. Прекрасный пример написанной в таком стиле иконы, вышедшей из этой мастерской, – образ «Святой Алексий, человек Божий в молении» рубежа XIX – XX веков.

Наш рассказ из залов икон выставки «Художественные сокровища России» завершен.

 

Автор передачи и ведущая Елена Чач
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 07 мая: 13:15
  • Суббота, 11 мая: 06:15
  • Суббота, 11 мая: 16:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать