Хранители памяти. Спасо-Преображенский собор города Санкт-Петербурга

29 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В этом выпуске передачи «Хранители памяти» мы отправимся в петербургский Спасо-Преображенский собор – собор Преображения Господня всей гвардии – и узнаем о его славной истории и хранящихся в нём древних чудотворных святынях.

– Триста лет назад, 30 марта 1716 года, император Петр I утвердил «Устав воинский», согласно которому при каждом полку должен был состоять священник, а на каждом корабле должен был быть иеромонах. Веками Русская Православная Церковь была связана с русским православным воинством. Об этой взаимосвязи говорят и некоторые страницы истории петербургского Спасо-Преображенского собора, возле которого мы сейчас находимся. Собор уже столетие является приходским храмом и не связан с военным духовенством, однако от этого он не перестает быть уникальным памятником истории и культуры, в котором хранятся древние почитаемые святыни. О Спасо-Преображенском соборе – в нашей сегодняшней передаче «Хранители памяти».

Нина Марковна Любомудрова, экскурсовод Спасо-Преображенского собора (собора Преображения Господня всей гвардии) города Санкт-Петербурга:

– История Спасо-Преображенского собора неразрывно связана с судьбой России, с воинской славой и историей Преображенского полка. Местность, где находится сегодня храм, прежде называлась Преображенской слободой. Тут повсюду квартировали гвардейцы, и на месте, где ныне стоит собор, в XVIII столетии произошел поворотный момент в судьбе нашей страны, связанный с восшествием на престол Елизаветы Петровны.

8 декабря 1741 года, ночью, Елизавета приехала сюда с преданными людьми и произнесла перед гвардейцами речь, после которой 360 преображенцев вместе с Елизаветой отправились в Зимний дворец, и она воцарилась на престоле. Это событие послужило поводом к строительству церкви. В дальнейшем этот храм стал главным воинским собором, главным храмом военного ведомства.

В 1796 году Павел I именовал его «Всей гвардии собор». В 1825 году первый храм сгорел, и его восстанавливал архитектор Василий Петрович Стасов. К 1829 году собор отреставрировали, и первая служба, которая в нем состоялась, – это благодарственный молебен о завершении русско-турецкой войны. Вскоре собор украсила ограда, которая состоит из пушек, добытых в боях в русско-турецкую войну 1828–1829 годов. Сооружена она по проекту архитектора В.П. Стасова. Пушки были подарены гвардейцам за храбрость императором Николаем I. Василий Петрович решил перевернуть стволы орудий дулами вниз. В ограде 102 пушки на 34 гранитных основаниях окружены цепями в знак того, что они больше не будут стрелять и никому угрожать. То есть ограда, прежде всего, является памятником воинской славы.

На орудиях сохранились вычеканенные гербы Османской империи, на некоторых стволах можно увидеть надписи на арабском языке. Это грозные устрашающие имена, данные пушкам, такие как «Гнев Аллаха», «Гром извергающий», «Дарю лишь смерть». Сверху эти орудия украшают двуглавые орлы. После революции прежних двуглавых орлов, как и другую атрибутику царской власти, уничтожили, но 2004 году, к 250-летию храма, эти орлы были в точности восстановлены, как и медали, которые украшают главные ворота собора.

Эти две круглые медали являются точной копией тех, которые учредил Николай I для всех участников русско-турецкой войны. С одной стороны на этих медалях находится крест, попирающий полумесяц, а с другой стороны – слова «За турецкую войну», окруженные лавровым венком.

После восстановления собора сюда торжественно перенесли воинские регалии, ключи от взятых крепостей, бунчуки, знамена – все это расположили по стенам храма, и, как и во многих полковых соборах, здесь хранились мундиры императоров Александра I, Николая I, Александра III. Здесь в специальном шкафу в назидание потомкам находились обагренные кровью мундир и сабля императора Александра II, которые были на нем в момент гибели. Но сегодня мы этого в храме не видим, потому что в 1918 году храм перестал именоваться «всей гвардии» в связи с происходящим переворотом в нашей стране и стал просто приходским. Было распоряжение изъять воинские регалии и отправить их в музей. Сейчас многое находится в собрании Эрмитажа.

Но очень многое все-таки сохранилось в этом соборе: иконы, росписи, замечательные фрески. Их создавали известные академики Александр Иванов, Василий Шебуев, Антон Виги, Федор Брюллов; они помогали Василию Стасову. Светильники, паникадила, некоторые подсвечники, резные аналои – все это сохранилось с дореволюционного времени. Убранство уцелело благодаря тому, что храм оставался действующим на протяжении всего XX столетия. Прихожане собора часто рассказывают, как здесь втайне крестили, кто-то вспоминает войну и своих родителей, которые, несмотря на страшный голод и испытания, приходили сюда и молились. Настоятель, опухший от голода, оставался ночевать прямо в соборе, потому что у него не было сил идти домой. В сквере, окружающем храм, устраивались огороды, а подвале храма было бомбоубежище, и во время обстрелов люди укрывались в нем. Собор пострадал от артобстрела, и в часах наружной башни храма реставраторы насчитали 32 отверстия от осколков.

В трудные времена гонений, когда храмы закрывались и взрывались, люди спасали иконы, прятали их или уносили в действующие храмы. В Спасо-Преображенский собор были перенесены многие иконы, – таким образом, здесь оказались очень значимые для нашей истории святыни. С левой стороны от иконостаса находится чудотворный образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Эта святыня оказалась здесь в 1932 году, и она связана с нашей историей. Наталья Алексеевна, сестра Петра I, привезла эту икону в молодую новую столицу. Известно, что Петр I молился перед этой святыней, брал ее с собой в Прутский поход. Наталья Алексеевна хранила ее в своем дворце, в домовой церкви. Туда спешили люди, чтобы поклониться святыне. Молились, прежде всего, о здравии, так как по молитвам перед образом происходило множество исцелений.

В XIX столетии на месте обветшавшего дворца Натальи Алексеевны был построен храм, освященный в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Храм сохранился до наших дней, он действующий, но в советское время, как и многие другие церкви, был закрыт. В 1932 году чудотворный образ оказался в Спасо-Преображенском соборе. Сегодня поклониться святыне идут многие паломники.

На аналое у правого клироса находится образ Спасителя «Спас Нерукотворный». Эта икона прежде хранилась в Домике Петра I (Первоначальный дворец Петра I, или Красные хоромы. – Прим. ред.). Дело в том, что она неразрывно связана с его судьбой, эту икону Петру подарила мать, Наталья Кирилловна Нарышкина, то есть это родительское благословение, с которым император не расставался на протяжении всей своей жизни. Он брал ее с собой во все походы, во все сражения до самой смерти. На смертном одре он повелел, чтобы образ поставили у его изголовья. Потом его дочь Елизавета распорядилась поместить этот образ в Домике Петра на Петроградской стороне. Там в столовой была устроена часовня в честь образа Спаса Нерукотворного, и со всего города народ шел поклониться святыне. В 1930 году часовню в Домике Петра закрыли. Икону, спасая, перенесли сначала в Троицкий храм на Стремянной улице, но в 1938 году и этот храм был закрыт, и икона оказалась в Спасо-Преображенском соборе.

Сегодня мы вспоминаем военное духовенство. Действительно, вместе с военными ходили полковые священники, брали с собой походные иконостасы, богослужебную утварь. В Спасо-Преображенском соборе тоже сохранился походный иконостас, на нем есть дарственная надпись, которая гласит: «Благословение лазарету от командира лейб-гвардии Преображенского полка Его Императорского Высочества Великого Князя Константина Константиновича, 1900 год». Великий князь, которого многие помнят как поэта, подписывал свои стихотворения «К. Р.». Он был другом Чайковского и десять лет был командиром Преображенского полка. В 1900 году он как раз заканчивал свое служение в этом полку.

Многие священники принимали участие в военных походах, и одним из таких батюшек был настоятель Спасо-Преображенского собора отец Василий Яковлевич Сицилийский. Его портрет сейчас находится в Историческом музее Москвы, среди героев войны 1812 года. Грудь священника украшают награды, этот батюшка многое пережил: как и другие священники, он мог с одной иконой в руках идти перед войском, перевязывал раны и оказывал самую разную помощь. Мирная жизнь тоже не была для него отдыхом, он продолжал помогать людям. Когда в 1824 году в Петербурге было наводнение, этот милосердный батюшка поселил в своей квартире 40 человек. В 1825 году, когда на Сенатской площади разыгрывались трагические события, отец Василий смог удержать Финляндский полк от восстания.

Были военные, которые оставляли свою блестящую карьеру и начинали духовный священнический путь, как это было с владыкой Серафимом (в миру – Леонид Михайлович Чичагов. – Прим. ред.), прославленным в лике святых. Он был внуком известного адмирала, исследователя Северного Ледовитого океана, у него были замечательные предки, и сам он шел по военной стезе. В 1875 году он поступил на службу в Преображенский полк, где отличился своей храбростью в русско-турецкой войне 1877–1978 годов. М.Д. Скобелев лично вручил ему именное оружие за храбрость при взятии Плевны. В 1881 году Леонид Михайлович Чичагов стал старостой Спасо-Преображенского собора и десять лет служил в храме, оставаясь при этом военным. В 1891 году он оставил военную карьеру и пошел по пути священника. Вскоре после того как овдовел, он принял монашеский постриг с именем Серафим. В 1928 году, став митрополитом Ленинградским, первое богослужение он совершил в этом соборе, как и последнее, перед тем как отправился на покой в 1933 году.

Мы с вами видели походный иконостас, но есть и другие святыни, связанные с домом Романовых, например «Царская икона», где изображены все небесные покровители семьи Николая II. Эта икона начала XX столетия. Еще одна святыня попала сюда в 1936 году. При закрытии Пантелеимоновской церкви сюда перенесли чудотворную икону святого великомученика Пантелеимона, написанную в XVIII веке. В этом образе чувствуется дух эпохи барокко.

Сегодня в Спасо-Преображенском соборе происходит каждодневное богослужение, причем этот храм славится красотой совершения службы. Здесь часто звучат песнопения на музыку П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, а раз в год в память о великом композиторе, который очень любил это собор, вся литургия исполняется на музыку П.И. Чайковского. Недаром говорят, что в Петербурге события теснятся в пространстве трех столетий, – так, приходя в один храм, мы ощущаем дух XVIII, XIX и XX веков. В этом соборе молились император, императрица, военные гвардейцы. Многие известные люди жили на Преображенской площади в этом районе и приходили сюда. И простые люди, те, кто пережил блокаду и гонения, тоже делятся своими воспоминаниями и трогательными рассказами об этом соборе.

– Наш рассказ о петербургском Спасо-Преображенском соборе завершен.

 

Автор передачи и ведущая Елена Чач
Записала Людмила Моисеева

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 07 мая: 13:15
  • Суббота, 11 мая: 06:15
  • Суббота, 11 мая: 16:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать