Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Галина Павловна Черкашина, заведующая отделом «Художественная культура Троице-Сергиева монастыря XIV–XVII веков»:
– С преподобным Сергием связаны две келейные иконы: с изображением Богоматери «Одигитрия» и с изображением святителя Николая. Во всех монастырских документах они числятся как «моления преподобного Сергия Радонежского». Считается, что эти иконы находились в келье преподобного Сергия и перед ними он совершал свои ежедневные моления.
Икона с образом святителя Николая Чудотворца предположительно выполнена ростовским мастером, и на основании этого исследователи предполагают, что ею преподобного Сергия благословили родители. Как известно, преподобный Сергий родился в ростовских землях. На земли Радонежского княжества его родители переселились позже, после его рождения, когда он был ребенком.
В сюжете «Явление Богоматери преподобному Сергию» изображается келья преподобного, а там – две иконы: Богородицы и святителя Николая. То есть это парные иконы. Наверное, существовала какая-то традиция.
Образ Богородицы был одним из самых распространенных, иконы Богородицы присутствовали, вероятно, в каждом доме. Они встречались даже чаще, чем иконы Спасителя.
О распространении культа Богородицы свидетельствует и состав коллекции находящихся у нас икон. У нас преобладает именно изображение Богородицы. Изображение Спасителя встречается почему-то гораздо реже. Образов святых тоже немного. Это даже становится проблемой нашей выставочной деятельности. Нужно продемонстрировать разнообразие иконографических и сюжетных моментов, а у нас – иконы Богородицы, пусть даже это очень хорошее собрание, включающее в себя разные изводы.
Каким образом сюда попадали иконы? Маленькие пядничные (пядница – это размер в пядь) иконки, которые у нас выставлены во всех залах, не были нужны монастырю. Это предметы личного благочестия. Они находились в домах, а не в храмах. После смерти человека, по его завещанию, родовые иконы, особенно если не было наследников, часто передавали в монастыри и храмы. Надо сказать, что иконы преподобного Сергия – это тоже пядничные иконы.
Также существовала традиция хоронить людей на монастырской земле, причем не только в Троицком монастыре, но и в других обителях. Монастыри в Средневековье являлись одними из основных мест захоронения. И когда человека хоронили, привозили родовую реликвию – семейную икону. Эти иконы размещали в Троицком соборе на стенах, на столбах, между основными ярусами в иконостасе. Святой покровитель определенного человека как бы соучаствовал в общем молении, в общем предстоянии внутри Троицкого собора, где молились монахи в присутствии самых разных святых. Перед нами идея соборности, идея соединения всех и вся в молитве о спасении души умершего человека. Вещи и иконы привозили для того, чтобы об усопших помнили и молились о них.
Здесь, в подстольях (так мы называем горизонтальные витрины), у нас выставлены предметы личного благочестия, «церковная пластика малых форм», как называем их мы. Это небольшие наперсные (нагрудные) крестики, ковчеги и иконки. Их могли носить самые разные люди, материал зависел от достатка и возможностей. Были деревянные вещи, но они исчезли и до нас не дошли. Серебряные и золотые предметы сохранились благодаря долговечности материалов и более бережному отношению: их хранили и передавали из поколения в поколение. Эти иконки также поступали сюда как вклады от частных лиц, и их, как правило, подвешивали к чудотворным иконам. Они хранились в Троицком соборе до XVIII века, пока не возникли новые представления о красоте.
Что такое Средневековье? Это культура, которая была по своей сути всеядной, потому что было очень мало вещей и очень мало знаний. Все, что приходило, существовало совместно в одном пространстве, все накапливалось в одном месте. А XVIII век – это уже Новое время, когда стали возникать представления о стилях и эстетике. Люди начали задумываться о том, какие вещи могут находиться рядом, а какие не могут. Появились идеи, что слишком много вещей – это нехорошо. Вслед за этими идеями неизбежно стала появляться схематизация и структуризация.
В XVIII веке все эти панагийки убрали от икон и перенесли в ризницу. С маленькими пядничными иконами и со всеми остальными предметами, которые не являлись частью системного оформления храма, а являлись предметами личного благочестия, поступили так же. Были оставлены храмовые и настолпные иконы, а также все, что использовалось для богослужения и для оформления храма. На смену духовности XVII века приходит системность и красота. В XVIII веке происходит переориентация: если раньше люди вкладывали вещи с молением и для них было важно, что их вещи находятся в этом молитвенном пространстве, то теперь все эти предметы хранятся уже как факт истории, а не как необходимая часть совместного моления.
Среди пластики малых форм у нас есть очень интересные русские и византийские вещи. Среди византийских вещей представлены две камеи, которые датируются XI веком. Это произведения, благодаря которым мы нашу экспозицию называем «Реликвии и сокровища Троице-Сергиева монастыря XI–XVII веков». Камеи существовали не сами по себе, а декорировали предметы церковного назначения. Одна камея украшала панагию, которую в Троице-Сергиев монастырь вложил сын Бориса Годунова Федор Борисович. Вторая камея украшала покров, который отдал в монастырь в XIX веке Николай II. Но сами они XI века – византийские, что является большой редкостью. К слову, в XI веке был расцвет резьбы по драгоценным камням.
Византийские камеи ценились во всем мире, их коллекционировали и распространяли. Наша небольшая коллекция византийских камей включает в себя предметы и XI, и XIII, и XVII века. Также есть камеи, изготовленные русскими мастерами (в рамках XVII века). Есть такие предметы, изготовленные уже в Новое время.
Жемчужная епитрахиль, которая выставлена в этом зале, по времени как бы не совпадает с другими предметами в витрине. Жемчужное шитье и большие дробнички датируются XVII веком. И сама вещь в целом сделана в XVII столетии. Но на самом деле декорированные жемчугом вещи существовали и в XV веке, просто они не дошли до наших дней из-за хрупкости тканей.
А вот на этой епитрахили XVII века находятся маленькие круглые дробнички, которые, может быть, самые незаметные в этой вещи, но самые любопытные. Они датируются первой четвертью XV века. Их украшает черная эмаль с изображениями апостолов, евангелистов. Эти дробнички могли украшать вещь, принадлежавшую преподобному Никону Радонежскому.
– Дорогие телезрители, мы еще продолжим знакомство с постоянной экспозицией «Ризницы Троице-Сергиевой лавры», а сегодня время нашего эфира подошло к концу. Всего вам доброго, до свидания.
Ведущая Елена Чач
Записала Елена Кузоро
Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!