Хранители памяти. Музей истории Санкт-Петербургской епархии. Часть 2

5 июня 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы продолжаем рассказ из Музея истории Санкт-Петербургской епархии и начинаем подробнее знакомиться с материалами, представленными на стендах и витринах. В новом выпуске - о допетровской, петровской и елизаветинской эпохах на этой земле.

– Здравствуйте, дорогие телезрители! Мы находимся в Санкт-Петербурге. Некогда в этом помещении располагалась трапезная Александро-Невского монастыря. Сейчас здесь находится музей Санкт-Петербургской епархии. Открывает его такой экспонат, как старинная столовая утварь – память о трапезной. Об экспонатах епархиального музея в нашей сегодняшней передаче «Хранители памяти».

Ольга Ивановна Ходаковская, хранитель и экскурсовод Музея истории Санкт-Петербургской епархии:

– Мы находимся перед витриной допетровского времени, периода расцвета православия на Приневской земле и с XVII века – великого разорения, которое принесло шведское владычество. На этом стенде вы можете увидеть перечень более пятидесяти монастырей, находившихся на этой земле, карту погостов (то есть православных центров), перечень святых, которые почитались на территории будущей Санкт-Петербургской епархии в допетровское время, почитаемые иконы, например Тихвинскую икону Божьей Матери.

Очень трудно найти экспонаты допетровского времени, тем не менее, благодаря дару митрополита Варсонофия, у нас есть очень редкий большой мощевик «Новгород Великий», предположительно XVII века, и другие мощевики, меньшие по размерам, но также относящиеся к допетровской Руси. Представленные иконы, хотя и являются списками XIX века, но эти святые и виды этих икон широко почитались в допетровское время. На стенде одеяния духовенства той эпохи. В уголке витрины страницы из рукописной Псалтири, дар людей, которые помогали нам в устроении музея.

Стенд, посвященный петровскому периоду. Великие преобразования Петра, конечно, не могли не коснуться и Церкви. Хотя территория Петербурга и всего Приневья продолжала оставаться под омофором новгородских митрополитов, любимый сподвижник Петра I по церковным делам архимандрит Феодосий лишь формально подчинялся новгородскому митрополиту и фактически управлял церковной жизнью молодого Петербурга и его окрестностей.  На этом стенде представлено изображение Феодосия, а также один из текстов его доношений Петру I с резолюцией самого Петра. Здесь же находится очень редкое издание раннего петровского времени – книга житий святых, изданная в царствование государей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича в 1691 году. Это подлинное издание, которое дает нам прикоснуться к тому времени.

Любимый образ Петра I – «Спас Нерукотворный». В XVIII веке, при Елизавете Петровне он был помещен в особую часовню в ставшем мемориальным Летнем домике Петра I. Вплоть до революционных событий это было место постоянного паломничества. На витрине можно увидеть икону – повторение петровского «Спаса Нерукотворного» – выполненную в так называемой технике жако, то есть на цинке. Такие иконы продавались в лавке при Летнем домике Петра I, одна из них украсила нашу витрину.

Мы находимся около стенда, посвященного первой трети и середине XVIII века – периоду царствований Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Эти царствования были отмечены значительными событиями. При Анне Иоанновне завершилось строительство Петропавловского собора Петропавловской крепости в том виде, в котором он пребывает и сейчас. Именно при Анне Иоанновне были завершены и освящены церковь Симеона и Анны, Пантелеимоновская и Сампсониевская церкви.

Но самое главное содержание этой эпохи, конечно, связано с царствованием Елизаветы Петровны. Именно она учредила Санкт-Петербургскую епархию. Если при Петре, в 1722 году территория Петербурга и прилегающих областей стала так называемой синодальной областью, то есть подчинялись непосредственно Синоду и специальному духовному управлению при нем, то Елизавета Петровна, едва взойдя на престол, издала указ о создании самостоятельной Санкт-Петербургской епархии с назначением сюда своего архиерея.

Царствование Елизаветы Петровны в нашем музее отмечено очень интересными изображениями шведского художника Дальстейна, который прибыл в Петербург в 1750 году и делал зарисовки всех типов, в том числе оставил серию портретов петербургского духовенства.

Эта эпоха отмечена так называемым елизаветинским барокко, в этом стиле велось и строительство петербургских храмов. Наиболее яркий, можно сказать, выдающийся образец елизаветинского барокко – это, конечно, собор Владимирской иконы Божьей Матери на Владимирской площади. В начале XIX века к нему была сделана пристройка в классическом стиле, и это разрушило единство образа елизаветинской эпохи. Здесь можно увидеть изображение этой церкви до пристройки ­– это елизаветинское барокко в чистом виде.

На этой витрине мы также рассказываем о строителе этого храма, человеке с удивительной судьбой. По нашим предположениям, в том же 1755 году, когда Ксения Петербургская выбрала путь юродства,  этот священник, которого звали Иоанн Кириков, так же пребывая в глубокой скорби от потери во время оспяного поветрия глубоко любимой супруги, тоже бездетный, пошел другим путем – он стал строить этот величественный храм вместо маленького деревянного храма Владимирской иконы Божьей Матери, стоявшего на этом месте.  И построил его.

Священник Иоанн Кириков неоднократно ездил в Москву, собирал пожертвования, все силы своей одинокой души отдавал строительству этой церкви. И в 1768 году она была освящена.  А он продолжал жить в небольшом домике около этого храма, и одной глухой осенней ночью 1770 года туда нагрянули разбойники, полагая, что у него собраны немалые деньги, поскольку храм был очень богато украшен. Они требовали от священника денег, издевались над ним, искололи, замучили его до смерти и нашли только 40 копеек. Вот здесь на витрине можно увидеть рапорт благочинного и рапорт брата отца Иоанна, протопопа Петра Кирикова, в консисторию с сообщением об этом событии.

Эпоха Анны Иоанновны отмечена подлинником указа, который нам передали из частной коллекции. Это направленный из Петербурга во все епархии циркуляр о запрещении брать дополнительную мзду за венчание помимо той, которая назначена. Можно ознакомиться с этим циркуляром: он напечатан и довольно легко читается. Здесь же представлена богослужебная книга, изданная в елизаветинское время.

(Продолжение следует).

Ведущая Елена Чач, кандидат исторических наук

Записал Игорь Лунев

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать