Хранители памяти. Экспозиция Ризницы Троице-Сергиевой лавры. Часть 2

5 мая 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В этом выпуске мы продолжаем рассказ с постоянной экспозиции Ризницы Троице-Сергиевой лавры о представленных здесь древнейших экспонатах. О келейных иконах преподобного Сергия, византийских камеях XI века и многом другом рассказывает заведующая отделом "Художественная культура Троице-Сергиева монастыря XIV-XVII вв." Сергиево-Посадского музея-заповедника Галина Павловна Черкашина.

– Христос воскресе, дорогие телезрители, в эфире передача «Хранители памяти». Сегодня мы снова отправимся в «Ризницу Троице-Сергиевой лавры» и продолжим знакомство с одними из древнейших предметов, представленных в ее постоянной экспозиции.

Галина Павловна Черкашина, заведующая отделом «Художественная культура Троице-Сергиева монастыря XIVXVII веков»:

– С преподобным Сергием связаны две келейные иконы: с изображением Богоматери «Одигитрия» и с изображением святителя Николая. Во всех монастырских документах они числятся как «моления преподобного Сергия Радонежского». Считается, что эти иконы находились в келье преподобного Сергия и перед ними он совершал свои ежедневные моления.

Икона с образом святителя Николая Чудотворца предположительно выполнена ростовским мастером, и на основании этого исследователи предполагают, что ею преподобного Сергия благословили родители. Как известно, преподобный Сергий родился в ростовских землях. На земли Радонежского княжества его родители переселились позже, после его рождения, когда он был ребенком.

В сюжете «Явление Богоматери преподобному Сергию» изображается келья преподобного, а там – две иконы: Богородицы и святителя Николая. То есть это парные иконы. Наверное, существовала какая-то традиция.

Образ Богородицы был одним из самых распространенных, иконы Богородицы присутствовали, вероятно, в каждом доме. Они встречались даже чаще, чем иконы Спасителя.

О распространении культа Богородицы свидетельствует и состав коллекции находящихся у нас икон. У нас преобладает именно изображение Богородицы. Изображение Спасителя встречается почему-то гораздо реже. Образов святых тоже немного. Это даже становится проблемой нашей выставочной деятельности. Нужно продемонстрировать разнообразие иконографических и сюжетных моментов, а у нас – иконы Богородицы, пусть даже это очень хорошее собрание, включающее в себя разные изводы.

Каким образом сюда попадали иконы? Маленькие пядничные (пядница – это размер в пядь) иконки, которые у нас выставлены во всех залах, не были нужны монастырю. Это предметы личного благочестия. Они находились в домах, а не в храмах. После смерти человека, по его завещанию, родовые иконы, особенно если не было наследников, часто передавали в монастыри и храмы. Надо сказать, что иконы преподобного Сергия – это тоже пядничные иконы.

Также существовала традиция хоронить людей на монастырской земле, причем не только в Троицком монастыре, но и в других обителях. Монастыри в Средневековье являлись одними из основных мест захоронения. И когда человека хоронили, привозили родовую реликвию – семейную икону. Эти иконы размещали в Троицком соборе на стенах, на столбах, между основными ярусами в иконостасе. Святой покровитель определенного человека как бы соучаствовал в общем молении, в общем предстоянии внутри Троицкого собора, где молились монахи в присутствии самых разных святых. Перед нами идея соборности, идея соединения всех и вся в молитве о спасении души умершего человека. Вещи и иконы привозили для того, чтобы об усопших помнили и молились о них.

Здесь, в подстольях (так мы называем горизонтальные витрины), у нас выставлены предметы личного благочестия, «церковная пластика малых форм», как называем их мы. Это небольшие наперсные (нагрудные) крестики, ковчеги и иконки. Их могли носить самые разные люди, материал зависел от достатка и возможностей. Были деревянные вещи, но они исчезли и до нас не дошли. Серебряные и золотые предметы сохранились благодаря долговечности материалов и более бережному отношению: их хранили и передавали из поколения в поколение. Эти иконки также поступали сюда как вклады от частных лиц, и их, как правило, подвешивали к чудотворным иконам. Они хранились в Троицком соборе до XVIII века, пока не возникли новые представления о красоте.

Что такое Средневековье? Это культура, которая была по своей сути всеядной, потому что было очень мало вещей и очень мало знаний. Все, что приходило, существовало совместно в одном пространстве, все накапливалось в одном месте. А XVIII век – это уже Новое время, когда стали возникать представления о стилях и эстетике. Люди начали задумываться о том, какие вещи могут находиться рядом, а какие не могут. Появились идеи, что слишком много вещей – это нехорошо. Вслед за этими идеями неизбежно стала появляться схематизация и структуризация.

В XVIII веке все эти панагийки убрали от икон и перенесли в ризницу. С маленькими пядничными иконами и со всеми остальными предметами, которые не являлись частью системного оформления храма, а являлись предметами личного благочестия, поступили так же. Были оставлены храмовые и настолпные иконы, а также все, что использовалось для богослужения и для оформления храма. На смену духовности XVII века приходит системность и красота. В XVIII веке происходит переориентация: если раньше люди вкладывали вещи с молением и для них было важно, что их вещи находятся в этом молитвенном пространстве, то теперь все эти предметы хранятся уже как факт истории, а не как необходимая часть совместного моления.

Среди пластики малых форм у нас есть очень интересные русские и византийские вещи. Среди византийских вещей представлены две камеи, которые датируются XI веком. Это произведения, благодаря которым мы нашу экспозицию называем «Реликвии и сокровища Троице-Сергиева монастыря XI–XVII веков». Камеи существовали не сами по себе, а декорировали предметы церковного назначения. Одна камея украшала панагию, которую в Троице-Сергиев монастырь вложил сын Бориса Годунова Федор Борисович. Вторая камея украшала покров, который отдал в монастырь в XIX веке Николай II. Но сами они XI века – византийские, что является большой редкостью. К слову, в XI веке был расцвет резьбы по драгоценным камням.

Византийские камеи ценились во всем мире, их коллекционировали и распространяли. Наша небольшая коллекция византийских камей включает в себя предметы и XI, и XIII, и XVII века. Также есть камеи, изготовленные русскими мастерами (в рамках XVII века). Есть такие предметы, изготовленные уже в Новое время.

Жемчужная епитрахиль, которая выставлена в этом зале, по времени как бы не совпадает с другими предметами в витрине. Жемчужное шитье и большие дробнички датируются XVII веком. И сама вещь в целом сделана в XVII столетии. Но на самом деле декорированные жемчугом вещи существовали и в XV веке, просто они не дошли до наших дней из-за хрупкости тканей.

А вот на этой епитрахили XVII века находятся маленькие круглые дробнички, которые, может быть, самые незаметные в этой вещи, но самые любопытные. Они датируются первой четвертью XV века. Их украшает черная эмаль с изображениями апостолов, евангелистов. Эти дробнички могли украшать вещь, принадлежавшую преподобному Никону Радонежскому.

– Дорогие телезрители, мы еще продолжим знакомство с постоянной экспозицией «Ризницы Троице-Сергиевой лавры», а сегодня время нашего эфира подошло к концу. Всего вам доброго, до свидания.

Ведущая Елена Чач

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать