Хранители памяти. Образы Иерусалима

3 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В дни Светлой седмицы, славя Воскресшего Господа, мы вспоминаем о древнем городе Иерусалиме, где произошло воскресение Христово. И в новом выпуске программы поговорим о том, какие образы Святой Земли, Иерусалима и Храма Гроба Господня создавали христиане в своих родных, далеких от Палестины странах, какое место Иерусалим занимал до ХХ века в русском православном сознании и как появился в Подмосковье Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь.

– Из века в век сотни людей стремились встретить светлый праздник Пасхи в Иерусалиме. И из века в век многие люди пытались создать образ Иерусалима на своей земле. О таких Иерусалимах – больших и маленьких, известных и не очень – в нашей сегодняшней передаче «Хранители памяти».

Палестина, называемая Святой Землей, обычно помещалась в центре мироздания. Так, в русских народных стихах о Голубиной книге мать всем городам – Иерусалим, мать всем рекам – Иордан, мать всем горам – гора Фавор. Иерусалим – «начальный град», который находится в центре земли. И еще в середине XIX века русские паломники стремились в этот Святой город, ожидая увидеть там «висящий на воздухе» Гроб Господень, Юдоль плачевную и другие чудеса, описанные в апокрифических преданиях.

Путешествие в Иерусалим в древности было трудным и опасным предприятием. И паломники-христиане, сумевшие не только добраться до Святого города, но и благополучно вернуться домой, привозили с собой в родные страны различные памятные святыни, среди которых были и изображения Иерусалима, его святых мест, особенно Храма Гроба Господня.

Леонид Андреевич Беляев, заведующий отделом археологии Московской Руси Института археологии РАН, доктор исторических наук:

– Храм Гроба Господня (и особенно сам Гроб Господень), Кувуклию, в Европе воспроизводили давно. В период раннего средневековья уже известны переносные модели, вырубленные из камня. Изобразительные версии – очень примитивные, но они существовали. Достаточно было использовать меру храма каким-то образом (чтобы он был определенной длины и круглый), и памятник воспринимался как некий прообраз святыни. Параллельно формировались знания о Святой Земле. Конечно, изначально они были довольно подробные, но детали отличались своеобразием. После крестоносцев в Иерусалиме остались западноевропейские монашеские братства, особенно францисканцев, которые зацепились за Святую Землю и устроили там свою миссию, называющуюся «Кустодия Святой Земли» («Стражи Святой Земли»).

Они принимали паломников, помогали им обустроиться, водили их по этим святыням, устраивали хождения по Святой Земле. Конечно, прежде всего в Храм Гроба Господня. С конца XIV века они стали описывать и воспроизводить Святую Землю. Это было нужно еще вот для чего: когда Святая Земля оказалась потеряна для крестоносцев, в Европе все равно сохранялась тяга к посещению святых мест, и не всякий мог себе позволить во враждебном мусульманском окружении путешествовать через море и т.д. Люди, которые хотели посетить Гроб Господень, нашли выход (то есть Католическая Церковь нашла выход): они стали создавать Святую Землю у себя в Европе, воспроизводить ее топографию. Поскольку в католицизме не было никакого предубеждения против трехмерной скульптуры и изображений, то стали возникать скульптурные группы, роспись и всевозможные демонстрационные, выставочные площадки.

С конца XV века и весь XVI век в Европе формируется система святых гор, Голгоф (в Восточной Европе они назывались кальварии). Это такие тематические парки, где рассеяно много мест поклонений, как и в Палестине. Как правило, они не связаны с топографией священной Палестины, но связаны с топографией самого Иерусалима и Храма Гроба Господня. Это сложные, хорошо организованные системы, они однообразны и следуют той системе святых мест, которым поклоняются в Иерусалиме. К тому времени они были сформированы францисканцами и другими монахами. Паломникам показывали разные места. Также существовала каноническая система и другие, более сложные системы.

К концу XVII века Европа наполнилась кальвариями, их стало довольно много. Человек, который совершал к ним путешествия, читал нужное количество молитв, участвовал в литургике, получал отпущение грехов – как если бы он пропутешествовал в Святую Землю. Естественно, для католиков это было очень выгодно и удобно.

В течение XVI – первой половине XVII века выходили всевозможные книги, которые описывали Иерусалим, появлялись всевозможные карты Иерусалима. Среди них был очень популярен план города Иерусалима со всеми святыми местами некоего Адрихома, хотя в самой Палестине он никогда не был и пользовался только текстами, документами, рассказами и т.д. Его карта была невероятно популярна, красива и очень подробна. А его книгой о святых местах путешественники пользовались до XIX века, потому что там очень хорошая библиография, а также историографическая часть невероятно подробная и выверенная.

Более продвинутым и точным был труд Бернардо Амико, потому что на рубеже XVI – XVII веков он издал чертежи Храма Гроба Господня и других святынь Палестины. Он начертил точный план с масштабом в разрезе, нарисовал перспективные изображения интерьера Храма Гроба Господня. Получилась книжка с монтированными (вклеенными) в нее гравюрами, среди которых была специальная гравюра, посвященная Кувуклии, часовне Гроба Господня. На ней было написано: «Этот чертеж позволит вам построить собственный Гроб Господень без больших затрат, в удобных для вас материалах». То есть это являлось неким приложением, если хотите, самоучителем, как построить Гроб Господень.

– Вероятно, данные европейские источники уже были в XVII веке у патриарха Московского и всея Руси Никона, который строил с учетом содержащихся в них сведений Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря.

Новый Иерусалим – детище патриарха Никона, Русская Палестина, созданная им недалеко от Москвы. Монастырь, задуманный как икона Святой Земли, отличался от европейских кальварий тем, что ему, по мысли патриарха Никона, как всякой иконе, должна была передаться святость первообраза, полнота благодати Святой Земли. Это был именно перенос Святой Земли в Россию, а не просто архитектурное сооружение, напоминающее о евангельских событиях.

Игумен Феофилакт (Безукладников), наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря:

– Патриарх Никон решил здесь определить Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь для того, чтобы люди, которые не могут поехать на Святую Землю, могли бы сюда прийти и поклониться основным святыням не только христианства, но и вообще всего человечества. Для них он создает целую святую обитель. Здесь он проводит для каждого из нас определенную богословскую мысль, говорит: «Есть один Крест, освященный кровью Христовой, но если священники и епископы освящают и множество других крестов, окропляют их святой водой, кадят фимиамом, читают над ними молитвы, то эти кресты тоже становятся святыми, они нас тоже спасают и сохраняют».

То же самое касается и многих чудотворных икон. У нас есть великие чудотворные святыни, но когда с них делают списки (копии), освящают священнослужители определенным чином, то после этого каждая иконочка тоже становится источником Божественной благодати. Паломники поклонялись здесь святой горе Голгофе с Животворящим Крестом Господним, Камню Помазания, Гробу Господню и получали здесь ту же самую благодать, которую они могли бы получить на Святой Земле.

– Грандиозный архитектурный ансамбль Нового Иерусалима уникален. И многие русские православные люди, не имеющие возможности поехать в подлинный Иерусалим, могут посетить эту обитель в Подмосковье и поклониться ее святыням, напоминающим о крестных страданиях и воскресении Господа Нашего Иисуса Христа.

В этом году для всех жителей и гостей столицы в самом центре было сооружено еще одно напоминание об этих событиях. В сквере у Большого театра появились причудливые архитектурные сооружения, зеленые пальмы, раскрашенные фигуры, а также – живая белая ослица, на которой могут прокатиться маленькие дети. Площадка «Город мира» не просто яркая бутафория, развлечение для гуляющих, но напоминание о библейском Иерусалиме, городе, где пострадал Господь Наш Иисус Христос. О событиях Страстной седмицы напоминают надписи и изображения, повторяющие те, что можно увидеть на Крестном пути – на улице Виа Долороза в настоящем Иерусалиме.

Ольга Юрьевна Вейн, посетительница площадки «Город мира»:

– Здесь интересно походить, посмотреть на это и взрослым, и детям. Все так составлено, что можно наблюдать какие-то библейские сюжеты, видеть в этом наши ценности православные, христианские. Это, безусловно, радует.

– Пройдя в глубь библейского города, ближе к Большому театру, мы оказались возле выставки, посвященной Русской Палестине и архимандриту Антонину (Капустину). Здесь представлены различные архивные документы, фотографии и иные материалы, связанные с русским присутствием на Святой Земле.

Архимандрит Антонин (Капустин), будучи начальником русской Духовной миссии в Палестине, приобрел для Русской Церкви более десяти земельных участков, на которых его попечением строились храмы, паломнические приюты и школы.

На выставке можно увидеть информацию о самом архимандрите Антонине (Капустине), энергичном и разностороннем человеке, даже представлен написанный им лик Спасителя в терновом венце. Также здесь можно познакомиться с фотографиями и документами, связанными с русским паломничеством в Палестину, материалами по созданию и деятельности Императорского православного палестинского общества, в частности можно узнать об организованных обществом школах для палестинских детей.

Примечательно, что все эти материалы представлены для предельно широкой аудитории, возможно никогда не слышавшей имени архимандрита Антонина (Капустина), для всех посетителей площадки «Город мира» фестиваля «Московская весна», вход на которую абсолютно свободный.

 

Автор передачи и ведущая Елена Чач
Записала Людмила Моисеева

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 07 мая: 13:15
  • Суббота, 11 мая: 06:15
  • Суббота, 11 мая: 16:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать